Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

 


ОТЧЕТ

по мероприятию № 2.9.1.5

Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров

«Инжиниринг в энергосистемах» по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

в рамках реализации Программы развития национального исследовательского университета

Вид отчета: аннотационный

 

Ответственный исполнитель:________________ В.В.Титков


г. Санкт-Петербург

2012 г.

 

Содержание

  1. 1.                Цели мероприятия

2. Задачи мероприятия  

2.1.   Актуальность ООП

2.1.1. Актуальность разработки программы по подготовке магистров специализирующихся на управлении 

2.2.   Структурные особенности ООП

2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

2.2.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

3.        Описание работ по мероприятию

3.1 Особенности разработанной ООП

3.1.1 Особенности организации учебного процесса

3.1.2 Виды и формы оценки формирующихся компетенций

3.1.3 Организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов

3.2 Разработка методических рекомендаций по обеспечению и повышению качества обучения  

3.3. Требования к выпускной квалификационной работе магистра по основной образовательной программе «Управление в энергосистемах»

4. Результаты разработки ООП

4.1   Перечень новых учебных дисциплин

4.2   Перечень разработанных учебных пособий

4.3   Опыт разработки ООП

4.4   Реализация и подготовка инноваций в образовательной

деятельности

5. Использование в учебном процессе

5.1. Дата внедрения ООП, условия внедрения

5.2. Условия и перспективы по расширению контингента обучаемых ООП

6. Соответствие разработанного ООП образовательному стандарту ФГБОУ ВПО «СПБГПУ» по направлению подготовки магистров 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»


1.    Цели мероприятия

 

Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы с учетом требований рынка труда на основе Собственного образовательного стандарта  СПбГПУ (СОС) подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника. Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

Полное наименование проекта: Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров «Инжиниринг в электроэнергетике» по направлению140400 «Электроэнергетика и электротехника».

 

Целью магистерской программы является развитие у магистрантов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями СОС ФГБОУ ВПО СПбГПУ по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника», формирование профессиональных компетенций, необходимых для эксплуатации сложного электроэнергетического оборудования энергосистем России, максимальная адаптация выпускников магистров по направлению к региональным (Северо-Запад России, связи с энергетическими рынками Европейских стран) особенностям функционирования электроэнергетики, эффективное использование имеющихся в СПбГПУ научных и педагогических школ в области электроэнергетики и электротехники, имеющих непосредственный контакт с научными, проектными и производственными  организациями электроэнергетики на Северо-Западе РФ.

 

2. Задачи мероприятия

 

Для достижения указанной цели определены следующие основные задачи мероприятия:

-          опережающая подготовка конкурентоспособных кадров для электроэнергетического комплекса, в том числе ОАО «ФСК ЕС», ОАО «МРСК Холдинг», Системные операторы ЕС и др, а также разработчикам и производителям электроэнергетического оборудования;

-          повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки магистров международного уровня.

 

2.1.    Актуальность ООП


2.1.1.      Актуальность разработки программы по подготовке магистров специализирующихся на управлении.

 

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

Обучение и воспитание инженерных кадров способных выполнять поставленные задачи в условиях внедрения инновационных средств и методов управления р рамках электроэнергетического предприятия является основной задачей Университета. Разработанный собственный образовательный стандарт СПбГПУ по направлению 140400 « Электроэнергетика и электротехника»  призван улучшить подготовку выпускников в соответствии с современными требованиями.

В настоящее  время инженерные кадры электроэнергетических предприятий подготовлены по программам направленным на изучение электрофизических процессов в оборудовании, работы электроэнергетического оборудования в составе энергосистем, расчета и конструирования электроэнергетического оборудования.

Как показывает опыт трудоустройства выпускников ЭлМФ нашего университета, основными направлениями их деятельности являются – разработка и эксплуатация электроэнергетического оборудования, включая научные исследования и управление электроэнергетическими сетями, системами и предприятиями.

Современное развитие электроэнергетики в условиях открытого рынка выдвигает дополнительные требования к подготовке инженерных кадров. Современные инженеры должны иметь широкий кругозор в области технической политики различных стран и регионов мира. Умение определять требования к оборудованию предназначенному для работы в электроэнергетических предприятиях независимо от места их происхождения.

 

2.2.    Структурные особенности ООП


2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций

 

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

и два раздела:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

 

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

 

Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:

- часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;

- учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

- группа родственных дисциплин;

- совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

В разработанной программе модульность реализована на нескольких уровнях.

Во всем учебном плане дисциплины разбиты на три модуля: общенаучный цикл, профессиональный цикл и цикл практик и научно-исследовательская работа магистра.

В рамках профессионального цикла выделено три модуля дисциплин по выбору.

На уровне учебной дисциплины модульность предусматривает прохождения части обучения  вузе-партнере. Это относится, прежде всего, к дисциплинам:

-         Современное оборудование электроэнергетических систем;

-         Новые виды и источники электроэнергии;

-         Электроснабжение и качество электроэнергии;

-         Диагностика электроэнергетического оборудования.

 

2.2.3.   Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

 

Компетентностная модель магистра электротехнического направления включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и обще-профессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.

  Формирование профессиональной компетентности магистров представляет собой поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Профессиональная компетентность развивается по мере приобретения магистрами тех или иных компетенций. Требуется создание таких условий в системе высшего профессионального образования, которые способствовали бы развитию основных профессиональных компетенций.

  Для контроля качества достижение и овладение данной компетенции студентом в процессе изучения представленных выше дисциплин необходимо проводить текущую аттестацию усвоения знаний:

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме при выполнении срезовых заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается проведение тренингов, ролевых игр, взаимооценки, рейтинг-контроля, позволяющих отслеживать динамику продвижения студента при изучении дисциплин (здесь можно напомнить, что полученные знания будут востребованы для управления и эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях ряда энергетических компаний Северо-Западного региона).

Отработка пропущенных занятий: все задолженности по выполнению учебной программы дисциплины должны быть отработаны студентом до консультации, перед экзаменом:

 - пропуски занятий по уважительной причине предполагают выполнение студентом всех практических заданий, обсуждаемых на семинаре, и написание контрольной работы;

- при пропуске занятий без уважительной причины студент выполняет все практические задания, обсуждаемые на пропущенных семинарах, пишет контрольную работу и составляет тестовую работу по каждой пропущенной теме, которая включает не менее 10 вопросов;

- если студент пропустил более 50% аудиторных занятий, то он может быть допущен к экзамену только в случае наличия у него всех практических заданий, обсуждаемых на пропущенных семинарах, выполнения контрольной работы и разработки теста по каждой пропущенной теме, который включает не менее 10 вопросов, и положительного балла по итогам тестовой работы, содержащей вопросы по пропущенным темам.

По одной интересующей студента теме может быть выполнен творческий проект (презентация, коллаж, статья, методическая разработка, исследование и др.), проект также может носить практико-ориентированный характер (проведение коллективного творческого дела в студенческой группе, проведение акций, оформление стенда и т.п.). Тематика проектов согласуется с преподавателем, который консультирует студента по ходу его работы.

Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

 

3.  Описание работ по мероприятию

 

3.1.    Особенности разработанной ООП

 

С учетом поставленных целей для успешной подготовки выпускников, специализирующихся на разработке, производстве и эксплуатации электроэнергетического оборудования  необходимо ввести в программу подготовки предметы, обеспечивающие углубленное изучение современных методов проектирования и диагностирования. Подготовку необходимо проводить с учетом ускоренного внедрения инновационных методов обучения студентов и внедрение новых технологий образования и оценки.

Современные требования к технологиям и методикам обучения выпускника вуза претерпели значительные изменения даже по сравнению с недавним прошлым – 90-ми гг. прошлого века. Приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику способностей выпускника к адаптации в профессиональном сообществе. В наши дни при оценке качества учебных достижений выпускников системы профессионального образования на первый план выходит не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности.

  На фоне этих изменений возникло новое определение качества образования, в рамках которого оно трактуется как комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное формирование компетентности, профессионального сознания, организационной культуры, способности к самообразованию. В целом совокупность таких характеристик на уровне целеполагания должна отражать способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности

  За рубежом принято выделять три основных подхода к определению и введению в практику образования компетентностной трактовки качества результатов обучения. Эти подходы появились независимо друг от друга сначала в США, затем в Великобритании и в последнюю очередь во Франции и Германии.

 

Особенностью формирования ФГОС по направлению электроэнергетика является снижение доли физико-математического блока дисциплин и ориентированию основных дисциплин электроэнергетического профиля в основном на теорию и проектирование. Поэтому необходимо увеличивать долю лабораторий в образовательном процессе. Соприкосновение студента с современной техникой должно быть регулярным на протяжении всего образовательного периода.

 

  Учебные лаборатории должны быть насыщенны современным оборудованием для измерений и испытаний, стендами для моделирования процессами управления и регулирования.

  Наряду с этим целесообразно создание вузовских учебно-тренажерных центров с использование реального электроэнергетического оборудования, включая полномасштабные макеты различных элементов электроэнергетического комплекса, например подстанций. Данные центры могут использоваться как образовательные площадки для подготовки специалистов электроэнергетики всех звеньев. Реализация таких затратных проектов требует непосредственного участия крупнейшей электроэнергетической компании СЗ ФСК ЕС.

  В рамках СОС магистратуры следует усилить составляющие образовательного процесса, связанные с формированием компетенций, относящихся к производственной области. Ресурс зачетных единиц следует распределить таким образом, чтобы существенно ограничить затраты на формирования компетенций, которые не будут востребованы в производственной сфере, но присутствующие в ФГОС.

 

  В существующем ФГОС прописаны виды деятельности, которые не всегда являются реализуемыми при работе выпускника вуза. Представляется перспективным на этапе подготовки магистров разделить виды профессиональной деятельности по профилям востребованным на предприятиях отрасли с акцентированием на наиболее востребованных.

  Некоторые общекультурные компетенции в ГОС-3 являются желательными, но могут развиваться естественным образом по мере развития общества и повышения общекультурного состояния в обществе, а их подготовка в техническом ВУЗе может носить факультативный характер или осваиваться в свободное время в соответствии с наклонностями каждого индивидуума. Трудно и неплодотворно навязывание культурных ценностей неподготовленному студенту. Но, несомненно, каждому необходимо предоставить возможность индивидуального развития не только и не столько силами ВУЗа, но и развитием и поддержанием учреждений культуры в общегосударственном масштабе.

 

  Поле профессиональных компетенций магистра должно быть достаточно широким, но особое внимание следует уделять развитию компетенций востребованных в настоящее время на конкретных предприятиях, потребителях выпускников. Определение конкретных профессиональных компетенций для приоритетного развития представляет собой сложную задачу, решить которую можно только с привлечением работодателей. Причем, полученное решение будет временным, по мере развития производства, техники и технологий поле компетенций должно пересматриваться.

  При таком подходе к образованию виды деятельности, осваиваемые магистром должны дополнять, а не дублировать виды деятельности бакалавра. Бакалавр – это выпускник, полностью овладевший некоторыми видами деятельности и готовый к выполнению определенных функций на производственном предприятии. Магистр овладевает дополнительными видами деятельности и может выполнять более сложные обязанности.

 

3.1.1.   Особенности организации учебного процесса

 

Важную роль в развитии отечественной экономики и российского общества в целом имеет электротехническая отрасль. Сегодня магистру-электротехнику необходимо иметь нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества, владеть коммуникативными умениями, осуществлять творческий подход к решению не только технологических и технических, но и социально-экономических, экологических, научно-исследовательских проблем, при этом используя широкий синтез междисциплинарного знания.

  Компетентностная модель магистра электротехнического направления включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и обще-профессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.

  Формирование профессиональной компетентности магистров представляет собой поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Профессиональная компетентность развивается по мере приобретения магистрами тех или иных компетенций. Требуется создание таких условий в системе высшего профессионального образования, которые способствовали бы развитию основных профессиональных компетенций.

 

Основной задачей возникающей при подготовке магистров в области электроэнергетики является использование образовательных технологий высшей школы, готовых вести эффективную работу в современных условиях на предприятиях основного профиля подготовки. Современные разработки электроэнергетического оборудования и их эксплуатация (инжиниринг в энергосистемах), включая научные исследования, требует высокой компетентности по основной специальности и достаточно развитой мобильности знаний выпускников вузов. Для быстрой адаптации в профессиональной и социальной сферах работнику нужны основные (базовые) компетенции, не теряющие своего значения при изменении технологии производства и помогающие эффективно трудиться при смене основной профессии. Профессиональная компетентность является необходимым компонентом профессионализма человека, формируемым в процессе высшего профессионального обучения. Высокую компетентность по основной специальности и достаточно развитую мобильность знаний в различных сферах жизни может дать молодому специалисту обучение в магистратуре, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации на рынке труда.

  Чтобы добиться практической направленности, прочности и действенности знаний, важно не только по-иному организовать процесс их усвоения, но и внести серьезные коррективы во все формы контроля учебного труда магистрантов.

 

  Выпускник-магистр, должен обладать всеми компетенциями, полученными на первой стадии образования, кроме того он должен приобрести компетенции дающие возможность самостоятельно проводить научно-исследовательские работы, проводить публичные презентации результатов работ и публично отстаивать точку зрения на физические явления и результаты работ. Специализация по профилю «Инжиниринг в энергосистемах» требует углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки и знаний в области электроэнергетики, разработки и исследования высоковольтной электроэнергетической и электрофизической техники, технологий и процессов применительно к задачам электроэнергетики, электротехнологии, экологии, физики и техники больших токов и сильных магнитных полей, созданию и исследованию новых материалов.

Обучение по разработанной магистерской программе предполагает активное использование современных образовательных технологий, помогающих эффективно воплощать новые методы в учебный процесс.

 

  Собственно учебные материалы – лекции, методические указания к лабораториям, учебные задания, контрольные, учебники, конспекты, конечно же, представляют собой уникальный материал, отражающий индивидуальные особенности преподавателя и его методику обучения, даже если она является хорошо известной. Здесь современные образовательные технологии могут только помочь эффективнее воплотить оригинальные методы. Однако учебный процесс – это еще и комплекс организационных мер, обеспечивающих доступ студенту к учебным материалам и учебному оборудованию, преподавателю – к техническим средствам подготовки учебных материалов и средствам контроля обучения. Поэтому необходима разработка рекомендаций по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций, помогающих преподавателю и студенту повысить качество обучения и изучения материала.

 

  Профессиональная деятельность магистров со специализацией «Инжиниринг в энергосистемах»» будет связана с работой в энергосистеме конкретного заказчика с учетом специфики его современного оборудования. Она включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы. Специалисты должны получить специальную подготовку по современным разработкам электроэнергетического оборудования и их эксплуатации, используемого в высоковольтных электрических сетях следующих компаний: «Федеральной сетевой компании Единой Энергетической Системы», «Системного оператора Единой Энергетической Системы», холдинга «Межрегиональные распределительные сетевые компании», «Территориальной генерирующей компании», монтажных и эксплуатационных организациях электроэнергетического профиля, в энергетических подразделениях промышленных предприятий.

 

  Современные требования к технологиям и методикам обучения выпускника вуза претерпели значительные изменения даже по сравнению с недавним прошлым – 90-ми гг. прошлого века. Приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику способностей выпускника к адаптации в профессиональном сообществе. В наши дни при оценке качества учебных достижений выпускников системы профессионального образования на первый план выходит не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности.

  На фоне этих изменений возникло новое определение качества образования, в рамках которого оно трактуется как комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное формирование компетентности, профессионального сознания, организационной культуры, способности к самообразованию. В целом совокупность таких характеристик на уровне целеполагания должна отражать способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности.

3.1.2.      Виды и формы оценки формирующихся компетенций

 

В соответствии ФГОС ВПО разрабатываемая система оценки компетенций должна учитывать не только получение студентами знаний, навыков и умений, но и способность максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность. 

  Традиционные методы контроля (зачет и экзамен), позволяющие оценивать знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных дисциплин, не всегда подходят для определения уровня компетенции студента. Формируемая система оценки качества подготовки магистров должна сочетать два подхода:

  • традиционный подход, выработанный в отечественной высшей школе,
  • инновационный подход, опирающийся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт.

  При этом постепенно традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения в российской вузовской практике.

  Образовательные технологии (пути и способы выработки компетенций) и методы оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства) тесно связаны между собой. Формы контроля должны стать естественным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

  Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной или их совокупностью, но и образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем педагогического коллектива.

  Рассмотрим предлагаемую систему оценки качества освоения ООП.

  Оценка качества освоения основных образовательных программ магистров должна включать:

  • текущий контроль успеваемости
  • промежуточную аттестацию
  • итоговую государственную аттестацию.

  Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются автором рабочей программы учебной дисциплины и доводятся до сведения обучающихся в начале ее изучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

  Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки. Традиционные формы текущего контроля (тесты, контрольные работы, опросы) дают оценку отдельных составляющих компетенции (знания, умения, навыки) , но не могут оценить ее целиком.

  Промежуточный контроль осуществляется в конце семестра и завершает изучение отдельной дисциплины. Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

  Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом. Это своего рода «государственная приемка» выпускника при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Лишь она позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций. В ФГОС ВПО для промежуточного контроля определяются следующие традиционные формы:

  • зачет;
  • курсовая работа;
  • экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен).

  Эти формы понятны как для обучающихся, так и для преподавателей.

  Применяемые виды контроля могут быть различными:

  • устный опрос;
  • письменные работы;
  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.

 

Для текущего контроля рекомендуется использование как традиционых форм, так и инновационных оценочных средств, позволяющих оценить сформированость компетенций магистра.

  Рекомедуемые традиционные формы текущего контроля:

  Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п

  Коллоквиум может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

  Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.

  Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов.

  Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.

  Реферат – форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, нерассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

 

  Обучение по разработанной магистерской программе предполагает активное использование современных образовательных технологий, помогающих эффективно воплощать новые методы в учебный процесс.

 

Собственно учебные материалы – лекции, методические указания к лабораториям, учебные задания, контрольные, учебники, конспекты, конечно же, представляют собой уникальный материал, отражающий индивидуальные особенности преподавателя и его методику обучения, даже если она является хорошо известной. Здесь современные образовательные технологии могут только помочь эффективнее воплотить оригинальные методы. Однако учебный процесс – это еще и комплекс организационных мер, обеспечивающих доступ студенту к учебным материалам и учебному оборудованию, преподавателю – к техническим средствам подготовки учебных материалов и средствам контроля обучения. Поэтому необходима разработка рекомендаций по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций, помогающих преподавателю и студенту повысить качество обучения и изучения материала.

  Неотъемлемой частью основной образовательной программы (ООП) является описание средств, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала. Проектирование комплексных оценочных средств контроля качества подготовки магистра является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В разрабатываемом комплексе оценочных средств, в соответствии ФГОС ВПО, будем основываться на двух положениях:

1)    оценочные средства, разрабатываемой ООП, должны использоваться для проверки качества формируемых компетенций;

2)    оценочные средства должны стать частью образовательных технологий (прежде всего инновационных), т.е. стать еще и средством обучения.

  Традиционные методы контроля (зачет и экзамен), позволяющие оценивать знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных дисциплин, не всегда подходят для определения уровня компетенции студента.

  Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результате научных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементы новшества.

  В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

  1. инновации, как новые знания;
  2. внедрение инноваций в практическую деятельность;
  3. диффузия инноваций, т.е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов и технологий в новых местах и условиях.

  Основная педагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебного процесса – это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.

  Наиболее эффективно управленческая функция срабатывает на этапах:

  1. Сбор информации;
  2. Планирование действий
  3. Принятие решения;
  4. Выполнение;
  5. Контроль;
  6. Оценка качества выполненной работы.

 

  Исследование ради позитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях, выработка стратегии развития учебного заведения – составляющие технологии управления.

  Разрабатываемые рекомендации по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций позволяют:

  • управлять качеством образовательного процесса;
  • улучшать взаимосвязи с рынком труда;
  • повышать компетенции обучающихся;
  • обновлять содержание образования;
  • повысить гибкость программ обучения за счет модульного подхода.

   

Необходимость обновления образовательных технологий и оценочных средств. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры.

  Тем самым заложенный во ФГОС подход к высшему образованию несколько отличается от традиционного для отечественной вузовской педагогики подхода, ориентированного на сообщение обучающемуся прежде всего комплекса фундаментальных теоретических знаний. Традиционно российские вузовские образовательные программы структурируются по областям научных знаний, и теоретическое обучение занимает в них ведущее место.

  Соответственным образом строятся и традиционные формы обучения и контроля успеваемости студентов. Привычный инструментарий образовательного процесса включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельную работу студента, практики, квалификационные работы. Все эти формы преимущественно направлены на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания прежде всего теоретических знаний, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций.

  При всей проверенной временем надежности и полезности данных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными как для формирования у студента заявленных во ФГОС компетенций, так и для проверки успешности освоения студентом образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения. Таким образом, стоящая задача – выработать образовательные технологии и научиться формировать оценочные средства, которые позволяют:

  • формировать у обучающихся требуемые образовательной программой универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции,
  • проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

  При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). Формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.

 

3.1.3.      Организация практик и научно-исследовательской работы студентов


Специализация по профилю «Инжиниринг в энергосистемах» требует углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки и знаний в области электроэнергетики, разработки и исследования высоковольтной электроэнергетической и электрофизической техники, технологий и процессов применительно к задачам электроэнергетики, электротехнологии, экологии, физики и техники больших токов и сильных магнитных полей, созданию и исследованию новых материалов.

  Особое место в процессе подготовки специалистов занимает процесс адаптации выпускников к реальным условиям работы на конкретном предприятии. Наилучший способ адаптации – это постепенное знакомство с предприятием в течение всего обучения. С этой точки зрения особое значение приобретает научно-исследовательская практика и НИР.

  Такой подход позволит развить способность у магистров самостоятельно решать задачи по работе в энергосистеме конкретного заказчика с учетом специфики его современного оборудования.

 

 

Программа практик

 

Цели и результаты

 

  1.      Цели и результаты

 

         Научно-исследовательская практика нацелена на формирование знаний, умений и навыков, необходимых студентам, проходящим магистерскую подготовку по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по инновационному профилю «Инжиниринг в энергосистемах» для получения специальной подготовки и работы в энергосистемах конкретного заказчика (ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Северо-Запада, группа компаний «ТСН», ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр») с учетом специфики его современного оборудования.

 

  Планируемые результаты освоения дисциплины

 

  Знания практических основ организации и управления испытаниями на высоком напряжении. Знания практических основ лабораторных и полевых измерений с использованием современной измерительной аппаратуры.

  Знание и владение методиками организации работы в научном коллективе, методами планирования исследований и экспериментов использованием высокого напряжения.

  Знание методик численных исследований сложных явлений с применением современного сложного программного обеспечения.

  Знание методик аналитического исследования рынка электроэнергии, способность проводить такие исследования в научном коллективе.

  Знание методик аналитического исследования рынка современной высоковольтной электротехники, уменье работать в коллективе по формированию предложений и осуществлению закупок электротехники для оборудования электрических станций и подстанций высокого напряжения.

  Знание методик подготовки документов и способность к их практическому применению.

  Практические навыки управления современным электроэнергетическим предприятием.

 

Место дисциплины в ООП

 

         Научно-исследовательская практика выполняется студентами в 12 семестре. Длительность практики 8 недель. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин учебного плана, относящихся к профессиональному циклу М1, М2.

 

         Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых носит вклад освоение дисциплины(согласно СОС):

ОК-1   Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общетехнический уровень, добиваться  в процессе профессиональной деятельности  актуальных знаний, умений и навыков, необходимых для работы в усложняющейся и изменяющейся технической среде электроэнергетики.

ОК-2   Способностью к самостоятельному обучению новым методам работы с оборудованием электроэнергетики, применению новых инструментальных средств контроля и анализа, адекватно реагировать на появление новых инновационных и прорывных технологий в области электроэнергетики, участвовать в их реализации.

ОК-3   Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, читать и создавать техническую документацию, способность к активной  мобильности в рамках своей профессиональной деятельности

ОК-4   Способность  использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, оценивать качество результатов деятельности.

ПК-1   Способностью и готовность использовать знания физико-технических дисциплин при практической работе на объектах электроэнергетики

ПК-2   Способность воспринимать и использовать новые технологии и новое оборудование, внедрять и применять новые методики применительно к полю своей профессиональной деятельности в области электроэнергетики

ПК-3   Способностью анализировать физическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности на основе знаний физико-технических дисциплин

ПК-4   Способностью и готовность применять современные методы анализа, проводить технические испытания и (или) научно-технические эксперименты, оценивать и описывать и представлять результаты выполненной работы

ПК-5   Способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов электроэнергетики, организовывать безопасную эксплуатацию электроэнергетического оборудования, ставить и решать технические задачи по обеспечению надежности функционирования электроэнергетического комплекса.

ПК-6   Готовность использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии и системы при проведении практической работы на оборудовании электроэнергетики (измерения, испытания)

ПК-8   Готовностью применять основы инженерного проектирования электроэнергетических  объектов  для проектно-конструкторской деятельности: электроснабжение, линии электропередач, изоляционные конструкции и др. оборудование электроэнергетики

ПК-9   Способностью применять методы создания и анализа моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение элементов оборудование электроэнергетического комплекса для задач его диагностики, обслуживания и проектирования.

ПК-10 Готовность использовать прикладное программное обеспечение для расчета параметров и выбора устройств электротехнического и электроэнергетического оборудования     для эксплуатационной и проектно-конструкторской деятельности

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

  Адрес сайта курса: http://www.kafedraeie.ru

 

Рекомендуемая литература

  Устанавливается руководителем на месте практики.

 

Технические средства обеспечения дисциплины

  • Действующее оборудование, используемое в высоковольтных электрических сетях ряда энергетических компаний Северо-Западного региона.
  • Лабораторные и промышленные высоковольтные установки.
  • Персональные компьютеры, оргтехника.

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

  Помещения и оборудование на месте проведения практики.

 

 

Критерии оценивания и оценочные средства

 

  Основным оценочным средством является отчет о научно-исследовательской практике, подготавливаемый практикантом и утверждаемый руководителем на месте практики. Предпочтительный объем отчета 20-30 стр. текста, выполненного на страницах масштаба A4 кегль 14, межстрочный интервал 1,5.

 

      Структура отчета:

  1. Введение. Цели практики.
  2. Задачи и место проведение практики Описание технических, технико-экономических или научных проблем, характерных для организации, в которой происходит практика.
  3. Персональное задание практиканта.
  4. Описание технологических процессов связанных с выполнением задач практики.
  5. Результаты и выводы.

 

                        Критерии оценивания

  По результатам защиты отчета по практике руководитель практики выпускающей кафедры выставляет следующие оценки участникам практики:

 

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – уверенные ответы на не менее 50% вопросов курса

ХОРОШО – уверенные ответы на не менее 70% вопросов курса

ОТЛИЧНО – уверенные ответы на не менее 90% вопросов курса

 

                        Оценочные средства

      Не предусмотрены.

 

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

  12.1. Необходимы тщательно проработанные организационные мероприятия по взаимодействию руководителя практики выпускающей кафедры с руководителями практики на месте проведения.

 

  12.2. Необходима налаженная система обмена информацией в процессе прохождения практики, доступ практикантов к интернету и сетевым ресурсам, связанным с тематикой практики.

 

 

 

Программа «Научно-исследовательская работа»

 

Цели и результаты изучения дисциплины

 

  1. Цели и результаты изучения дисциплины

 

         Научно-исследовательская работа нацелена на формирование знаний, умений и навыков, необходимых студентам, проходящим магистерскую подготовку по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по инновационному профилю «Инжиниринг в энергосистемах» для получения знаний для управления и эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях «Федеральной сетевой компании Единой Энергетической Системы», «Системного оператора Единой Энергетической Системы», холдинга «Межрегиональные распределительные сетевые компании», «Территориальной генерирующей компании», монтажных и эксплуатационных организациях электроэнергетического профиля, в энергетических подразделениях промышленных предприятий и ряда других энергетических компаний Северо-Западного региона.

 

  Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых носит вклад освоение дисциплины

 

ОК-1   Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общетехнический уровень, добиваться  в процессе профессиональной деятельности  актуальных знаний, умений и навыков, необходимых для работы в усложняющейся и изменяющейся технической среде электроэнергетики.

ОК-2   Способностью к самостоятельному обучению новым методам работы с оборудованием электроэнергетики, применению новых инструментальных средств контроля и анализа, адекватно реагировать на появление новых инновационных и прорывных технологий в области электроэнергетики, участвовать в их реализации.

ОК-4   Способность  использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, оценивать качество результатов деятельности

ПК-1и Способностью и готовность использовать знания физико-технических дисциплин при практической работе на объектах электроэнергетики

ПК-2и Способность воспринимать и использовать новые технологии и новое оборудование, внедрять и применять новые методики применительно к полю своей профессиональной деятельности в области электроэнергетики

ПК-3и Способностью анализировать физическую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности на основе знаний физико-технических дисциплин

ПК-4и Способностью и готовность применять современные методы анализа, проводить технические испытания и (или) научно-технические эксперименты, оценивать и описывать и представлять результаты выполненной работы

ПК-6и Готовность использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии и системы при проведении практической работы на оборудовании электроэнергетики (измерения, испытания)

ПК-9и Способностью применять методы создания и анализа моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение элементов оборудование электроэнергетического комплекса для задач его диагностики, обслуживания и проектирования.

ПК-10и        Готовность использовать прикладное программное обеспечение для расчета параметров и выбора устройств электротехнического и электроэнергетического оборудования     для эксплуатационной и проектно-конструкторской деятельности

 

Планируемые результаты освоения дисциплины

 

Должен знать:

- современные естественнонаучные и прикладные задачи электроэнергетики и электротехники, методы и средства их решения в научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической и других видах профессиональной деятельности;

- технологии и средства обработки информации и оценки результатов применительно к решению профессиональных задач;

- схемы и основное электротехническое и коммутационное оборудование электрических станций и подстанций;

- основные методы и способы преобразования энергии, технологию производства электроэнергии на тепловых, атомных и гидравлических электростанциях, нетрадиционные и возобновляемые источники электроэнергии;

- схемы электроэнергетических систем и сетей, проблемы статической и динамической устойчивости, конструктивное выполнение воздушных и кабельных линий электропередачи.

уметь:

- находить нестандартные решения профессиональных задач, применять современные методы и средства исследования, проектирования, технологической подготовки производства и эксплуатации электроэнергетических и электротехнических объектов;

- применять, эксплуатировать и производить выбор электрических аппаратов, машин, электрического привода, оборудования электрических станций и подстанций, электроэнергетических систем и сетей, систем электроснабжения, элементов релейной защиты и автоматики;

- формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде научно-технического отчета с его публичной защитой.

владеть:

- современными измерительными и компьютерными системами и технологиями, навыками оформления, представления и защиты результатов решения профессиональных задач;

- методами анализа режимов работы электроэнергетического и электротехнического оборудования и систем;

- методами расчета параметров электроэнергетических устройств и электроустановок, электроэнергетических сетей и систем, систем электроснабжения, релейной защиты и автоматики;

- методами расчета переходных и установившихся процессов в линейных и нелинейных электрических цепях;

- методами расчета, проектирования и конструирования электроэнергетического и электротехнического оборудования и систем;

- навыками исследовательской работы.

 

Место дисциплины в ООП

 

         Дисциплина «Научно-исследовательская работа» согласно федеральному ГОС направления подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» (степень: магистр) является дисциплиной учебного цикла М.3 Практика и (или) научно-исследовательская работа (НИР.Б.1).

         Изучение дисциплины «Научно-исследовательская работа» базируется на результатах освоения следующих дисциплин: "Математика", "Информатика", "Теоретические основы электротехники", «Компьютерные технологии», «Математические задачи энергетики», «Общая энергетика», «Электромагнитные переходные процессы в электроэнергетических системах», «Электромеханические переходные процессы в электроэнергетических системах», «Оптимизация электроэнергетических систем», «Дальние электропередачи сверхвысокого напряжения», «Электроэнергетические системы», «Электрические станции и подстанции», «Передача и распределение электрической энергии».

         Результаты изучения дисциплины «Научно-исследовательская работа» используются при выполнении магистерской диссертации.

 

Образовательные технологии

 

  В преподавании курса используются в основном нетрадиционные современные технологии - самостоятельное изучение и исследование проблемы студентами под руководством преподавателя, работа в команде и последующие деловые игры с обсуждением результатов исследования.

 

         Занятия в активной и интерактивной формах

 

Занятия в интерактивной форме

Объём, ач

Работа студентов соответствующей подгруппы над решением конкретной проблемы под руководством преподавателя

270

 

Лабораторный практикум

 

  Предусматривается руководителем на измерительном и испытательном оборудовании конкретного заказчика (ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Северо-Запада, группа компаний «ТСН», ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр») с учетом специфики управления.

 

Практические занятия

 

  На практических занятиях студенты разбиваются на подгруппы, для каждой подгруппы назначается руководитель, под руководством данного преподавателя студенты соответствующей подгруппы занимаются решением своей конкретной проблемы.

 

Рекомендуемая литература

 

  Ресурсы Интернета

  • Всероссийская научная электронная библиотека www.elibrary.ru
  • Электронная библиотека публикаций американского общества инженеров электротехники и электроники http://ieeexplore.ieee.org/Xplore/guesthome.jsp
  • Электронная библиотека публикаций французского совета по исследованию крупных электроэнергетических систем http://www.cigre.org/gb/publications/publications.asp

 

Технические средства обеспечения дисциплины

 

  • Действующее оборудование, используемое в высоковольтных электрических сетях ряда энергетических компаний Северо-Западного региона.
  • Лабораторные и промышленные высоковольтные установки.
  • Персональные компьютеры, оргтехника.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

  Компьютерный класс на 10 компьютеров, объединенных в сеть, сетевой принтер; проектор, лекционная аудитория.

 

Критерии оценивания и оценочные средства

 

  При изучении данной дисциплины студентам необходимо сдать четыре зачета в 9-м, 10-м, 11-м и 12-м семестрах, которые проводятся в форме собеседования с преподавателем, сдачи отчета и презентации выполненной работы.

 

  Основным оценочным средством является отчет о научно-исследовательской работе, подготавливаемый студентом и утверждаемый руководителем. Предпочтительный объем отчета 30-50 стр. текста, выполненного на страницах масштаба A4 кегль 14, межстрочный интервал 1,5.

 

      Структура отчета:

  1. Введение. Цели НИР.
  2. Задачи и место проведение НИР. Описание технических, технико-экономических или научных проблем, характерных для организации, в которой происходит НИР.
  3. Персональное задание.
  4. Описание технологических процессов связанных с выполнением задач НИР.
  5. Результаты и выводы.

 

                        Критерии оценивания

  По результатам защиты отчета и презентации выполненной работы руководитель выпускающей кафедры выставляет следующие оценки участникам практики:

 

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО –  уверенные ответы на не менее 50% вопросов курса.

ХОРОШО –  уверенные  ответы на не менее 70% вопросов курса.

ОТЛИЧНО – уверенные  ответы на не менее 90% вопросов курса.

 

                        Оценочные средства

 

  Темы для исследовательских работ, вопросы к зачетному собеседованию.

 

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

  Содержание разделов дисциплины и порядок их изучения изложены ясно и последовательно. Дополнительные методические рекомендации по организации изучения дисциплины не требуются.

 

 

3.3. Разработка методических рекомендаций по обеспечению и повышению качества обучения

 

  Согласно ФГОС, магистерская подготовка должна быть направлена на техническую и технологическую модернизацию энергосистем. Следовательно, ориентир специалиста и бакалавра – высокая адаптивность к различным областям производственной деятельности – у магистра изменился в сторону профильной направленности для решения конкретных, но сложных задач. Следовательно, магистр – это выпускник, способный на практике решать определенный круг технико-экономических задач по проблемам конкретных предприятий, связанных с инновациями на производстве. Из вышесказанного видно, что магистерская подготовка должна быть неразрывно связана с проблемами конкретного предприятия, и результатом обучения магистра является выработка у него способностей и компетенций для решения подобных сложных задач.

  Обучение по разработанной магистерской программе «Инжиниринг в энергосистемах» предполагает активное использование современных образовательных технологий, помогающих эффективно воплощать новые методы в учебный процесс.

  Собственно учебные материалы – лекции, методические указания к лабораториям, учебные задания, контрольные, учебники, конспекты, конечно же, предсталяют собой уникальный материал, отражающий индивидуальные особенности преподавателя и его методику обучения, даже если она является хорошо известной. Здесь компьютерные технологии могут только помочь эффективнее воплотить оригинальные методы:

  1. Метод активного компьютерного эксперимента. Этот метод предполагает создание электронных учебников, снабженных заданиями, методиками и средствами проведения активного компьютерного эксперимента.

  2. Подготовка к публичным выступлениям. Этот метод реализуется в форме семинарских занятий, на которых студенты учатся писать научные статьи, готовить презентации и выступать на конференциях и семинарах.

 

  3. Самостоятельная научная работа студентов и выступления на научных конференциях, например, подготовка статьи и выступление на проводимой в университете «Неделе Науки», участие в различных конкурсах.

 

  Следует отметить практическую направленность магистерской подготовки по профилю «Инжиниринг в энергосистемах», что согласуется с представлениями современной концепции самостоятельной работы студента. Одним из ее элементов является личностно-ориентированный подход, который в полной мере можно реализовать в данной образовательной программе.

  В процессе решения конкретной производственной проблемы магистр, как сквозь сито, пропускает весь объем информации на предмет использования получаемых знаний и умений для ее решения. В итоге меняется характер восприятия информации, у него быстрее формируется субъективная позиция, способствующая наступлению академической зрелости – высшей ступени академических достижений при обучении. Достижение этого уровня влечет за собой проявление творческой активности в решении поставленных задач, что в свою очередь выводит данных студентов на новый качественный уровень обучения.

 

  Следовательно, организация образовательной программы магистра, ориентированная в направлении практической деятельности, должна быть неразрывно связана с предприятием, на котором предполагается внедрение инновационного проекта. Результатом данной подготовки, помимо защиты магистерской диссертации, подразумевается практическая реализация проекта. Это обусловливает прямые контакты магистра с предприятием, на базе которого проводятся исследования. Следовательно, в процессе обучения по магистерской программе, часть времени (самостоятельная работа) должна реализовываться на предприятии, тем самым, превращая данного специалиста в «штучный товар» (в плане подготовки) для решения конкретных производственных задач.

 

  Стандарт третьего поколения предусматривает реализацию данного условия. В отличие от подготовки специалистов и бакалавров, у магистров доля самостоятельной работы составляет 50%.

 

  Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

  Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

  Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

  Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

  К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

  Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

  • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
  • подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
  • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

  Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

 

  Цели и основные задачи СРС. Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

  Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

  Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

 

3.4. Требования к выпускной квалификационной работе магистра по основной образовательной программе «Инжиниринг в энергосистемах»

 

Настоящие требования разработаны с целью установления единых норм и правил по составу, содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы (ВКР) магистра (магистерской диссертации) по основной образовательной программе «Инжиниринг в энергосистемах».

 

1. Область применения 

 

Настоящие требования рекомендованы для магистров электромеханического факультета СПбГПУ и преподавателей, отвечающих за подготовку выпускников-магистров и ВКР в виде магистерских диссертаций.

 Настоящие требования должны конкретизироваться на выпускающих кафедрах с учетом специфики преподавания и обучения в рамках данной основной образовательной программы.

Настоящие требования разработаны с учетом:

- положений Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС ВПО);

- требований ГОСТ в области оформления документов и их библиографического описания.

 

Сущность и цели выпускной квалификационной работы


Целью высшего профессионального образования являются подготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Одним из уровней высшего профессионального образования является магистратура – высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр". Таким образом, итоговая аттестация является необходимым условием получения данного уровня образования.

Государственная итоговая аттестация включает в себя, как правило, итоговый государственный экзамен и выпускную квалификационную работу.

Требования к государственной итоговой аттестации (в частности, к выпускной квалификационной работе) определяются федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и федеральными государственными требованиями. Контроль за выполнением указанных требований осуществляется в установленном законодательством порядке.

 

Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), при этом требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением.

 

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В постановлении Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" указано, что качество освоения образовательных программ оценивает высшее учебное заведение.

 

Помимо цели итоговой аттестации как результата обучения магистра, остановимся подробнее на целях выполнения ВКР как процесса:

- обобщение и систематизация совокупности знаний, умений, навыков, полученных за весь период обучения;

- закрепление и расширение теоретических и практических знаний;

- адаптация полученных знаний, умений и навыков при решении конкретных научных и технических задач;

- закрепление навыка самостоятельного исследования, анализа и обработки информации при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- моделирование будущей профессиональной деятельности выпускника;

- анализ склонности к конкретным видам профессиональной деятельности выпускника;

- определение уровня готовности выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВПО.

Следует отметить, что в цели выполнения ВКР кроме всего прочего входит (но является далеко не единственной целью) оценка качества подготовки будущего выпускника. При этом целесообразно рассматривать не только внешнюю оценку качества подготовки выпускника, но и его внутреннюю самооценку. На завершающей стадии обучения студент должен быть готов к объективной самоидентификации, должен осознавать свои исходные позиции в профессиональном и научном сообществе, сформировать понимание собственных конкурентных преимуществ, сформулировать слабые стороны своего профессионального уровня, оценить готовность продолжить обучение в аспирантуре.

Внешняя оценка качества подготовки выпускника включает в себя два аспекта:

- оценка качества преподавания;

- оценка уровня подготовки студента.

Указанные виды оценивания должны быть неразрывно связаны друг с другом и сопровождать процесс выполнения ВКР.

Направленность ВКР бакалавра должна по возможности соответствовать требованиям конкретных потребителей кадрового потенциала, с которыми университет имеет договорные отношения.

 

Задачи выпускной квалификационной работы 


Исходной предпосылкой для установления задач ВКР является перечень видов профессиональной деятельности магистра, представленный в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации. от 8 декабря 2009 г. N 700. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» (квалификация (степень) "магистр"):

- проектно-конструкторская;

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская;

- монтажно-наладочная;

- сервисно-эксплуатационная;

- педагогическая.

 

Задачи ВКР должны соответствовать данному перечню видов деятельности. При этом специфика ООП «Инжиниринг в энергосистемах» выводит на первый план два вида деятельности, наиболее органично встраиваемые в подготовку ВКР с учетом спроса на рынке труда:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная.

 

Конкретные задачи ВКР должны формулироваться не только образовательным учреждением, но и заинтересованными работодателями с учетом конъюнктуры отрасли.

 Проектно-конструкторская деятельность подразумевает выполнение следующих задач:

- сбор и анализ данных для проектирования;

- расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

- расчет нормальных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимов электроустановок;

- разработка проектной и рабочей технической документации, оформление проектно-конструкторских работ;

- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

- проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;

- сравнительный анализ электрооборудования и выбор оптимального набора устройств для обеспечения надежной работы электроустановки.

Перечисленные задачи предполагают проектную направленность выпускной работы.

Сервисно-эксплуатационная деятельность подразумевает выполнение следующих задач:

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по эксплуатации современных электроустановок;

- управление эксплуатационной деятельностью и анализ ее эффективности;

- оперативное диспетчерское и технологическое управление в энергосистемах;

- разработка научно-обоснованных методов оценки остаточного ресурса электрооборудования;

- повышение эффективности эксплуатации энергообъектов с учетом новейших достижений в области противоаварийной автоматики.

Перечисленные задачи предполагают эксплуатационную направленность выпускной работы.

 

Тематика выпускной квалификационной работы 


В независимости от направленности магистерской диссертации (проектная или эксплуатационная), тематика выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, иметь практическую значимость, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники. Для разработки конкретных тем ВКР целесообразно привлекать работодателей. Предпочтение следует отдавать темам, основанным на реальных проектах. В этом случае желательно, чтобы:

- тема работы была предложена предприятием, организацией, НИИ;

- тема работы соответствовала разделу технического задания хоздоговорной или госбюджетной научно-исследовательской работы, проводимой кафедрой;

- тема работы была посвящена разработке или созданию лабораторного стенда, установки, устройства или прибора, используемого в учебной или научно-исследовательской работе кафедры.

 

Магистерская диссертация может иметь тему без привязки к реальному проекту или объекту. В этом случае магистерская диссертация должна быть основана на обобщении результатов курсовых работ и проектов, выполненных студентом на завершающей стадии обучения.

 

С точки зрения развития преемственности уровней высшего образования и поддержания традиций высшей школы приветствуется ситуация, когда тематика выпускной квалификационной работы магистра основана на материалах кандидатской диссертации аспиранта. В этом случае ВКР магистра решает часть задач кандидатской диссертации.

Тематика ВКР может выбираться исходя из индивидуального и группового проектирования.

 

Индивидуальная ВКР выполняется одним студентом и не связана с работами других студентов. Преимуществом такой формы выполнения ВКР является единоличная ответственность автора работы, независимость хода выполнения работы от участия других студентов. Недостатком индивидуального проектирования является невозможность детальной проработки объемного проекта или сложного объекта. Поэтому при выборе тематики работы, затрагивающей сложный объект, целесообразен групповой принцип выполнения ВКР.

 

Групповая ВКР выполняется группой студентов данного профиля или данного направления магистратуры. При этом каждый из студентов самостоятельно разрабатывает отдельную часть общего проекта. Основным преимуществом групповой формы выполнения ВКР является моделирование будущей профессиональной деятельности в коллективе, приобретение навыков профессионального взаимодействия подразделений различных сфер ответственности. Конечно, у такой формы подготовки ВКР есть серьезный недостаток: в случае тесной взаимной увязки отдельных частей проекта отставание одного из магистров негативно скажется на уровне всей работы и затруднит своевременное выполнение календарного графика остальными студентами. Поэтому для групповых ВКР важно формировать группу студентов, имеющих примерно равноценный уровень подготовки и схожее отношение к учебному процессу.

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой совместно с заинтересованными работодателями. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из ряда предложенных тем. Кроме того студент имеет право предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

 

 Содержание и структура выпускной квалификационной работы


 Содержание ВКР должно соответствовать уровню и традициям научных школ СПбГПУ. Конкретные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам ВКР применительно к направлениям и специальностям подготовки вырабатывают выпускающие кафедры, методические советы факультетов. Эти требования доводят до исполнителей ВКР, научных руководителей, рецензентов в форме методических пособий и указаний, которые составляют выпускающие кафедры на основе ГОС, методических рекомендаций учебно-методических подразделений университета.

Содержание ВКР зависит от направленности работы (проектная или эксплуатационная).

 Выпускная квалификационная работа проектной направленности, основанная на проектно-конструкторской деятельности, должна иметь, как правило, следующее содержание:

- общее описание проектируемого объекта;

- описание и анализ исходных данных для проектирования;

- расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием;

- расчет нормальных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимов электроустановок;

- технико-экономическое сравнение альтернативных вариантов построения объекта и обоснование выбора оптимального варианта;

- сравнительный анализ электрооборудования и выбор оптимального набора устройств для обеспечения надежной работы электроустановки;

- выводы по работе.

 

Перечисленные составляющие содержания ВКР являются примерными и могут при необходимости корректироваться (изменяться, исключаться, добавляться) руководителем работы.

 Выпускная квалификационная работа эксплуатационной направленности, основанная на сервисно-эксплуатационной деятельности, должна иметь, как правило, следующее содержание:

- обзор научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта эксплуатации электрооборудования;

- описание основ эксплуатации исследуемого энергообъекта;

- математическое и/или компьютерное моделирование процессов, характерных для темы работы;

- описание проведения экспериментов по теме работы и анализ результатов;

- выводы по выполненному заданию, рекомендации по внедрению результатов исследований и разработок.

 

Перечисленные составляющие содержания ВКР являются примерными и могут при необходимости корректироваться (изменяться, исключаться, добавляться) руководителем работы.

Магистерская диссертация должна иметь элементы научного вклада. В работе должна быть определенная степень новизны результатов исследования. Научный вклад должен быть новым для теории и практики или должен подразумевать развитие известной в теории и практике идеи. Характер новизны результатов исследования показывает, каким путем достигнут данный элемент научного вклада:

- результаты и выводы, достигнутые в работе, сделаны впервые;

- по сравнению с имеющимся известным вариантом оригинально решена поставленная задача;

- дано дополнительное обоснование верности той или иной идеи;

- дополнительно обосновано, расширено, детализировано или улучшено то или иное имеющееся известное решение;

- известная идея распространена на новую область применения.

 

Руководители выпускных квалификационных работ


Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту в обязательном порядке назначается руководитель. Наличие руководителя выпускной работы подразумевает самостоятельность выполнения ВКР студентом.

Руководителем выпускной работы может являться сотрудник кафедры из профессорско-преподавательского состава (заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент), имеющий достаточный опыт научной и педагогической работы. Также руководителем ВКР может являться сотрудник электроэнергетической отрасли, имеющий научную степень или стаж работы не менее трех лет в области, связанной с тематикой ВКР. Если руководителем ВКР является сотрудник сторонней организации, дополнительно назначается преподаватель-консультант от кафедры, курирующий выполнение ВКР и оказывающий учебно-методическую и организационную поддержку работы.

 

 Руководитель магистерской диссертации:

- формулирует тему ВКР;

- выдает задание на выпускную квалификационную работу;

- рекомендует студенту основную литературу, справочные и архивные материалы и другие источники по теме;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения ВКР;

- следит за выполнением календарного плана и координирует организационную часть выполнения ВКР;

- в случае экспериментальной работы помогает организовать рабочее место;

- проводит систематические консультации;

- проверяет выполнение работы по частям и в целом;

- извещает заведующего кафедрой о нарушениях графика выполнения ВКР;

- составляет письменный отзыв о работе студента.

 Руководитель ВКР несет ответственность за соответствие предлагаемой им темы ВКР направлению подготовки магистра, а также – за соответствие задания теме ВКР. Изначально предлагаемая тема ВКР может изменяться лишь в исключительных случаях, с разрешения декана факультета, и не позднее трех недель до дня защиты.

Руководитель ВКР должен оценивать индивидуальные особенности и возможности студента. Студентам с заведомо низким уровнем подготовки не следует поручать сложные или нестандартные темы. Руководителю рекомендуется также учитывать склонность магистра к определенной деятельности при формулировании задания.

 

4.  Результаты выполнения ООП

 

4.1. Перечень новых учебных дисциплин

 

В учебном плане ООП предусмотрены следующие новые  дисциплины:

-     Электромагнитные переходные процессы в электроэнергетических системах;

-     Линии сверхвысокого напряжения;

-     Решение математических задач в энергетике;

-     Идентификация параметров в задачах диагностики электротехнических устройств

 

4.2.  Перечень новых учебных пособий

 

В ходе разработки ООП выпущены новые учебные пособия:

  1. 1.       Электромагнитные переходные процессы в электроэнергетических системах. Авторы: Беляев А.Н, Першиков Г.А., Попков Е.Н., Смоловик С.В., Чудный В.С.
  2.  Идентификация параметров в задачах диагностики электротехнических устройств. Авторы: Коровкин Н.В., Панкин А. М.
  3. Техника высоких напряжений. Авторы: Ю. Н. Бочаров,  С. М. Дудкин,  В. В. Титков
  4. Общая электротехника. Авторы: Иванов Д.В., Дресвин С.В.

 

 

4.3.  Опыт разработки ООП


При разработке ООП учитывалось следующее:

-     разработка программы производилась для наиболее полной подготовки выпускников для работы на конкретных предприятиях электроэнергетики;

-     разработка новых профессиональных дисциплин учебного плана и их содержания осуществлялась при содействии высококвалифицированных специалистов-практиков из профильных организаций Санкт-Петербурга;

-     увеличено количество часов и дисциплин для углубленного освоения средств и методов управления персоналом и проектами в электроэнергетики;

-     производственная практика магистрантов осуществляется в профильной организации;

 

4.4.   Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности


Характеризуемые области

ВПО, магистратура

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

В(2)

1.1

Ориентация на практическую деятельность

В

1.2

Подготовка специалистов руководящих должностей

В

2

Проектирование нового содержания образования

П(1), Р(1), В(1)

2.1

Усиление изучение иностранного языка

П

2.2

Производственная практика на предприятии работодателе как обязательная часть образовательного процесса.

В

2.3

Обязательная работа по специальности как часть образовательного процесса

Р

3

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

П(1), Р(1)

3.1

Видеолекции

П

4

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(1), П(1)

4.1

Собеседование со специалистом-практиком

В

4.3

Балльно-рейтинговая система

П

5

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

В(2)

5.1

Использование лабораторий и площадок производственных предприятий для проведения лабораторных и практических занятий

В

5.2

Обеспечение доступа к крупнейшим информационным ресурсам (базам данных) научных исследований

В

6

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

П(1), В(1)

6.1

Оснащение учебной аудитории оборудованием для проведения онлайн-трансляций мероприятий

П

6.2

Оснащение аудиторий беспроводным доступом в сети интернет

В

7

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В(1)

7.1

Написание магистерской диссертации на базе организации, в которой работает магистр

В

8

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(1

8.1

Установка лицензионного программного обеспечения

В

9

Развитие системы мониторинга качества образования

П(3)

9.1

Использование балльно-рейтинговой системы

П

9.2

Использование критериев уровня сложности выполняемых магистрантами проектов

П

9.3

Оценка отзывов работодателей о выпускниках

П

 

Магистранты кафедры в период обучения в магистратуре трудоустраиваются в электроэнергетические организации, где осваивают принятые в организации методы управления и проводят научно-исследовательскую работу по тематике магистерской диссертации.

 

5.    Использование в учебном процессе

 

5.1.   Дата внедрения ООП, условия внедрения


Выполняемые разработки будут осуществляться в рамках действующего образовательного процесса, что обеспечивает им автоматическую апробацию и внедрение в учебный процесс всего университета. Внедрение ООП начинается с 01.09.13.

Результаты промежуточных и итоговых разработок докладывались на ежегодно проводимых в ФГБОУ «СПбГПУ» международных и университетских конференциях, посвященных совершенствованию технологий высшего профессионального образования.

 

5.2.     Условия и перспективы по расширению контингента обучаемых ООП


Работа по расширению контингента обучаемых проводится в нескольких направлениях:

 

Привлечение студентов электромеханического факультета

Контингент обучаемых в значительной степени базируется на студентах, прошедших обучение по бакалаврским программам по направлению «Строительство». Это позволяет формировать сильные и хорошо мотивированные студенческие коллективы.

 

Привлечение молодежи из других вузов

Для формирования контингента обучающихся используется привлечение иногородних студентов бакалаврской подготовки из региональных ВУЗов для удовлетворения потребности в инженерных кадрах в местах расположения электроэнергетических предприятий.

 

6. Соответствие разрабтанного ООП образовательному стандарту ФГБОУ ВПО «СПБГПУ» по направлению подготовки магистров 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»

 

Область профессиональной деятельности выпускника 


включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии в условиях интеграционных энергетических и экономических связей и объединений, разработки регламентирующих документов и систем, реализующих эти процессы.

Приоритетными областями деятельности выпускника направления ОСУ «Электроэнергетика и электротехника являются»:

- управляющие электроэнергетические компании, осуществляющие технико-экономическое регулирование и управление генерацией, транспортом, сбытом и тарификацией электроэнергии

- исследовательские центры, реализующие инновационные проекты в области электроэнергетики, новые технологии передачи, распределения, мониторинга управления технологическими процессами в области электроэнергетики

- проектные организации, осуществляющие  выбор оборудования, проектирование и сопровождение систем электроснабжения, передачи электроэнергии высоким  и низким напряжением

 

Объекты профессиональной деятельности выпускника 


  • электрические станции и подстанции;
  • электроэнергетические системы и сети;
  • системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства;
  • электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование;
  • электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии;
  • Средства учета и контроля электроэнергетических потоков
  • Интеллектуальные компьютерные системы и сети, предназначенные для управления оборудованием электроэнергетического комплекса, включая дистанционные технологии управления

 

Виды профессиональной деятельности выпускника


  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • педагогическая