Код: 150700.62СПбГПУ

 

 

 

Содержание

 

1.

Область применения

2.

Используемые сокращения

3.

Характеристика направления подготовки

4.

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

5.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

6.

Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

7.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

 

7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ

 

7.2. Требования к организации учебной и производственных практик

 

7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса

 

7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

 

7.5. Финансовое обеспечение учебного процесса

 

7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

8.

Оценка качества освоения основных образовательных программ

9.

Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке образовательного стандарта

 

Список согласований

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Настоящий образовательный стандарт высшего профессионального образования (ОСВ ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ  подготовки бакалавров по направлению подготовки 150700 – «Машиностроение» Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (СПбГПУ), имеющим государственную аккредитацию.

 

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ по настоящему стандарту СПбГПУ имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

1.3. Нормативно-правовую базу разработки образовательного стандарта СПбГПУ направления подготовки бакалавров 150700 – «Машиностроение» составляют:

 

  •  федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);
  •  «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;
  • нормативно-методические документы Минобрнауки России;
  •  «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 150700 – «Машиностроение» высшего профессионального  образования (ВПО)», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2009 г. № 538;
  •  «Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 150700 – «Машиностроение», утверждённая УМО по университетскому политехническому образованию (на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана;
  • Устав ФГБОУ ВПО «СПбГПУ».

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

 

ВПО –

высшее профессиональное образование;

ООП –

основная образовательная программа;

ОК –

общекультурные компетенции;

ПК –

профессиональные компетенции;

ППК –

профильные профессиональные компетенции;

СПК –

системные профессиональные компетенции;

УЦ ООП –

учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО –

федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования.

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ


Нормативный срок, общая трудоёмкость освоения основных образовательных программ (в зачётных единицах)[1] для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Срок, трудоёмкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

 

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоёмкость (в зачётных единицах)

код в соответствии с принятой классификацией ООП

наименование

ООП

бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240[2]

 

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения Учёного совета СПбГПУ.

 

При обучении студентов по сокращённым и ускоренным образовательным программам, а также по программам, реализующим образовательные маршруты непрерывного профессионального образования срок освоения ООП бакалавриата может быть сокращён, но не более чем на 1 год.

 

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ


4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции машиностроения и основанной на применении современных методов и средств проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования технологических процессов.

 

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

– производственные и технологические процессы машиностроения, их проектирование и освоение новых технологий;

– продукция машиностроительного производства, технологическое оборудование и инструментальная техника;

– средства механизации и автоматизации технологических процессов машиностроения;

– средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения заданного качества выпускаемых изделий;

– нормативно-техническая и нормативно-технологическая документация, системы стандартизации и сертификации;

– методы и средства испытаний и контроля качества изделий машиностроения.

 

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 150700 – «Машиностроение» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

– проектно-технологическая;

– проектно-конструкторская;

– организационно-управленческая;

– производственно-технологическая;

– научно-исследовательская.

Преимущественными видами профессиональной деятельности бакалавра направления, для выполнения которых осуществляется подготовка в СПбГПУ, являются проектно-технологический и проектно-конструк-торский виды деятельности.

 

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 150700 – «Машиностроение» должен уметь решать профессиональные задачи следующего перечня:

 

при выполнении проектно-технологической деятельности:


– проектирование технологических процессов изготовления деталей средней сложности с использованием технологических методов обработки различных групп и сборки изделий,

– модернизация действующих технологических процессов,

– сбор и анализ исходных данных для проектирования и модернизации технологических процессов,

– выполнение технологических расчётов по подготовке производства и наладке оборудования, выбор режимов обработки и нормирование технологических процессов,

– разработка проектной технологической документации,

– проведение технологической отработки конструкторской документации, разработка системы контроля и выбора измерительных инструментов для изготовления изделия,

– проведение технико-экономического обоснования проектно-технологических решений;

 

при выполнении проектно-конструкторской деятельности:


– сбор и анализ исходных данных для проектирования изделий машиностроения; расчёт и проектирование деталей и узлов машиностроительных изделий в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования,

– разработка рабочей проектной и технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ,

– проведение контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам,

– проведение технико-экономического обоснования проектно-конструкторских решений;

 

при выполнении организационно-управленческой деятельности:


– организация работы малых коллективов исполнителей,

– составление организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, смет, планов, заявок на материалы и оборудование) и подготовку отчётности по установленным формам,

– проведение анализа и оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализ результатов деятельности производственных подразделений,

– подготовка исходных данных для выбора и экономического обоснования научно-технических и организационных решений,

– выполнение работ по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов,

– разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений,

– планирование работы персонала и фондов оплаты труда,

– подготовка документации для создания системы менеджмента качества на предприятии,

– проведение организационно-плановых расчётов по созданию или реорганизации производственных участков,

 

при выполнении производственно-технологической деятельности:


– контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении изделий,

– организация рабочих мест, их технического оснащения с размещением технологического оборудования,

– организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции,

– участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции,

– подготовка технической документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках,

– контроль соблюдения экологической безопасности проведения работ,

– составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний,

– составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на его ремонт;

 

при выполнении научно-исследовательской деятельности:


– изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области машиностроительного производства,

– математическое моделирование процессов, оборудования и производственных объектов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования и проведения исследований,

– проведение экспериментов по заданным методикам, обработка и анализ результатов,

– проведение технических измерений, составление описаний проводимых исследований,

– подготовка данных для составления научных обзоров и публикаций,

– участие в работах по составлению научных отчётов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения,

– организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.

 

4.5. Перечень базовых профилей основных образовательных программ бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 150700 – «Машиностроение» включает следующие профили:

 

Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств;

Машины и технология обработки металлов давлением;

Оборудование и технология сварочного производства;

Машины и технология литейного производства;

Оборудование и технология повышения износостойкости и  восстановление деталей машин и аппаратов;

Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов;

Реновация  средств и объектов материального производства в машиностроении.

 

4.6. Аннотированный перечень профилей основных образовательных программ бакалавриата направления подготовки 150700 – «Машиностроение», реализуемых на основе данного ОСВ СПбГПУ.

 

150700.62.01 – Электрофизические и электрохимические    технологии в машиностроении


Требования к результатам обучения. Способность разрабатывать технологические процессы механосборочного производства с использованием современных высокоэффективных электрофизических и электрохимических технологий, и проектировать технологическую оснастку с применением современных информационных технологий и средств автоматизации.

 

Способность самостоятельно освоить сферы деятельности бакалавров, подготовленных по профилям подготовки, указанным в ПООП ФГОС ВПО направления подготовки 150700 – «Машиностроение», и профилям ОСВ СПбГПУ.

Содержание обучения. Физико-химические основы механических, электрофизических и электрохимических технологических методов обработки заготовок, оборудование, инструмент и технологическая оснастка, используемые при их реализации. Технико-экономические параметры электроэрозионных, химических, электрохимических, электроннолучевых, лазерных, плазменных, плазменно-механических, ионно-вакуумных, ультразвуковых, магнитно-абразивных технологий; режимы, точность и качество обработки, производительность процессов и себестоимость изготовления изделий.

 

Основы проектирования технологических процессов механосборочного производства с использованием технологических методов и процессов электрофизической и электрохимической групп, типовые технологические процессы изготовления изделий машиностроения.

 

Выпускающая кафедра. Технология конструкционных материалов и материаловедение.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА


Требования к результатам освоения ООП бакалавриата представляются в виде компетенций. Для каждой компетенции устанавливается требуемый уровень освоения и присваивается определенный код. Предусматривается использование следующих уровней освоения компетенций:

1 уровень (первичное умение) – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой);

2 уровень (репродуктивное умение) – самостоятельное выполнение по памяти типового действия;

3 уровень (продуктивное умение) – продуктивное действие, т. е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации, на основе изученных ранее типовых действий и выполнение деятельности;

4 уровень (творческое умение) – творческое применение знаний в решении нестандартных профессиональных задач.

 

Компетенции бакалавра направления 150700 – «Машиностроение» включают:[3]

 

– общекультурные компетенции (ОК);

‑ профессиональные компетенции (ПК), в том числе:

общепрофессиональные компетенции (ОПК), являющимися общими для всех профилей бакаклавриата направления подготовки,

профильные профессиональные компетенции (ППК),

системные профессиональные компетенции (СПК).

 

Профильные профессиональные компетенции (ППК) дополняют перечень общепрофессиональных компетенций и характеризуют их специфику для соответствующего профиля подготовки бакалавров направления подготовки 150700 – «Машиностроение».

 

Системные профессиональные компетенции должны характеризовать интегративные способности бакалавров данного направления подготовки, формирующиеся на компетенциях групп ОК, ОПК и ППК. Их число не должно превышать 10 единиц и охватывает все компетенции групп ОК, ОПК и ППК.

 

При кодировании компетенции принят следующий порядок индексов кода:

– названия группы компетенций пишутся сокращённо заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию в рамках каждого блока компетенций;

– порядковый номер компетенции даётся арабскими цифрами;

– уровень усвоения компетенции ставится через точку после порядкового номера компетенции.

Например, компетенция ПК–7.3.

 

5.1. Выпускник направления подготовки 150700 – «Машиностроение» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):


– владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК–1.2);

– способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК–2.3);

– готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность  к поддержанию партнерских отношений (ОК–3.3);

– умение общаться с другими людьми с учётом прав и обязанностей гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться (ОК–4.3);

– способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК–5.3);

– способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК–6.3);

– способность самостоятельно приобретать новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК–7.4);

– способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК–8.3);

– способность с помощью коллег критически оценивать свои достоинства и недостатки и делать необходимые выводы (ОК–9.3);

– способность целенаправленно применять базовые знания в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК–10.2);

– умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–11.3);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК–12.3);

– обладание навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК–13.4);

– знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий с использованием традиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–14.3);

– свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК–15.3);

– способность социального и бытового общения на одном из иностранных языков (ОК–16.3);

– способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК–17.2);

– обладание профессионально значимыми качествами личности:

– системное мышление;

– критическое и творческое мышление;

– конструктивное мышление;

– самостоятельность в принятии решений;

– профессиональная мобильность;

– коммуникабельность;

– активность;

– способность к обучению;

– любознательность;

– требовательность к себе и окружающим, ответственность за порученное дело;

– эрудированность;

– склонность к новаторству и инициативность;

– умение контролировать деятельность и ее результаты;

–умение планировать деятельность;

– умение принимать решение

 и способность использовать эти качества в решении бытовых и профессиональных задач (ОК–18.3);

 

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), в том числе:


5.2.1) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

 

в проектно-технологической деятельности:

– способность проектировать технологические процессы изготовления типовых деталей средней сложности и сборки изделий в машиностроении с использованием технологических методов, строящихся на различных физико-химических эффектах (ОПК–1.3),

– способность к модернизации действующих технологических процессов (ОПК–2.3),

– способность осуществлять сбор и анализ исходных данных для проектирования и модернизации технологических процессов (ПК–3.3),

– способность выполнять технологические расчёты по подготовке производства, наладке оборудования, выбору режимов обработки и нормирования технологических процессов (ОПК–4.3),

– способность к разработке проектной технологической документации и оформлению законченных проектно-технологических проектов (ОПК–5.3),

– способность проведения технологической отработки конструкторской документации, разработки системы контроля и выбора измерительных инструментов для изготовления изделия (ОПК–6.3),

– умение проведения технико-экономического обоснования проектно-технологических решений (ОПК–7.3),

– умение применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ причин нарушений технологических процессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению (ОПК–8.3),

– способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления (ОПК–9.3),

– умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов при изготовлении изделий машиностроения (ОПК–10.3),

– способность выбора средств технологического оснащения технологических процессов изготовления и контроля изделий (ОПК–11.3);

 

 

в проектно-конструкторской деятельности:

– умение применять стандартные методы расчёта при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения (ОПК–12.3);

– способность принимать участие в работах по расчёту и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (ОПК–13.3);

– способность разрабатывать рабочую проектную и техническую  документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ОПК–14.4);

– умение проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений (ОПК–15.3);

– умение проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности с определением показателей технического уровня проектируемых изделий (ОПК–16.3);

 

в организационно-управленческой деятельности:

– способность осуществлять руководство действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчинённым (ОПК–17.3);

– способность организовывать работу малых коллективов исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами (ОПК-18.3);

– умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчётность по установленным формам и документацию для создания системы менеджмента качества на предприятии (ОПК–19.3);

– умение проводить анализ и оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений (ОПК–20.3);

– готовность выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества выпускаемой продукции (ОПК–21.3);

– умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчётов (ОПК–22.3);

– умение проводить организационно-плановые  расчёты по созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала и фондов оплаты труда (ОПК–23.3);

– умение составлять заявки на оборудование и запасные части, подготавливать техническую документацию на ремонт оборудования (ОПК–24.3);

в производственно-технологической деятельности:

– способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умение контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий (ОПК–25.3);

– способность обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, умение осваивать вводимое оборудование (ОПК–26.2);

– способность участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции (ОПК–27.2);

– умение проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического оборудования, организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования (ОПК–28.2);

– умение проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической  безопасности проводимых работ (ОПК–29.2);

– умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения (ОПК–30.2);

– умение применять методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей используемых материалов и готовых изделий (ОПК–31.3);

– умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных  технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении (ОПК–32.3);

 

в научно-исследовательской деятельности:

– способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ОПК–33.3);

– умение обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ОПК–34.2);

– способность принимать участие в работах по составлению научных отчётов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения (ОПК–35.2);

– способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОПК–36.2).

 

5.2,2.) профильными профессиональными компетенциями (ППК).


Перечень профильных профессиональных компетенций разрабатывается выпускающей кафедрой и фиксируется в основной образовательной программе.

 

5.2.3) системными профессиональными компетенциями (СПК):


– способность общаться и сотрудничать в современном мире (СПК–1.4);

– способность к техническому творчеству, решению творческих и изобретательских задач в профессиональной деятельности, использованию и совершенствованию профессионально значимых личностных качеств (СПК–2.4);

– способность самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности и решать профессиональные задачи, относящиеся ко всем профилям подготовки бакалавров направления и смежным направлениям подготовки укрупнённой группы ФГОС ВПО, в частности, 151000 – «Технологические машины и оборудование» и 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (СПК–3.4);

– способность применять достижения современной науки для решения задач в области профессиональной деятельности (СПК–4.4);

– способность проектировать и модернизировать действующие технологические процессы изготовления деталей, сборки изделий в машиностроении с использованием различных технологических методов обработки и современных технических и информационных средств (СПК–5.4);

– способность проектировать изделия машиностроения, рассчитывать и проектировать детали и узлы машиностроительных конструкций в соответствии с техническим заданием и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (СПК–6.4);

– способность применять базовые информационные технологии в профессиональной деятельности (СПК–7.4);

– способность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по направлению исследований в области машиностроительного производства; проводить эксперименты по заданным методикам и анализировать результаты (СПК–8.4).

Состав системно-профессиональных компетенций группы СПК представлен в таблице 2.

 

Перечень специфических компетенций бакалавра направления 150700 – «Машиностроение» по отношению к компетенциям ФГОС ВПО приведен в таблице 3.

 


 

Таблица 2

Состав системных профессиональных компетенций ОСВ СПбГПУ направления подготовки бакалавров 150700 – «Машиностроение» по профилю «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении»

 

Индекс и наименование системно-профессиональной

компетенции

Группа компетенций

Индекс

Содержание системных профессиональных компетенций

общекультурные (ОК)

общепрофессиональные (ОПК)





1

2

3

4

СПК–1.4

Способность общаться и сотрудничать в современном      мире.

ОК–2.3,

ОК–3.3,

ОК–4.3,

ОК–5.3,

ОК–9.3,

ОК–16.3,

ОК–17.2,

ОК–18.3

ОПК–1.4,

ОПК–9.3,

ОПК–10.3,

ОПК–14.3,

ОПК–15.3.

СПК–2.4

Способность к техническому творчеству, решению творческих и изобретательских задач в профессиональной деятельности, использованию и совершенствованию профессионально значимых личностных качеств.

ОК–6.3,

ОК–8.3,

ОК–18.3

ОПК–11.4

СПК–3.4

Способность самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности и решать профессиональные задачи, относящиеся ко всем профилям бакалавров направления подготовки 150700 – «Машиностроение»  и смежным направлениям подготовки укрупнённой группы ФГОС ВПО.

ОК–6.3,

ОК–17.2,

ОК–18.3

ОПК–6.3,

ОПК–1.4

ОПК–11.4.

1

2

3

4

СПК–4.4

Способность применять достижения современной науки для решения практических задач в области профессиональной деятельности.

ОК–1.2,

ОК–10.2,

ОК–11.3,

ОК–18.3

ОПК–3.3,

ОПК–7.3,

ОПК–11.4

СПК–5.4

Способность проектировать и модернизировать действующие технологические процессы изготовления деталей, сборки изделий в машиностроении с использованием технологических методов обработки различных групп и современных технических и информационных средств.

ОК–7.4,

ОК–12.4,

ОК–18.3

ОПК–1.4,

ОПК–2.2,

ОПК–3.3,

ОПК–4.3,

ОПК–5.3,

ОПК–6.3,

ОПК–7.3,

ОПК–8.3

СПК–6.4

Способность проектировать изделия машиностроения, рассчитывать и проектировать детали и узлы машиностроительных конструкций в соответствии с техническим заданием и использованием стандартных средств автоматизации проектирования.

ОК–12.4,

ОК–14.3,

ОК–15.3,

ОК–18.3

ОПК–9.3,

ОПК–10.4,

ОПК–11.3,

ОПК–12.3,

ОПК–13.3

СПК–7.4

Способность применять базовые информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК–12.3,

ОК–12.4,

ОК–14.3,

ОК–18.3

ОПК–1.4,

ОПК–16.3,

ОПК–18.3

СПК–8.4

Способность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по направлению исследований в области машиностроительного производства;

ОК–1.2,

ОК–15.3,

ОК–18.3.

ОПК–7.3,

ОПК–13.3,

ОПК–30.3,

ОПК–31.2,

 

проводить эксперименты по заданным методикам в области электрофизических и электрохимических технологий, обрабатывать и анализировать результаты.

 

ОПК–32.2,

ОПК–33.2

 

 


Таблица 3

 

Сопоставление компетенций ОСВ СПбГПУ и ФГОС ВПО направления подготовки  150700 – «Машиностроение» по профилю «Электрохимические и электрофизические технологии в машиностроении».

 

Компетенции ФГОС ВПО

Коды компетенций ОСВ СПбГПУ

Код

Содержание

ОК

ПК

СПК






ОК–1

Владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

ОК–1.2

 

СПК–4.4,

СПК–8.4

ОК–2

Способность к осуществлению просветительской и воспитательной  деятельности в сфере публичной и частной жизни.

ОК–2.3

 

СПК–1.4,

СПК–4.4

ОК–3

Готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы  регуляции социального  поведения, права и свободы человека  и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений.

ОК–3.3

 

СПК–1.4

ОК–4

Руководствование в общении правами и обязанностями гражданина, стремление к совершенствованию и  развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться.

ОК–4.3

 

СПК–1.4

ОК–5

Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

ОК–5.3

 

СПК–1.4,

СПК–2.4

ОК–6

Способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой  степенью самостоятельности результаты  своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы.

ОК–6.3

 

СПК–2.4,

СПК–3.4

ОК–7

Способность приобретения с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий.

ОК–7.4

 

СПК–5.4

ОК–8

Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами.

ОК–8.3,

ОК–9.3

 

СПК–1.4,

СПК–2.4,

СПК–3.4

ОК–9

Целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности.

ОК–10.2

 

СПК–3.4,

СПК–4.4,

СПК–6.4

ОК–10

Умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

ОК–11.3

 

СПК–4.4,

СПК–5.4,

СПК–6.4,

СПК–8.4

ОК–11

Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

ОК–12.3

 

СПК–1.4,

СПК–2.4,

СПК–3.4,

СПК–4.4,

СПК–5.4

СПК–7.4

ОК–12

Обладание навыками работы с компьютером как средством  управления  информацией.

ОК–13.4

 

СПК–5.4,

СПК–6.4,

СПК–7.4

ОК–13

Знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий с использованием традиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информацией в глобальных компьютерных сетях.

ОК–14.3

 

СПК–1.4,

СПК–3.4,

СПК–4.4,

СПК–5.4,

СПК–6.4,

СПК–7.4

ОК–14

Свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний.

ОК–15.3

 

СПК–6.4,

СПК–8.4

 

ОК–15

Владение одним из иностранных языков на уровне социального общения и бытового общения.

ОК–16.3

 

СПК–1.4

ОК–16

Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

ОК–17.2

 

СПК–1.4,

СПК–3.4,

СПК–5.4

ПК–1

Способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умение контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий.

 

ОПК–22.3

 

ПК–2

Способность обеспечивать техническое оснащение рабочих  мест с размещением технологического оборудования, умение осваивать вводимое оборудование.

 

ОПК–23.2

 

ПК–3

Способность участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции.

 

ОПК–24.2

 

ПК–4

Умение проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического оборудования, организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования.

 

ОПК–25.2

 

ПК–5

Умение проводить мероприятия  по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ.

 

ОПК–26.2

 

ПК–6

Умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и  применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения.

 

ОПК–27.2

 

ПК–7

Умение применять методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей используемых материалов и готовых изделий.

 

ОПК–28.3

 

ПК–8

Умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении.

 

ОПК–29.3

 

ПК–9

Способность организовывать работу малых коллективов  исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами.

 

ОПК–15.3

 

ПК–10

Способность осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчинённым.

 

ОПК–14.3

 

ПК–11

Умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции,  сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчётность по установленным формам, подготавливать документацию для  создания системы  менеджмента качества на предприятии.

 

ОПК–16.3

 

ПК–12

Умение проводить анализ и оценку производственных и  непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений.

 

ОПК–17.3

 

ПК–13

Готовность выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества выпускаемой продукции.

 

ОПК–18.3

 

ПК–14

Умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчётов.

 

ОПК–19.3

 

ПК–15

Умение проводить организационно-плановые расчёты по  созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала и фондов оплаты труда.

 

ОПК–20.3

 

ПК–16

Умение составлять заявки на оборудование и запасные части, подготавливать техническую документацию на ремонт оборудования.

 

ОПК–21.3

 

ПК–17

Способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки.

 

ОПК–30.3

СПК–8.4

ПК–18

Умение обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов.

 

ОПК–31.2

СПК–8.4

ПК–19

Способность принимать участие в работах по составлению  научных отчётов по выполненному заданию и во внедрении  результатов исследований и разработок в области машиностроения.

 

ОПК–32.2

СПК–8.4

ПК–20

Способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности.

 

ОПК–33.2

СПК–8.4

ПК–21

Умение применять стандартные методы расчёта при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения.

 

ОПК–9.3

СПК–1.4

ПК–22

Способность принимать участие в работах по расчёту и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций  в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования.

 

ОПК–10.3

СПК–1.4

ПК–23

Способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим документам.

 

ОПК–11.4

СПК–2.4

ПК–24

Умение проводить предварительное технико-экономическое  обоснование проектных решений.

 

ОПК–12.3

СПК–7.4

ПК–25

Умение проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности с определением показателей технического  уровня проектируемых изделий.

 

ОПК–13.3

СПК–6.4

ПК–26

Умение применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ  причин нарушений технологических процессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.

 

ОПК–8.3

СПК–5.4

 


6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА


6.1. Основные образовательные  программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (УЦ) (табл. 4):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл, включающий общепрофессиональный и специальный блоки

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студентам получить углублённые знания и навыки по профилю подготовки для профессиональной деятельности и (или) продолжения образования в магистратуре.

6.3. Базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна предусматривать изучение следующих дисциплин: «История техники и технологии», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая часть профессионального цикла должна предусматривать изучение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

 

Таблица 4

 

Структура ООП бакалавриата

 

Код УЦ ООП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоёмкость

(зачётные      единицы)

Перечень          базовых дисциплин

1

2

3

4

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

28–32

 

 

 

Базовая часть. В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

– профессиональную лексику на иностранном языке,

23–28

 

 

 

 

 

Иностранный язык,

 

– движущие силы и закономерности исторического процесса,

– основные направления, школы и этапы исторического развития философии, структуру философского знания,

– мировоззренческие, социальные и личностные значимые философские проблемы,

– базовые положения экономической теории и экономических систем,

– экономические основы производства и финансовой деятельности предприятия,

– теорию государства и теорию права, понятия права, этапы исторического развития права; нормы и системы права, нормативно-правовые акты, основы правового статуса человека и гражданина в России,

– исторические этапы развития техники и технологий, систему технических знаний и классификацию технических наук,

 

История,

Философия, Экономика,

Организация и управление машиностроительным производством,

Правоведение,

История техники и технологий.

 

основные закономерности развития техники и технологий;

уметь:

– определять место человека в системе социальных связей и в историческом процессе,

– анализировать социально значимые процессы и явления,

 

 

 

– переводить общие и профессиональные тексты с иностранного языка,

– использовать основные экономические категории и экономическую терминологию,

 

 

 

– применять имеющиеся методы для решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов в машиностроительном производстве,

– осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой

 

 

 

культуры,

– принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

 

владеть:

– навыками уважительного и бережного отношения к наследию и культурным традициям,

– навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий,

– навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм,

– пониманием социальной значимости своей будущей профессии,

– культурой мышления, способностью к восприятию информации, общению и анализу,

– одним из иностранных языков на уровне разговорного,

– основами рыночной экономики,

– навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов в машиностроительном производстве.

 

 

 

Вариативная часть

Знания, умения и навыки определяются в соответствии с общей педагогической концепцией подготовки выпускника СПбГПУ и профилем ООП бакалавриата.

 

 

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

65–70

 

 

 

Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части студент должен:

знать:

– основные понятия и методы математического и функционального анализа,

55–58

 

 

 

Математика,

Физика,

Химия,

 

аналитической геометрии и линейной алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, вычислительные методы, дифференциальные уравнения;

– основы теории вероятностей, математической статистики,  дискретной математики и теории надежности;

– основы математического моделирования;

– физические основы механики, электричества и магнетизма, физики колебаний и волн, квантовой физики, электродинамики, статистической физики и термодинамики, атомной и ядерной физики;

– фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики;

– основные химические системы, основы химической термодинамики, кинетики и химической идентификации;

– основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий;

 

Экология, Информационные технологии, Теоретическая механика,

Вычислительная механика,

Компьютерная графика

 

– основы теории информации;

– технические и программные средства реализации информационных технологий;

– современные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования;

 

 

 

– глобальные и локальные компьютерные сети;

– общие законы механического движения и взаимодействия материальных тел;

– теоретические и численные методы решения задач механики деформируемого твердого тела и механики жидкостей; эффективные приложения этих методов к

 

 

 

исследованиям природных и техногенных явлений, технологических процессов, поведения машин, конструкций и сооружений;

уметь:

– использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

– применять методы математического анализа и моделирования;

– применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач;

– проводить измерения, обрабатывать и представлять результаты; 

 

 

 

– составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами;

– использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения;

– прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов;

 

 

 

– выбирать технические средства и технологии с учётом экологических последствий их применения;

владеть:

– навыками разработки новых и применения стандартных программных средств на

 

 

 

базе физико-математических моделей в конкретной предметной области;

– методами математического описания физических явлений и процессов, определяющих принципы работы различных технических устройств;

– основными методами работы на ЭВМ с прикладными программными средствами;

 

 

 

– методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды.

 

 

 

Вариативная часть

Знания, умения и навыки определяются в соответствии с общей педагогической концепцией подготовки выпускника СПбГПУ и профилем ООП бакалавриата.

В том числе в результате изучения дисциплин вариативной части студент должен:

знать:

– основы математической статистики и обработки экспериментальных данных;

уметь:

– выполнять статистическую обработку результатов экспериментов.

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

Общепрофессиональный блок

Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части студент должен:

115–118

70–75

 

 

 

 

 

 

 

знать:

– основные тенденции развития техники и технологий в области машиностроения;

– физические явления и эффекты, используемые для  получения измерительной и управляющей информации: механические, электрические, магнитные, оптические, химические;

 

Инженерная графика,

Сопротивление материалов,

Теория механизмов и машин,

 

– области и возможности применения физических явлений и эффектов в материалообработке;

– основы начертательной геометрии и компьютерной инженерной графики, правила оформления технической документации;

– законы механики, основы теории механизмов и деталей машин;

 

 

Детали машин и основы конструирования,

Механика жидкости и газа,

 

 

– основы проектирования и конструирования типовых деталей и узлов с использованием стандартных средств компьютерного проектирования;

– основы материаловедения, конструкционные материалы и технологию их обработки;

– элементную базу электротехники, электроники и микропроцессорной техники, направление ее совершенствования и развития;

– основы метрологии, системы стандартизации и сертификации средств измерений

и контроля;

– основы автоматического управления;

 

Метрология, стандартизация и сертификация,

Электротехника и электроника,

Материаловедение,

Технология конструкционных материалов,

 

– основы программирования, возможности и технологии использования современных программных продуктов, предназначенных для решения научно-исследовательских, проектных и технологических задач;

– методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;

– принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств,

– методы исследований, правила и условия выполнения работ;

 

Основы технологии машиностроения,

Безопасность жизнедеятельности

 

– основные техносферные опасности, их свойства и характеристики,

– основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

уметь:

– использовать закономерности проявления физических эффектов при решении инженерных задач;

 

 

 

– разрабатывать, осуществлять и контролировать выполнение  требований по охране труда и технике безопасности в конкретной сфере деятельности;

– разрабатывать и оформлять проектно-конструкторскую и технологическую документацию для изделий машиностроения;

– производить расчёт надежности деталей, узлов и систем;

– осуществлять рациональный выбор материалов для изготовления изделий и обосновывать его как с технической, так и

 

 

 

с экономической точек зрения;

– пользоваться современными средствами измерения и контроля и обосновывать выбор таких средств для решения конкретных задач;

– профессионально пользоваться компьютерной техникой и современными программными продуктами для решения инженерных задач машиностроения;

– выполнять работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю в машиностроительном производстве,

 

 

 

– идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации,

– выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть:

– компьютерными технологиями в машиностроении;

 

 

 

– способами применения современных средств защиты от поражения и основными мерами по ликвидации их последствий;

– методами решения проектно- конструкторских и технологических задач с использованием современных программных продуктов

– методами проведения комплексного технико-экономического анализа для обоснованного принятия решений, изыскания возможности сокращения цикла работ, содействия подготовке процесса их

 

 

 

реализации с обеспечением необходимых технических данных в машиностроительном производстве,

– законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды,

– требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности, способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях,

–  понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности,

– навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

 

 

 

Вариативная часть

Знания, умения и навыки определяются в соответствии с общей педагогической концепцией подготовки выпускника СПбГПУ и профилем ООП бакалавриата.

В том числе в результате изучения дисциплин вариативной части цикла студент должен:

 

знать:

– основы автоматизированного проектирования,

 

 

 

– основы инженерной деятельности и технического творчества;

уметь:

– разрабатывать стратегию решения задач творческого класса,

– проектировать объекты деятельности с использованием САПР,

– основные виды инженерной деятельности и средства их компьютерного обеспечения.

 

 

 

Профильный блок

   Знания, умения и навыки определяются в соответствии с общей педагогической концепцией подготовки выпускника СПбГПУ и профилем ООП бакалавриата.

   В том числе в результате изучения дисциплин профильного блока профессионального цикла студент должен:

знать:

– технологии, оборудование, технологическую оснастку для обработки заготовок технологическими методами в соответствии с профилем подготовки,

– теоретические основы, содержание и последовательность инженерной деятельности по проектированию техники и технологии, относящейся к направлению подготовки,

40–45

 

 

– содержание и последовательность инженерной деятельности по проектированию техники и технологии, относящейся к области профиля ООП бакалавриата направления подготовки,

– теоретические основы автоматизации проектирования объектов деятельности в соответствии с профилем ООП на основе компьютерных технологий,

– экономику и организацию производства, основанную на технологических методах, соответствующих профилю ООП;

 

 

 

уметь:

– проектировать технологические процессы, оснастку и инструменты в соответствии с профилем ООП на основе использования средств автоматизации.

 

 

Б.4

Физическая  культура

2

 

Б.5

Учебная и производственная практики

Знания, умения и навыки определяются в соответствии с общей педагогической

12–15

 

 

концепцией подготовки выпускника СПбГПУ и профилем ООП бакалавриата.

 

 

Б.6

Государственная (итоговая) аттестация

12

 

Общая трудоёмкость основной образовательной программы[4]

240

 

 

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

 

7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ


7.1.1. Выпускающие кафедры СПбГПУ самостоятельно разрабатывают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие  материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практик, учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Порядок утверждения ООП бакалавров устанавливает Учёный совет СПбГПУ.

Профиль ООП бакалавриата определяется выпускающей кафедрой из перечня профилей примерной основной образовательной программы ФГОС ВПО направления подготовки или устанавливается самостоятельно как инициативный профиль СПбГПУ. Порядок введения и утверждения инициативного профиля ООП бакалавриата устанавливает Учёный совет СПбГПУ.

Выпускающие кафедры обязаны по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет обновлять основные образовательные программы с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.1.2. При разработке ООП по профилям подготовки бакалавров должны быть конкретизированы возможности выпускающей кафедры и в целом вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников.

Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться в сочетании учебной и внеучебной работы. Вуз обязан сформировать соответствующую социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз и выпускающая кафедра обязаны способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.1.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать как определяющий вид деятельности проблемно-поисковую деятельность, реализуемую широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных[5] форм и методов проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. При изучении учебных дисциплин должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией программы, особенностью контингента студентов и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе интерактивные формы организации занятий должны составлять не менее 20 % аудиторного времени.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.

7.1.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоёмкость дисциплины не может быть менее двух зачётных единиц (за исключением дисциплин по выбору студентов). По дисциплинам, трудоёмкость которых составляет более четырех зачётных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

7.1.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студентов в объёме не менее 10 % суммарной трудоёмкости циклов дисциплин Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору студентов устанавливает выпускающая кафедра.

7.1.6. Максимальный объём учебной нагрузки студентов не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.

Объём факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачётных единиц за весь период обучения.

7.1.7. Максимальный объём аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объём не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.1.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объём аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

7.1.9. Общий объём каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени студентов, изучающих «Военную подготовку», определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения воинской службы[6].

7.1.10. Раздел «Физическая культура» трудоёмкостью две зачётные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объёме 400 часов, при этом объём практической, в том числе игровых видов подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.1.11. Выпускающая кафедра обязана обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Порядок обучения студентов на основе индивидуальных образовательных программ устанавливает Учёный совет СПбГПУ.

7.1.12. Выпускающая кафедра обязана ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.1.13. Программа профиля ООП бакалавриата выпускающей кафедры должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по всем дисциплинам базовой части учебного плана, формирующим у студентов компетенции, знания, умения и навыки, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у студентов умений и навыков в соответствии с профилем подготовки.

7.1.14. Студенты имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объёма учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы;

право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения на перезачёт освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при наличии соответствующих документов;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

 

7.2. Требования к организации учебной и производственных практик


7.2.1. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным. В нем представлены учебные занятия, непосредственно ориентированные на профессионально-практическую подготовку студентов.

7.2.2. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчётности определяются выпускающей кафедрой по каждому виду практики.

7.2.3. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях СПбГПУ (учебная  практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.2.4. Аттестация по итогам практики выполняется на основании представления студентами отчёта о результатах прохождения практики с защитой отчёта перед аттестационной комиссией.

По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

 

7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса


7.3.1. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

7.3.2. Доля преподавателей, имеющих учёную степень и/или учёное звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 %, учёную степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или учёное звание профессора должны иметь не менее 6 % преподавателей.

7.3.3. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или учёную степень, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 % преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь учёные степени или учёные звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 5 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

7.4.4. До 10 % от общего числа преподавателей, имеющих учёную степень и/или учёное звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

 

7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса


7.4.1. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным  дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в локальной сети образовательного учреждения.

7.4.2. Внеаудиторная работа студентов должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.

7.4.3. Каждый студент должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 % студентов.

7.4.4. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет), из расчёта не менее 1 экземпляра таких изданий на четырёх студентов.

7.4.5. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчёте 1–2 экземпляра на каждые 100 студентов.

7.4.6. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого студента СПбГПУ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

7.4.7. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для студентов должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

 

7.5. Финансовое обеспечение учебного процесса


Учёный совет СПбГПУ при введёнии основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на их реализацию.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объёме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения [7].

 

7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса


Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории и специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения занятий в области иностранного языка, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий, теоретической механики, инженерной графики, технической механики, материаловедения, технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации, электротехники и электроники, механики жидкости и газа, основ технологии машиностроения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части в соответствии с профилем подготовки студента.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого студента во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объёмом изучаемых дисциплин из расчёта одно место в классе на 10 обучающихся с выходом в сеть Интернет.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

 

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


8.1. Выпускающая кафедра обязана обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются выпускающей кафедрой самостоятельно с учётом обучающих, воспитывающих и развивающих целей изучения дисциплины, общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, текущего уровня их освоения на данном этапе образовательного процесса. Сведения о формах и процедурах контроля доводятся до студентов в течение первого месяца обучения.

 

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) выпускающие кафедры создают фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются выпускающей кафедрой.

 

Выпускающей кафедрой должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие лица.

 

8.5. Студентам должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Контроль усвоения студентами системных профессиональных компетенций (СПК) осуществляется в процессе государственной (итоговой) аттестации.

8.7. Государственная (итоговая) аттестация включает проведение государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

Требования к государственному экзамену, содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работы определяются выпускающей кафедрой с учётом контроля освоения системных профессиональных компетенций. Трудоёмкость выполнения выпускной квалификационной работы должна соответствовать времени, выделенному учебным планом на ее подготовку и защиту.


9. Список представителей академического  сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке образовательного стандарта


Заведующий кафедрой

«Технология конструкционных

материалов и материаловедение»,

профессор ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»,                                    М. М. Радкевич

 

Профессор ГОУ «СПбГПУ»                                                   В. И. Никифоров

 

Начальник службы персонала

ОАО «Звезда»                                                                           Г. Л. Стяжкова

Первый заместитель

генерального директора

ОАО «Ленполиграфмаш»                                                       Л. А. Воронюк

 

Генеральный директор

ОАО «Научно-производственная фирма

по внедрению научных и

 инженерно-технических инноваций»                                   С. А. Болкисев

 

Профессор СПбГПУ.

заведующий кафедрой

«Технология машиностроения»                                              С. Л. Мурашкин

 

Профессор ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»                                      Ю. М. Барон

 

« 20 » февраля 2012 г.

 

Лист согласований

 

Должность

Фамилия, имя,

отчество

Подпись

Дата

Примечания

Проректор по учебной работе

Речинский

Александр Витальевич

 

 

 

Начальник Учебного департамента

Рафиков

Шамиль Митхатович

 

 

 

Начальник Департамента методического обеспечения

Матвеев

Игорь Александрович

 

 

 

Декан Механико-машиностроительного факультета

Радкевич

Михаил Михайлович

 

 

 



[1] Зачётные единицы используются только для средней оценки трудоёмкости освоения студентами образовательной программы и дисциплин. Одна зачётная единица соответствует 32–40 академическим часам.

[2] Трудоёмкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачётным единицам.

[3] В ОСВ СПбГПУ указываются только те компетенции, которые являются общими для всех профилей подготовки, реализуемых в рамках данного направления подготовки бакалавров.

[4] Трудоёмкость  циклов Б.1. Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5  включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

[5]Активные методы обучения – методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя (компьютера) и обучаемого на основе преимущественной активности обучаемых. Активность педагога при интерактивном обучении уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

[6] Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534). 

 

[7] Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).