Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

ОТЧЕТ

по мероприятию № 2.9.1.4

Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров

«Управление в электроэнергетике» по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника»

в рамках реализации Программы развития национального исследовательского университета

Вид отчета: аннотационный

 

Ответственный исполнитель:________________ В.В. Титков


г. Санкт-Петербург

2012 г.

 

Содержание

1.    Цели мероприятия

2. Задачи мероприятия    

2.1.   Актуальность ООП

2.1.1. Актуальность разработки программы по подготовке магистров специализирующихся на управлении  

2.2.   Структурные особенности ООП

2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

2.2.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

3.        Описание работ по мероприятию

3.1 Особенности разработанной ООП

3.1.1 Внедрение новых технологий образования и оценки

3.1.2 Особенности организации учебного процесса

3.1.3 Виды и формы оценки формирующихся компетенций

3.1.4 Организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов

3.2 Информация о взаимодействии со стратегическими партнёрами в ходе разработки и общественно-профессионального признания программ

3.3 Разработка методических рекомендаций по обеспечению и повышению качества обучения 

3.4. Требования к выпускной квалификационной работе магистра по основной образовательной программе «Управление в энергосистемах»

4. Результаты разработки ООП

4.1   Перечень новых учебных дисциплин

4.2   Перечень разработанных учебных пособий

4.3   Опыт разработки ООП

4.4   Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

5. Использование в учебном процессе

5.1. Дата внедрения ООП, условия внедрения

5.2. Условия и перспективы по расширению контингента обучаемых ООП

6. Соответствие разработанного ООП образовательному стандарту ФГБОУ ВПО «СПБГПУ» по направлению подготовки магистров 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»

 

 

1.  Цели мероприятия

 

Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы с учетом требований рынка труда на основе Собственного образовательного стандарта  СПбГПУ (СОС) подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника. Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

Полное наименование проекта: Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров «Управление в электроэнергетике» по направлению140400 «Электроэнергетика и электротехника».

Целью магистерской программы является развитие у магистрантов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями СОС ФГБОУ ВПО СПбГПУ по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника», формирование профессиональных компетенций, необходимых для эксплуатации сложного электроэнергетического оборудования энергосистем России, управления проектами по созданию и реорганизации энергосистем, управления коллективами специалистов различного уровня, эксплуатирующими оборудование энергосистем.

 

2. Задачи мероприятия

 

Для достижения указанной цели определены следующие основные задачи мероприятия:

-          опережающая подготовка конкурентоспособных кадров для электроэнергетического комплекса, в том числе ОАО «ФСК ЕС», ОАО «МРСК Холдинг», Системные операторы ЕС и др.;

-          повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки магистров международного уровня.

 

2.1.    Актуальность ООП

2.1.1.      Актуальность разработки программы по подготовке магистров специализирующихся на управлении.

 

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

 

Обучение и воспитание инженерных кадров способных выполнять поставленные задачи в условиях внедрения инновационных средств и методов управления р рамках электроэнергетического предприятия является основной задачей Университета. Разработанный собственный образовательный стандарт СПбГПУ по направлению 140400 « Электроэнергетика и электротехника»  призван улучшить подготовку выпускников в соответствии с современными требованиями.

 

В настоящее  время инженерные кадры электроэнергетических предприятий подготовлены по программам направленным на изучение электрофизических процессов в оборудовании, работы электроэнергетического оборудования в составе энергосистем, расчета и конструирования электроэнергетического оборудования.

 

Как показывает опыт трудоустройства выпускников ЭлМФ нашего университета, основными направлениями их деятельности являются – разработка и эксплуатация электроэнергетического оборудования, включая научные исследования и управление электроэнергетическими сетями, системами и предприятиями. Эти виды деятельности существенно отличаются как по требуемым компетенциям так и психофизическим свойствам специалистов, соответственно и их подготовка должна быть различной. Поэтому подготовку специалистов способных осуществлять техническое управление в рамках электроэнергетических предприятий необходимо проводить по специализированной программе с учетом требований, предъявляемых к специалистам в области управления.

 

2.2.    Структурные особенности ООП


2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций


ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

 

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

и два раздела:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

 

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса


Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.

 

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:

- часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;

- учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

- группа родственных дисциплин;

- совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

 

В разработанной программе модульность реализована на нескольких уровнях.

Во всем учебном плане дисциплины разбиты на три модуля: общенаучный цикл, профессиональный цикл и цикл практик и научно-исследовательская работа магистра.

В рамках профессионального цикла выделено три модуля дисциплин по выбору.

 

На уровне учебной дисциплины модульность предусматривает прохождения части обучения  вузе-партнере. Это относится, прежде всего, к дисциплинам:

-         Инженерные системы зданий и сооружений;

-         Строительство уникальных зданий и сооружений;

-         Строительство особо опасных зданий и сооружений

-         Строительство технически сложных объектов кап.строительства;

-         Техника безопасности и охрана труда в строительстве

 

2.2.3.     Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

 

Компетентностная модель магистра электротехнического направления включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и обще-профессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.

 

  Формирование профессиональной компетентности магистров представляет собой поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Профессиональная компетентность развивается по мере приобретения магистрами тех или иных компетенций. Требуется создание таких условий в системе высшего профессионального образования, которые способствовали бы развитию основных профессиональных компетенций.

 

  Для контроля качества достижение и овладение данной компетенции студентом в процессе изучения представленных выше дисциплин необходимо проводить текущую аттестацию усвоения знаний:

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме при выполнении срезовых заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается проведение тренингов, ролевых игр, взаимооценки, рейтинг-контроля, позволяющих отслеживать динамику продвижения студента при изучении дисциплин (здесь можно напомнить, что полученные знания будут востребованы для управления и эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях ряда энергетических компаний Северо-Западного региона).

 

Отработка пропущенных занятий: все задолженности по выполнению учебной программы дисциплины должны быть отработаны студентом до консультации, перед экзаменом:

 - пропуски занятий по уважительной причине предполагают выполнение студентом всех практических заданий, обсуждаемых на семинаре, и написание контрольной работы;

- при пропуске занятий без уважительной причины студент выполняет все практические задания, обсуждаемые на пропущенных семинарах, пишет контрольную работу и составляет тестовую работу по каждой пропущенной теме, которая включает не менее 10 вопросов;

- если студент пропустил более 50% аудиторных занятий, то он может быть допущен к экзамену только в случае наличия у него всех практических заданий, обсуждаемых на пропущенных семинарах, выполнения контрольной работы и разработки теста по каждой пропущенной теме, который включает не менее 10 вопросов, и положительного балла по итогам тестовой работы, содержащей вопросы по пропущенным темам.

По одной интересующей студента теме может быть выполнен творческий проект (презентация, коллаж, статья, методическая разработка, исследование и др.), проект также может носить практико-ориентированный характер (проведение коллективного творческого дела в студенческой группе, проведение акций, оформление стенда и т.п.). Тематика проектов согласуется с преподавателем, который консультирует студента по ходу его работы.

 

Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

 

3.    Описание работ по мероприятию

3.1.    Особенности разработанной ООП


С учетом поставленных целей для успешной подготовки выпускников, специализирующихся на управлении в электроэнергетики необходимо на базе фундаментальной технической подготовки развить в обучающихся навыки управления не только технологическими процессами, но и коллективами исполнителей. Поэтому разрабатываемая программа должна включать в себя кроме предметов развивающих компетенции в технической области также предметы углубленно развивающие компетенции в области управления проектами и психологии управления в коллективах реализующих технические или конструкторские проекты.

 

3.1.1. Внедрение новых технологий образования и оценки

 

Современные требования к технологиям и методикам обучения выпускника вуза претерпели значительные изменения даже по сравнению с недавним прошлым – 90-ми гг. прошлого века. Приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику способностей выпускника к адаптации в профессиональном сообществе. В наши дни при оценке качества учебных достижений выпускников системы профессионального образования на первый план выходит не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их в ситуациях, близких к будущей профессиональной деятельности.

 

  На фоне этих изменений возникло новое определение качества образования, в рамках которого оно трактуется как комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное формирование компетентности, профессионального сознания, организационной культуры, способности к самообразованию. В целом совокупность таких характеристик на уровне целеполагания должна отражать способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, высокой эффективности в сочетании с социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности

 

  За рубежом принято выделять три основных подхода к определению и введению в практику образования компетентностной трактовки качества результатов обучения. Эти подходы появились независимо друг от друга сначала в США, затем в Великобритании и в последнюю очередь во Франции и Германии.

Особенностью формирования ФГОС по направлению электроэнергетика является снижение доли физико-математического блока дисциплин и ориентированию основных дисциплин электроэнергетического профиля в основном на теорию и проектирование. Поэтому необходимо увеличивать долю лабораторий в образовательном процессе. Соприкосновение студента с современной техникой должно быть регулярным на протяжении всего образовательного периода.

  Учебные лаборатории должны быть насыщенны современным оборудованием для измерений и испытаний, стендами для моделирования процессами управления и регулирования.

 

Наряду с этим целесообразно создание вузовских учебно-тренажерных центров с использование реального электроэнергетического оборудования, включая полномасштабные макеты различных элементов электроэнергетического комплекса, например подстанций. Данные центры могут использоваться как образовательные площадки для подготовки специалистов электроэнергетики всех звеньев. Реализация таких затратных проектов требует непосредственного участия крупнейшей электроэнергетической компании СЗ ФСК ЕС.

 

  В рамках СОС магистратуры следует усилить составляющие образовательного процесса, связанные с формированием компетенций, относящихся к производственной области. Ресурс зачетных единиц следует распределить таким образом, чтобы существенно ограничить затраты на формирования компетенций, которые не будут востребованы в производственной сфере, но присутствующие в ФГОС.

 

  В существующем ФГОС прописаны виды деятельности, которые не всегда являются реализуемыми при работе выпускника вуза. Представляется перспективным на этапе подготовки магистров разделить виды профессиональной деятельности по профилям востребованным на предприятиях отрасли с акцентированием на наиболее востребованных.

 

Некоторые общекультурные компетенции в ГОС-3 являются желательными, но могут развиваться естественным образом по мере развития общества и повышения общекультурного состояния в обществе, а их подготовка в техническом ВУЗе может носить факультативный характер или осваиваться в свободное время в соответствии с наклонностями каждого индивидуума. Трудно и неплодотворно навязывание культурных ценностей неподготовленному студенту. Но, несомненно, каждому необходимо предоставить возможность индивидуального развития не только и не столько силами ВУЗа, но и развитием и поддержанием учреждений культуры в общегосударственном масштабе.

 

  Поле профессиональных компетенций магистра должно быть достаточно широким, но особое внимание следует уделять развитию компетенций востребованных в настоящее время на конкретных предприятиях, потребителях выпускников. Определение конкретных профессиональных компетенций для приоритетного развития представляет собой сложную задачу, решить которую можно только с привлечением работодателей. Причем, полученное решение будет временным, по мере развития производства, техники и технологий поле компетенций должно пересматриваться.

  При таком подходе к образованию виды деятельности, осваиваемые магистром должны дополнять, а не дублировать виды деятельности бакалавра. Бакалавр – это выпускник, полностью овладевший некоторыми видами деятельности и готовый к выполнению определенных функций на производственном предприятии. Магистр овладевает дополнительными видами деятельности и может выполнять более сложные обязанности.

 

3.1.2.   Особенности организации учебного процесса

 

В учебном процессе подготовки магистров используется оборудование, закупленное в рамках Программы развития. В рамках дальнейшего развития материально-технической базы, информационно-коммуникационной среды, объектов инфраструктуры кафедры произведено дооснащение дополнительным оборудованием общего назначения, прежде всего сетевым оборудованием беспроводной передачи данных и новыми аппаратными средствами - коммутаторами, маршрутизаторами, многофункциональными устройствами.

 

Особенностью организации учебного процесса является совместное активное участие преподавателей и студентов магистерской подготовки в профессиональных конференциях, семинарах по тематике ООП.

Дальнейшее  развитие должны получить традиционно проходящие на ЭлМФ СПбГПУ дни науки на которых студенты делятся своими достижениями в освоении передовых методов исследований. Основным направлением развития станет развитие деятельности студентов в период практик на предприятиях электроэнергетического сектора экономики.

 

В процессе разработки ООП важно иметь в виду взаимное соответствие трех их базовых элементов:

  а) целей программы и результатов обучения, выраженных в форме компетенций;

  б) дисциплин (форм учебной работы) и образовательных технологий (методов обучения);

  в) средств и способов оценки достижений студентов (контроля формирования компетенций).

 

  Реализация образовательной программы будет успешной, лишь если ее структура позволяет четко ответить на вопросы: какие именно компетенции формируют те или иные разделы и пункты учебного плана; какие именно методы обучения позволяют выработать те или иные компетенции; как именно (с помощью каких оценочных средств) проверяется формирование компетенций.

 

Наглядно представить себе соотношение результатов обучения (компетенций), средств их формирования и проверки помогают Таблицы соответствия (карты связи) компетенций, образовательных технологий, форм обучения и оценочных средств (представлены в материалах, относящихся ко 1 этапу разрабатываемой программы).

 

Оптимальным путем формирования образовательных технологий и систем оценки качества подготовки студентов при реализации ФГОС–3 является сочетание традиционных подходов и средств, выработанных в истории отечественной высшей школы, в том числе при реализации ГОС ВПО 1-го и 2-го поколений, и инновационных подходов, опирающихся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. При этом постепенно традиционные средства обучения и контроля следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для широкого применения в российской вузовской практике.

 

Обучение по разработанной магистерской программе предполагает активное использование современных образовательных технологий, помогающих эффективно воплощать новые методы в учебный процесс.

  Собственно учебные материалы – лекции, методические указания к лабораториям, учебные задания, контрольные, учебники, конспекты, конечно же, представляют собой уникальный материал, отражающий индивидуальные особенности преподавателя и его методику обучения, даже если она является хорошо известной. Здесь современные образовательные технологии могут только помочь эффективнее воплотить оригинальные методы. Однако учебный процесс – это еще и комплекс организационных мер, обеспечивающих доступ студенту к учебным материалам и учебному оборудованию, преподавателю – к техническим средствам подготовки учебных материалов и средствам контроля обучения. Поэтому необходима разработка рекомендаций по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций, помогающих преподавателю и студенту повысить качество обучения и изучения материала.

 

  Неотъемлемой частью основной образовательной программы (ООП) является описание средств, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала. Проектирование комплексных оценочных средств контроля качества подготовки магистра является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В разрабатываемом комплексе оценочных средств, в соответствии ФГОС ВПО, будем основываться на двух положениях:

1)    оценочные средства, разрабатываемой ООП, должны использоваться для проверки качества формируемых компетенций;

2)    оценочные средства должны стать частью образовательных технологий (прежде всего инновационных), т.е. стать еще и средством обучения.

 

  Традиционные методы контроля (зачет и экзамен), позволяющие оценивать знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных дисциплин, не всегда подходят для определения уровня компетенции студента.

 

  Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результате научных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементы новшества.

  В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

  1. инновации, как новые знания;
  2. внедрение инноваций в практическую деятельность;
  3. диффузия инноваций, т.е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов и технологий в новых местах и условиях.

 

Основная педагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебного процесса – это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.

 

  Наиболее эффективно управленческая функция срабатывает на этапах:

  1. Сбор информации;
  2. Планирование действий
  3. Принятие решения;
  4. Выполнение;
  5. Контроль;
  6. Оценка качества выполненной работы.

 

Исследование ради позитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях, выработка стратегии развития учебного заведения – составляющие технологии управления.

  Разрабатываемые рекомендации по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций позволяют:

  • управлять качеством образовательного процесса;
  • улучшать взаимосвязи с рынком труда;
  • повышать компетенции обучающихся;
  • обновлять содержание образования;

повысить гибкость программ обучения за счет модульного подхода.

 

3.1.3.      Виды и формы оценки формирующихся компетенций

 

Неотъемлемой частью основной образовательной программы (ООП) является описание средств, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала. Проектирование комплексных оценочных средств контроля качества подготовки магистра является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В разрабатываемом комплексе оценочных средств, в соответствии ФГОС ВПО, будем основываться на двух положениях:

оценочные средства, разрабатываемой ООП, должны использоваться для проверки качества формируемых компетенций;

оценочные средства должны стать частью образовательных технологий (прежде всего инновационных), т.е. стать еще и средством обучения.

  В соответствии ФГОС ВПО разрабатываемая система оценки компетенций должна учитывать не только получение студентами знаний, навыков и умений, но и способность максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность. 

 

  Традиционные методы контроля (зачет и экзамен), позволяющие оценивать знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных дисциплин, не всегда подходят для определения уровня компетенции студента. Формируемая система оценки качества подготовки магистров должна сочетать два подхода:

  • традиционный подход, выработанный в отечественной высшей школе,
  • инновационный подход, опирающийся на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт.

  При этом постепенно традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения в российской вузовской практике.

  Образовательные технологии (пути и способы выработки компетенций) и методы оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства) тесно связаны между собой. Формы контроля должны стать естественным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

 

Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной или их совокупностью, но и образовательной средой вуза в целом, профессиональным и культурным уровнем педагогического коллектива.

 

Рассмотрим предлагаемую систему оценки качества освоения ООП.

  Оценка качества освоения основных образовательных программ магистров должна включать:

  • текущий контроль успеваемости
  • промежуточную аттестацию
  • итоговую государственную аттестацию.

 

  Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются автором рабочей программы учебной дисциплины и доводятся до сведения обучающихся в начале ее изучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

 

  Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки. Традиционные формы текущего контроля (тесты, контрольные работы, опросы) дают оценку отдельных составляющих компетенции (знания, умения, навыки) , но не могут оценить ее целиком.

 

  Промежуточный контроль осуществляется в конце семестра и завершает изучение отдельной дисциплины. Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.

  Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом. Это своего рода «государственная приемка» выпускника при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Лишь она позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций. В ФГОС ВПО для промежуточного контроля определяются следующие традиционные формы:

  • зачет;
  • курсовая работа;
  • экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен).

  Эти формы понятны как для обучающихся, так и для преподавателей.

 

  Применяемые виды контроля могут быть различными:

  • устный опрос;
  • письменные работы;
  • контроль с помощью технических средств и информационных систем.

 

Для текущего контроля рекомендуется использование как традиционых форм, так и инновационных оценочных средств, позволяющих оценить сформированость компетенций магистра.

  Рекомедуемые традиционные формы текущего контроля:

  Собеседование – специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п

  Коллоквиум может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

 

Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.

 

  Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам циклов.

  Эссе – одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин циклов ГСЭ и, в некоторых случаях, профессионального цикла. Роль этой формы контроля особенно важна при формировании универсальных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных, социальных и экономических знаний, освоение базовых методов соответствующих наук.

  Реферат – форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, нерассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

 

3.1.4.      Организация практик и научно-исследовательской работы студентов

 

При подготовке магистров необходимо учитывать виды деятельности, к которым необходимо подготовить специалиста. Специалисты, занимающиеся управлением на предприятиях электроэнергетики должны в большей степени владеть компетенциями позволяющими планировать и управлять процессом получения экономических результатов технической деятельности предприятия. Для этого на базе технической подготовки необходимо освоить широкий спектр гуманитарных, экономических и психологических дисциплин. Это позволит подготовить управленца, имеющего глубокую техническую подготовку.

  Особое место в процессе подготовки специалистов занимает процесс адаптации выпускников к реальным условиям работы на конкретном предприятии. Наилучший способ адаптации – это постепенное знакомство с предприятием в течение всего обучения. С этой точки зрения особое значение приобретает научно-исследовательская практика и НИР.

  Такой подход позволит развить способность у магистров управленческого плана самостоятельно решать задачи при научных исследованиях и управлении коллективом после окончания магистратуры.

 

Программа практик

 

Цели и результаты

 

         Научно-исследовательская практика нацелена на формирование знаний, умений и навыков, необходимых студентам, проходящим магистерскую подготовку по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по инновационному профилю «Управление в энергосистемах» для получения специальной подготовки и работы в энергосистемах конкретного заказчика (ОАО «СО ЕЭС» Объединенное диспетчерское управление Северо-Запада, группа компаний «ТСН», ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр») с учетом специфики управления.

 

  Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых носит вклад освоение дисциплины(согласно СОС):

ОК-4и Способность  использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, оценивать качество результатов деятельности.

ОК-5и Способность к участию в инициативных инновационных проектах, способность к оценке рисков и принятию ответственных решений

ОК-8и Способностью  полноценно использовать информационные технологии, пополнять свой профессиональный информационный запас знаний.

ПК-1и Способностью и готовность использовать знания физико-технических дисциплин при практической работе на объектах электроэнергетики

ПК-7и Способность формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании для проектно-конструкторской деятельности в области электроснабжения, разработки оборудования и его элементов для электроэнергетического комплекса

ПК-13и        Способность к разработке планов, программ и методик проведения испытаний электротехнических и электроэнергетических устройств и систем при решении задач эксплуатационной и проектной деятельности

ПК-18и        способностью планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты  исследований при проведении диагностических мероприятий на объектах электроэнергетики.

ПК-22и        Способность к руководству монтажными работами, регулировкой, испытаниям  при проведении диагностических и технологических операций на электроэнергетическом и электротехническом оборудовании

 

 

 

Планируемые результаты освоения дисциплины

 

  Знания практических основ организации и управления испытаниями на высоком напряжении. Знания практических основ лабораторных и полевых измерений с использованием современной измерительной аппаратуры.

  Знание и владение методиками организации работы в научном коллективе, методами планирования исследований и экспериментов использованием высокого напряжения.

  Знание методик численных исследований сложных явлений с применением современного сложного программного обеспечения.

  Знание методик аналитического исследования рынка электроэнергии, способность проводить такие исследования в научном коллективе.

  Знание методик аналитического исследования рынка современной высоковольтной электротехники, уменье работать в коллективе по формированию предложений и осуществлению закупок электротехники для оборудования электрических станций и подстанций высокого напряжения.

  Знание методик подготовки документов и способность к их практическому применению.

  Практические навыки управления современным электроэнергетическим предприятием.

 

 Критерии оценивания и оценочные средства

 

  Основным оценочным средством является отчет о научно-исследовательской практике, подготавливаемый практикантом и утверждаемый руководителем на месте практики. Предпочтительный объем отчета 20-30 стр. текста, выполненного на страницах масштаба A4 кегль 14, межстрочный интервал 1,5.

 

  Структура отчета:

Введение. Цели практики.

Задачи и место проведение практики Описание технических, технико-экономических или научных проблем, характерных для организации, в которой происходит практика.

Персональное задание практиканта.

Описание технологических процессов связанных с выполнением задач практики.

Результаты и выводы.

 

Критерии оценивания

  По результатам защиты отчета по практике руководитель практики выпускающей кафедры выставляет следующие оценки участникам практики:

 

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – уверенные ответы на не менее 50% вопросов курса

ХОРОШО – уверенные ответы на не менее 70% вопросов курса

ОТЛИЧНО – уверенные ответы на не менее 90% вопросов курса

 

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

  12.1. Необходимы тщательно проработанные организационные мероприятия по взаимодействию руководителя практики выпускающей кафедры с руководителями практики на месте проведения

 

  12.2. Необходима налаженная система обмена информацией в процессе прохождения практики, доступ практикантов к интернету и сетевым ресурсам, связанным с тематикой практики.

 

Программа «Научно-исследовательская работа»

 

Цели и результаты изучения дисциплины

 

         Научно-исследовательская работа нацелена на формирование знаний, умений и навыков, необходимых студентам, проходящим магистерскую подготовку по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по инновационному профилю «Управление в энергосистемах» для получения знаний для управления и эксплуатации оборудования, используемого в высоковольтных электрических сетях ряда энергетических компаний Северо-Западного региона.

 

  Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых носит вклад освоение дисциплины

 

ОК-2и Способностью к самостоятельному обучению новым методам работы с оборудованием электроэнергетики, применению новых инструментальных средств контроля и анализа, адекватно реагировать на появление новых инновационных и прорывных технологий в области электроэнергетики, участвовать в их реализации

ОК-6и Способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения,  в том числе с помощью информационных технологий

ОК-7и способность оценивать  экологические и техногенные  и последствия своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении проектов в области электроэнергетики, включая инновационные

ОК-8и Способностью  полноценно использовать информационные технологии, пополнять свой профессиональный информационный запас знаний.

ПК-4и Способностью и готовность применять современные методы анализа, проводить технические испытания и (или) научно-технические эксперименты, оценивать и описывать и представлять результаты выполненной работы

ПК-5и Способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов электроэнергетики, организовывать безопасную эксплуатацию электроэнергетического оборудования, ставить и решать технические задачи по обеспечению надежности функционирования электроэнергетического комплекса.

ПК-6и Готовность использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии и системы при проведении практической работы на оборудовании электроэнергетики (измерения, испытания)

 

Место дисциплины в ООП

 

         Дисциплина «Научно-исследовательская работа» согласно федеральному ГОС направления подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» (степень: магистр) является дисциплиной учебного цикла М.3 Практика и (или) научно-исследовательская работа (НИР.Б.1).

         Изучение дисциплины «Научно-исследовательская работа» базируется на результатах освоения следующих дисциплин: "Математика", "Информатика", "Теоретические основы электротехники", «Компьютерные технологии», «Математические задачи энергетики», «Общая энергетика», «Электромагнитные переходные процессы в электроэнергетических системах», «Электромеханические переходные процессы в электроэнергетических системах», «Оптимизация электроэнергетических систем», «Дальние электропередачи сверхвысокого напряжения», «Электроэнергетические системы», «Электрические станции и подстанции», «Передача и распределение электрической энергии».

         Результаты изучения дисциплины «Научно-исследовательская работа» используются при выполнении магистерской диссертации.

 

Образовательные технологии

  В преподавании курса используются в основном нетрадиционные современные технологии - самостоятельное изучение и исследование проблемы студентами под руководством преподавателя, работа в команде и последующие деловые игры с обсуждением результатов исследования.

 

Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

        

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа студентов:

– исследовательская работа, участие в научных конференциях (в том числе студенческих), семинарах, олимпиадах;

– анализ научных публикаций по заданной теме;

– анализ статистических и фактических данных по заданной теме, выполнение расчётов, составление схем и моделей на основе собранных данных.

        

Методы контроля СРС - самоконтроль, обсуждение результатов работы на занятии. 

 

3.2.              Информация о взаимодействии со стратегическими партнёрами в ходе разработки и общественно-профессионального признания программ


Разработка ООП осуществлялась при поддержке федеральной сетевой компании ЕЭС. Электромеханический факультет активно сотрудничает в сфере подготовки кадров, проведения научно-исследовательских работ с ведущими электроэнергетическими предприятиями северо-западного региона России.

 

3.3. Разработка методических рекомендаций по обеспечению и повышению качества обучения

 

  С принятием Болонского соглашения и переходом на уровневую систему в сфере высшего профессионального образования возникла необходимость провести разделительную черту между подготовкой бакалавра и магистра. В связи с тем, что установленные в нашей стране сроки обучения (четыре года для бакалаврской и два для магистерской программы подготовки) обусловили преемственность основных наработок и методических подходов от существующей системы подготовки специалистов к подготовке бакалавров, то соответственно, обучение по магистерской программе должно изменить парадигму образовательного процесса и выводить студента на более высокий, качественный уровень обучения, в том числе и в отношении самостоятельной работы.

 

  Согласно ФГОС, магистерская подготовка должна быть направлена на техническую и технологическую модернизацию энергосистем. Следовательно, ориентир специалиста и бакалавра – высокая адаптивность к различным областям производственной деятельности – у магистра изменился в сторону профильной направленности для решения конкретных, но сложных задач. Следовательно, магистр – это выпускник, способный на практике решать определенный круг технико-экономических задач по проблемам конкретных предприятий, связанных с инновациями на производстве. Из вышесказанного видно, что магистерская подготовка должна быть неразрывно связана с проблемами конкретного предприятия, и результатом обучения магистра является выработка у него способностей и компетенций для решения подобных сложных задач.

  Практическая направленность магистерской подготовки согласуется с представлениями современной концепции самостоятельной работы студента. Одним из ее элементов является личностно-ориентированный подход, который в полной мере можно реализовать в данной образовательной программе.

 

  В процессе решения конкретной производственной проблемы магистр, как сквозь сито, пропускает весь объем информации на предмет использования получаемых знаний и умений для ее решения. В итоге меняется характер восприятия информации, у него быстрее формируется субъективная позиция, способствующая наступлению академической зрелости – высшей ступени академических достижений при обучении [3]. Достижение этого уровня влечет за собой проявление творческой активности в решении поставленных задач, что в свою очередь выводит данных студентов на новый качественный уровень обучения.

  Следовательно, организация образовательной программы магистра, ориентированная в направлении практической деятельности, должна быть неразрывно связана с предприятием, на котором предполагается внедрение инновационного проекта. Результатом данной подготовки, помимо защиты магистерской диссертации, подразумевается практическая реализация проекта. Это обусловливает прямые контакты магистра с предприятием, на базе которого проводятся исследования. Следовательно, в процессе обучения по магистерской программе, часть времени (самостоятельная работа) должна реализовываться на предприятии, тем самым, превращая данного специалиста в «штучный товар» (в плане подготовки) для решения конкретных производственных задач.

  Стандарт третьего поколения предусматривает реализацию данного условия. В отличие от подготовки специалистов и бакалавров, у магистров доля самостоятельной работы составляет 50%.

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

 

  Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

 

  Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

 

  Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

 

  К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

 

3.4. Требования к выпускной квалификационной работе магистра по основной образовательной программе «Управление в энергосистемах»

 

Общие положения 


Основные требования к тематике, структуре, целям и задачам, порядку выполнения и оформления, а также процедуре защиты выпускных квалификационных работ магистров по ООП «Управление в энергосистемах» уточняют общепринятые требования к ВКР с учетом специфики обучения и преподавания по электроэнергетическим направлениям.

Настоящие требования устанавливают единую организационно-методическую основу, правила оформления и процедуру защиты выпускных квалификационных работ по ООП «Управление в энергосистемах» для уровня подготовки «магистр».

Настоящие требования соответствуют законодательству Российской Федерации, учитывают требования Министерства образования и науки РФ, согласованы с общими положениями ФГБОУ СПбГПУ.

 

Сущность и цели выпускной квалификационной работы


Целью высшего профессионального образования являются подготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Одним из уровней высшего профессионального образования является магистратура – высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр". Таким образом, итоговая аттестация является необходимым условием получения данного уровня образования.

 

Государственная итоговая аттестация включает в себя, как правило, итоговый государственный экзамен и выпускную квалификационную работу.

 

Требования к государственной итоговой аттестации (в частности, к выпускной квалификационной работе) определяются федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и федеральными государственными требованиями. Контроль за выполнением указанных требований осуществляется в установленном законодательством порядке.

Итоговая государственная аттестация включает в себя защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), при этом требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением.

 

Целью итоговой государственной аттеста

ции является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В постановлении Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" указано, что качество освоения образовательных программ оценивает высшее учебное заведение.

Помимо цели итоговой аттестации как результата обучения магистра, остановимся подробнее на целях выполнения ВКР как процесса:

- обобщение и систематизация совокупности знаний, умений, навыков, полученных за весь период обучения;

- закрепление и расширение теоретических и практических знаний;

- адаптация полученных знаний, умений и навыков при решении конкретных научных и технических задач;

- закрепление навыка самостоятельного исследования, анализа и обработки информации при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- моделирование будущей профессиональной деятельности выпускника;

- анализ склонности к конкретным видам профессиональной деятельности выпускника;

- определение уровня готовности выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВПО.

 

Следует отметить, что в цели выполнения ВКР кроме всего прочего входит (но является далеко не единственной целью) оценка качества подготовки будущего выпускника. При этом целесообразно рассматривать не только внешнюю оценку качества подготовки выпускника, но и его внутреннюю самооценку. На завершающей стадии обучения студент должен быть готов к объективной самоидентификации, должен осознавать свои исходные позиции в профессиональном и научном сообществе, сформировать понимание собственных конкурентных преимуществ, сформулировать слабые стороны своего профессионального уровня, оценить готовность продолжить обучение в аспирантуре.

 

Внешняя оценка качества подготовки выпускника включает в себя два аспекта:

- оценка качества преподавания;

- оценка уровня подготовки студента.

Указанные виды оценивания должны быть неразрывно связаны друг с другом и сопровождать процесс выполнения ВКР.

Направленность ВКР бакалавра должна по возможности соответствовать требованиям конкретных потребителей кадрового потенциала, с которыми университет имеет договорные отношения.

 

 

Задачи выпускной квалификационной работы 


Исходной предпосылкой для установления задач ВКР является перечень видов профессиональной деятельности магистра, представленный в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации. от 8 декабря 2009 г. N 700. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» (квалификация (степень) "магистр"):

- проектно-конструкторская;

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- научно-исследовательская;

- монтажно-наладочная;

- сервисно-эксплуатационная;

- педагогическая.

 

Задачи ВКР должны соответствовать данному перечню видов деятельности. При этом специфика ООП «Управление в энергосистемах» выводит на первый план два вида деятельности, наиболее органично встраиваемые в подготовку

ВКР с учетом спроса на рынке труда:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая.

 

Конкретные задачи ВКР должны формулироваться не только образовательным учреждением, но и заинтересованными работодателями с учетом конъюнктуры отрасли.

 

Производственно-технологическая деятельность подразумевает выполнение следующих задач:

- сбор и анализ данных для создания концепции производственного цикла;

- расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

- расчет нормальных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимов электроустановок;

- разработка проектной и рабочей технической документации, оформление производственно-технологических карт;

- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

- проведение предварительного технико-экономического обоснования производственной деятельности;

- сравнительный анализ электрооборудования и выбор оптимального набора устройств для обеспечения надежной работы электроустановки;

- разработка и оценка адекватного механизма товарно-денежных отношений в рамках производственной деятельности.

 

Перечисленные задачи предполагают технологическую направленность выпускной работы.

 

Организационно-управленческая деятельность подразумевает выполнение следующих задач:

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- управление персоналом и анализ кадровой политики на производстве;

- проведение статистических исследований в области кадрового менеджмента;

- анализ эффективности работы и взаимодействия производственных подразделений с учетом психологических особенностей сотрудников;

- организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований;

- создание компьютерных и сетевых технологий, повышающих эффективность работ на производстве;

- разработка научно-обоснованных методов управления временем при решении производственных задач;

- повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.

Перечисленные задачи предполагают организационную направленность выпускной работы.

 

Тематика выпускной квалификационной работы 


В независимости от направленности магистерской диссертации (технологическая или организационная), тематика выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, иметь практическую значимость, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники. Для разработки конкретных тем ВКР целесообразно привлекать работодателей. Предпочтение следует отдавать темам, основанным на реальных проектах.

 

Содержание и структура выпускной квалификационной работы


Согласно положению об итоговой государственной аттестации выпускников Санкт-Петербургского государственного политехнического университета содержание ВКР должно соответствовать уровню и традициям научных школ СПбГПУ. Конкретные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам ВКР применительно к направлениям и специальностям подготовки вырабатывают выпускающие кафедры, методические советы факультетов. Эти требования доводят до исполнителей ВКР, научных руководителей, рецензентов в форме методических пособий и указаний, которые составляют выпускающие кафедры на основе ГОС, методических рекомендаций учебно-методических подразделений университета.

 Выпускная квалификационная работа организационной направленности, основанная на научно-исследовательской деятельности, должна иметь, как правило, следующее содержание:

- обзор научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по проблематике исследования;

- обоснование актуальности, новизны, практической значимости исследования;

- математическое и/или компьютерное моделирование процессов, характерных для темы работы;

- описание проведения экспериментов по теме работы и анализ результатов;

- выводы по выполненному заданию, рекомендации по внедрению результатов исследований и разработок.

 

Перечисленные составляющие содержания ВКР являются примерными и могут при необходимости корректироваться (изменяться, исключаться, добавляться) руководителем работы.

 

Магистерская диссертация должна иметь элементы научного вклада. В работе должна быть определенная степень новизны результатов исследования. Научный вклад должен быть новым для теории и практики или должен подразумевать развитие известной в теории и практике идеи. Характер новизны результатов исследования показывает, каким путем достигнут данный элемент научного вклада:

- результаты и выводы, достигнутые в работе, сделаны впервые;

- по сравнению с имеющимся известным вариантом оригинально решена поставленная задача;

- дано дополнительное обоснование верности той или иной идеи;

- дополнительно обосновано, расширено, детализировано или улучшено то или иное имеющееся известное решение;

- известная идея распространена на новую область применения.

 

Руководители выпускных квалификационных работ


Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту в обязательном порядке назначается руководитель. Наличие руководителя выпускной работы подразумевает самостоятельность выполнения ВКР студентом.

Руководителем выпускной работы может являться сотрудник кафедры из профессорско-преподавательского состава (заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент), имеющий достаточный опыт научной и педагогической работы. Также руководителем ВКР может являться сотрудник электроэнергетической отрасли, имеющий научную степень или стаж работы не менее трех лет в области, связанной с тематикой ВКР. Если руководителем ВКР является сотрудник сторонней организации, дополнительно назначается преподаватель-консультант от кафедры, курирующий выполнение ВКР и оказывающий учебно-методическую и организационную поддержку работы.

 

 Руководитель магистерской диссертации:

- формулирует тему ВКР;

- выдает задание на выпускную квалификационную работу;

- рекомендует студенту основную литературу, справочные и архивные материалы и другие источники по теме;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения ВКР;

- следит за выполнением календарного плана и координирует организационную часть выполнения ВКР;

- в случае экспериментальной работы помогает организовать рабочее место;

- проводит систематические консультации;

- проверяет выполнение работы по частям и в целом;

- извещает заведующего кафедрой о нарушениях графика выполнения ВКР;

- составляет письменный отзыв о работе студента.

 

 Руководитель ВКР несет ответственность за соответствие предлагаемой им темы ВКР направлению подготовки магистра, а также – за соответствие задания теме ВКР. Изначально предлагаемая тема ВКР может изменяться лишь в исключительных случаях, с разрешения декана факультета, и не позднее трех недель до дня защиты.

Руководитель ВКР должен оценивать индивидуальные особенности и возможности студента. Студентам с заведомо низким уровнем подготовки не следует поручать сложные или нестандартные темы. Руководителю рекомендуется также учитывать склонность магистра к определенной деятельности при формулировании задания.

 

4.   Результаты выполнения ООП


4.1.     Перечень новых учебных дисциплин

 

В учебном плане ООП предусмотрены следующие новые дисциплины:

-     Спецкурс по английскому языку;

-     Управление проектами;

-     Решение математических задач в энергетике;

-     Управление персоналом

-     Психология делового общения

 

4.2.   Перечень новых учебных пособий

 

В ходе разработки ООП изданы новые учебные пособия:

  1. Методики расчёта, моделирования и эксперимента для обоснования мероприятий по снижению перенапряжений при отключении коротких замыканий в системе электроснабжения. Автор: Яковлев В.И.
  2. Концепция, методика проектирования и проекты образовательного стандарта и основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 150700 – «Машиностроение». Профиль: «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении» В. И. Никифоров, Радкевич М.М., Речинский А.В., Коротких М.Т., Кобчиков В.С..
  3. Квантовая Электроника В.И.Дудкин, Л.Н.Пахомов 

В данный момент в стадии разработки и подготовки к изданию еще 3 учебных пособия.

 

4.3.   Опыт разработки ООП


При разработке ООП учитывалось следующее:

-     разработка программы производилась для наиболее полной подготовки выпускников для работы на конкретных предприятиях электроэнергетики;

-     разработка новых профессиональных дисциплин учебного плана и их содержания осуществлялась при содействии высококвалифицированных специалистов-практиков из профильных организаций Санкт-Петербурга;

-     увеличено количество часов и дисциплин для углубленного освоения средств и методов управления персоналом и проектами в электроэнергетики;

-     производственная практика магистрантов осуществляется в профильной организации;

 

4.4.   Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО, магистратура

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

В(2)

1.1

Ориентация на практическую деятельность

В

1.2

Подготовка специалистов руководящих должностей

В

2

Проектирование нового содержания образования

П(1), Р(1), В(1)

2.1

Усиление изучение иностранного языка

П

2.2

Производственная практика на предприятии работодателе как обязательная часть образовательного процесса.

В

2.3

Обязательная работа по специальности как часть образовательного процесса

Р

3

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

П(1), Р(1)

3.1

Видеолекции

П

4

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(1), П(1)

4.1

Собеседование со специалистом-практиком

В

4.3

Балльно-рейтинговая система

П

5

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

В(2)

5.1

Использование лабораторий и площадок производственных предприятий для проведения лабораторных и практических занятий

В

5.2

Обеспечение доступа к крупнейшим информационным ресурсам (базам данных) научных исследований

В

6

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

П(1), В(1)

6.1

Оснащение учебной аудитории оборудованием для проведения онлайн-трансляций мероприятий

П

6.2

Оснащение аудиторий беспроводным доступом в сети интернет

В

7

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В(1)

7.1

Написание магистерской диссертации на базе организации, в которой работает магистр

В

8

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(1

8.1

Установка лицензионного программного обеспечения

В

9

Развитие системы мониторинга качества образования

П(3)

9.1

Использование балльно-рейтинговой системы

П

9.2

Использование критериев уровня сложности выполняемых магистрантами проектов

П

9.3

Оценка отзывов работодателей о выпускниках

П

 

Магистранты кафедры в период обучения в магистратуре трудоустраиваются в электроэнергетические организации, где осваивают принятые в организации методы управления и проводят научно-исследовательскую работу по тематике магистерской диссертации.

 

5  Использование в учебном процессе


5.1.    Дата внедрения ООП, условия внедрения

 

Выполняемые разработки будут осуществляться в рамках действующего образовательного процесса, что обеспечивает им автоматическую апробацию и внедрение в учебный процесс всего университета. Внедрение ООП начинается с 01.09.13.

Результаты промежуточных и итоговых разработок докладывались на ежегодно проводимых в ФГБОУ «СПбГПУ» международных и университетских конференциях, посвященных совершенствованию технологий высшего профессионального образования.

 

5.2.   Условия и перспективы по расширению контингента обучаемых ООП


Работа по расширению контингента обучаемых проводится в нескольких направлениях:

Привлечение студентов электромеханического факультета

Контингент обучаемых в значительной степени базируется на студентах, прошедших обучение по бакалаврским программам по направлению «Строительство». Это позволяет формировать сильные и хорошо мотивированные студенческие коллективы.

Привлечение молодежи из других вузов

Для формирования контингента обучающихся используется привлечение иногородних студентов бакалаврской подготовки из региональных ВУЗов для удовлетворения потребности в инженерных кадрах в местах расположения электроэнергетических предприятий.

 

6. Соответствие разрабтанного ООП образовательному стандарту ФГБОУ ВПО «СПБГПУ» по направлению подготовки магистров 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»

 

Область профессиональной деятельности выпускника 


включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии в условиях интеграционных энергетических и экономических связей и объединений, разработки регламентирующих документов и систем, реализующих эти процессы.

Приоритетными областями деятельности выпускника направления ОСУ «Электроэнергетика и электротехника являются»:

- управляющие электроэнергетические компании, осуществляющие технико-экономическое регулирование и управление генерацией, транспортом, сбытом и тарификацией электроэнергии

- исследовательские центры, реализующие инновационные проекты в области электроэнергетики, новые технологии передачи, распределения, мониторинга управления технологическими процессами в области электроэнергетики

- проектные организации, осуществляющие  выбор оборудования, проектирование и сопровождение систем электроснабжения, передачи электроэнергии высоким  и низким напряжением

 

Объекты профессиональной деятельности выпускника 


  • электрические станции и подстанции;
  • электроэнергетические системы и сети;
  • системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства;
  • электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование;
  • электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии;
  • Средства учета и контроля электроэнергетических потоков
  • Интеллектуальные компьютерные системы и сети, предназначенные для управления оборудованием электроэнергетического комплекса, включая дистанционные технологии управления

 

Виды профессиональной деятельности выпускника

  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • педагогическая

 

Приоритетными видами деятельности выпускника направления ОСУ «Электроэнергетика и электротехника» являются

 

- организационно-управленческая

Организационно-управленческая деятельность магистра-выпускника направления ОСУ «Электроэнергетика и электротехника» представляет собой технико-экономическое обоснование, разработку и реализацию проектов оптимизации энергопотребления и распределения мощности, обоснование внедрение новых методов управления электроэнергетикой, основанных на интеллектуальных методах управления с использованием компьютерных систем мониторинга и диагностики.

 

Общие задачи профессиональной деятельности выпускника


1)    Организационно-управленческая деятельность:

  • организация работы и координация деятельности интернациональных коллективов;
  • контроль за соблюдением производственной и трудовой дисциплины, требований безопасности жизнедеятельности;
  • разработка и проведение мероприятий по обеспечению энергоснабжения в интернациональных энергосистемах  проектируемых и эксплуатируемых объектов;
  • реализация мероприятий по экологической безопасности предприятия.

 

2)    Исследовательская деятельность:

  • формулировка задач и  международных программ научно-исследовательских работ;
  • разработка методик теоретических и экспериментальных исследований с использование современного лабораторного оборудования ведущих производителей;
  • проведение теоретических и экспериментальных исследований, обработка и обобщение результатов исследования;
  • разработка новых методов теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых расчетных инструментов и средств измерений.

 

3)    Педагогическая деятельность:

  • выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в отечественных и зарубежных учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.

 

6.1            Проектирование требований к результатам подготовки в компетентностной форме

 

В данном разделе  обосновываются приоритетные компетенции выпускника магистратуры ОСУ направления «Электроэнергетика и электротехника», а также предлагаются новые, не входящие в ФГОС компетенции магистра выпускника ОСУ.

  Основные акценты реализации разрабатываемого ОСУ были сформулированы ранее и кратко могут быть сведены к следующим положениям:

- ОСУ направления «Электроэнергетика и электротехника» направлен на решение задач подготовки высококвалифицированных выпускников-магистров в области решения технико-экономических задач управления и бизнес-планирования в электроэнергетики, включая инновационную деятельность

Практический опыт показывает, что  в отличие от абитуриентов студенты   на 3-4  курсе обучения в университете формируют собственные предпочтения в отношении своего поля профессиональной деятельности. Часть из студентов предпочитает технико-физические дисциплины и связанную с ними  практическую деятельность, имея  в виду непосредственный контакт с оборудованием электроэнергетики. Другие проявляют склонность и комфортно чувствует себя при выполнении аналитической работы – сбор и обработка данных, формирование  управленческих решений и технических рекомендаций.

 

Приоритетные компетенции управленческой группы магистров:

 

ОК-1   Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общетехнический уровень, добиваться  в процессе профессиональной деятельности  актуальных знаний, умений и навыков, необходимых для работы в усложняющейся и изменяющейся технической среде электроэнергетики

ОК-2   Способность самостоятельно формировать ответы на вызовы изменяющейся экономической ситуации и  вносить свой вклад в выработку технико-экономических решений в области оптимизации и управления электроэнергетикой

ОК-3   Способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной и профессиональной мобильности      

ОК-4   Способность использовать на практике навыки и умения в организации  научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности, находить социально-экономические рычаги и стимулы для оптимального решения задач функционирования электроэнергетического предприятия

ОК-5   Способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации

ОК-6   Способность использовать знания правовых и этических норм при оценке  социально-экономических, экологических и политических последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении  проектов в области электроэнергетики

ОК-7   Готовность вести  работу с различными источниками информации с привлечением современных компьютерных и сетевых технологий, способность анализировать, синтезировать и критически осмысливать информацию, использовать результаты информационного анализа при выборе управленческих решений и формирование новых проектов в электроэнергетике

ПК-1    Способность  проявлять и использовать навыки работы в коллективе, готовность генерировать (креативность), способность оценивать и стимулировать  внедрение инновационных технологий в электроэнергетике

ПК-2   Способность анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в электроэнергетике при реализации ее функций в обществе и инфраструктуре

ПК-3   Способность формировать, оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы в области своей профессиональной деятельности (управление на предприятиях электроэнергетики)

ПК-4   Готовность использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии при решении задач управления предприятиями электроэнергетики электроэнергетическими системами

ПК-5   Готовность применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений и технико-экономических решений  в рамках решения задач управления электроэнергетическими предприятиями и системами    

ПК-6   Способность применять методы создания и анализа моделей, позволяющих прогнозировать свойства и технико-экономического состояния объектов   электроэнергетики, электроэнергетических систем,

ПК-7   Готовность использовать прикладное программное обеспечение для расчета параметров и поведения моделей технико-экономического состояния предприятий электроэнергетики и электроэнергетических систем  при выборе управленческих и иных решений.

ПК-8   Способность адекватно оценивать современные проблемы научно-технического развития сырьевой базы, современные технологии утилизации отходов применительно к  электроэнергетической отрасли промышленности, научно-техническую политику в области технологии и передачи электроэнергии

ПК-9   Готовность решать инженерно-технические и экономические задачи с применением средств прикладного программного обеспечения при решении задач управления электроэнергетическими предприятиями и системами, выборе перспективных и инновационных направлений развития электроэнергетики

ПК-10 Способность принимать решения  при управлении объектами электроэнергетики и  с учетом энерго- и ресурсосбережения

ПК-11 Способность определять эффективные производственно-технологические режимы работы объектов электроэнергетики, обеспечивающие наивысшие технико-экономические показатели работы предприятия отрасли

ПК-12 Способность к адекватной оценке и перспектив т последствий внедрения достижений отечественной и зарубежной науки и техники        на предприятиях электроэнергетики и в энергосистемах

ПК-13 Готовность использовать элементы экономического анализа в организации и проведении практической деятельности  по управлению электроэнергетическими предприятиями и системами

ПК-14 Способность разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на  электроэнергетических предприятиях и в электроэнергетических системах предприятии при осуществлении организационно-управленческой деятельности

ПК-15 Способность осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов и их управление     для организационно-управленческой деятельности на предприятиях электроэнергетических систем:

ПК-16 Готовность управлять программами освоения новой продукции и технологиями на предприятиях электроэнергетических систем

ПК-17 Способность разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику управления  электроэнергетическими предприятиями с учетом социально-политических, экологических и иных  факторов

ПК-18 Способность владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала, обеспечения требований безопасности жизнедеятельности  на предприятиях электроэнергетики

ПК-19 Способность к  планированию и реализации мероприятий по экологической безопасности предприятий электроэнергетики

ПК-20 Способность осуществлять маркетинг на рынке электроэнергии

ПК-21 Способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности при внедрении  разрабатываемых новых технологий, электроэнергетических объектов

ПК-22 Готовность представлять результаты технико-экономического анализа в виде отчетов, рефератов, научных публикаций и на публичных обсуждениях

ПК-23 Способностью оценивать инновационные качества новых технологий в электроэнергетике

ПК-24 Готовностью проводить  технико-экономический анализ и экспертизы предлагаемых  технологических и управленческих решений на предприятиях электроэнергетики.