Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе     

 

                                   (А.В. Речинский)

   «____» _______________ 2012 г.      

 М.П.                  

АННОТАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

по мероприятию № 2.9.1.6

 Разработка и адаптация компонент образовательных программ подготовки магистров в области электроэнергетики в европейских университетах

 

 

 

 

 

 

 

Отвественный исполнитель      ____________________В.В.Титков

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

 

Содержание

Введение

1. Образовательный этап международной магистерской программы, реализуемый в Бранденбургском техническом университете (BTU)

2. Образовательный этап Технического университета ТУК Кошице, Словакия

3. Разработка методических материалов (рекомендаций) по организации самостоятельной работы студентов на площадках зарубежных вузов-партнеров и иностранных студентов, обучающихся по программе в СПбГПУ

4. Разработка методических рекомендаций по применению образовательных технологий и средств оценивания результатов……..

5. Дистанционные технологий реализации международной образовательной программы подготовки магистров

6. Разработка учебной литературы для подготовки магистров……

Заключение

 

 

 

Введение


Работа по созданию и  международной образовательной программы в форме магистерской программы ведется в течение 2011-2012 г.г. В конце 2012 года разработка вступила в фазу реализации.  Методические материалы и организационные формы, разработанные в рамках мероприятия, позволяют начать обучение студентов.

 

В процессе работ по мероприятию  № 2.9.1.6 в 2012 году были выполнены необходимый анализ и разработаны требования, касающиеся учебных планов и отчетности студентов, реализующих часть своей магистерской программы в зарубежном университете.

В течение 2012 года состоялись взаимные визиты руководителей  разделов  международной магистерской программы проф.  Х. Шварца (БТУ, Коттбус, Германия) в СПбГПУ, проф. Титкова В.В.(СПбГПУ) в БТУ, Коттбус и ЛУТ  г.Лаппенранта, Финляндия,  решены организационные вопросы по обеспечению и реализации интенсивного учебного курса «Диагностика высоковольтного электрооборудования» в Техническом университете Кошице, Словакия, Состоялся визит координатора международных образовательных программ ЛУТ (Финляндия) Ю.Ваутерин-Пирхонен в СПбГБУ.  

 

В октябре 2012 года в рамках реализации международной магистерской программы в Технический университет г. Коттбуса (Германия) выехали для обучения два студента  пятого курса электромеханического факультета, для которых предусмотрена двух семестровое обучение в университете-партнере, а также прохождение летом 2013 года интенсивного курса по диагностике высоковольтного электрооборудования в техническом университет г. Кошице в Словакии.

 

Наряду с началом регулярного образовательного процесса в рамках международной магистерской программы в  Техническом университете Коттбуса проходят месячную стажировку  два студента четвертого курса электромеханического факультет в качестве подготовительно-ознакомительного мероприятия, направленного на успешную реализацию международной магистерской программы.

 

В декабре месяце предусмотрен интерактивный семинар, проводимый техническим университетом Лаппенранты Финляндия и СПбГПУ,в котором примут участие аспиранты ЛУТ, СПбГПУ, студенты Электромеханического факультета. Наряду с научными и образовательными вопросами на семинаре планируются обсудить и организационные условия реализации обучения в рамках международной образовательной программы.

 

В СПб ГПУ в рамках международной образовательной программы  в соответствии с задачами мероприятия № 2.9.1.начаты работы по формированию методических интерактивных методических пособий, включая видеокурсы.

В текущем семестре данные интерактивные учебные пособия в пробном режиме начали применяться.

 

Кратко описанные здесь  результаты достигнуты путем выполнения пунктов технического задания, краткое описание работ по которым приводится в следующих разделах.

 

 

1   Образовательный этап международной магистерской программы, реализуемый в Бранденбургском техническом университете (BTU)

 

Образовательный этап международной магистерской программы «Высоковольтная электротехника в системах электроснабжения» осуществляется в первом и втором семестрах магистратуры. Основным языком обучения является английский, не исключается использование русского языка.

 

Дисциплины базовой подготовки 1, 2 семестры

 

СПбГПУ

Ед.Z

BTU

Кр.П

Дисциплины базовой подготовки

Общеобразовательный цикл

Компьютерные, сетевые и информационные технологии в электроэнергетике

  3

Signal Processing and Optimization Methods in Data Mining

 

6

 

 

Power System Economics 1

 

6

 

 

Power System Economics 2

 

6

 

 

 

 

Дисциплины по выбору

Анализ финансовой деятельности / Кадровый менеджмент

1.5

 

 

 

 

 

 

                                         Профессиональный цикл

Новые виды источников энергии и электропередач

2

Renewable Energy Technologies for Electrical Power Supply

 

6

Поля и переходные процессы в электрофизических установках

 3

EMC in Power Installations

 

6

Энергетическое оборудование ВН и его надежность

5.5

Power System Operation

 

12

Вариативный компонент

Технология, профилактика и диагностика изоляции ВН

 2.5

High Voltage Engineering and Insulating Materials

 

6

Проектирование источников питания

1

High Voltage Measuring and Testing Technique

 

6

Техника эксперимента

3

EMC in Power Installations

 

6

Механический расчет ЛЭП

3

 

 

Молниезащита

3

 

 

Электроимпульсные технологии

4

 

 

Дисциплины по выбору

Ускорители заряженных частиц / Физика и техника лазеров

1.5

 

 

Сверхвысокие напряжения/ Диагностика маслонаполненного оборудования высокого напряжения

2

 

 

Практика и НИР

17

 

 

Экзамены

8

 

 

Всего

60

 

60

 

Наиболее актуальными в представленном сопоставлении учебных планов являются дисциплины связанные с  проблемами электромагнитной совместимости, высоковольтными измерениями и испытаниями, высоковольтными изоляционными материалами. BTU располагает современной высоковольтной лабораторией, оборудование которой позволяет выполнять профессиональные испытательные циклы работ при разработке высоковольтных изоляционных конструкций различного назначения.  В частности BTU располагает климатической камерой для испытания высоковольтных изоляционных систем и выполняет соответствующие работы по заказу крупнейших электротехнических компаний, например, Сименс. В лаборатории имеется генератор импульсных напряжений на 1500 киловольт. В лаборатории имеется современная пртборная база для впорлнения измерений  Испытательные установки  высоковольтной лаборатории BTU  обеспечивают самый современный уровень обучения в области высоковольтных измерений и испытаний, электромагнитной совместимости.

 

BTU располагает современным библиотечно-медийным центром, обеспечивающим студентов возможностью использоваьб всевозможные информационные источники, начиная от традиционных книг и учебников и кончая всевозможными интернет-ресурсами и информацией на небумажных носителях.

 

BTU  располагает активным и современным преподавательским корпусом, обеспечивающим высокое качество образования   в области высоковольтной электроэнергетики.

 

Высоковольтная лаборатория BTU

Рис. 1 Высоковольтная лаборатория BTU (на дальнем плане климатическая камера)

 

Высоковольтная лаборатория BTU, генератор импульсных напряженийй на 1.5 миллиона вольт

Рис.2 Высоковольтная лаборатория BTU, генератор импульсных напряженийй на 1.5 миллиона вольт

 

Высоковольтная  лаборатория BTU, Электронный осциллограф

Рис.3 Высоковольтная  лаборатория BTU, Электронный осциллограф

 

 

 

 

В библиотечно-медийном центре BTU

Рис.4 В библиотечно-медийном центре BTU

 

 

 

2. Образовательный этап Технического университета ТУК Кошице, Словакия


Образовательный этап международной магистерской программы «Высоковольтная электротехника в системах энергоснабжения» осуществляется в TUK во втором семестре магистратуры. Основным языком обучения является английский, не исключается использование русского языка.

 

Дисциплины базовой подготовки 1, 2 семестры

 

СПбГПУ

Ед.Z

TUK

Кр.П

Дисциплины базовой подготовки

Профессиональный цикл

«Научно-ознакомительная практика»

12

Научно-исследовательская  практика

 

12

Вариативный компонент

Диагностика  оборудования высокого напряжения

6

Профилактика и диагностики изоляции высокого напряжения

6

Всего

18

 

18

 

Адаптация образовательных программ TUK для целей международной магистерской программы выполняется на основе рекомендаций, разрабатываемых в рамках работы  по  отчетному мероприятию  № 2.9.1.6

 

Анализ содержания  рабочих программ дисциплин TUK показал, что  их содержание соответствует компетенциям, формируемым по ФГОС.   :

 

А) Дисциплина «Диагностика  оборудования высокого напряжения» является одной из важнейших в процессе формирования компетенций инженера высоковольтника. Лаборатория Техники высоких напряжений TUK располагает 18 установками высокого напряжения, оборудованными современными измерительными приборами. Преподаватели кафедры «Электроэнергетика» TUK обладают достаточным опытом и квалификацией для преподавания дисциплины благодаря в частности взаимодействию с ведущими производителями высоковольтного электроэнергетического оборудования (ABB, Pirelli и т.д.).

Наиболее  полезными элементами лабораторного практикума TUK являются:

 

  1. Измерение тангенса угла диэлектрических потерь и диэлектрической проницаемости твердых диэлектриков в зависимости от напряжения при различных температурах (образцы изоляции электрических машин, трансформаторная бумага, конденсаторная бумага).
  2. Измерение тангенса угла диэлектрических потерь и диэлектрической проницаемости жидких диэлектриков в зависимости от напряжения при различных температурах (трансформаторное масло, растительное масло).
  3. Измерение электрической прочности масляной и бумажно-масляной изоляции.
  4. Контроль состояния изоляции по возвратному напряжению и по кривой саморазряда. Моделирование процессов на компьютере.
  5. Измерение тока заряда и тока разряда неоднородной изоляции при постоянном напряжении. IRC – анализ.
  6. Измерение частичных разрядов в изоляции электроустановок.
  7. Акустическая регистрация частичных разрядов в баке трансформатора
  8. Диагностика ограничителей перенапряжения по току утечки.

 

Высоковольтная лаборатория TUK. Установка по исследованию  и применению коронного разряда

Рис.5  Высоковольтная лаборатория TUK. Установка по исследованию  и применению коронного разряда.

 

Высоковольтная лаборатория TUK Приборный комплекс для ис-следования свойств изоляции

Рис.6  Высоковольтная лаборатория TUK Приборный комплекс для исследования свойств изоляции

 

Высоковольтная лаборатория TUK.

Рис.7 Высоковольтная лаборатория TUK. Подготовка испытаний кабельных муфт компании «Пирелли»

 

Б) В дисциплине «Научно-ознакомительная практика» реализуется в TUK  в рамках многодневной поездки по энергетическим объектам Словакии.

Примерный график научно-ознакомительной практики

 

1-й   день: Гидроэлектростанция Тренчин

2-ой день Гидроэлектростанция Габчиково

3-й день  VUKI Научно-исследовательский институт кабельной промышленности

5-й день  Ясловские  Богуницы, Атомная электростанция, Институт Атомной энергетики

6-й день     Тепловая электростанция, Новаки,

7-й день Высоковольтная подстанция  Кризованы : 110, 220, 400 кВ, диагностика и ремонт трансформаторов, диагностика трансформаторного масла

Обработка результатов, работа с литературой ,подготовка отчетов – Технический университет Кошице, лаборатория техники высоких напряжений -  2 недели.

Наибольший интерес для магистерской программы высоковольтная электротехника в системах энергоснабжения представляют такие объекты как Научно-исследовательский институт кабельной промышленности, высоковольтная подстанция и диагностические лаборатории Кризованы.  Поэтому можно рекомендовать для пребывания  на этих объектах более длительные отрезки времени -  по 2-3 дня на каждом.

При составлении отчета следует рекомендовать студентам провести сравнение лабораторных методов диагностики, изученных ими в рамках изучения дисциплины «Диагностика  оборудования высокого напряжения» и в промышленной лаборатории Кризованы

 

Атомная электростанция Ясловские  Богуницы Словакия

Рис.8  Атомная электростанция Ясловские  Богуницы Словакия

 


 

3    Разработка методических материалов (рекомендаций) по организации самостоятельной работы студентов на площадках зарубежных вузов-партнеров и иностранных студентов, обучающихся по программе в СПбГПУ


Особенностями пребывания студента в зарубежном  ВУЗе в процессе реализации международной магистерской программы является длительное пребывание в ВУЗе с отличной от базового университета практикой проведения занятий, использование иностранного языка в качестве рабочего, с иными требованиями, предъявляемыми в процессе текущих и финальных аттестаций. Наконец, иные бытовые условия и культурные традиции также изменяют привычное течение учебного процесса. В этих условиях особую роль начинает играть самостоятельная работа студента. На начальном этапе обучения в зарубежном ВУЗе самостоятельная работа студента становится  компенсирующим механизмом, помогающим преодолеть упомянутые выше проблемы. Поэтому целесообразна разработка методических материалов и рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов в условиях зарубежного Вуза.

При реализации программ практик и при проведении самостоятельной работы в рамках регулярного учебного процесса особое значение приобретает наличие языковых компетенций. В отличие от регулярного учебного процесса, который обычно ведется на английском языке, при проведении практических занятий на оборудовании, компьютерах системах связи и при вербальных коммуникациях зачастую требуется использовать язык страны пребывания. Коммуникативная функция с использованием английского языка вырабатывается естественным порядком в течение семестра.  Для получения элементарных навыков  применения языка страны целесообразно  рекомендовать факультативные языковые  занятия. В частности студенты, начавшие обучение в BTU в октябре 2012 года наряду с нормальной учебной нагрузкой посещают курсы начального немецкого языка.

Значительная доля самостоятельной работы студента приходится на работу с информационными материалами – библиотеки, электронные библиотеки, информационные сайты интернета и т.д. Современные зарубежные университеты характеризуются развитой системой информационного обеспечения. Поэтому одним из основных требований, предъявляемых  к студенту, является знание современных информационных систем, уменье использовать поисковые системы  библиотек, электронные каталоги, ресурсы интернет для поиска обработки и систематизации учебной и  иной технической информации, используемой им при подготовке к экзаменам, отчетов по лабораторным работам и практикам.

 

Научно-исследовательская работа студента, выполняемая под руководством преподавателя содержит в себе весьма значительную часть самостоятельной работы студента. Поэтому отмеченные выше рекомендации также можно распространить и на этот вид учебной работы.

 

Вместе с тем к содержанию и организации научно-исследовательской работы в условиях международной магистерской программы должны быть предъявлены и специфические требования. В рамках работ по мероприятию № 2.9.1.6 были  такие требования были  разработаны и представлены в в виде типовой программы дисциплины «Научно-исследовательская практика.» . Типовая программа научно-исследовательской практики с единых позиций рассматривает многообразие тематик НИР связанных с высоковольтной электроэнергетикой. При этом особое внимание обращается на тщательную подготовку отчетных материалов, что  формирует  у будущих специалистов-высоковольтников высокую ответственность за  точность и  объективность результатов испытаний и исследований. Типовой отчет по научно-исследовательской практике включает в себя  как обязательные элементы; теоретические положения; методики экспериментальных или расчетных исследований; описание экспериментального испытательного оборудования или программных средств, подробное описание объекта исследования и обсуждение результатов.  Кроме того разработана инструкция по составлению отчета по научно-исследовательской практике.

 

 

4. Разработка методических рекомендаций по применению образовательных технологий и средств оценивания результатов


Широкое развитие  распространение международных образовательных программ, возрастание академической мобильности студентов различных университетов, возрастание мобильности преподавателей и дисциплин делает необходимым более интенсивное внедрение современных образовательных технологий. Среди современных технологий образовательного процесса  в случае магистерской программы реализуемой при участии нескольких зарубежных ВУЗов особую роль начинают играть дистанционные технологии, позволяющие проводить как фронтальные лекции  зарубежных преподавателей с помощью мультимедийных интернет технологий, так и создавать УМК для дистанционного выполнения самостоятельных расчетов и исследований в рамках учебных дисциплин образовательной программы.

 

5. Дистанционные технологий реализации международной образовательной программы подготовки магистров


Говоря «дистанционных технологии обучения» надо чётко различать два направления: собственно дистанционное обучение и поддержку очного/очно-заочного обучения.

Дистанционное обучение выделяется в самостоятельную форму обучения, отличающуюся ориентацией в первую очередь на взаимодействие между обучающимися с целью решения обучающих проблем. В тоже время поддержка очного/очно-заочного обучения не является самостоятельной формой обучения, а играет подчинённую роль, повышая качество основной формы обучения.

 

Однако в любом случае можно выделить следующие методические единицы:

  1. Лекции и консультации.
  2. Практические занятия и семинары.
  3. Лабораторные занятия
  4. Курсовые работы и проекты.
  5. Контрольные занятия.

Основной проблемой всех дистанционных технологий являются лабораторные занятия, которые по очевидным причинам нельзя провести дистанционно, но которые критически важны для всех технических специальностей.

 

 

Пример использования дистанционного обучения в качестве поддержки очного обученияЧастичным решением этой серьёзной проблемы могли бы быть виртуальные лаборатории, но для направления подготовки «Электроэнергетика и электротехника» такие  в настоящее время  отсутствуют.

Лекции и консультации дистанционно можно проводить в двух основных формах: в виде вебинаров и электронных курсов.

Лекции и консультации в виде вебинаров фактически являются переносом традиционной системы обучения в интернет со всеми вытекающими проблемами и недостатками.

Хорошие электронные курсы создаются гораздо дольше, дороже и сложнее как вебинаров, так и традиционных бумажных пособий, но дают значительно более качественный результат и значительно легче поддерживаются, что особенно важно для магистерских программ обучения, которые должны постоянно обновляться.

 

Практические занятия и семинары существуют в виде обсуждений в чатах (наиболее характерно для практических занятий), форумах или вебинаров.

Форумы и чаты требуют специальной подготовки как от преподавателей, так и от обучающихся. Например, вести обсуждение темы связанной с математическими формулами нельзя без знания основ TeX, т. к. это общепринятый (да и в общем-то единственный используемый) язык компьютерной записи математических формул.

 

На практических занятиях и семинарах вебинары лучше всего подходят для подготовки к выступлениям и ведения преподавательской деятельности.

Особенностью ведения курсовых работ и проектов является их продолжительность. Тут на первое место выходит необходимость контроля деятельности обучающихся.

Для этого наиболее рационально использовать распределённые системы контроля версий в комплексе со следующими форматами представления материала: для текстовых материалов – TeX, графических материалов – SVG, чертежей – DXF.

 

 

. Код LaTeX (слева) и готовый вывод (справа) при использовании программы TeXmakerКонтрольные занятия могут проходить в форме теста и вебинаров. Использование чатов и форумов не рекомендуется по причине повышенной вероятности мошенничества. Использование только одних тестов тоже не даёт хороших результатов, т. к. не все задания, особенно творческие, формализуются. Поэтому контрольные занятия следует разбить на несколько этапов, включающих интервьюирование в режиме вебинара.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что для полноценного дистанционного обучения и для  поддержки очного/очно-заочного обучения требуются системы обеспечивающие создание и проведения электронных курсов, форумов, чатов, тестов, вебинаров, а так же  распределённые системы контроля версий.  Причём общая система должна быть доступна постоянно на протяжении всего периода обучения.

Отсюда следует вывод о необходимости клиент-серверной архитектуры системы.

 

Удобнее выбор начинать с программного обеспечения. Сразу заметим, что большинство программного обеспечения рассчитано на работу во всём мире и поэтому не учитывает некоторых особенностей отдельных университетов. Поэтому всё программного обеспечение необходимо воспринимать не как законченный комплекс продуктов (такой невозможно создать), а как платформу для создания индивидуальной для каждого учебного заведения системы дистанционного обучения.

 

Для создания и проведения электронных курсов, форумов, чатов и тестов, а так же других задач связанных с обучением используют системы управления учебной деятельностью (LMS).

Наиболее функциональными и удобными являются свободные системы Moodle и Sakai.  В мире популярность этих LMS примерно одинакова, но в России значительно более популярна Moodle. Кроме того, в СПбГПУ уже эксплуатирует такая система в ИМОП (htttp://moodle.spbstu.ru/). Так же опыт подготовки и проведения тестов имеется и на кафедре «Э, ТВН» ЭлМФ.

Кроме того, Sakai написана на серверном варианте Java, для которой сложнее найти специалистов, в отличии от Moodle, которая написана на PHP.

Поэтому логичнее предпочесть Moodle.

 

 

 

LMS Sakai, установленная на серверах СПбГУ

 

Главная страница LMS Moodle, установленной на серверах СПбГПУ.

 

Для осуществления вебинаров наиболее подходящим является свободное ПО OpenMeetings и BigBlueButton. В отличии от другого ПО эти программы не требуют установки на компьютер обучающегося никакого дополнительного ПО, кроме браузера с поддержкой Flash. Имея интеграцию с Moodle, оба претендента могут быть использованы. Более подробное сравнение содержится в тексте основного отчёта.

 

Демонстрация проведения лекции в BigBlueButton без использования видео-связи

 

 

В качестве распределённой системы контроля версий рекомендуется использовать git.

Дистрибутивы TeX существуют под большинство ОС, равно как и программы для работы с файлами формата SVG и DXF.

Демонстрация проведения вебинара в BigBlueButton с использованием видеосвязи между несколькими участниками.

Если в ходе обучения требуется использовать специальное ПО, то существует два варианта:

  1. Использовать подключение через специальный канал к компьютеру университета в режиме терминального доступа. Например, VNC через VPN-тунель. Вариант сложен в реализации, но наиболее универсален.
  2. Использовать только свободное ПО.

Использование распределённых систем контроля версий фактически не накладывает особых ограничений на аппаратную часть сервера. Основное требование: объём дискового пространства должен выделяться из расчёта 1 Гб на одного студента.

 

LMS имеют более существенные рекомендуемые системные требования к серверу:

  • Место на диске: 1 Гб +  место для хранения учебных материалов.
  • Оперативная память: 1 Гб + 1 Гб на каждых 50 одновременно работающих в системе пользователей.
  • LAMP, т. е. набор GNU/Linux + Apache + MySQL + PHP.

Наибольшие рекомендуемые требования к серверу у ПО для вебинаров:

  • Процессор типа Xeon или Opteron (имеется опыт запуска на Core2Duo).

 

6.           Разработка учебной литературы для подготовки магистров


Возрастание роли образовательных технологий в условиях реализации международной магистерской программы  предъявляет новые требования к учебно-методическому обеспечению. Наряду с  традиционными бумажными пособиями для более успешного освоения высокотехнологичных дисциплин, связанных с  профессиональной компьютерной графикой, разработкой чертежно-конструкторской документацией, выполнением расчетов с помощью FEM программных комплексов, как показывает практика, весьма эффетивными обучающими средствами являются видео уроки по применению сложных программных продуктов.  Созданию таких учебных пособий были посвящены ряд этапов аннотируемого в данном отчете мероприятия.

 

Среди учебных дисциплин магистерской программы «Высоковольтная электротехника в системах энергоснабжения» большую роль играют дисциплины, связанные с применением компьютерных технологий в электроэнергетике. Высокая сложность применяемых компьютерных программ часто создает определенные трудности при освоении дисциплины. С цель преодоления указанных проблем в рамках мероприятия разработаны учебно-методические издания, видеоверсии «Курсов компьютерная графика», «Компьютерные, сетевые и информационные технологии в электроэнергетике» . Учебные пособия размещаются на DVD дисках и подробно описывают с помощью записанного в видео формате экрана компьютера и речевых комментариев преподавателя процесс работы с различными программными продуктами. В частности подготовлены видео курсы по применению программы Comsol MultiPhysics в электроэнерге-тических расчетах, по применению программ профессиональной компьютер-ной графики Autocad  и Компас при разработке чертежей и конструкторской документации электроэнергетических объектов и оборудования.  Наряду с видеокурсами практических занятий планируется  краткие интенсивные теоретические введения, также реализуемые, как видеопрезентации с использованием иностранного языка. На данном этапе язык слайдов – английский, язык лектора – русский. В перспективе предполагается подготовить видеокурсы практики и теоретических занятий целиком на английском языке.

 

Титульный лист видеолекций по расчету физических полей в электроэнергетике

Рис.15 Титульный лист видеолекций по расчету физических полей в электроэнергетике

 

Страница видеолекции по расчету параметров  высоковольтного оборудования

Рис. 16 Страница видеолекции по расчету параметров  высоковольтного оборудования

 

 

Заключение


По итогам работы в рамках мероприятия № 2.9.1.6

 

 Разработка и адаптация компонент образовательных программ подготовки магистров в области электроэнергетики в европейских университетах


можно констатировать фактический старт международной магистерской программы – двое студентов Электромеханического факультета приступили к занятиям в BTU (Германия), запланирована их летняя поездка в TUK (Словакия). Кроме того в BTU направлены на  месячную стажировку для предварительного ознакомления два студента 4 курса Электромеханического факультета.

 

Наряду с решением организационных вопросов сделано дальнейшее продвижение учебно-методического обеспечения международной магистерской программы, связанное с  формированием образовательных траекторий.

Разработаны методические рекомендации для студентов,  выполняющих научную и самостоятельную работу на площадках зарубежных вузов.

 

Проведен анализ современных образовательных технологий, включая дистанционные, и выбраны  наиболее подходящие для реализации образовательного процесса в рамках международной магистерской программы.

Подготовлены учебные пособия, как в традиционном (книжном) варианте, так и в виде видеолекций и упражнений, связанных в основном с применением высокотехнологичного программного обеспечения в инженерных задачах электроэнергетики.