Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

ОТЧЕТ

 

по мероприятию № 2.9.1.3
Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки бакалавров

по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника на базе самостоятельного образовательного стандарта в рамках реализации Программы развития национального исследовательского университета

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель:________________ (В.В.Титков)

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Цели мероприятия

2. Задачи меропрятия

2.1. Актуальность ООП

2.2. Структурные особенности ООП

2.3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП. 

3. Описание работ по мероприятию

3.1. Анализ взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций

3.2. Рекомендации по формированию матрицы компетенций на основе обзора реализации компетентностного подхода к деятельности образовательного учреждения

3.3. Разработка рекомендаций по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций 

3.4. Разработка системы оценки формирующихся компетенций

3.5. Учебно-методические комплексы дисциплин

3.6. Научно-исследовательская практика

3.7. Научно-исследовательская работа 2

4. Результаты выполнения ООП

4.1. Разработка методических рекомендаций по обеспечению и повышению качества обучения

4.2. Разработка требований к выпускной квалификационной работе

5. Использование разработок в учебном процессе

 

 

 

 

  1. 1.     Цели меропрятия

 

         Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы с учетом требований рынка труда на основе Собственного образовательного стандарта  СПбГПУ (СОС) подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника. Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

 Полное наименование проекта: Разработка основной образовательной программы подготовки бакалавролв по направлению: Электроэнергетика и электротехника на базе самостоятельного образовательного стандарта.

 Целю данной бакалаврской программы является подготовка квалифицированных кадров к деятельности, требующей профессиональной подготовки и знаний в области электроэнергетики, высоковольтной электроэнергетической техники, технологий и процессов применительно к задачам электроэнергетики.

 Разработанная ООП способствует развитию у бакалавров личностных качеств, а также формированию общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями СОС по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника», формированию профессиональных компетенций, необходимых для эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях ряда энергетических компаний Северо-Западного региона.

  Бакалавры получают подготовку для  эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях следующих компаний: ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Северо-Запада, группа компаний «ТСН», ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр» (ОАО «СевЗап НТЦ») и др.

 При разработке данного комплекса учитывался уровень подготовки специалистов высшего профессионального образования первого уровня (бакалавров) по направлению подготовки 140400 в соответствии с СОС СПбГПУ. А так же требования коммерческих структур занимающихся эксплуатацией электроэнергетического высоковольтного оборудования энергосистем предъявляемые к уровню подготовки специалистов работающих на предприятиях.

 

2.     Задачи мероприятия

 

         Для достижения указанной цели по подготовке специалистов для работы в энергосистемах конкретного заказчика с учетом специфики его оборудования определены следующие основные задачи мероприятия:

  • разработать ООП подготовки бакалавров позволяющую выпускникам применять свои знания и умения на крупных предприятиях электросетевого комплекса северо-западного региона страны;
  • повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки магистров на основе единства обучения и научных исследований;
  • усовершенствовать инфраструктуру и материально-техническую базу выпускающей кафедры;
  • качественно развить и обновить кадровый потенциал выпускающей кафедры и обеспечивающих кафедр университета.

 

 

Актуальность ООП 

 

         Как правило, выпускникам энергетических направлений для получения высокооплачиваемой работы необходимо обладать опытом и практическими навыками работы на сложном высоковольтном оборудовании энергосистем. Вместе с тем и работодатели ряда энергетических компаний Северо-Западного региона отмечают недостаточный уровень теоретической подготовки и отсутствие опыта работы у молодых специалистов для управления и эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях. Поэтому подготовка специалистов для работы в энергосистемах конкретного заказчика с учетом специфики его оборудования (ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Северо-Запада, группа компаний «ТСН», ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр») является важным фактором востребованности на энергетическом рынке труда, что делает разрабатываемую программу актуальной.

 

Структурные особенности ООП


ООП бакалавриата включает в себя три учебных цикла:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

 - математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл,

         и разделы:

                   - физкультура;

                   - практики и научно-исследовательская работа;

                   - итоговая государственная аттестация.

 

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – соответствующие компетенции выпускника (общекультурные, естественнонаучные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

 

Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

 

Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.

 

  Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:

         - часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;

         - учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

         - группа родственных дисциплин;

         - совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

         В разработанной программе модульность реализована на нескольких уровнях.

         Во всем учебном плане дисциплины разбиты на следующие модули:  гуманитарный, социальный и экономический цикл, математический и естественнонаучный цикл, профессиональный цикл и цикл практик и научно-исследовательская работ бакалавров.

         В рамках профессионального цикла выделено три модуля дисциплин по выбору.

         Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

 

Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП.


Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии в условиях интеграционных энергетических и экономических связей и объединений, разработки регламентирующих документов и систем, реализующих эти процессы.

Приоритетными областями деятельности выпускника направления ОСУ «Электроэнергетика и электротехника» являются  электроэнергетические предприятия и компании, специализирующиеся в области эксплуатации электроэнергетического оборудования, систем электроснабжения, магистральных электропередающих линий для передачи и распределения электроэнергии

 

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

 

˗  электрические станции и подстанции;
˗  электроэнергетические системы и сети;
˗   системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства;
˗ электроэнергетические, электротехнические, электрофизические и технологические установки высокого напряжения;
˗ энергетические установки, электростанции и комплексы на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
˗  электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование;
˗ электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии;
˗ электрическая изоляция электроэнергетических и электротехнических устройств, кабельные изделия и провода, электрические конденсаторы, материалы и системы электрической изоляции кабелей, электрических конденсаторов.
˗ Средства учета и контроля электроэнергетических потоков
˗  Интеллектуальные компьютерные системы и сети, предназначенные для управления оборудованием электроэнергетического комплекса, включая дистанционные технологии управления


Бакалавр по направлению подготовки 140400.62 – «Электроэнергетика и электротехника» готовится к следующим основным видам профессиональной деятельности:

– производственно-технологическая;
– проектно-технологическая;
– организационно-управленческая.

 

Дополнительными видами профессиональной деятельности являются:

– научно-исследовательская;

– сервисно-эксплуатационная.

При этом профессионально-практическая деятельность выпускника бакалавриата  связана, прежде всего, с внедрением и эксплуатацией современного оборудования электроэнергетики, новых систем технической диагностики элементов электроэнергетического комплекса, проведением технических мероприятий и подготовки  реализации проектов, направленных на повышение надежности и снижение аварийности в электроэнергетике.

 

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 140400.62 – «Электроэнергетика и электротехника» должен уметь решать следующие профессиональные задачи.

 

Производственно-технологическая деятельность:


˗         разработка перспективных  (в том числе международных) проектов электроэнергетических установок различного назначения;

˗         Анализ и адаптация электрообрудования высоко напряжения иностранных производителей для работы в отчественных и зарубежных энергосистемах

˗         разработка новых технологических процессов и оборудования;

˗         определение оптимальных производственно-технологических режимов работы объектов электроэнергетики;

˗         проведение экспертизы предлагаемых проектно-конструкторских решений и новых технологических решений;

˗         анализ и обобщение результатов измерений и исследований, участие в рабочих группах по подготовке и реализации практических решений в области деятельности.

При осуществлении проектно-технологической деятельности:

˗          проектирование технологических процессов генерирования и передачи электроэнергии,

˗          сбор и анализ исходных данных для проектирования и модернизации технологических процессов,

˗          выполнение технологических расчетов по подготовке и наладке оборудования, выбор режимов работы и нормирование технологических процессов,

˗          анализ существующей и разработка новой проектной технологической документации,

˗          проведение метрологической экспертизы конструкторской документации, разработка системы контроля и выбора измерительных инструментов,

˗          проведение технико-экономического обоснования проектно-технологических решений.

При осуществлении организационно-управленческой деятельности:

˗          организация работы малых коллективов исполнителей участвующих в разработке изделий, технологических процессов и их реализации,

˗          составление организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, смет, планов, заявок на материалы и оборудование) и подготовку отчетности по установленным формам,

˗          проведение анализа и оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализ результатов деятельности производственных подразделений,

˗          выполнение работ по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов,

˗          разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений,

˗          подготовка документации для создания системы менеджмента качества на предприятии,

˗          проведение организационно-плановых расчетов по созданию или реорганизации производственных участков,

˗         контроль за соблюдением производственной и трудовой дисциплины, требований безопасности жизнедеятельности;

˗         участие в  мероприятиях по обеспечению энергоснабжения в интернациональных энергосистемах  проектируемых и эксплуатируемых объектов;

˗         реализация мероприятий по экологической безопасности предприятия.

 

При осуществлении научно-исследовательской деятельности:

˗          сбор и изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области производства, передачи и распределения электроэнергии, эксплуатации электроэнергетического оборудования;

˗          математическое моделирование процессов и оборудования с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования и проведения исследований,

˗          проведение экспериментов по заданным методикам, обработка и анализ результатов,

˗          проведение технических измерений, составление описаний проводимых исследований,

˗          подготовка данных для составления научных обзоров и публикаций,

˗          участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области электроэнергетики.

˗          

При осуществлении сервисно-эксплуатационной деятельности:

˗         управлять режимами работы  оборудования электроэнергетических предприятий;

˗         осуществление поверки средств измерения;

˗         осуществление диагностики и составления планов ремонта технологического оборудования высокого напряжения электроэнергетических предприятий;

˗         проведение диагностики, обслуживания и текущего ремонта электроэнергетического оборудования.

 

Требования к результатам освоения ООП бакалавриата


Требования к результатам освоения ООП бакалавриата представляются в виде компетенций. В соответствии с рекомендациями разработчиков ФГОС для каждой компетенции устанавливается требуемый уровень освоения и присваивается определенный код. Предусматривается использование следующих уровней освоения компетенций:

1 уровень (первичное умение) – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий в соответствии с предлагаемыми вариантами решений;

2 уровень (репродуктивное умение) – принятие самостоятельного решения с учетом типовых образцов;

3 уровень (продуктивное умение) – принятие самостоятельных решений в нетиповых ситуациях;

4 уровень (творческое умение) – творческое решении нестандартных профессиональных задач.

Компетенции бакалавра направления 140400 – «Электроэнергетика и электротехника» включают:

– общекультурные компетенции (ОК);

– профессиональные компетенции, в том числе общепрофессиональные общие для всех профилей ООП направления подготовки (ПК);

– профильные профессиональные компетенции (ППК), дополняющие перечень и характеризующие специфику профессиональных компетенций  профиля подготовки бакалавров направления 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»;

– системно-профессиональные компетенции (СПК), представляющие интегрированные компетенции, формируемые на основе общекультурных и профессиональных компетенций.

При кодировании компетенции принят следующий порядок индексов кода:

– названия блоков компетенций пишутся сокращенно заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию в рамках каждого блока компетенций;

– порядковый номер компетенции дается арабскими цифрами.

 

Выпускник направления подготовки 140400 – «Электроэнергетика и электротехника» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

 

ОК-1 Способность к сбору  анализу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения        

ОК-2 Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовность к использованию одного из иностранных языков   

ОК-3 Готовность к  профессиональному взаимодействию и работе в коллективе         

ОК-4 Способность участвовать в формировании организационно-управленческих решений в сфере своей профессиональной ответственности     

ОК-5 Способность в условиях развития техники применять собственные знания и опыт для адекватной оценки новых технологий и технических решений. Готовность приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения        

ОК-6 Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции        

ОК-7 Способность и готовность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией        

ОК-8 Способность и готовность к  обмену информацией в своей профессиональной среде, аргументации и логическому обоснованию выработанных решений и проектов

ОК-9 Способность и готовность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности. Способность осознавать влияние своей профессиональной деятельности на социально-экономические и иные общественные процессы      

ОК-10 Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны  

ОК-11 Способность самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

ОК-12. Способность воспринимать разнообразие мнений и межкультурные различия.

ОК-13. Способность определять экономическую  целесообразность принимаемых решений.

ОК-14. Ответственность за качество выполняемой работы.

ОК-15. Способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ОК-16. Способностью применять самостоятельно средства, методически правильные методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.

ОК-17. Способности к анализу и синтезу.

ОК-18. Способность использовать один из иностранных языков в сфере своей профессиональной деятельности.

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):


общепрофессиональные компетенции:

ПК-1 Способность и готовность использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области      

ПК-2 Способность применять базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные физические законы в профессиональной деятельности, применять методы математического  моделирования с помощью стандартных прогаммных средств и экспериментального исследования    

ПК-3 Готовность выявить физическую сущность  проблем и явлений, возникающих в ходе профессиональной деятельности по эксплуатации электроэнергетического оборудования высокого напряжения

ПК-4 Способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности – регламенты облуживания оборудования, техника безопасности и.т.д.     

ПК-5 Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий

 

проектно-технологическая:

ПК-6 Способность и готовность анализировать научно-техническую информацию и документацию, изучать отечественный и зарубежный опыт  в области эксплуатации и диагностики электрооборудования высокого напряжения.      

ПК-7 Способность формировать законченное представление по техническим вопросам, принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой)

ПК-8 Готовность работать над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и их компонентов     

ПК-9 Способность разрабатывать простые  проекты и планы мероприятий, связанных с диагностикой профилактическим и текущим ремонтом и обслуживание высоковольтного электрооборудования

ПК-10        Готовность использовать информационные технологии при сборе, анализе и обработке эксплуатационных данных о параметрах и характеристиках электрооборудования высокого напряжения

ПК-11        Способность графически отображать геометрические образы изделий и объектов электрооборудования, схем и систем       

ПК-12        Способность оценивать механическую прочность элементов электрооборудования высокого напряжения с помощью стандартных формул и компьютерных программ

ПК-13     Готовность обосновывать принятие конкретного технического или организационного решения при проведении диагностических или ремонтных мероприятий на электрооборудовании высокого напряжения

ПК-14        Способность оценивать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов  

ПК-15        Готовность  анализировать состояние технологических узлов электроэнергетического оборудования 

ПК-16        Способность использовать технические средства для измерения основных параметров электроэнергетических и электротехнических объектов и систем и происходящих в них процессов

ПК-17    Способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности.

 

         производственно-технологическая деятельность:

ПК-18        Готовность обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения.

ПК-19        Способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда

ПК-20        Готовность определять и обеспечивать эффективные режимы технологического процесса в области высоковольтной электроэнергетики  по заданной методике   

ПК-21        Способность контролировать режимы работы оборудования объектов  высоковольтной электроэнергетики      

ПК-22        Готовность осуществлять оперативные изменения схем, режимов работы энергообъектов 

ПК-23        Способность составлять и оформлять оперативную документацию, предусмотренную правилами эксплуатации оборудования и организации работы  производственно-технологическая деятельность:

ПК-24        Готовность участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах  высоковольтной электроэнергетики    

ПК-25        Способность анализировать технологический процесс как объект управления        

ПК-26        Способность к решению конкретных задач в области организации и нормирования труда:

ПК-27        Готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы малых коллективов исполнителей     

ПК-28        Способность к обучению на втором уровне высшего профессионального образования, получению знаний по одному из профилей в области научных исследований и педагогической деятельности    

ПК-29        Способность координировать деятельность членов малого трудового коллектива

ПК-30        Готовность обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины       

ПК-31        Готовность контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности     

 

организационно-управленческая деятельность:

ПК-32        Способность обеспечивать соблюдение заданных параметров технологического процесса на предприятиях электроэнергетики:

ПК-33        Готовность участвовать в исследовании объектов и систем электроэнергетики и электротехники        

ПК-34        Готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования 

ПК-35      Готовность участвовать в составлении научно-технических отчетов   

ПК-36        Способностью применять  современные методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники    

ПК-37        Готовность использовать технические средства испытаний  высоковольтного электроэнергетического оборудования

ПК-38        Способность к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования

ПК-39        Готовность к наладке и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования      

ПК-40        Готовность к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта

ПК-41        Готовность к приемке и освоению нового оборудования.

 

научно-исследовательская:

ПК-42        Способность использовать современные информационные технологии, управлять информацией с применением прикладных программ; использовать сетевые компьютерные технологии, базы данных и пакеты прикладных программ для сбора анализа и обработки технологической информации и моделирования электрофизических процессов в элементах высоковольтного оборудования

ПК-43        Способностью использовать методы анализа и моделирования электрических цепей  переменного тока      

ПК-44        Способность выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов

ПК-47        Способность понимать результаты экспериментальных исследований и оценить качество исследований в своей предметной области.

 

сервисно-эксплуатационная деятельность:

ПК-45        Готовность к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт  

ПК-46        Готовность к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний

ПК-6          Способность использовать типовые разработки при решении конкретных задач.

 

3. Описание работ по мероприятию 

 

 Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года№125-ФЗ);

2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08»декабря 2009 г. № 710;

4. Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1155 "Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации"

5. Письмо Рособрнадзора от 22.02.2007 N 01-86/05-01 «О председателях государственных аттестационных комиссий для имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования»;

6. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 8 декабря 2009 г. N

7. Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, (носит рекомендательный характер);

8. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 25.05.11 № 1782.;

9. Методические рекомендации, утвержденные Исполнительной дирекцией Программы развития СПбГПУ на 2011 – 2019 годы

Использованы ссылки на нормативный акт ФГБОУ ВПО СПбГПУ - Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Санкт-Петербургского государственного политехнического университета / Сост.: Ю.Н. Новиков, Ш.М. Рафиков, В.В. Румянцев, А.И. Сурыгин. Под ред. В.В. Глухова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.

В настоящих требованиях использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ 1.1 – 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

ГОСТ Р 1.5 – 2001 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

ГОСТ Р 6.30 – 2003 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

ГОСТ 7.1 – 2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 СИБИД Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.9 – 95 СИБИД Реферат и аннотация. Общие требования.

ГОСТ 7.11 – 2004 СИБИД Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках.

ГОСТ 7.12 – 93 (Издание 2006г.) СИБИД Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 7.32 – 2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

ГОСТ 8.417 – 2002 Государственная система измерений (ГСИ). Единицы величин.

 

Нормативный срок освоения ООП бакалавриата для очной формы обучения, установленный в соответствии с ОСВ СПбГПУ, составляет 4 года, включая последипломный отпуск.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм бучения могут быть увеличены на один год относительно нормативного срока на основании решения Ученого совета СПбГПУ.

 

При обучении студентов по сокращенным и ускоренным образовательным программам, а также по программам, реализующим образовательные маршруты непрерывного профессионального образования срок освоения ООП бакалавриата может быть сокращен, но не более чем на один год.

Нормативная трудоемкость освоения ООП бакалавриата составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Зачетные единицы используются только для средней оценки трудоемкости освоения студентами образовательной программы и дисциплин. Одна зачетная единица соответствует 32–40 академическим часам.

К абитуриенту, поступающему на указанное направление предъявляются следующие требования.

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

В качестве исходных позиций к разработке ОСВ СПбГПУ подготовки бакалавров направления 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» приняты:

– соответствие срока подготовки, квалификации (степени) выпускника направления, трудоемкости обучения, структуры, терминологического аппарата и ряда других положений основной образовательной программы аналогичным характеристикам ФГОС ВПО и ПРОП этого направления подготовки; определенная степень общности ООП в части требований к содержанию подготовки и результатам ее освоения по отношению к общепринятым ориентирам такой деятельности в рамках ФГОС ВПО, признаваемым в широких академических кругах, а также органами управления высшим образованием;

– преемственность научных основ организации образовательного процесса, заложенным в ООП бакалавриата, традиционным основам функционирования российской системы образования, в частности, принципу единства образования, воспитания и обучения, комплексному подходу к организации образовательного процесса и теории поэтапного формирования знаний, умений и навыков обучающихся;

– педагогические традиции Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, направленные на подготовку высококлассных инженерных кадров широкого профиля, учитывающие специфику функционировании экономики страны в современных социальных условиях;

– представление системы высшего профессионального образования  как ступени системы непрерывного профессионального образования России, совокупность образовательных учреждений которой обеспечивает подготовку профессиональных кадров;

– определение понятия «профиль подготовки» как части направления подготовки бакалавров, предполагающего получение студентами более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области проектирования и использования современных технологических процессов в машиностроении и готового к реализации всех видов и задач профессиональной деятельности, сформулированных в образовательном стандарте направления подготовки 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника»;

– компетентностная ориентация всей педагогической системы и каждого из ее элементов, рассматривающая компетенцию как систему знаний, умений, навыков, опыта деятельности и личностных профессионально ориентированных качеств выпускника.

 

В рамках этих основ образовательного стандарта СПбГПУ направления бакалавров 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» реализованы следующие подходы к отбору содержания, технологий и организации образовательного процесса основной образовательной программы.

В системе видов деятельности, реализуемых специалистами всех ступеней непрерывного профессионального образования для сопровождения жизненного цикла изделий машиностроения в качестве преимущественных видов деятельности бакалавров направления 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» приняты производственно-технологическая и проектно-конструкторская виды деятельности. В дополнении к этим основным видам деятельности, разрабатываемая ООП готовит бакалавров-специалистов к основам организационно-управленческой, научно-исследовательской и сервисно-эксплуатационной видам профессиональной деятельности. Упор на подготовку к определенному виду деятельности согласуется с заказчиком.

При реализации общенаучных компетенций учитывается специфика подготовки бакалавров для эксплуатации электроэнергетического оборудования в составе энергосистем различного уровня.

При реализации программы используются инновационные подходы к преподаванию.

Обучение по разработанной бакалаврской программе предполагает активное использование современных образовательных технологий, помогающих эффективно воплощать новые методы в учебный процесс.

 

Собственно учебные материалы – лекции, методические указания к лабораториям, учебные задания, контрольные, учебники, конспекты, конечно же, представляют собой уникальный материал, отражающий индивидуальные особенности преподавателя и его методику обучения, даже если она является хорошо известной. Здесь современные образовательные технологии могут только помочь эффективнее воплотить оригинальные методы. Однако учебный процесс – это еще и комплекс организационных мер, обеспечивающих доступ студенту к учебным материалам и учебному оборудованию, преподавателю – к техническим средствам подготовки учебных материалов и средствам контроля обучения. Поэтому необходима разработка рекомендаций по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций, помогающих преподавателю и студенту повысить качество обучения и изучения материала.

 

Схема инновационного процесса. За последние годы термин «инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результате научных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементы новшества.

         В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

  1. инновации, как новые знания;
  2. внедрение инноваций в практическую деятельность;
  3. диффузия инноваций, т.е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов и технологий в новых местах и условиях.

         Основная педагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебного процесса – это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.

         Наиболее эффективно управленческая функция срабатывает на этапах:

  1. сбор информации;
  2. планирование действий
  3. принятие решения;
  4. выполнение;
  5. контроль;
  6. оценка качества выполненной работы.

 

Для определения степени важности различных разделов математики и физики на ЭлМФ СПбГПУ проводилось исследование степени использования различных разделов при изучении дисциплин специализации. Изучение проводилось при помощи анкетировании преподавателей специальных дисциплин. По результатам исследования учебные планы корректировались так чтобы в наиболее полной степени подготовить студентов к обучению специальным предметам.

Студент «бакалавр» должен понимать, что современное общество и производство по окончании обучения предъявит ему определенный набор требований: быть мобильным, динамичным, способным адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям труда; в процессе обучения он мотивирован на выполнение самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам. Вот поэтому в настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

         Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

         Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

 

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
  • Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
  • Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
  • Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
  • Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

 

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

 

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

         – систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

         – углубления и расширения теоретических знаний;

         – формирования умений использовать справочную литературу;

         – развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

         – формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

         – развития исследовательских умений.

 

 

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

         1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

         2. Изучить основные понятия, представленные в глоссарии.

         3. Ответить на контрольные вопросы.

         4. Решить предложенные задачи, кейсы, ситуации.

         5. Выполнить контрольные работы.

 

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

                   - аудиторная;

                   - внеаудиторная.

 

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

 

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

         - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

         - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

         - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

 

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

         1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

         2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

         3) воспитательный –  формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

 

         Виды и формы текущего и промежуточного контроля.

 

Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения лабораторной работы, написания реферата, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).

 

В рамках каждого из типов контроля могут быть задействованы разные виды контроля.

 

К видам контроля можно отнести:

– устный опрос;

– письменные работы;

– контроль с помощью технических средств и информационных систем.

 

Каждый из данных видов выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и студента; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Он обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, т.к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения студентом. Воспитательная функция устного опроса имеет ряд важных аспектов: нравственный (честная сдача экзамена), дисциплинирующий (систематизация материала при ответе), дидактический (лучшее запоминание материала при интеллектуальной концентрации), эмоциональный (радость от успешного прохождения собеседования) и др. Обучающая функция опроса состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену. Устный вопрос обладает также мотивирующей функцией: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачёт и экзамен могут стимулировать учебную и научную деятельность студента.

 

Важнейшими достоинствами письменных работ являются:

– экономия времени преподавателя, (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);

– возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;

– возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

– возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

– возможность проверить обоснованность оценки;

– уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.

 

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает:

-       быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;

-       возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю  для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

-       формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем  дисциплинам и модулям образовательной программы;

-       привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;

-       возможность самоконтроля и мотивации  студентов в процессе самостоятельной работы.

В то же время контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала студента. Технические средства контроля желательно сочетать с устной беседой с обучающимся.

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

 

При подготовке бакалавров могу использоваться следующие формы контроля:

– собеседование;

– коллоквиум;

– тест;

– контрольная работа;

– зачет;

– экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен);

– лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа;

– эссе и иные творческие работы;

– реферат;

– отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.);

– курсовая работа;

– выпускная квалификационная работа.

 

Дисциплина «Производственная практика» нацелена на формирование знаний, умений и навыков, необходимых студентам, проходящим магистерскую подготовку по направлению 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» по программе «Эксплуатация электроэнергетического оборудования» для получения специальной подготовки и работы в энергосистемах конкретного заказчика (ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Северо-Запада, группа компаний «ТСН», ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр») с учетом специфики управления и эксплуатации его оборудования.

Производственная практика студентов по направлению подготовки бакалавров 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника»должна состоять из двух частей:

учебная практика;

– технологическая практика.

 

Планируемые результаты освоения дисциплины

 

         Знания практических основ организации и управления испытаниями на высоком напряжении. Знания практических основ лабораторных и полевых измерений с использованием современной измерительной аппаратуры.

         Знание методик аналитического исследования рынка электроэнергии, способность проводить такие исследования в научном коллективе.

         Знание рынка современной высоковольтной электротехники, уменье работать в коллективе по формированию предложений и осуществлению закупок электротехники для оборудования электрических станций и подстанций высокого напряжения.

         Знание методик подготовки документов с результатами исследования и способность к их практическому применению.

         Практические навыки управления современным промышленным высоковольтным электроэнергетическими оборудованием.

 

Разработка требований к выпускной квалификационной работе


         Подготовка выпускной квалификационной работы - заключительный этап обучения студента на соответствующей ступени образования. По ходу выполнения ВКР студент:

  • приобретает, расширяет, закрепляет и систематизирует теоретические знания по основной образовательной программе высшего профессионального образования;
  • осваивает умения, навыки и приобретает опыт практического применения теоретических знаний при решении научной, технической, производственной, экономической или организационно-управленческой задачи; при выполнении теоретических и экспериментальных исследований;
  • приобретает опыт обработки, анализа и систематизации результатов теоретических и экспериментальных исследований, инженерных расчетов, оценки практической значимости полученных результатов;
  • приобретает и развивает умение представлять и защищать в ходе публичной научной дискуссии результаты своей профессиональной деятельности.

 

Выпускные квалификационные работы, рассматриваемые во всей совокупности, включающей подготовленную должным образом рукопись, отзыв научного руководителя, внешнюю рецензию, процедуру защиты, служат инструментом, позволяющим государственной аттестационной комиссии сформировать обоснованное суждение о том, достиг ли ее автор в ходе освоения образовательной программы результатов обучения, отвечающих квалификационным требованиям ГОС ВПО. В ходе публичной защиты самостоятельно выполненной работы студент получает возможность доказать членам ГАК состоятельность претензий на присвоение ему определенной ГОС квалификации (степени).

        

Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование небольшого объема или решение частной задачи, отвечающей тематике направления, специальности. Главным содержанием бакалаврской работы может стать реферативный обзор по научным публикациям. В обзоре должны быть подробно рассмотрены и квалифицированно проанализированы новые технологии и устройства или научно-технические достижения, актуальные для областей, тематически связанных с направлением подготовки. Бакалаврские работы могут быть основаны на обобщении результатов курсовых работ и проектов, выполненных студентом на завершающем этапе теоретического обучения. (Бакалаврские работы такого рода оценивают, как правило, ниже работ исследовательского характера.) В качестве бакалаврской работы может выступать научная публикация: статья, фрагмент научного отчета, доклад на научной конференции (ранг конференции - не ниже межвузовской). Если авторство коллективное, решение о соответствии научной публикации требованиям бакалаврской работы относительно каждого конкретного студента принимает заведующий кафедрой на основании письменного заключения научного руководителя о личном вкладе студента.

 

Существенное значение в написании ВКР имеет выбор ее темы. От выбора темы в немалой степени зависит успех работы студента.

 Выбор темы ВКР студенты производят самостоятельно или при содействии преподавателей кафедры. Причем, этот выбор, прежде всего, должен осуществляться с учетом интересов предприятия или организации, где студент будет проходить преддипломную практику и возможности доступа к информации, которая необходима для написания работы. Немаловажное значение при выборе темы имеют и научные интересы студента, определявшие в прошлом проблематику его курсовых и научных работ, углублено и последовательно разрабатываемую им на протяжении обучения в университете. Как правило, у тех студентов, которые темой своего дипломного проекта начали заниматься заранее, например, при написании курсовых и научных работ, ВКР отличаются высоким теоретическим уровнем и глубиной анализа фактического материала.

 

Работа над темой и написанием ВКР требует от студента довольно продолжительного периода времени. Поэтому, чтобы рационально распределить время на сбор и обработку теоретического и практического материала, на подготовку отдельных разделов и оформление работы в целом, составляется календарный план подготовки, написания и оформления выпускной квалификационной работы. Это позволяет обеспечить соблюдение установленных сроков предоставления ВКР к защите. В календарном плане находят отражение основные этапы написания ВКР: от подбора литературы по теме до ее защиты, а также определены сроки их выполнения. Календарный план составляется студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем ВКР. График подготовки ВКР в концентрированном виде включает следующие этапы:

  1. Подбор и первоначальное ознакомление с литературными источниками и статистическими данными;
  2. Составление предварительного варианта плана ВКР;
  3. Изучение и обобщение подобранных литературных источников, статистических материалов, данных, полученных во время практики;
  4. Составление уточненного окончательного плана;
  5. Сбор и обработка фактического материала;
  6. Написание отдельных глав ВКР и оформление необходимого иллюстративного материала (таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.);
  7. Доработка текста ВКР, иллюстративного материала и презентаций с учетом замечаний руководителя;
  8. Получение отзыва руководителя и внешней рецензии;
  9. Прохождение предзащиты ВКР;
  10. Подготовка к защите доклада и презентаций.

Содержание ВКР должно соответствовать уровню и традициям научных школ СПбГПУ. Конкретные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам ВКР применительно к направлениям и специальностям подготовки вырабатывают выпускающие кафедры, методические советы факультетов. Эти требования доводят до исполнителей ВКР, научных руководителей, рецензентов в форме методических пособий и указаний, которые составляют выпускающие кафедры на основе ГОС, методических рекомендаций учебно-методических подразделений университета.

 

2.1.         Анализ взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций

 

 

Таблица соответствия компетенций выпускника и дисциплин учебного плана

 

Компетенции выпускника по ФГОС 

Дисциплины 

ОК-2,ОК-3,ОК-18

Иностранный язык 

ОК-9, ОК-15,

История 

ОК-9, ОК-13,ОК-15,ПК-26

Экономика 

ОК-1, ОК-5

История электротехники и электроэнергетики 

ОК-3, ОК-4,ОК-9,ОК-13,ПК-26, ПК-29

Основы менеджмента и маркетинга 

ОК-9, ОК-12,ОК-15, ПК-29

Культурология 

ОК-2, ПК-7,ПК-35

Русский язык и культура речи 

ОК-3, ПК-29, ПК-7,ПК-35

Язык делового общения 

ОК-4, ОК-15, ПК-26

Правоведение 

ОК-7,ОК-10,ПК-35

Основы защиты информации 

ОК-13,ПК-4

Бухгалтерский учет 

ОК-3, ОК-8

Психология общения 

ОК-7, ОК-10,ПК-1,ПК-10,

Информатика 

ПК-2,ПК-3,

Физика 

ПК-2,ПК-3

Химия 

ПК-5,ПК-18,ПК-19

Экология 

ПК-3,ПК-12

Теоретическая механика 

ПК-1,ПК-10,ПК-28,ПК-42,ОК-5,ПК-35

Компьютерные технологии 

ПК-42, ПК-43

Математические задачи энергетики 

ПК-9,ПК-14, ПК-21

Физические основы электроники 

ПК-2, ПК-3,ПК-44,ПК-47

Электрофизические основы ТВН 

ПК-42, ПК-43

Математические модели ч.1 

ПК-28,ПК-14,ПК-3,ПК-8,ПК-43,ОК-17

Теоретические основы электротехники 

ПК-2,ПК-3,ПК-36,ПК-44,ПК-39, ПК-46

Электрические машины 

ПК-3,ПК-8,,ПК-13

Общая энергетика 

ПК-36, ПК-16,ПК-6

Электротехническое конструкционное материаловедение  ч.1, ч.2 

ПК-8, ПК-14, ПК-15,ПК-20,ПК-21,

ПК-22, ПК-32

Электрические станции и подстанции 

ПК-8, ПК-14, ПК-15,ПК-20,ПК-21,

ПК-22,ПК-25,ПК-32

Электрические системы 

ПК-33,ПК-38,ПК-25, ПК-32,ПК-39

Релейная  защита и автоматизация электроэнергетических систем 

ПК-3,ПК-8,ПК-9,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-20,ПК-21,ПК-24,ПК-27,ПК-36

Техника высоких напряжений 

ПК-6,ПК-8,ПК-9,ПК-13,ПК-14,ПК-17

Электроснабжения 

ПК-11

Начертательная геометрия 

ПК-1,ПК-6,ПК-11,ПК-23,ПК-35

Инженерная графика 

ПК-12

Прикладная механика 

ПК-10,ПК-16,ПК-21,ПК-36,ПК-44, ПК-23,ПК-32

Метрология 

ПК-3,ПК-6,ПК-8,ПК-9, ПК-13,ПК-15,ПК-16,ПК-32, ПК-39,ПК-41,ПК-45,ПК-46

Общая  электротехника 

ПК-2,ПК-3,ПК-41

Электрофизические процессы в жидких и твердых диэлектриках 

ПК-8,ПК-9,ПК-12,ПК-15,ПК-21,ПК-24,ПК-33, ОК-6,ПК-40,ПК-41,ПК-46

Внешняя изоляция электротехнического оборудования 

ПК-8,ПК-9,ПК-15,ПК-21,ПК-24,ПК-33, ПК-40,ОК-6,ПК-41,ПК-46

Внутренняя изоляция электротехнического оборудования  

ПК-14,ПК-16,ПК-17,ПК-19,ПК-21,

ПК-24, ПК-31,ПК-33,ОК-6,ОК-14, ПК-23, ПК-30, ПК-38,ПК-39,ПК-41,ПК-46

Испытательные установки высокого напряжения 

ПК-4,ПК-8,ПК-14,ПК-17,ПК-42, ОК-6

Перенапряжения и координация изоляции 

ПК-4,ПК-8,ПК-14,ПК-17,ПК-42, ОК-6

Электромагнитная совместимость 

ПК-8,ПК-13, ПК-22, ПК-36, ПК-37

Электрические и электронные аппараты 

ПК-2,ПК-3

Электрофизические процессы в газах 

ОК-17, ПК-42-44, ПК-47, ОК-5,ОК-14, ПК-7,ПК-34,ПК-46

Научно-исследовательская работа 

ПК-10,ПК-14ПК-18

Расчет  электрических полей высоковольтных установок 

ОК-11,ОК-16

Физкультура 

 

 

4. Результаты по мероприятию

 

В результате разработки ОСВ по направлению 140400.62 – «Электроэнергетика и электротехника» представлен учебный план подготовки бакалавров.

Основными дисциплинами этого учебного плана, формирующими профессиональную подготовку бакалавра являются: «Теоретические основы электротехники», «Общая электротехника», «Электрические машины», «Общая энергетика», «Электротехническое и конструкционное материаловедение», «Электрические станции и подстанции», «Электроэнергетические системы», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Техника высоких напряжений», «Электроснабжение», «Инженерная графика», «Метрология», «Электрофизические процессы в жидких и твердых диэлектриках», «Внешняя изоляция электротехнического оборудования», «Внутренняя изоляция электротехнического оборудования», «Испытательные установки», «Перенапряжения и координация изоляции», «Электромагнитная совместимость», «Электрические и электронные аппараты».

Электромеханический факультет обладает необходимыми учебно-методическим обеспечением, весь перечень которого представлен в УМК дисциплин.

Для улучшения качества подготовки бакалавров с учетом изложенных методов и требования  разработчиками ОСВ подготовлены к изданию в 2012 г.:

1. А. А.  Юринов Физика. Учеб. пособ. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

 2. А. П.  Потапов Математика. . пособ. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

3. Ю. Н. Бочаров, С. М. Дудкин, В. В. Титков. Высоковольтные испытания и измерения: лаб. Практикум – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

4. А. А. Пухов Электроэнергетики и электротехника. Электрические машины (курс лекций). Синхронные машины. Машины постоянного тока – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

5. А. А. Пухов. Электроэнергетики и электротехника. Электрические машины. Трансформаторы. Асинхронные машины тока – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

6. А. М. Панкин, В. Коровкин. Идентификация параметров в задачах диагностики электротехнических устройств. Учебное пособие – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

 

Вторым необходимым условием успешной организации и эффективности учебной работы является наличие  материально-технического обеспечения, включающее следующие лаборатории:

- Теоретических основ электротехники;

- современную лабораторию общей электротехники укомплектованную современным учебным оборудованием (рис.1) и компьютерным классом;

- вычислительную с необходимым лицензионным программным обеспечением (рис. 5);

- электроизоляционных материалов;

- Техники высоких напряжений;

- релейной защиты и автоматики;

- электрических сетей.         

Имеющиеся лаборатории обеспечивают выполнение научно-исследовательской работы студентами в том числе и во внеучебное время.

 

Рис. 1. Лаборатория общей электротехники оборудована современными учебными установками.

 

Как уже отмечалось, что существует тесная взаимосвязь образовательных технологий, методов оценки  обеспечивающих выработку компетенций и оценочных средств, проверяющих качество обучения, т.е. степень сформированности компетенций.

Все это в полной мере относится к организации и проверке качества подготовки самостоятельной работы студентов.

 

5. Использование материалов по мероприятию 2.9.1.3 в учебном процессе

 

Разработанный ОСВ по направлению 140400.62 – «Электроэнергетика и электротехника», инновационный профиль подготовки «Эксплуатация электроэнергетического оборудования» согласован с представителями научной общественности и производства. После утверждения Ученым советом СПбГПУ он будет полностью внедрен в учебный процесс. В настоящее время все изданные в рамках работы по мероприятию 2.9.1.3 учебные пособия используются при подготовке бакалавров по традиционному плану. Все представленное современное оборудование применяется в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров различных направлений и профилей. 

В настоящее время контингент студентов проходящих обучение по бакалаврским программам ежегодно составляет приблизительно сто человек по одной программе.

Современная промышленность испытывает большую потребность в специалистах обладающих компетенциями, обеспечиваемыми разработанными магистерскими программами. Учебно-методические материалы и материальное обеспечение, полученные в результате разработки новых бакалаврских программ, широко используются в программах повышения квалификации и переподготовки научно-технического персонала машиностроительных предприятий и вузов.

Кафедры электромеханического факультета, участвующие в выполнении программы активно сотрудничают со следующими машиностроительными предприятиями:

- ОАО ФСК ЕС;

- ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление С-З;

- ОАО МЭС С-З;

- ОАО «Ленэнерго»;

- ОАО «Силовые машины»;

- ОАО АТОМЭНЕРГОМАШ;

- ОАО «Севкабель»

- ГУП НПО «Аврора»;

- группа компаний «ТСН»

- ЗАО «ФОРД» и др.

Выше перечисленные предприятия, а также ряд других более мелких фирм являются основными заказчиками и потребителями подготавливаемых специалистов.

Кроме того, кафедры электромеханического факультета проводят повышение квалификации работников предприятий.

 

Матрица реализации и подготовки инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО - бакалавриата

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

П(3)

2

Установление новых норм качества подготовки

П(1)

3

Проектирование нового содержания образования

П(3)

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

П(1), В(1)

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(1)

6

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

В(2), П(2)

7

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

В(2), П(1)

8

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В(2)

9

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(2)

10

Развитие системы мониторинга качества образования

В(1)

 

При заполнении таблицы используются следующие обозначения степени внедрения инновации: Р – реализация инновации, П – подготовка к внедрению инновации; В – внедрение инновации. Рядом с обозначением степени внедрения инновации в круглых скобках указывается количество инноваций (например, В(1) – внедрена 1 инновация).

 

Ключевые моменты по аннотируемым инновациям


1. Завершаемый переход системы высшего профессионального образования в Российской Федерации на двухуровневую подготовку студентов фактически осуществляет ликвидацию подготовки инженерных кадров по специальностям. Разработанный собственный образовательный стандарт направлен на развитие и усовершенствование профессиональной подготовки бакалавров-специалистов, с целью сохранение традиций и научных школ политехнического образования. Увеличено количество часов на практические занятия и практики.

Таким образом, в настоящем стандарте произведена подготовка к внедрению двух инноваций: выпуск бакалавров-специалистов, готовых работать в областях производственно-технологической,; повышена мобильность подготовки выпускников за счет увеличения количества вариативных дисциплин, что уменьшает срок адаптации выпускника к новым требованиям современного производства.

2. Разработанный собственный образовательный стандарт полностью учитывает рекомендации корпоративного центра качества СПбГПУ.

3. Новое содержание образования обеспечивается путем внедрения новых дисциплин и их методическим и материально-техническим обеспечением. В 2011 году издано и планируется к изданию шесть учебно-методических пособий общим объемом около 1200 страниц. Также приобретено новое материально-техническое обеспечение лабораторных работ и практикумов.

4. В стандарте предусматривается использование автоматического оценивания знаний студентов при проведении текущего тестирования.

6.  В стандарте предусмотрено использование установленного современного оборудования приобретаемого и внедряемого в учебный процесс в рамках развития НИУ СПбГПУ.

7. Имеющиеся на кафедрах лаборатории модернизируются внедрением современного оборудования новых методик обучения.

8. В стандарте предусмотрено проведение дополнительных занятий (факультативов) по современным направлениям развития техники согласованных с требованиями предприятий заказчиков указанных выше. Ежегодно проводятся научно-технические конференции на которых приглашаются представители промышленности со всей России и студенты разных курсов.

9. Все выпускаемые кафедрой методические пособия имеются в электронном виде и доступны для студентов. За последние пять лет кафедра выпустила комплект пособий, охватывающий все читаемые дисциплины.

10. Стандарт предусматривает полное соответствие оценки качества образования разработанным в СПбГПУ методикам.

11. Все сведения о программах и качестве образования размещены на сайте университета.