Содержание


1.

Область применения

2.

Используемые сокращения

3.

Характеристика направления подготовки

4.

Характеристика профессиональной деятельности магистров

5.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры

6.

Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

7.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

 

7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ

8.

Оценка качества освоения основных образовательных программ

9.

Учебный план подготовки магистра

10.

Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке образовательного стандарта

 

 

 

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Настоящий собственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (СОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы  подготовки магистров по направлению подготовки 151900.68 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» для ООП «Технология автоматизированного производства» Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (СПбГПУ), имеющим государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ по настоящему стандарту СПбГПУ имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1.3. Нормативно-правовую базу разработки образовательного стандарта СПбГПУ направления подготовки магистров 150700 – «Машиностроение» составляют:

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

 

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года№125-ФЗ);
  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт    (ФГОС)    по направлению   подготовки магистров «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» высшего   профессионального  образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21»декабря  2009г. №769;
    • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
    • Примерная   основная   образовательная   программа   (ПрООП   ВПО)   по направлению   подготовки,  утвержденная «21»декабря 2009г (носит   рекомендательный характер);

•   Устав ФГБОУ ВПО «СПбГПУ».

 

2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

 

ВПО –

высшее профессиональное образование;

ООП –

основная образовательная программа;

ОК –

общекультурные компетенции;

ПК –

профессиональные компетенции;

ППК –

профильные профессиональные компетенции;

СПК –

системные профессиональные компетенции;

УЦ ООП –

учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО –

федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования.

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ


Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)[1] для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Срок, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

 

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоемкость   (в зачетных единицах)

код в соответствии с принятой классификацией ООП

наименование

ООП

магистратуры

68

магистр

21 года

120 [2]

 

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм бучения могут быть увеличены на шесть месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения Ученого совета СПбГПУ.

 

При обучении студентов по сокращенным и ускоренным образовательным программам, а также по программам, реализующим образовательные маршруты непрерывного профессионального образования срок освоения ООП бакалавриата может быть сокращен, но не более чем на 1 год.

 

 

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ


4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции машиностроения и основанной на применении современных методов и средств проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования технологических процессов.

Области, объекты и виды  профессиональной деятельности выпускников несколько уменьшены в сравнении с рекомендациями ФГОС ВПО с целью обеспечения более высокой степени профессиональной подготовки магистров-специалистов в области автоматизированных машиностроительных производств.

Область профессиональной деятельности магистров включает:

- проектирование методов, средств, способов и приемов науки и техники, направленных на создание и производство конкурентоспособной машиностроительной продукции за счет эффективного конструкторско-технологического обеспечения автоматизированных машиностроительных производств;

- создание новых и применение современных производственных процессов и машиностроительных технологий, методов проектирования, средств автоматизации, математического, физического и компьютерного моделирования;

- обоснование, разработка, реализация и контроль норм, правил и требований к машиностроительной продукции различного служебного назначения, технологии ее изготовления и обеспечения качества;

- создание технологически ориентированных производственных, инструментальных и управляющих систем различного служебного назначения.

- исследования, направленные на поддержание и развитие национальной технологической среды;

- создание технологически ориентированных производственных, инструментальных и управляющих систем различного служебного назначения.

Выпускник по данному направлению и профилю подготовки может осуществлять профессиональную деятельность в государственных и частных машиностроительных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, принимая участие в разработке и исследовании современных конкурентоспособных технологий и конструкций в автоматизированном машиностроении. Специфика профессиональной деятельности магистра с учетом профиля его подготовки определяется областями, объектами и видами этой деятельности.

 

4.2.   Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

- машиностроительные производства, их основное и вспомогательное оборудование, комплексы, инструментальная техника, технологическая оснастка, средства проектирования, автоматизации и управления;

- производственные и технологические процессы машиностроительных производств, средства их технологического, инструментального, метрологического, диагностического, информационного и управленческого обеспечения, их исследование, проектирование, освоение и внедрение;

- системы машиностроительных производств, обеспечивающие подготовку производства, управление им, метрологическое и техническое обслуживание, безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды;

- средства, методы и способы, предназначенные для создания и эксплуатации станочных, инструментальных, робототехнических, информационно-измерительных, диагностических, информационных, управляющих и других технологически ориентированных систем для нужд машиностроения;

- нормативно-техническая и плановая документация, системы стандартизации и сертификации, а также средства и методы испытаний и контроля качества машиностроительной продукции.

 

4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

Магистр по направлению подготовки 151900.68 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» осуществляет следующие виды профессиональной деятельности.

– производственно-технологическая;

– проектно-конструкторская;

– научно-исследовательская;

– научно-педагогическая;

– организационно-управленческая.

Преимущественными видами профессиональной деятельности магистра направления, для выполнения которых осуществляется подготовка в СПбГПУ, являются производственно -технологический и проектно-конструкторский виды деятельности.

 

4.4. Магистр по направлению подготовки 151900.68 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» для ООП «Технология автоматизированного производства» должен быть подготовлен к решению следующих основных профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

 

производственно-технологическая деятельность


- разработка и внедрение оптимальных технологических процессов изготовления конкурентоспособных машиностроительных изделий, в том числе и изделий из неметаллических материалов;

- выбор материалов, оборудования и других средств технологического
оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий;

- организация и эффективное осуществление контроля качества материалов, технологических процессов, готовых изделий; обеспечение необходимой надежности элементов машиностроительных производств при изменении действия внешних факторов, снижающих эффективность их функционирования, планирование мероприятий по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции; анализ состояния и динамики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа;

- метрологическая поверка основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции, стандартизация и сертификация продукции, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

- исследование причин появления брака в производстве, разработка мероприятий по его исправлению и устранению.

 

проектно-конструкторская деятельность:


- формулирование целей проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, определение приоритетов решения задач;

- подготовка заданий на разработку новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средств и систем их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения;

- проведение патентных исследований обеспечивающих чистоту и патентоспособность новых проектных решений и определение показателей технического уровня проектируемых процессов, машиностроительных производств и изделий различного служебного назначения;

- разработка эскизных, технических и рабочих проектов машиностроительных производств, технических средств и систем их оснащения;

- проведение технических расчетов по выполняемым проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средств и систем оснащения;

- оценка инновационного потенциала выполняемого проекта;

- разработка на основе действующих стандартов, регламентов методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации выполненных проектов.

 

научно-исследовательская деятельность:


- разработка теоретических моделей, позволяющих исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

- математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований;

- разработка алгоритмического и программного обеспечения машиностроительных производств;

- разработка методик, рабочих планов и программ проведения научных исследований и перспективных технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей, научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований.

 

научно-педагогическая деятельность:


- участие в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований;

- проведение отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы студентов;

- применение новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения.

 

организационно-управленческая деятельность:


- организация процесса разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения;

- организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;

- организация работ по выбору технологий, инструментальных средств и средств вычислительной техники при реализации процессов проектирования, изготовления, контроля, технического диагностирования и промышленных испытаний изделий;

- поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии;

- проведение маркетинга и подготовка бизнес плана выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий;

- участие в управлении программами освоения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

 

Требования к результатам освоения ООП представляются в виде компетенций. Для каждой компетенции устанавливается требуемый уровень освоения и присваивается определенный код. Предусматривается использование следующих уровней освоения компетенций:

1 уровень (первичное умение) – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой);

2 уровень (репродуктивное умение) – самостоятельное выполнение по памяти типового действия;

3 уровень (продуктивное умение) – продуктивное действие, т. е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации, на основе изученных ранее типовых действий и выполнение деятельности;

4 уровень (творческое умение) – творческое применение знаний в решении нестандартных профессиональных задач.

 

Компетенции магистра направления подготовки 151900.68 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» включают:

– общекультурные компетенции (ОКС);

– профессиональные компетенции, общие для всех программ ООП направления подготовки (ПКС);

– системно-профессиональные компетенции (СПКС), представляющие интегративные компетенции, формируемые на основе общекультурных и профессиональных компетенций.

 

5.1. Выпускник направления подготовки 151900.68 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОКС):

‑ способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень за счет самостоятельного обучения новым методам исследования, готовностью к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (OKС-1);

‑ способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОКС-2);

‑ способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских, проектных и производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОКС-3);

‑ способностью анализировать и критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОКС-4);

– владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОКC–5);

– способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОКC–6);

– готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность  к поддержанию партнерских отношений (ОКС–7);

– умение общаться с другими людьми с учетом прав и обязанностей гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться (ОКС–8);

– способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОКС–9);

– способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОКС–10);

– способность самостоятельно приобретать новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОКС–11);

– способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОКС–12);

– способность с помощью коллег критически оценивать свои достоинства и недостатки и делать необходимые выводы (ОКС–13);

– способность целенаправленно применять базовые знания в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОКС–14);

– умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОКС–15);

 

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по собственному образовательному стандарту (ПКС):

производственно-технологическая деятельность:

‑ способностью разрабатывать и внедрять эффективные технологии изготовления машиностроительных изделий, в том числе и из неметаллических материалов (ПКС-1);

‑ способностью участвовать в модернизации и автоматизации действующих и проектирование новых эффективных машиностроительных производств различного назначения, средств и систем их оснащения, производственных и технологических процессов с использованием современного программного обеспечения для автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПКС-2);

‑ способностью выбирать материалы, оборудование и другие средства технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий (ПКС-3);

‑ способностью организовывать и эффективно осуществлять контроль качества материалов, технологических процессов, готовых изделий, в том числе с использованием цифрового измерительного оборудования (ПКС-4);

‑ способностью разрабатывать мероприятия по обеспечению необходимой надежности выходных параметров технологических систем при изменении действия внешних возмущающих факторов, снижающих эффективность их функционирования, планировать мероприятия по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции (ПК-5);

‑ способностью проводить анализ состояния и динамики технологических систем и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа, обеспечивать устойчивость движения технологических систем (ПКС-6);

‑ способностью осуществлять метрологическую поверку основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции с использованием эталонных приборов для контроля и аттестации концевых мер длины, калибров и углов (ПКС-7);

‑ способностью выполнять работы по стандартизации и сертификации продукции, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств (ПКС-8);

‑ способностью проводить исследования причин появления брака в производстве и разрабатывать мероприятия по его сокращению и устранению с использованием математических моделей технологических процессов (ПКС-9);

проектно-конструкторская деятельность:

‑ способностью формулировать цели проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, строить структуру их взаимосвязей, определять приоритеты решения задач (ПКС-10);

‑ способностью разрабатывать технические задания на разработку новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средства и системы их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения (ПКС-11);

‑ способностью разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты машиностроительных производств, технических средств и систем их оснащения (ПКС-12);

‑ способностью проводить технические расчеты по выполненным проектам, технико-экономическому и функционально-стоимостному анализу эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средствам и системам оснащения (ПКС-13);

‑ способностью выполнять разработку функциональной, логической, технической и экономической организации машиностроительных производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования (ПКС-14);

‑ способностью проводить оценку инновационного потенциала выполняемого проекта (ПКС-15);

‑ способностью разрабатывать на основе действующих стандартов, регламентов методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятий по реализации выполненных проектов (ПКС-16);

научно-исследовательская деятельность:

‑ способностью ставить и решать прикладные исследовательские задачи (ПКС-17);

‑ способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПКС-18);

‑ способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать различную информацию (ПКС-19);

‑ способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ПКС-20);

‑ способностью разрабатывать теоретические модели, позволяющие исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств (ПКС-21);

‑ способностью выполнять математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований (ПКС-22);

‑ способностью использовать проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов машиностроительных производств (ПКС-23);

‑ способностью разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение машиностроительных производств (ПКС-24);

‑ способностью выполнять сбор, обработку, анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации, зарубежного и отечественного опыта по направлению исследований, выбирать методы и средства решения практических задач (ПКС-25);

‑ способностью разрабатывать методики, рабочие планы и программы проведения научных исследований и перспективных технических разработок, готовить отдельные задания для исполнителей, научно-технические отчеты, обзоры и публикации по результатам выполненных исследований (ПКС-26);

‑ способностью осуществлять фиксацию и защиту интеллектуальной собственности (ПКС-27);

‑ способностью участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований (ПКС-28);

‑ способностью осуществлять постановку и модернизацию отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профилей направления (ПКС-28);

‑ способностью проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов (ПКС-30);

‑ способностью применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения (ПКС-31);

организационно-управленческая деятельность:

‑ способностью участвовать в организации процесса разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения (ПКС-32);

‑ способностью организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях различных мнений, определять порядок выполнения работ (ПКС-33);

‑ способностью организовывать работы по проектированию новых машиностроительных производств, их элементов, модернизации и автоматизации действующих (ПКС-34);

‑ способностью организовывать работы по выбору технологий, инструментальных средств и средств вычислительной техники при реализации процессов проектирования, изготовления, контроля, технического диагностирования и промышленных испытаний изделий (ПКС-35);

‑ способностью осуществлять поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии (ПКС-36);

‑ способностью оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение требуемого качества изделий машиностроения (ПКС-37);

‑ способностью выполнять контроль за: испытанием готовых изделий, средствами и системами машиностроительных производств, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных технологий; методов проектирования, автоматизации и управления производством жизненным циклом продукции и ее качеством (ПКС-38);

‑ способностью разрабатывать заявки на изобретения и промышленные образцы в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств (ПКС-39);

‑ способностью участвовать в проведении маркетинга и подготовке бизнес плана выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий (ПКС-40);

‑ способностью участвовать в управлении программами освоения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем (ПКС-41).

 

Таким образом, особенностями разработанной ООП являются:

1. Направление на профессионализацию без потери научно-исследовательской подготовки магистров.

2. Увеличение объема подготовки по разделам НИР, практик, практических занятий, семинаров и других видов интерактивного общения.

3. Уменьшение количества контролируемых компетенций с направлением на практическую подготовку магистров.

4. Уменьшение объема подготовки по базовой обязательной части с увеличением объема вариативных дисциплин для оперативного реагирования на изменяющиеся экономические, организационные и научно-технические требования к уровню и направлению подготовки специалистов.

Перечень профессиональных компетенций уточняется и дополняется выпускающей кафедрой в соответствии с конкретной реализуемой программой.

5. Выпускник должен также обладать следующими системными профессиональными компетенциями (СПКС):

– способность общаться и сотрудничать в современном мире (СПКС–1);

– способность к техническому творчеству, решению творческих и изобретательских задач в профессиональной деятельности, использованию и совершенствованию профессионально значимых личностных качеств (СПКС–2);

– способность самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности и решать профессиональные задачи, относящиеся ко всем программам подготовки магистров направления и смежным направлениям подготовки укрупненной группы ФГОС ВПО, в частности, 151000 – «Технологические машины и оборудование» и 150700 – «Машиностроение» (СПКС–3);

– способность применять достижения современной науки для решения задач в области профессиональной деятельности (СПКС–4);

– способность проектировать и модернизировать действующие технологические процессы изготовления деталей, сборки изделий в машиностроении с использованием различных технологических методов обработки и современных технических и информационных средств (СПКС–5);

– способность проектировать изделия машиностроения, рассчитывать и проектировать детали и узлы машиностроительных конструкций в соответствии с техническим заданием и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (СПКС–6);

– способность применять базовые информационные технологии в профессиональной деятельности (СПКС–7);

– способность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по направлению исследований в области машиностроительного производства; проводить эксперименты по заданным методикам и анализировать результаты (СПКС–8).

 

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ


6.1. Основная образовательная  программа магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (УЦ) (табл. 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики;

научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

 

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей), позволяет студентам получить углубленные знания и навыки по программе подготовки для профессиональной деятельности и (или) продолжения образования в аспирантуре.

 

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

 

Код

Учебные циклы, разделы, дисциплины

Трудоемкость,

зач. ед.

Коды формируемых компетенций СОС

ОНЦМ

Общенаучный цикл магистра

25,5

 

ОНЦМБ

Базовая часть

7,0

 

ОНЦМБ.1

Разговорный иностранный язык

2,0

ОКС-2

ОНЦМБ.2

Компьютерные технологии в науке и производстве

3,0

ОКС-1, ОКС-4

ОНЦМБ.3

Математическое моделирование в машиностроении

2,0

ПКС-6, ПКС-9

ОНЦМВр

Вариативная часть

10,5

 

ОНЦМВр.1

Экономические и организационные проблемы машиностроительного производства

1,5

ОКС-3, ПКС-14, ПКС-15

ОНЦМВр.2

Проектирование машиностроительных производств (доп. главы)

3,0

ПКС-32, ПКС-33, ПКС-34

ОНЦМВр.3

Педагогика и психология высшей школы

2,0

ПКС-28, ПКС-29, ПКС-30, ПКС-31

ОНЦМВр.4

Математические методы обработки экспериментальных данных

2,0

ПКС-17, ПКС-22, ПКС-25

ОНЦМВр.5

Методология научного творчества

2,0

ОКС-4, ОКС-5

ОНЦМВб

Дисциплины по выбору

5,0

 

ОНЦМВб.1

 

 

 

 

Техническая физика

2,0

ПКС-17

 

Техническая эстетика

 

ПКС-16

ОНЦМВб.2

 

 

 

 

Защита интеллектуальной собственности

2,0

ПКС-39

 

Математические методы в инженерии

 

ПКС-6, ПКС-17, ПКС-22

ОНЦМВб.3

 

 

 

 

Менеджмент в машиностроительном производстве

1,0

ПКС-13, ПКС-14, ПКС-15, ПКС-37

 

Маркетинг

 

ПКС-15, ПКС-37

ПЦМ

Профессиональный цикл

49,5

 

ПЦМБ

Базовая часть

8,5

 

ПЦМБ.1

Нанотехнологии в машиностроении

2,0

ПКС-3

ПЦМБ.2

Современные проблемы инструментального обеспечения машиностроительных производств

3,0

ПКС-11

ПЦМБ.3

Технологическое обеспечение качества

2,0

ПКС-21

ПЦМБ.4

Надежность и диагностика технологических систем

1,5

ПКС-38

ПЦМВр

Вариативная часть

30,0

 

ПЦМВр.1

Современные технологии изготовления деталей на станках с ЧПУ

4,0

ПКС-1, ПКС-2

ПЦМВр.2

Диагностика ремонт и обслуживание автомобиля

3,0

ПКС-4

ПЦМВр.3

Метрологическое обеспечение производства

3,0

ПКС-4, ПКС-5

ПЦМВр.4

Автоматизированное проектирование технологических процессов

3,0

ПКС-24

ПЦМВр.5

Проектирование приспособлений

3,0

ПКС-10, ПКС-11

ПЦМВр.6

Проектирование машиностроительных цехов

3,0

ПКС-36

ПЦМВр.7

Финишные технологии обработки поверхностей и кромок

3,0

ПКС-5

ПЦМВр.8

Методы и средства измерений в  машиностроении

3,0

ПКС-7, ПКС-8

ПЦМВр.9

Технологии упрочняющей деформационно-термической обработки

3,0

ПКС-3

ПЦМВр.10

Технический иностранный язык в машиностроении

2,0

ОКС-2

ПЦМВб

Дисциплины по выбору

11,0

 

ПЦМВб.1

 

 

 

 

Метрология поверхности

3,0

ПКС-4, ПКС-8

 

Управление точностью технологических процессов

 

ПКС-4, ПКС-8

ПЦМВб.2

 

 

 

 

Технология автомобилестроения

5,0

ПКС-34

 

Проблемы автоматизированных производств

 

ПКС-34

ПЦМВб.3

 

 

 

 

Технологии электрофизической обработки

3,0

ПКС-32

 

Колебания и устойчивость технологических систем

 

ПКС-6

НИРМ

Научно-исследовательская работа магистра

9,0

ПКС-6, ПКС-9, ПКС-10, ПКС-11

ПМ

Практики

12,0

ПКС-28, ПКС-29, ПКС-30, ПКС-31, ПКС-32

МД

Подготовка магистерской диссертации

20,5

 

ТПАМ

Текущие и промежуточные аттестации

4,0

 

ИГАМ

Итоговая государственная аттестация магистра

3,0

 

 

Общая трудоемкость ООП

120,5

 

 

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ


7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ


7.1.1. Выпускающие кафедры СПбГПУ самостоятельно разрабатывают ООП подготовки магистра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие  материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практик, учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Порядок утверждения ООП магистров устанавливает Ученый совет СПбГПУ.

Выпускающие кафедры обязаны по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.1.2. При разработке ООП по программам подготовки магистров должны быть конкретизированы возможности выпускающей кафедры и в целом вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников.

Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться в сочетании учебной и внеучебной работы. Вуз обязан сформировать соответствующую социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз и выпускающая кафедра обязаны способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.1.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать как определяющий вид деятельности проблемно-поисковую деятельность, реализуемую широким использованием в учебном процессе активных и интерактивных[3] форм и методов проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. При изучении учебных дисциплин должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией программы, особенностью контингента студентов и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе интерактивные формы организации занятий должны составлять не менее 40 % аудиторного времени.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.

7.1.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору студентов). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

7.1.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору студентов в объеме не менее 30 % суммарной трудоемкости вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору студентов устанавливает ученый совет вуза.

7.1.6. Максимальный объем учебной нагрузки студентов не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.

Объем факультативных дисциплин не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.1.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов.

7.1.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

7.1.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.1.10. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Порядок обучения студентов на основе индивидуальных образовательных программ устанавливает Ученый совет СПбГПУ.

7.1.11. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.1.12. Программа профиля ООП магистратуры выпускающей кафедры должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по всем дисциплинам базовой части учебного плана, формирующим у студентов компетенции, знания, умения и навыки, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у студентов умений и навыков в соответствии с программой подготовки.

7.1.13. Студенты имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы;

право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при наличии соответствующих документов;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза

7.14. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная, педагогическая.

7.15. Научно-исследовательская работа обучающихся являетсяобязательным разделом основной образовательной программымагистратуры и направлена на формирование общекультурных ипрофессиональных компетенций в соответствии с требованияминастоящего СОС ВПО и ООП кафедры. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: планирование научно-исследовательской  работы, включающее   ознакомление с тематикой исследовательских работ в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств и выбор темы исследования; написание реферата по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; корректировка плана проведения научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Дается  также оценка компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.16. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.17. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронно-библиотечной системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

7.18. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специально оборудованные кабинеты, аудитории и лаборатории по дисциплинам всех циклов учебного плана.

 

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

8.1. Выпускающая кафедра обязана обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются выпускающей кафедрой самостоятельно с учетом обучающих, воспитывающих и развивающих целей изучения дисциплины, общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, текущего уровня их освоения на данном этапе образовательного процесса. Сведения о формах и процедурах контроля доводятся до студентов в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) выпускающие кафедры создают фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются выпускающей кафедрой.

Выпускающей кафедрой должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие лица.

8.5. Студентам должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Контроль усвоения студентами системных профессиональных компетенций (СПК) осуществляется в процессе итоговой государственной аттестации.

8.7. Итоговая государственная аттестация включает проведение государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:

‑ модернизация и автоматизация действующих в машиностроении производственных и технологических процессов и производств, средств и систем необходимых для реализации и автоматизации;

‑ разработка новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средств и систем их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения;

‑ разработка проектов машиностроительных изделий и производств с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, обеспечивающих их эффективность, оценка инновационного потенциала проекта;

‑ разработка методик технических расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средств и систем оснащения;

‑ разработка функциональной, логической, технической и экономической организации машиностроительных производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

‑ разработка методик выбора эффективных материалов, оборудования и других средств технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления конкурентоспособной машиностроительной продукции;

‑ организация эффективного контроля материалов, технологических процессов, готовых изделий;

‑ анализ состояния и диагностики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа;

‑ разработка методик и программ испытаний изделий, элементов машиностроительных производств;

‑ исследование причин появления брака в производстве, разработка мероприятий по его устранению;

‑ разработка мероприятий по обеспечению надежности и безопасности машиностроительных производств, стабильности их функционирования;

‑ разработка нормативных, методических и производственных документов, регламентирующих функционирование машиностроительных производств;

разработка теоретических моделей для исследования качества выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

‑ разработка алгоритмического и программного обеспечения машиностроительных производств;

‑ разработка мероприятий по организации и контролю работ по наладке, настройке, регулировке, опытной проверке, регламенту, техническому эксплуатационному обслуживанию, диагностике оборудования, средств и систем машиностроительных производств.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Требования к государственному экзамену, содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются выпускающей кафедрой с учетом контроля освоения системных профессиональных компетенций. Трудоемкость выполнения выпускной квалификационной работы должна соответствовать времени, выделенному учебным планом на ее подготовку и защиту.

 

 

9. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА


Учебный план подготовки магистра по направлению: 151900.68 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» для ООП «Технология автоматизированного производства» приведен ниже (для его просмотра необходимо кликнуть на значке).

 

 

10 Список представителей академическогосообщества и работодателей, принимавших участие в разработке образовательного стандарта


Заведующий кафедрой

«Технология конструкционных

материалов и материаловедение»,

профессор ФГБОУ ВПО «СПбГПУ»,

д. т. н., декан ММФ                                                                   М. М. Радкевич

 

Профессор СПбГПУ, д. т. н.,

Заслуженный деятель науки РФ,

заведующий кафедрой

«Технология машиностроения»                                               С. Л. Мурашкин

 

Профессор ГОУ «СПбГПУ», к. т. н.                                        В. И. Никифоров

Профессор ГОУ «СПбГПУ», к. т. н.                                        Э.Л. Жуков

 

Начальник службы персонала

ОАО «Звезда»                                                                             Г. Л. Стяжкова

 

Генеральный директор

ОАО «Ленполиграфмаш»,

к.т.н., профессор                                                                         А.М. Соловейчик

 

Генеральный директор

ЗАО «Петербургский тракторный завод»                                С.Г. Занозин

 

«___» ____________ 2011 г.

 

 



[1] Зачетные единицы используются только для средней оценки трудоемкости освоения студентами образовательной программы и дисциплин. Одна зачетная единица соответствует 32–40 академическим часам.

[2] Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

[3]Активные методы обучения – методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Интерактивное обучение — это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя (компьютера) и обучаемого на основе преимущественной активности обучаемых. Активность педагога при интерактивном обучении уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.