Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

 

ОТЧЕТ

 

по мероприятию № 2.9.1.7

Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки  бакалавра по направлению

«Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по инновационному профилю «Технология автоматизированного машиностроения"»

в рамках реализации Программы развития  национального исследовательского университета

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель: С.Л. Мурашкин  (­­­­­­­­__________________)

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.


 

Содержание

1. Цели мероприятия       

2. Задачи мероприятия      

3. Описание работ по мероприятию       

4.  Результаты    

5. Использование в учебном процессе    

 

 

 

1. Цели мероприятия

 

Целями работы являются:

1. Повышение качества образования и конкурентоспособности образовательной деятельности вуза по подготовке бакалавров по направлению конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств на основе создания основной образовательной программы по инновационному профилю технология автоматизированного машиностроения.

2. Развитие и совершенствование политехнической модели системы образования, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

3. Обеспечение престижности российского политехнического образования, концентрация в СПбГПУ конкурентоспособных научно-педагогических кадров, включая лучших молодых специалистов, путем создания привлекательной научно-образовательной среды.

 

2. Задачи мероприятия 

 

Указанные выше цели обеспечиваются формированием общекультурных и профессиональных компетенций раскрываемых ниже.

ОСВ разрабатывается с учетом особенностей научных школ кафедр и потребностей рынка. При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения, даётся с учетом специфики  ООП, характеристики групп обучающихся.

Разработка ОСВ производится в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803. Эта программа и выполняемая работа предназначены также для развития и совершенствования политехнической модели системы образования, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных бакалавров-специалистов. Разработка инновационного учебно-методического обеспечения, оснащение кафедр современным технологическим оборудованием обеспечивает престижность российского политехнического образования, концентрацию на кафедрах СПбГПУ конкурентоспособных научно-педагогических кадров, включая лучших молодых специалистов, путем создания привлекательной научно-образовательной среды.

ОСВ является нормативным документом, разрабатываемым и утверждаемым Национальным исследовательским университетом СПбГПУ для собственного и всеобщего использования. Он устанавливает требования к ООП, принципы организации, технологию обучения и его результаты.

Актуальность проведенной работы по самостоятельной разработке вузами со статусом НИУ ОСВ вызвана не полным соответствием целей и задач ФГОС ВПО целям и задачам ведущих вузов, призванных обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников мирового уровня. Актуальность также определяется необходимостью резкого повышения производительности в машиностроении, что и определило целесообразность разработки ООП по профилю «Технология автоматизированного машиностроения»

 

3. Описание работ по мероприятию

 

Основная образовательная программа по направлению бакалаврской подготовки, реализуемая в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки.

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года№125-ФЗ);

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 151900.62 – конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24»декабря 2009 г. № 827;

4. Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

5. Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, (носит рекомендательный характер);

6. Устав ФГБОУ ВПО СПбГПУ;

7. Методические рекомендации, утвержденные Исполнительной дирекцией Программы развития СПбГПУ на 2011 – 2019 годы.

 

Нормативный срок освоения ООП бакалавриата для очной формы обучения, установленный в соответствии с ОСВ СПбГПУ, составляет 4 года, включая последипломный отпуск.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм бучения могут быть увеличены на один год относительно нормативного срока на основании решения Ученого совета СПбГПУ.

 

При обучении студентов по сокращенным и ускоренным образовательным программам, а также по программам, реализующим образовательные маршруты непрерывного профессионального образования срок освоения ООП бакалавриата может быть сокращен, но не более чем на один год.

Нормативная трудоемкость освоения ООП бакалавриата составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

 

Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Зачетные единицы используются только для средней оценки трудоемкости освоения студентами образовательной программы и дисциплин. Одна зачетная единица соответствует 32–40 академическим часам.

К абитуриенту поступающему на указанное направление предъявляются следующие требования.

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

В качестве исходных позиций к разработке ОСВ СПбГПУ подготовки бакалавров направления 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и ООП профиля бакалавриата «Технология автоматизированного машиностроения» приняты:

– соответствие срока подготовки, квалификации (степени) выпускника направления, трудоемкости обучения, структуры, терминологического аппарата и ряда других положений основной образовательной программы аналогичным характеристикам ФГОС ВПО и ПРОП этого направления подготовки; определенная степень общности ООП в части требований к содержанию подготовки и результатам ее освоения по отношению к общепринятым ориентирам такой деятельности в рамках ФГОС ВПО, признаваемым в широких академических кругах, а также органами управления высшим образованием;

– преемственность научных основ организации образовательного процесса, заложенным в ООП бакалавриата, традиционным основам функционирования российской системы образования, в частности, принципу единства образования, воспитания и обучения, комплексному подходу к организации образовательного процесса и теории поэтапного формирования знаний, умений и навыков обучающихся;

– педагогические традиции Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, направленные на подготовку высококлассных инженерных кадров широкого профиля, учитывающие специфику функционировании экономики страны в современных социальных условиях;

– представление системы высшего профессионального образования  как ступени системы непрерывного профессионального образования России, совокупность образовательных учреждений которой обеспечивает подготовку профессиональных кадров, необходимых для сопровождения полного жизненного цикла изделий машиностроения;

– определение понятия «профиль подготовки» как части направления подготовки бакалавров, предполагающего получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области проектирования и использования современных технологических процессов в машиностроении и готового к реализации всех видов и задач профессиональной деятельности, сформулированных в образовательном стандарте направления подготовки 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»;

– компетентностная ориентация всей педагогической системы и каждого из ее элементов, рассматривающая компетенцию как систему знаний, умений, навыков, опыта деятельности и личностных профессионально ориентированных качеств выпускника.

 

В рамках этих основ образовательного стандарта СПбГПУ направления бакалавров 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» реализованы следующие подходы к отбору содержания, технологий и организации образовательного процесса основной образовательной программы по профилю «Технология автоматизированного машиностроения».

В системе видов деятельности, реализуемых специалистами всех ступеней непрерывного профессионального образования для сопровождения жизненного цикла изделий машиностроения в качестве преимущественных видов деятельности бакалавров направления 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» приняты производственно-технологическая и проектно-конструкторская виды деятельности. В дополнении к этим основным видам деятельности, разрабатываемая ООП готовит бакалавров-специалистов к основам организационно-управленческой, научно-исследовательской и сервисно-эксплуатационной видам профессиональной деятельности. Упор на подготовку к определенному виду деятельности согласуется с заказчиком.

Система компетенций, которыми должен обладать выпускник ООП, предусматривает их дифференциацию по направленности: общекультурные, профильные профессиональные.

Квалификационная характеристика выпускника разработана с учетом вводимой в РФ двухуровневой системы образования, в соответствии с которой бакалавр должен обладать достаточными профессиональными компетенциями, знаниями, навыками и умениями. После завершения четырехлетнего обучения бакалавр является специалистом в области техники и технологии.

 

Как отмечалось выше, целью основной образовательной программы является повышение качества образования и конкурентоспособности выпускников кафедры «Технология машиностроения» механико-машиностроительного факультета на основе подготовки бакалавра – специалиста; развитие и совершенствование политехнической модели системы образования, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов; обеспечение престижности российского политехнического образования, концентрация в СПбГПУ конкурентоспособных научно-педагогических кадров, включая лучших молодых специалистов, путем создания привлекательной научно-образовательной среды.

Бакалавр-специалист должен быть способен на современном уровне осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: производственно-технологическая; проектно-конструкторская; организационно-управленческая. Он, также должен  владеть основами научно-исследовательской работы.

 

Бакалавр специалист решает следующие профессиональные задачи: разработка под руководством более квалифицированного специалиста прогрессивных технологических процессов и оптимальных режимов производства, простых видов машиностроительной продукции или её элементов; выбор материала и оборудование для реализации технологических процессов; внедрение технологических процессов в производство, выявление причин брака продукции, подготовка предложений по его предупреждению и ликвидации; разработка документации технологических процессов; разработка технически обоснованных норм времени (выработки), расчёт подетальных и пооперационных материальных нормативов, расхода сырья, материалов, инструмента, экономической эффективности проектируемых технологических процессов; организация контроля технологических процессов, осуществление метрологической проверки основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции; стандартизация и сертификация выпускаемых изделий и продукции.

 

Уникальность предлагаемой программы реализуемой кафедрой «Технология машиностроения» в ФБГОУ ВПО СПбГПУ обосновывается тем, что кафедра является одной из ведущих технологических кафедр в Российской Федерации. За последнее время кафедрой изданы свыше 20 учебных пособий по основным профилирующим дисциплинам. Уникальность ООП также подтверждается наличием на кафедре сложившихся научных школ по следующим научным направлениям: динамика и устойчивость технологических систем; проектирование современных технологических процессов обработки различных материалов, в том числе наноматериалов; создание и использование современных методов контроля и управления качеством изделий и технологических процессов; создание новых уникальных средств измерения.

 

Бакалавры-специалисты по данному направлению будут широко востребованы различными машиностроительными предприятиями в качестве технологов, конструкторов и технических руководителей производственных подразделений. На начальной стадии работы они могут выполнять обязанности операторов сложного технологического оборудования с ЧПУ.

Педагогическая концепция подготовки бакалавров направления 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и инновационного ООП профиля бакалавриата «Технология автоматизированного машиностроения» предполагает:

– соответствие срока подготовки, квалификации (степени) выпускника направления, трудоемкости обучения, структуры, терминологического аппарата и ряда других положений основной образовательной программы аналогичным характеристикам ФГОС ВПО и ПООП этого направления подготовки; определенная степень общности ООП в части требований к содержанию подготовки и результатам ее освоения по отношению к общепринятым ориентирам такой деятельности в рамках ФГОС ВПО, признаваемым в широких академических кругах, а также органами управления высшим образованием;

– преемственность научных основ организации образовательного процесса, заложенным в ООП бакалавриата, традиционным основам функционирования российской системы образования, в частности, принципу единства образования, воспитания и обучения, комплексному подходу к организации образовательного процесса и теории поэтапного формирования знаний, умений и навыков обучающихся;

– педагогические традиции Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, направленные на подготовку высококлассных инженерных кадров широкого профиля, учитывающие специфику функционировании экономики страны в современных социальных условиях;

– представление системы высшего профессионального образования  как ступени системы непрерывного профессионального образования России, совокупность образовательных учреждений которой обеспечивает подготовку профессиональных кадров, необходимых для сопровождения полного жизненного цикла изделий машиностроения;

– определение понятия «профиль подготовки» как части направления подготовки бакалавров, предполагающего получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области проектирования и использования современных технологических процессов в машиностроении и готового к реализации всех видов и задач профессиональной деятельности, сформулированных в образовательном стандарте направления подготовки 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»;

– компетентностная ориентация всей педагогической системы и каждого из ее элементов, рассматривающая компетенцию как систему знаний, умений, навыков, опыта деятельности и личностных профессионально ориентированных качеств выпускника.

 

В качестве основных, специфических педагогических целей и задач перед этим направлением следует поставить формирование:

системных компетенций бакалавров, в частности:

– способности проектировать технологические процессы изготовления деталей средней сложности и модернизировать действующие с использованием технологических методов обработки и сборки изделий различных групп;

– способности проектировать изделия машиностроения, рассчитывать и проектировать детали и узлы машиностроительных конструкций для реализации современных методов обработки и технологий в соответствии с техническими заданиями, используя стандартные средства автоматизации проектирования;

– способности осуществлять организацию производственных и технологических процессов в машиностроении с применением современных станков с ЧПУ и обрабатывающих центров;

– способности изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по исследованиям в области оптимизации применения современных технологий в машиностроительном производстве; проведение экспериментов по заданным методикам, обработки и анализа результатов.

знаний бакалаврами-специалистами:

– современных технологических методов,

– технологий, основанных на использовании оборудования с ЧПУ,

– современной технологической документации и программных пакетов ее подготовки,

– технологической оснастки для реализации современных технологических процессов, ее видов и специфики использования;

– организации производства на базе использования современных технологий на базе оборудования с ЧПУ;

–   САПР технологических процессов в машиностроении.

–  современных методик и средств контроля качества машиностроительной продукции;

–  современных методов обработки неметаллических материалов.

умений:

– проектировать технологические процессы с использованием оборудования с ЧПУ;

– проектировать технологическую оснастку для реализации технологий, использующих современное оборудование;

– разрабатывать современные технологии с использованием САПР ТП;

– выбирать средства измерения и контроля для обеспечения качества технологического процесса.

Реализация данного предложения возможна в рамках предоставленного СПбГПУ как национальному исследовательскому университету права самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и вводить инновационные профили подготовки бакалавров.

 

В работе также представлены методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов в общем объеме нагрузки 54 часа/нед в ОСВ составляет в среднем 50%.

Эти часы самостоятельной работы предназначены для выполнения следующих видов учебной нагрузки: освоение теоретического материала, выполнение отчетов по лабораторным работам, оформление заданий по практическим заданиям, написание рефератов, выполнение расчетно-графических работ, курсовых работ и курсовых проектов, подготовка статей и докладов на неделю науки, написание работ по результатам НИР для конкурсов различного ранга и других возможных заданий.

 

Первым необходимым условием успешной организации и эффективной самостоятельной работы студентов является современное учебно-методическое обеспечение основных дисциплин, обеспечивающих получение большинства профессиональных компетенций.

Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебные материалы по курсам лекций, лабораторным и практическим занятиям, руководства по выполнению курсовых работ и проектов, учебные пособия по НИР, практикам и другим видам занятий.

Кафедра технология машиностроения обладает необходимыми учебно-методическим обеспечением, весь перечень которого представлен в УМК дисциплин.

 

Вторым необходимым условием успешной организации и эффективности самостоятельной работы является наличие  материально-технического обеспечения, включающее следующие лаборатории:

- технологическую, с классическим станочным оборудованием;

- современную лабораторию станков с ЧПУ с обрабатывающими центрами;

- вычислительную с необходимым лицензионным программным обеспечением;

- измерительную, включающую координатно-измерительную машину.

Имеющиеся лаборатории обеспечивают выполнение научно-исследовательской работы студентами в том числе и во внеучебное время.

Как уже отмечалось, что существует тесная взаимосвязь образовательных технологий, методов оценки  обеспечивающих выработку компетенций и оценочных средств, проверяющих качество обучения, т.е. степень сформированности компетенций.

Все это в полной мере относится к организации и проверке качества подготовки самостоятельной работы студентов.

 

Организация самостоятельной работы означает:

- введение дополнительного расписания консультаций по проверке выполнения всех возможных видов нагрузки перечисленной выше;

- проведение всех типов и форм контроля рассмотренных выше для обычных видов учебной нагрузки (текущая и промежуточная аттестации);

- учет результатов участия в неделе науки, написание конкурсных работ и получение в результате наград при текущих, промежуточных и окончательных аттестаций;

- учет результатов интерактивного общения с преподавателем в процессе проведения коллоквиумов, консультаций, защит рефератов и т.д.;

- обязательное применение для оценки и учета качества самостоятельной работы результатов текущей и промежуточной аттестации;

- исходя из 100-балльной системы учитывается системность работы по всем заданиям, выполнение заданий в срок, посещение всех видов занятий.

 

Для восстановления экономики  нашей страны требуется повыше­ние эффективности  производства на основе научно-тех­нического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех ее звеньях. В настоящее время решающее значение приобретает единая государственная  научно-техническая политика, которая предусмат­ривает автоматизацию производства, широкое применение информационных технологий, внедрение безотходной технологии, прогрессивных технологичес­ких процессов и гибких средств автоматизации  производства.

Важное место в подготовке бакалавров-специалистов отводится про­изводственной практике. В соответствии с "Положением о производст­венной практике студентов высших учебных заведений" она направлена на закрепление теоретических знаний, полученных студен­тами в ВУЗе, овладение производственными навыками и передовыми методами труда по специальности, приобретение навыков и компетенций  организаторской и воспитательной работы в коллективе.

 

Производственная практика студентов по направлению подготовки бакалавров 151900.62 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» должна состоять из двух частей:

учебная практика;

– общая технологическая практика.

 

Все этапы производственной практики студенты проходят в цехах и отделах машиностроительных предприятий Северо-Западного региона и предприятиях Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК».

Основное содержание учебной практики состоит в овладении про­фессиональными знаниями, умениями и первоначальными навыками в ка­честве исполнителя при работе на технологической оборудовании про­изводственных цехов.

В ходе общей технологической практики студенты получают зна­ния о структуре производства предприятий и их отдельных цехов, об оборудовании, оснастке, инструменте, об организации работы и при­обретают навыки по изучению технологической документации. приобретают умения по составлению прогрессивных технологи­ческих процессов изготовления и сборки деталей и узлов автомашин, получают инженерные навыки по специальности, проходят первичную адаптацию на будущем рабочем месте.

Цели и задачи практики на различных этапах обучения студен­тов органически связаны между собой и с другими формами обучения. Преемственность содержания, форм и методов проведения практики предусмотрена настоящей программой, ее профессиональной направлен­ностью и структурой.

Программа производственной практики разработана на основании следующих нормативных документов: учебных планов ООП СПбГПУ, квалификационных характеристик бакалавров, специалистов и магистров со специализациями и положения о производственной практике студентов учебных заведений России.

 

Учебная практика является составной частью практической под­готовки студентов по направлению бакалаврской подготовки 151900.62, направленной на формирова­ние умений и навыков работы на технологическом оборудовании про­изводственных цехов предприятий.

 

Цели учебной практики:

– прикладные знания, умения и предварительные навыки выполнения работ в качестве исполнителя по одной из рабочих профессий машинно-ручного труда;

– знания составных элементов технологического процесса выпуска изделий, в производстве которых участвует практикант; организации управления цехом, участком, бригадой; взаимоотношений в трудовых коллективах;

– опыт творческой деятельности по переносу навыков выполнения приемов и операций с одного вида работ на другой, по применению теоретических знаний в практической деятельности;

– воспитание ответственности и организованности в решении производственных задач, что отмечено в компетенциях по завершению учебного цикла ГСЭ.

Учебная практика проводится в цехах машиностроительных предприятий и учебно-производственных лабораториях университета.

 

К примеру, на АВТОВАЗе или предприятиях ОДК после 1-го курса студенты проходят практику в качестве рабо­чих сборочных производств:

– сборка двигателей;

– сборка коробок передач;

– сборка агрегатов и узлов шасси;

– сборка узлов кузовной арматуры (сиденья, отопитель, панель приборов);

– сборка автомобилей.

 

После 2-го курса студенты проходят практику в качестве станочников, или в качестве опе­раторов автоматических линий металлообработки деталей и узлов ав­томашин.

Учебная практика начинается с установочного собрания студен­тов, в ходе которого студентам раскрываются цели и задачи практи­ки, сообщаются программные требования. Здесь же проводится ввод­ный инструктаж по противопожарной профилактике и технике безопас­ности и производится документальное оформление этих мероприятий.

На весь период практики за каждым студентом закрепляется ра­бочее место, которое он должен содержать в образцовом порядке. Желательно  для овладения различными производственными навыками организовать работу студентов на нес­кольких рабочих местах по согласованному  календарно­му плану.

По результатам практики студенты представляют индивидуальные отчеты и сдают экзамен.

Студент обязан ежедневно быть на рабочем месте не менее 6-ти часов. Кроме того, программой предусматривается самостоятельная его работа по изучению литературы, написанию отчета, выполнению общественной деятельности. В целом, общее число часов, связанное с выполнением программных требований практики, должно находиться в пределах 8-9 часов в день.

 

Студент обязан:

– пройти практику в установленные сроки;

– соблюдать правила техники безопасности и пожарной профилактики;

– соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии;

– полностью выполнить программу учебной практики;

– ежедневно вести дневник прохождения практики;

– своевременно выполнить индивидуальный отчет и сдать экзамен по практике.

 

Общее руководство учебной практикой от института осуществляет преподаватель. Формирование производственных умений, общекультурных и профессиональных компетенций сту­дентов происходит под наблюдением, контролем и руководством руко­водителя от предприятия и бригадира (рабочего-наставника, мастера, начальника подразделения и др.).

 

Руководитель практики от института обязан:

– тщательно подготовиться к руководству практикой;

– провести со студентами собрание перед началом практики;

– обеспечить своевременное начало практики на предприятии;

– обеспечить и принять участие в проведении на предприятии инструктажей по технике безопасности и пожарной профилактике;

– осуществлять контроль за проведением практики, ежедневным ведением дневника студентами, обеспечением нормальных условий труда и быта студентов;

– участвовать в подведении итогов практики.

 

Руководитель практики студентов от предприятия должен:

– изучить программу практики;

– ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, порядком получения материалов и документов, особенностями посещения различных объектов предприятия;

– систематически контролировать и содействовать выполнению студентами программы и заданий;

– проверять и подписывать отчеты по практике;

– составлять письменные производственные характеристики на студентов.

 

Технологическая практика является составной частью подготовки студентов направления 151900, направленной на формирование общей ­технологической подготовки бакалавра-специалиста. Выполняя основную задачу формирования практической подготовки, она должна учитывать специфику будущей работы выпускника.

 

Цели технологической практики:

– знания организационной структуры предприятия и его отдельных цехов, технологии, оборудования, оснастки, инструмента, выпускаемой продукции заготовительных и обрабатывающих производств;

– умения изучать техническую и технологическую документацию, собирать данные технологических документов с реальными заводскими параметрами, описывать технические объекты и составлять отчет;

– опыт творческой деятельности по использованию теоретических знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, в изучении устройства, последовательности работы и характеристик технического оборудования.

 

Технологическая практика является логическим завершением курсов "Технология конструкционных материалов", "Материаловедение" и «Инженерная графика», «Детали машин», «Теория машин и механизмов», «Метрология, стандартизация и сертификация» и имеет с ними существенные, непосредственные связи не только по содержанию, но и по структуре.

В то же время технологическая практика подготавливает осно­ву, во многом практического характера, для дальнейшего изучения студентами дисциплин учебного плана и создает возможности для по­вышения теоретического уровня этих дисциплин в связи с развитием на практике предметно-образного мышления студентов.

Непосредственное изучение на технологической практике мето­дов получения и обработки заготовок, знакомство с технологической документацией и развитие технологического мышления создает хоро­шую основу для обучения в вузе будущих инженеров-механиков-техно­логов знаниями и умениями таких курсов, как "Основы технологии машиностроения", "Технология машиностроения", "САПР ТП", «Металлорежущие станки», «Режущий инструмент».

 

Технологическая практика проводится после третьего курса, предлагаемая ее длительность – 5 недель. Место проведения практики - производственные цеха и технологические лаборатории предприятий. Студенты знакомятся с технологическими про­цессами металлургического и машиностроительного производства, со­временными способами производства и обработки заготовок, сборки машин.

Основными организационными формами обучения на технологической практике являются производственные экскурсии в подразделения предприятия и самостоятельная работа студентов с конструкторской и технологической документации на основе индивидуальных заданий. Кроме того, в этот период студентам читается ряд лекций, характе­ризующих деятельность предприятия и его отдельных подразделений.

Содержание индивидуальных заданий, выполняемых практикантами в изучаемых цехах, и ознакомительных лекций в этих цехах учитывает будущую специализацию бакалавра-специалиста.

Руководство технологической практикой осуществляют препода­ватель от института и руководитель от предприятия.

По результатам практики студенты представляют индивидуальные отчеты и сдают экзамен.

Фактически время, предоставляемое студентам для подготовки выпускной бакалаврской работы, является практикой для выполнения этой работы на машиностроительных предприятиях, научно-исследовательских институтах и лабораториях различных кафедр. Целью проведения этой практики является сбор и апробация материалов необходимых для решения конкретных производственных и научно-исследовательских вопросов машиностроительного производства.

 

Оценочные средства - фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения бакалавром учебного материала - являются неотъемлемой частью вузовской основной образовательной программы. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ООП и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин.

 

Приступая к разработке комплекса оценочных средств в условиях введения ОСВ, разработчики сознают два принципиальных момента:

1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию разработанной ООП, используются для проверки качества формирования компетенций; 

2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) становятся действенным средством оценки качества обучения.

 

Таким образом, разработка оценочных средств никоим образом не может рассматриваться без применения новых образовательных технологий.

ОСВ ориентирован преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у бакалавров компетенций – постоянно обновляемый набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику реализовать их в конкретных проектах и стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей машиностроения.

 

Традиционные формы контроля проверяют знания (реже умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен, завершающих блок семинарских занятий или курс лекций. При всей плодотворности и проверке временем данных форм контроля в современных условиях их нельзя признать вполне достаточными для проверки, с одной стороны, успешности освоения бакалавром образовательной программы, а с другой - качества самой программы и образовательной деятельности вуза по данной программе в целом.

Разработчики считают, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки бакалавров при реализации ОСВ заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих бакалавров и выпускников используются как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом постепенно традиционные средства совершенствуются в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптируются для повсеместного применения в российской вузовской практике.

 

Иными словами, задача ОСВ в ближайшие годы - выработать образовательные технологии и сформировать оценочные средства, которые:

- во-первых, позволяют формировать у обучающихся широкие универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции,

- во-вторых, проводить комплексную оценку всех составляющих понятия «компетенция».

При этом разработчики в полной мере осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса - образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). Таким образом, формы контроля становятся своеобразным продолжением методик обучения, позволяя бакалавру более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

 

В процессе разработки ОСВ проверено взаимное соответствие трех базовых характеристик:

а)      целей программы и результатов обучения, выраженных в форме компетенций;

б)      дисциплин (форм учебной работы) и образовательных технологий (методов обучения);

в)      средств и способов оценки достижений бакалавров (контроля формирования компетенций) и качества самой программы.

 

Разработчики ОСВ осознают что, реализация образовательной программы будет успешной лишь, когда ее структура позволяет быстро и четко ответить на вопросы: какие именно компетенции формируют те или иные позиции учебного плана; какие именно методы обучения позволяют выработать те или иные компетенции; как именно (с помощью каких оценочных средств) проверяется формирование компетенций.

 

В соответствии с рекомендациями большинства разработчиков государственных образовательных стандартов оценка качества подготовки бакалавров включают:

  1. Текущую аттестацию.
  2. Промежуточную аттестацию.
  3. Итоговую государственную аттестацию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании».

Бакалавры, обучающиеся в СПбГПУ по направлению 151900.62 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», по профилю «Технология автоматизированного машиностроения», при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 40 экзаменов и 48 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам».

 

Итак, в соответствии с разработанным ОСВ выделяются следующие типы контроля успешности освоения бакалавром ООП.

Текущая аттестация или текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

К достоинствам текущего контроля относится его систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости бакалавра. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить достаточно трудно.

 

Текущий контроль знаний бакалавров согласно ОСВ представляет собой:

  • устный опрос (групповой или индивидуальный);
  • проверку выполнения письменных домашних заданий;
  • проведение лабораторных, расчетно-графических и иных работ;
  • проведение контрольных работ;
  • тестирование (письменное и (или) компьютерное);
  • проведение коллоквиумов (в письменной и (или) устной форме);
  • контроль самостоятельной работы бакалавров (в письменной и (или) устной форме).

 

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, например, на кафедре «Технология машиностроения» в рамках каждого из данных типов контроля (аттестации) используются разные виды контроля.

К видам контроля относятся:

  • устный опрос;
  • письменные работы;
  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.

 

Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и бакалавра; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

Каждый из видов контроля имеет собственные преимущества и недостатки.

 Государственная аттестация бакалавра включает в себя государственный междисциплинарный экзамен  и выпускную бакалаврскую работу.

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению Направление 151900.62 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», по профилю «Технология автоматизированного машиностроения» и требования к государственному междисциплинарному экзамену разработаны на основе рекомендаций Учебно-методического объединения по образованию в области автоматизированного машиностроения и многолетнего опыта работы кафедры «Технология машиностроения» в этом направлении.

Квалификационная работа является завершающим этапом работы студента на текущей ступени обучения и подведением итогов его профессиональной подготовки.  Она также является подтверждением соответствия приобретенных им в высшем учебном заведении знаний,  умений и компетенций сформированными требованиями ОСВ СПбГПУ. Результатом защиты работы становится присуждение студенту академической степени:

- бакалавра-специалиста техники и технологии по названному направлению с начальной подготовкой в областях, близких к предполагаемым программам магистерской подготовки;

Студенты-соискатели соответствующей степени защищают аттестационные работы на заседаниях Государственных Аттестационных Комиссий (ГАК), утверждаемых приказом Ректора высшего учебного заведения по направлениям и открытых для посещения всеми заинтересованными работниками, студентами и аспирантами высшего учебного заведения (за исключением закрытых защит). Ниже приводятся общие требования к квалификационным работам:

Квалификационные работы, не отвечающие требованиям данных методических рекомендаций, следует не допускать к защите на заседании ГАК.

Бакалавр-специалист по направлению 151900.62 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», по профилю «Технология автоматизированного машиностроения»  - это выпускник высшего учебного заведения с высшим техническим образованием, подготовленный к началу трудовой деятельности по выбранному им направлению техники и технологии и к продолжению образования.

Академическая степень бакалавра техники и технологии подтверждает:

- готовность выпускника к производственной и научной деятельности на начальных должностях,

- его умение быстро приспособиться к выбранному роду деятельности, адаптироваться к окружающей среде и сделать первые шаги в направлении своей будущей карьеры,

- возможность получения им инженерного образования по любой специальности, соответствующей направлению подготовки,

- возможность обучения в магистратуре.

После получения степени бакалавра выпускник получает право либо сразу же продолжить образование, либо прекратить обучение, найти работу, определиться в жизни и затем вернуться в высшее учебное заведение для продолжения образования.

Формирование тематики бакалаврских работ и выдача студентам тем может начинаться во время производственной практики, проводящейся после завершения летней экзаменационной сессии третьего курса, и продолжается при курсовом проектировании на выпускающей кафедре во время седьмого семестра.

После защиты курсового проекта и завершения зимней экзаменационной сессии тематика бакалаврских работ утверждается приказом проректора по учебной работе.

На подготовку выпускной квалификационной работы студенту предоставляется шесть недель.

После этого на заседании ГАКа происходит защита выпускной бакалаврской работы с последующим присуждением академической степени бакалавра по направлению 151900.62 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», по профилю «Технология автоматизированного машиностроения»  и выдачей диплома соответствующего образца.

Тематика бакалаврских работ строится таким образом, чтобы при их выполнении и защите кандидаты в бакалавры могли проявить знания и умения, приобретенные ими в процессе обучения в соответствии:

- с ОСВ СПбГПУ по соответствующему направлению подготовки;

- утвержденными   СПбГПУ;

- программами дисциплин учебного плана,

- направленностью специальной подготовки на 4-м курсе.

Поскольку бакалаврские работы должны носить квалификационный и, одновременно, аттестационный характер, темы работ должны:

- отвечать требованиям актуальности,

- обеспечивать самостоятельность выполнения работы,

- предусматривать необходимость критической проработки достаточно большого объема технической литературы,

- предоставлять кандидатам в бакалавры возможность и обеспечивать обязательность использования при подготовке работы знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных при изучении фундаментальных дисциплин,

- обеспечивать возможность анализа технико-экономической или научной значимости проделанной работы.

 

Темой бакалаврской работы должно быть подробное изучение поставленной проблемы  связанной:

- с анализом или разработкой некоторого класса изделий или систем  технологических процессов изготовления деталей различных классов машин, систем измерения, автоматизации и/или управления технологическим процессом, техпроцессов изготовления заготовок, проектирования различных режущих инструментов и т. д.;

- с построением или анализом возможностей определенного класса технологий - технологических процессов обработки, сборки или утилизации изделий, процессов получения, обработки и представления информации, процессов управления технологическим оборудованием, процессов автоматизированного проектирования определенного типа изделий, технологий программирования некоторого класса задач и т.д.

Во время выполнения бакалаврской работы студенты приобретают начальные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. При этом особое внимание должно уделяться сбору и анализу материалов, полученных из научно-технической литературы (монографии, сборники статей, периодика, материалы конференций и т. д.). Обязательной является работа в библиотеках и, по возможности, в среде Internet.

Название работы должно отражать характер выбранного инженерного или научного направления и его практическую ориентацию с проектированием режущего инструмента, например:

«Технологический процесс автоматизированного изготовления блока зубчатых колес»,

«Повышение эффектности точения вала редуктора путем применения инструмента с покрытием».    

В отдельных случаях, связанных с работой в студенческих научных обществах, конструкторских бюро или по месту прохождения производственной практики, допускается выполнение бакалаврской работы в форме расширенного курсового проекта. В этом случае темой бакалаврской работы может быть разработка некоторой конструкции, системы, технологии, модели, информационной или автоматизированной системы.

 

Тема бакалаврской работы должна формулироваться таким образом, чтобы при ее защите на заседании ГАК члены комиссии смогли вынести суждение не только о возможности присуждения претенденту степени бакалавра, но и принять рекомендации о возможности и целесообразности продолжения обучения на следующей ступени образования.

 

Структура бакалаврской работы определяется следующими компонентами;

- титульный лист;

- задание;

- реферат и аннотация на русском и иностранном языках (не более одной страницы текста в формате А4),

- введение и постановка задачи (не более 1 страницы текста),                                 

- обзор или сравнительное описание объектов по выбранной теме,             

- основная часть работы,

- заключение по работе, содержащее все основные результаты и выводы по актуальности направления исследования и перспективах его развития (не более 2 страниц текста),

- список использованной литературы и другой нормативно-технической документации (не менее 15 названий),

- приложения (возможно),

- чертежи и другие иллюстрационные материалы.

- Титульный лист и задание рекомендуемого образца  должны быть полностью оформлены и подписаны соискателем, руководителем работы и заведующим соответствующей кафедрой. Название темы работы на титульном листе и на листе задания должно совпадать с названием темы, утвержденной приказом проректором по учебной работе.

- Реферат и аннотация к бакалаврской работе должны кратко и достаточно полно отражать содержание выполненных разработок.

- Введение должно содержать краткую характеристику выбранной для исследования темы, обоснование актуальности темы и её научной и/или практической значимости.

- Обзор должен показать эрудицию соискателя в выбранном направлении деятельности и содержать сравнительное описание существующих объектов, подлежащих исследованию (схем построения, конструкций, технологий, пакетов прикладных программ, технических средств, методов расчета, методологий и т. д.), с выявлением их основных сравнительных характеристик и параметров.

- Основная часть работы

 

Здесь следует выявить существенные признаки исследуемых объектов, позволяющие произвести их классификацию в рамках заданной темы, и выработать рекомендации по их применению и совершенствованию. Соискатель должен показать знание не только дисциплин направления подготовки, но и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, умение использовать математический аппарат, обычный для работы в соответствии с выбранным направлением, свободное владение методами информационных технологий и средствами информатики.

Для подготовки бакалавра-специалиста ориентирующегося  в широких проблемах подготовки производства содержание выпускной работы бакалавра является конструкторско-технологическим проектом, базирующимся на знаниях, умениях, навыках и компетенциях сформированных у студента при изучении дисциплин как специального, так и естественнонаучного и общетехнического циклов. При выполнении данного проекта студент должен уметь творчески применять свои знания при решении комплексной проблемы.

 

Объектом проектирования является технологический процесс изготовления детали средней сложности, строящейся на основе стандартных или типовых инженерных решений. Основная часть выпускной работы должна включать следующие составные части, объединенные общей логикой, содержанием и последовательностью выполнения:

1) проектирование технологического процесса изготовления детали, включая анализ чертежа детали на технологичность, обоснование и выбор метода получения заготовки, ее чертеж, анализ действующего или типового технологического процесса; разработку предлагаемого маршрута и основных технологически  операций; пакет технологической документации, объем раздела -1...2 листа чертежей и технологических эскизов формата А1 или А2; пояснительная записка - 15...20 листов;

2) проектирование технологического оснащения или отдельных технологических операций по изготовлению или обработке заготовки (загрузочных устройств, автооператоров, роботизированных технологических ячеек  и комплексов и др.), включая разработку сборочного чертежа циклограммы совместной работы проектируемых устройств и технологического оборудования; кинематические, гидравлические, пневматические, электрические схемы работы предлагаемого устройства (при необходимости); объем раздала –1…1,5 листов чертежей формата А1 или А2 пояснительная записка - 10…15 листов;

3) проектирование режущего инструмента для одной-трех технологических операций с силовыми, точностными, геометрическими расчетами его элементов (фасонный резец, фреза, протяжка и др.); объем раздела –1,5…2 лист чертежей формата А1 или А2; пояснительная записка - 10…,15) листов.

Преподаватель составляет типовые задания по выпускной работе,  определяющие объем и сроки проектирования, предъявляемые требования, а также состав работы. Студент вправе предложить свою тему, согласовав ее с руководителем и обосновав целесообразность и возможность разработки этой темы.

Выпускная работа выполняется (студентом самостоятельно, и он несет ответственность за качество и сроки ее выполнения. Организационно-методическую помощь и консультации по существу проекта студенту оказывает руководитель выпускной работы бакалавра. При необходимости могут быть назначены консультанты.

Графическая часть выпускной работы отражает основные технологические и конструкторские решения и включает чертежи деталей, заготовки, операционные эскизы техпроцесса изготовления детали, чертежи устройств для автоматизации отдельных операций и переходов, режущих инструментов, а также при необходимости, кинематические и принципиальные схемы планировочных решений.

Конкретный перечень графических материалов устанавливается руководителем выпускной работы. Все графические материалы выполняются с использованием наиболее распространенных графических пакетов программ на компьютере.

 

- Заключение должно состоять из нескольких пунктов, в которых приводятся выводы по работе, к которым пришел соискатель. В заключении обязательно должны быть представлены выводы за счет каких технологических решений были обеспечены требуемые параметры точности размеров, формы, взаимного расположения и качества поверхностного слоя. За обоснованность выводов несет ответственность только сам автор.

- Библиография включает в себя только те наименования, на которые имеются ссылки в работе. Выходные данные использованных источников должны приводиться в стандартной форме.

- Приложения включают в себя графические материалы (например, чертежи, схемы), сложные алгоритмы, программы, результаты вычислений, таблицы вспомогательных и промежуточных данных.

Нумерация страниц бакалаврской работы должна быть сквозной, номера страниц на титульном листе и на листе задания не проставляются. Приложение должно иметь собственную нумерацию страниц. Работа может быть выполнена в редакторе Word  хх. Рекомендуемый шрифт - Times new Roman, размер шрифта - 14 через 1,5 интервала. Общий объем работы - не менее 50 страниц текста без учета приложения. Работа должна быть сброшюрована в папке или переплетена.

Расстояние от края листа до границ текста следует оставлять: в начале строк не менее 30 мм, в конце строк - не менее 10 мм. Расстояние от верхней и нижней строки текста до верхнего или нижнего края листа должно быть не менее 20 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти ударам пишущей машинки (12…15 мм).

Нумерация листов ПЗ и приложений, входящих в состав ПЗ, должна быть сквозной. Номера страниц ставятся в верхнем правом углу каждого листа, причем первый (титульный) лист и второй (задание) не нумеруются, а на следующий за ними лист ставится номер «3».

ПЗ, содержащие существенные смысловые, стилистические и орфографические ошибки, а также небрежно выполненные (в том числе в части рисунков) и не сброшюрованные, к защите не допускаются.

 

Текст ПЗ разделяют на разделы и подразделы, а при необходимости на пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, подразделы - в пределах раздела, Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела разделенных точкой; аналогично подпункты имеют порядковую нумерацию в пределах каждого пункта. Однако следует избегать излишнего дробления текста на мелкие подпункты. Содержащиеся в тексте раздела, подразделы или пункты перечисления требований, указаний, характеристик обозначают арабскими цифрами со скобкой; 1), 2), 3) и т. д. либо вместо цифр ставится черточка (тире).

 

Наименование разделов и подразделов должны быть краткими. Наименования разделов записывают в виде заголовков (симметрично тексту) прописными буквами. Наименования подразделов зализывают в виде заголовков (с абзаца) срочными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются, Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

 

Расстояние между заголовком и последующим текстом ПЗ должно быть равно 3…4 интервалам, расстояние между заголовками раздела и подраздела  2 интервала, Каждый раздел ПЗ рекомендуется начинать с нового листа. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзаца.

За титульным  листом ПЗ помещается задание на ВР,  затем содержание и другие разделы ПЗ. После заключения и списка литературы размещают приложения.

 

Материалы ПЗ должны быть логично построены и изложены четким языком с раскрытием причинно-следственных связей. В ПЗ должны использоваться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе.

Расчетные разделы и подразделы следует строить в следующей последовательности: цель раздела, используемые методы решения задачи, рассчитывая, схема, математические модели и принятые допущения; расчеты, анализ результатов, выводы,

 

В тексте ПЗ не допускается:

1) сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

2) применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, а также соответствующими государственными стандартами;

3) использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Вместо математического знака (-) следует писать слово "минус";

4) употреблять математические знаки без цифр, например, (меньше или равно), (больше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), (процент);

5)примять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СГП) без регистрационного номера.

 

Ссылки в тексте на описываемые чертежи и использованные литературные источники даются в вертикальных квадратных скобках, например, [ТЛ 97.00.00.00.ТЭ], [12] или [3, 7, 8]. Список литературы с пронумерованными и размещенными в алфавитном порядке библиографическими описаниями использованных книг, статей и нормативных материалов оформляется в соответствии с требованиями библиографического описания.. Иностранные (непереводные) литературные источники приводятся в конце списка также в алфавитном порядке.

 

 Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации располагаются возможно ближе к соответствующим разделам. Нумерация иллюстраций - сквозная или по разделам. В тексте ссылки на иллюстрации дают с использованием сокращения "рис.", например: ".. показано на рис, 5." или "..используется винтовая передача (рис. 5.2).".

Иллюстрации должны иметь подрисуночную надпись и при необходимости поясняющие данные - под ней. Перед надписью помещают номер иллюстрации.

Если в ПЗ есть ссылки на составные части машины (изделия), то на иллюстрации должны быть указаны выноски (без полочек) и номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке за исключением повторяющихся позиций. При ссылке в тексте на отдельные элементы деталей (отверстия, пазы, буртики, канавки и др.) их обозначают прописными буквами русского алфавита

 

Технологическая документация (маршрутные карты; операционные карты; контрольные карты; карты эскизов должны выполняться на стандартных бланках в полном соответствии с требованиями ЕСТД.

Чертежи выполняются на компьютере и распечатываются на принтере или на плоттерах на стандартных листах чертежной бумаги формата А1, или А2 в соответствии с требованиями ЕСКД. Степень детализации общего вида и сборочных чертежей должна быть достаточна для понимания устройства объекта разработки.

Масштабы чертежей надлежит выбирать с учетом удобства их зрительного восприятия, а также наполняемости стандартных форматов чертежей изображениями и надписями. Более эстетичными на чертежах выглядят укрупненные надписи и обозначения, выполненные вертикальными шрифтами.

 

Для улучшения зрительного восприятия результатов работы рекомендуется при оформлении технологических эскизов использовать цветные изображения условных обозначений.

Чертежи с низким уровнем графики и небрежно выполненными текстовыми надписями к защите не допускаются.

 

 

4. Результаты по мероприятию

 

В результате разработки ОСВ по направлению 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» представлен учебный план подготовки бакалавров.

Основными дисциплинами этого учебного плана, формирующими профессиональную подготовку бакалавра являются: «Компьютерная графика», «История измерений», «Сопротивление материалов», «Теория машин и механизмов», «Детали машин и основы конструирования», «Технология конструкционных материалов», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Нормирование точности и технические измерения», «Автоматизация производственных процессов в машиностроении», «Основы технологии машиностроения», «САПР технологических процессов», «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», «Системы обеспечения качества изделий», «Технология машиностроения», «Программирование станков с ЧПУ», «Научно-исследовательская работа студентов».

Кафедра технология машиностроения обладает необходимыми учебно-методическим обеспечением, весь перечень которого представлен в УМК дисциплин.

В качестве основных учебно-методических материалов представим следующие, изданные ранее, а также подготавливаемые разработчиками ОСВ к изданию в 2012 г.:

1. Технология машиностроения: В 2 кн. Кн. 1. Основы технологии машиностроения: Учеб. пособ. для вузов/Э.Л. Жуков, И.И. Козарь,. С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина.- 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2008.-278 с.: ил.

2. Технология машиностроения: В 2 кн. Кн. 2. Производство деталей машин: Учеб. пособ. для вузов/Э.Л. Жуков, И.И. Козарь,. С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина.- 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2008.-295 с.: ил.

3. Технология машиностроения. Колебания и точность. Учеб. пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин, и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 280 с.: ил.

4. Основы технологии машиностроения: Этапы проектирования и точность технологических процессов: Учеб. пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин, и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.-408 с.

5. Основы технологии машиностроения: Производство деталей машин: Учеб. пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин, и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.-412 с.

6. Технологическое обеспечение качества изделий в машиностроении. Учеб. Пособие / А.М. Соловейчик, С.Л. Мурашкин, Э.Л. Жуков, И.И Козарь. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. 250 с.: ил.

7. Технология машиностроения. Часть I: Учебное пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -190 с.: ил.

8. Технология машиностроения. Проектирование технологических процессов. Часть II: Учебное пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -497 с.: ил.

9. Технология машиностроения. Правила оформления технологической документации. Часть III: Учебное пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -58 с.: ил.

10. Математические модели  колебательных систем. Учеб. пособие/ С.Л. Мурашкин, А.М. Соловейчик, Э.Л. Жуков, И.И Козарь. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. 191 с.: ил.

11. Четвериков И. А., Мурашкин С. Л. Современные технологии изготовления деталей на станках с ЧПУ: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. — 249 с.

12. Технологическое обеспечение качества изделий в машиностроении. Учеб. пособие/А.М. Соловейчик, С.Л. Мурашкин, Э.Л. Жуков, И.И Козарь. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. 253 с.: ил.

13. Технологическое обеспечение качества: учеб. пособие / С. А. Любомудров – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 195 с.

14. Никифоров В. И. Электрофизические и электрохимические технологии. Лабораторный практикум: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 198 с.

15. Любомудров С. А. Выбор средств измерений Учебное пособие к курсовому проекту по курсу «Методы и средства измерений в автоматизированном производстве» / Любомудров С. А., Макарова Т.А., Тарасов С. Б.  – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011 –   204 с.

16. Научно-исследовательская работа Учеб. пособие/Э.Л. Жуков и др. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 220 с.: ил.

17. Технический английский язык в машиностроении. Technical English in mechanical engineering: Учеб. пособие/ Жуков Э.Л. , Козарь И.И., Taрасов С.Б. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 253 с.:ил.

18. Любомудров С. А. Выбор средств измерений Учебное пособие к курсовому проекту по дисциплине «Методы и средства измерений в машиностроении» / Любомудров С. А., Макарова Т.А., Тарасов С. Б.  – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011 – 204 с.

19. Технический французский язык в машиностроении. La langue francaise technique en construction mecanique. Учеб. пособие/ Козарь И.И., Жуков Э.Л.  – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 195 с.:ил.

20. Жуков Э. Л., Колодяжный Д. Ю., Любомудров С. А. Нормирование точности и Технические измерения Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. 207 с.

21. Жуков Э.Л. Основы автоматизированного машиностроения. Лабораторные и практические занятия. Учеб. пособие / Жуков Э.Л. , Козарь И.И., Любомудров С.А. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 210 с.:ил.

22. Степанов С.Н. и Видинеева Н.Ю. Диагностика, ремонт и обслуживание автомобиля. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. 207 с.:ил.

 

Вторым необходимым условием успешной организации и эффективности учебной работы является наличие  материально-технического обеспечения, включающее следующие лаборатории:

- технологическую, с классическим станочным оборудованием (рис. 1);

- современную лабораторию станков с ЧПУ с обрабатывающими центрами (рис 2, рис 3, рис 4);

- вычислительную с необходимым лицензионным программным обеспечением (рис. 5);

- измерительную, включающую координатно-измерительную машину и другие современные средства измерения (рис. 6, рис. 7, рис. 8).

- в рамках развития автомобильного кластера в северо-западном регионе России на кафедре организован класс по изучению автомобиля (рис. 9, рис 10).

 

Имеющиеся лаборатории обеспечивают выполнение научно-исследовательской работы студентами в том числе и во внеучебное время.

 

Рис. 1. Технологическая лаборатория с классическим станочным оборудованием

 

Рис. 2. Класс станков С ЧПУ

Рис. 3. Токарный учебно-производственный модуль

 

Рис. 4. Фрезерный учебно-производственный модуль

 

Рис. 5. Вычислительная лаборатория

Рис. 6. Координатно-измерительная машина

Рис. 7. Эталонная установка УКМ-100

Рис. 8. Цифровые измерительные приборы

Рис. 9. Стенд по устройству автомобильного двигателя

Рис. 10 Стенд автомобильных деталей

 

Как уже отмечалось, что существует тесная взаимосвязь образовательных технологий, методов оценки  обеспечивающих выработку компетенций и оценочных средств, проверяющих качество обучения, т.е. степень сформированности компетенций.

Все это в полной мере относится к организации и проверке качества подготовки самостоятельной работы студентов.

 

5. Использование материалов по мероприятию 2.9.1.7 в учебном процессе

 

Разработанный ОСВ по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», инновационный профиль подготовки «Технология автоматизированного машиностроения» согласован с представителями научной общественности и производства. После утверждения Ученым советом СПбГПУ он будет полностью внедрен в учебный процесс. В настоящее время все изданные в рамках работы по мероприятию 2.9.1.7 учебные пособия используются при подготовке бакалавров по традиционному плану. Все представленное современное оборудование применяется в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров различных направлений и профилей.  

В настоящее время контингент студентов проходящих обучение по бакалаврским программам ежегодно составляет тридцать шесть человек по одной программе.

Современная промышленность испытывает большую потребность в специалистах обладающих компетенциями, обеспечиваемыми разработанными магистерскими программами. Учебно-методические материалы и материальное обеспечение, полученные в результате разработки новых бакалаврских программ, широко используются в программах повышения квалификации и переподготовки научно-технического персонала машиностроительных предприятий и вузов.

Кафедры механико-машиностроительного факультета, участвующие в выполнении программы активно сотрудничают со следующими машиностроительными предприятиями:

- ОАО «Красный Октябрь»;

- ОАО «Климов»;

- ОАО «ВИРИАЛ»;

- ОАО «Силовые машины»;

- ОАО АТОМЭНЕРГОМАШ;

- ЗАО «Диаконд»;

- Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК);

- ГУП НПО «Аврора»;

- ЗАО «ФОРД».

 

Выше перечисленные предприятия, а также ряд других более мелких фирм являются основными заказчиками и потребителями подготавливаемых специалистов. 

Кроме того, кафедра технологии машиностроения проводит повышение квалификации работников предприятий по следующим направлениям: Современные технологии с использованием оборудования с числовым программным управлением; Метрологическое обеспечение линейных и угловых измерений на основе современной техники; Трехмерное моделирование деталей различных классов для многокоординатной обработки на станках с числовым программным управлением.

 

Матрица реализации и подготовки инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО - бакалавриата

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

П(2)

2

Установление новых норм качества подготовки

П(1)

3

Проектирование нового содержания образования

П(3)

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

П(2), В(1)

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(1)

6

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

В(2)

7

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

П(1)

8

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В(2)

9

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(2)

10

Развитие системы мониторинга качества образования

В(1)

11

Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

В(1)

 

При заполнении таблицы используются следующие обозначения степени внедрения инновации: Р – реализация инновации, П – подготовка к внедрению инновации; В – внедрение инновации. Рядом с обозначением степени внедрения инновации в круглых скобках указывается количество инноваций (например, В(1) – внедрена 1 инновация).

 

Ключевые моменты по аннотируемым инновациям


1. Завершаемый переход системы высшего профессионального образования в Российской Федерации на двухуровневую подготовку студентов фактически осуществляет ликвидацию подготовки инженерных кадров по специальностям. Разработанный собственный образовательный стандарт направлен на развитие и усовершенствование профессиональной подготовки бакалавров-специалистов, с целью сохранение традиций и научных школ политехнического образования. Увеличено количество часов на практические занятия и практики.

Таким образом, в настоящем стандарте произведена подготовка к внедрению двух инноваций: выпуск бакалавров-специалистов, готовых работать в областях производственно-технологической,; повышена мобильность подготовки выпускников за счет увеличения количества вариативных дисциплин, что уменьшает срок адаптации выпускника к новым требованиям современного производства.

2. Разработанный собственный образовательный стандарт полностью учитывает рекомендации корпоративного центра качества СПбГПУ.

3. Новое содержание образования обеспечивается путем внедрения новых дисциплин и их методическим и материально-техническим обеспечением. В 2011 году издано и планируется к изданию шесть учебно-методических пособий общим объемом около 1200 страниц. Также приобретено новое материально-техническое обеспечение лабораторных работ и практикумов.

4. В стандарте предусмотрено проведения Интернет экзамена по ряду дисциплин, который уже проводится в СПбГПУ на механико-машиностроительном факультете. Планируется проводить текущую компьютерную аттестацию по ряду дисциплин. При проведении НИР планируется создание творческих бригад по решению конструкторско-технологических и научно-исследовательских задач. При этом запланировано проведение семинаров, коллоквиумов и других видов интерактивного обучения. 

5. В стандарте предусматривается использование разработанной на кафедре программы автоматического оценивания знаний студентов при проведении текущего тестирования.

6.  В стандарте предусмотрено использование установленного на кафедре в последние годы инновационного оборудования, а именно лаборатория станков с ЧПУ на основе двух современных станков и десяти стоек с ЧПУ, а также измерительная лаборатория на основе координатно-измерительной машины. 

7. Имеющиеся на кафедре четыре лаборатории постоянно дооснащаются современным оборудованием.

8. В стандарте предусмотрено проведение дополнительных занятий (факультативов) по современным направлениям развития техники согласованных с требованиями предприятий заказчиков указанных выше. Ежегодно проводятся научно-технические конференции на которых приглашаются представители промышленности со всей России и студенты разных курсов.

9. Все выпускаемые кафедрой методические пособия имеются в электронном виде и доступны для студентов. За последние пять лет кафедра выпустила комплект пособий, охватывающий все читаемые дисциплины. Вычислительная лаборатория кафедры оснащена современными лицензионными программными продуктами, которые позволяют осуществлять конструкторские и технологические разработки в интерактивном режиме.

10. Стандарт предусматривает полное соответствие оценки качества образования разработанным в СПбГПУ методикам.

11. Все сведения о программах и качестве образования размещены на сайте университета.

Основной проблемой внедрения всех выше перечисленных инноваций является недостаток финансирования высшей школы.