Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

 

 

ОТЧЕТ

по мероприятию № 2.9.1.8

Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров

«Строительство особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений» по направлению

 «Строительство» в рамках реализации Программы развития национального исследовательского университета

Вид отчета: аннотационный

 

Ответственный исполнитель:________________ Н.И.Ватин


г. Санкт-Петербург

2012 г.

 

Содержание

1.   Цели мероприятия

2. Задачи мероприятия 

2.1.   Актуальность ООП

2.1.1. Актуальность разработки программы по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений

2.1.2. Актуальность разработки ООП по направлению «Строительство»

2.2.   Структурные особенности ООП

2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

2.2.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

3.        Описание работ по мероприятию

3.1 Особенности разработанной ООП

3.1.1 Внедрение новых технологий образования и оценки

3.1.2 Особенности организации учебного процесса

3.1.3 Виды и формы оценки формирующихся компетенций

3.1.4 Организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов

3.1.5 Нацеленность на приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики

3.2 Создание совместных образовательных программ

3.3 Информация о взаимодействии со стратегическими партнёрами в ходе разработки и общественно-профессионального признания программ

3.4 Организация доступа к учебно-методическим материалам на базе виртуальной среды обучения MOODLE

3.5 Меры по обеспечению мобильности молодых исследователей

3.6 Мероприятия по вовлечение в реализации программы развития сотрудников и студентов университета

3.6.1. Публикационная активность преподавателей

3.6.2. Журнал «Строительство уникальных зданий и сооружений»

3.6.3. Пиар-проекты по реализации ООП

3.7 Мероприятия по вовлечение в реализации программы развития внешних партнеров университета

4. Результаты разработки ООП

4.1   Перечень новых учебных дисциплин

4.2   Перечень разработанных учебных пособий

4.3   Опыт разработки ООП

4.4   Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

4.5   Примеры реализации инноваций в разработанной ООП

5. Использование в учебном процессе

5.1. Дата внедрения ООП, условия внедрения

5.2. Условия и перспективы по расширению контингента обучаемых ООП

5.2.1. Привлечение студентов инженерно-строительного факультета

5.2.2. Привлечение молодежи из других вузов

5.2.3. Привлечение молодежи из других стран

5.3.  Использование результатов разработки ООП для целей повышение квалификации и переподготовки

6.      Проектирование образовательного стандарта ФГБОУ ВПО «СПБГПУ» по направлению подготовки магистров 270800 – «Строительство»

6.1.  Проектирование характеристик профессиональной деятельности магистров в ОСВ

6.2.  Проектирование требований к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры в ОСВ

6.3.  Проектирование требований к структуре основных образовательных программ магистратуры в ОСВ

6.5.  Проектирование требований к оценке качества освоения основных образовательных программ магистратуры в ОСВ

 

1.   Цели мероприятия

 

Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров «Строительство особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений». Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

 

Полное наименование проекта: Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров «Строительство особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений» по направлению «Строительство».

 

Целью магистерской программы является развитие у магистрантов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями СОС ФГБОУ ВПО СПбГПУ по направлению подготовки «Строительство», формирование профессиональных компетенций, необходимых для поиска и разработки рациональных технологических решений по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений.

 

2.  Задачи мероприятия

 

Для достижения указанной цели определены следующие основные задачи мероприятия:

-          опережающая подготовка конкурентоспособных кадров для атомного энергопромышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса (нефтегазовая промышленность, магистральные трубопроводы и др.);

-          выполнение мультидисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований на международном уровне;

-          повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки магистров международного уровня.

 

2.1.    Актуальность ООП


2.1.1.      Актуальность разработки программы по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений


Большое количество особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений относится к объектам атомного энергопромышленного и топливного-энергетического комплекса.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждённая в 2003 году Правительством Российской Федерации, устанавливает цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства. Целью государственной энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, развитие потенциала энергетического сектора для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения страны.

Долгосрочные балансы топливно-энергетических ресурсов предусматривают совершенствование структуры производства электроэнергии, в частности за счёт опережающего роста выработки на атомных электростанциях и более полного использования потенциала гидроэнергетики. Приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей в европейской части России определяют развитие электроэнергетики за счет технического перевооружения действующих тепловых электростанций, создания мощностей парогазовых установок и максимального развития атомных электростанций.

 

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, мощным фундаментом для проведения внутренней и внешней политики. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, от стабильной работы топливно-энергетического комплекса зависит экономическая устойчивость страны.

В целом добыча и производство основных видов первичных топливно-энергетических ресурсов за 2004 год остается в рамках оптимистического сценария реализации Энергетической стратегии. В наибольшей степени возросла добыча нефти с газовым конденсатом - на 8,9% (экспорт на 35, 1%), добыча газа увеличилась на 2,1% (экспорт на 11%), добыча угля на 2,3% (экспорт на 34,2%).

 

Выработка электроэнергии увеличилась на 1,6% в т.ч. ТЭС – (-0,2%), ГЭС – (12,6%), АЭС – (-3,8%). В общей энерговыработке на долю ТЭС приходится 59,4%, ГЭС – 19%, АЭС – 15,4%. Всего к концу 2004 г выработка электроэнергии составила 931 млрд. кВт•ч (101,6% к уровню 2003 г.), что соответствует умеренному сценарию развития.

Имеется ряд объективных факторов сдерживающих развитие ТЭК, в том числе: высокая (более 50%) степень износа основных фондов, высокая энергоёмкость экономики России, при значительном неиспользовании потенциала энергосбережения, отставание в эффективности производства из-за практики продления ресурса оборудования, а не его возобновления на более высоком техническом уровне (это касается и атомной энергетики), пассивная политика развития минерально-сырьевой базы (в т.ч. по урану), дефицит инвестиционных ресурсов и недостаточно эффективное их использование, высокая экологическая нагрузка на окружающую среду.

 

В настоящее время российская ядерная энергетика считается одной из самых передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов и выпуска ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, качеству подготовки и квалификации персонала АЭС. Высокое качество выпускаемой продукции и предлагаемых услуг подтверждается и успехами в международных тендерах на поставки ядерного топлива и строительство новых АЭС за рубежом.

 

В России на долю атомной энергетики приходится около 16% выработки электроэнергии. Причем, в Европейской части РФ доля атомной энергетики в общем энергобалансе региона составляет 30 %, а на Северо-Западе страны - почти 40%.

В настоящее время на 10 атомных станциях России эксплуатируется 31 энергоблок установленной мощностью 23242 МВт.

Таким образом, актуальность строительства объектов атомного энергопромышленного и топливного-энергетического комплекса является очевидной.

 

2.1.2. Актуальность разработки ООП по направлению «Строительство»

 

Актуальность повышенных требований к руководителям и инженерно-техническим специалистам, осуществляющим строительство особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», а также модернизации и развития энергетического комплекса обусловило разработку многих магистерских программ в основном по направлению «Электроэнергетика» и «Теплоэнергетика и теплотехника». Однако авторам не известна разработка такой программы по направлению «Строительство». Средствами строительной науки, техники и технологии можно достичь повышения безопасности проектируемых, строящихся и реконструируемых особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, что делает разрабатываемую программу актуальной.

 

2.2.    Структурные особенности ООП


2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций

 

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

и два раздела:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

 

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

 

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

 

Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:

- часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;

- учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

- группа родственных дисциплин;

- совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

В разработанной программе модульность реализована на нескольких уровнях.

Во всем учебном плане дисциплины разбиты на три модуля: общенаучный цикл, профессиональный цикл и цикл практик и научно-исследовательская работа магистра.

В рамках профессионального цикла выделено три модуля дисциплин по выбору.

 

На уровне учебной дисциплины модульность предусматривает прохождения части обучения  вузе-партнере. Это относится, прежде всего, к дисциплинам:

-         Инженерные системы зданий и сооружений;

-         Строительство уникальных зданий и сооружений;

-         Строительство особо опасных зданий и сооружений

-         Строительство технически сложных объектов кап.строительства;

-         Техника безопасности и охрана труда в строительстве

 

2.2.3.  Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

 

Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

 

3.   Описание работ по мероприятию


3.1.    Особенности разработанной ООП


С учетом действующих нормативно-правовых документов технического регулирования в строительстве к специалистам, осуществляющих деятельность по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, предъявляются высокие требования к квалификации. Согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ особо опасным, технически сложным и уникальным объектам относятся: объекты использования атомной энергии, гидротехнические сооружения, сооружения связи, линии электропередачи, объекты авиационной и космической инфраструктуры, метрополитены, опасные производственные объекты; здания и сооружения, имеющие одну из следующих характеристик: высоту более чем 100 метров, пролеты более чем 100 метров, консоль более чем 20 метров, заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Магистерская программа разработана для подготовки специалистов высшей квалификации международного уровня в сфере строительства особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений в рамках реализации основных принципов ФЗ N 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

 

3.1.1. Внедрение новых технологий образования и оценки

 

Разработанная магистерская программа предполагает широкое применение информационных технологий в образовании и оценки качества обучения. Интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного организационно-технологического и управленческого опыта специалистов-профессионалов строительной сферы. Владение современными компьютерными технологиями позволяет магистранту успешнее и быстрее адаптироваться к новейшим технологиям и происходящим организационно-правовым изменениям. Активное и эффективное внедрение информационных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям международного информационного и научно-технического общества.

 

Комплекс учебно-методических материалов по программе и итоговых заданий размещен в системе дистанционного обучения Moodle, включающей в себя средства для разработки дистанционных курсов. Moodle может быть установлен на любом компьютере на котором установлен Web-сервер, поддерживающий PHP, а также установлена база данных SQL-типа (например, MySQL). Он может быть запущен на Windows и Mac операционных системах и многих разновидностях Linux (например, Red Hat или Debian GNU).

 

В системе дистанционного обучения Moodle разработаны дистанционные курсы по каждой дисциплине учебного плана, включающие в себя:

-  ресурсы - теоретические материалы для изучения, которые автор дистанционного курса размещает в разделах курса. Ресурсы могут быть представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты. Система дистанционного обучения Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов дистанционного курса широкий диапазон форматов электронных документов;

-  активные элементы - организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Система дистанционного обучения Moodle под активными элементами понимает организацию общения между слушателями дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также модно осуществлять проверку знаний (тесты, задания и т.п.);

-  задания - задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде (ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов);

-  рабочая тетрадь - письменная контрольная работа или реферат. Преподаватель дает задание, слушатель дистанционного обучения должен внести ответ и может изменять его в течение некоторого времени;

-  опрос - механизм, позволяющий задать студентам вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа;

- база данных, которая может быть использована для: совместного накапливания статей, книг, гиперссылок; предоставления студентами места для хранения файлов;

- семинар - вид занятий, где студенты должны оценивать результаты работы других студентов курса;

-  урок - вид занятий, где учебный материал может выдаваться по частям. В конце части учебного материала можно задавать вопросы, в зависимости от результата которых направлять слушателя дистанционного обучения по определенной траектории;

-  тесты - основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения Moodle.

 

3.1.2.   Особенности организации учебного процесса

 

В учебном процессе подготовки магистров используется оборудование, закупленное в рамках Программы развития. В рамках дальнейшего развития материально-технической базы, информационно-коммуникационной среды, объектов инфраструктуры кафедры произведено дооснащение дополнительным оборудованием общего назначения, прежде всего сетевым оборудованием беспроводной передачи данных и новыми аппаратными средствами - коммутаторами, маршрутизаторами, многофункциональными устройствами.

Особенностью организации учебного процесса является совместное активное участие преподавателей и студентов магистерской подготовки в профессиональных конференциях, семинарах по тематике ООП.

 

30.03.12 в ФГБОУ ВПО «МГСУ» состоялась IX Всероссийская научно-практическая и учебно-методическая конференция с приглашением зарубежных участников «Фундаментальные науки в современном строительстве». В конференции приняли участие заведующий кафедрой ТОЭС Ватин Николай Иванович и студенты Золотова Юлия Сергеевна, Немова Дарья Викторовна.

15.02.12 состоялся семинар «Применение ПК SOFISTIK для углубленного расчета конструкций и решения геотехнических задач». Семинар прошел в обстановке заинтересованного внимания к обсуждаемым вопросам участников - студентов, аспирантов, руководителей кафедр факультета, а также и приглашенных представителей проектных и научных организаций города: ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, ГМПИ, НИИ ТРТИ и других. После семинара был объявлен конкурс студенческих и научных работ «Мастер МКЭ анализа SOFiSTiK 2012».

 

Применение ПК SOFISTIK для углубленного расчета конструкций и решения геотехнических задач

25-27.04.12 в ФГБОУ ВПО «МГСУ» состоялась XV Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, докторантов и аспирантов «Строительство – формирование среды жизнедеятельности». Ватин Николай Иванович и студенты кафедры ТОЭС.

17-19.10.12 в ФГБОУ ВПО «МГСУ» состоится Международная научная конференция «Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании».

22.03.12 в Военном инженерно-техническом университете состоялась XVI научно-методическая конференция «Дефекты зданий и сооружений. Усиление строительных конструкций» посвященная 85-летию со дня рождения профессора В.Т. Гроздова. От кафедры участие в мероприятии приняли: Улыбин Алексей Владимирович, Федотов Сергей Дмитриевич (с докладом), Зубков Сергей Владимирович и Куражова Вероника Григорьевна (с докладом).

C 01-10.04.12 в ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» прошла международная студенческая конференция на тему «Достижения и проблемы в области современного строительства. Инновационные решения». 25 студентов из 16-ти стран Европы совместно со студентами СПбГПУ работали над различными проектами в области современного строительства, после чего результаты были представлены всем участникам конференции. В программу конференции были включены также лекции на английском языке ведущих профессоров СПбГПУ, круглые столы и семинары. В плотном расписании участников прошли выездные мероприятия, одним из которых являлось посещение строительной площадки второй сцены Мариинского театра.

Мероприятие проходило на базе Инженерно-строительного факультета. Поддержку конференции осуществлял проректор по международной деятельности Арсеньев Дмитрий Германович. Организатор международной студенческой конференции - Инженерное Общество СПбГПУ.

 

18.04.12 в Санкт-Петербургском музее истории профессионального образования состоялось открытие выставки «Горжусь профессией», представляющей архитектурные проекты – дипломные и курсовые работы студентов кафедры «Технология, организация и экономика строительства» (ТОЭС) Инженерно-строительного факультета ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». В рамках выставки представил свои графические работы преподаватель кафедры ТОЭС Инженерно-строительного факультета Сергеев Сергей Александрович. В подготовке, организации и открытии выставки активное участие приняли:

- Ватин Николай Иванович, декан ИСФ, заведующий кафедрой ТОЭС

- Лапина Ирина Валерьевна, директор музея

- Ерошкина Ирина Петровна, зав. выставочным отделом музея

- Ковтунова Ольга Валерьевна, методист музея

- Сергеев Сергей Александрович, ст.преподаватель кафедры ТОЭС

- Усанова Ксения Юрьевна, гр.5019/13

- Вихров Александр Игоревич, гр.1019/1

- Канюкова Светлана Валерьевна, гр.2019/1

- Киселев Сергей Сергеевич, гр. 2019/1

- Коршунов Максим Олегович, гр.1019/1

- Митюгаев Александр Евгеньевич, гр.1019/1

- Мухамадиев Владимир Радиевич, гр. 2019/1

- Теплов Андрей Борисович, гр.2019/2

 

28-30.03.12 прошла Конференция в Техническом университете им. Гедеминаса (г. Вильнюс, Литва) «Научные достижения и их применение в гражданском строительстве». От кафедры участие в мероприятии приняли профессор кафедры ТОЭС Пономарёв Андрей Николаевич  и аспирант Иванов Кирилл Николаевич

26.04.12 в Военном институте (ВАТТ им. А.В. Хрулева) состоялся межвузовский научно-практический семинар «Современные направления технологии, организации и экономики строительства». От кафедры ТОЭС в мероприятии приняли участие доцент Морозова Татьяна Федоровна и студенты магистерской подготовки.

10.04.12 в Ресурсном центре университета прошла конференция «Использование электрофильтровой сланцевой золы Zolest-bet в бетонах, строительных растворах и сухих строительных смесях», организованная ЗАО «Профцемент-Вектор». В конференции приняли участие преподаватели Ватин Николай Иванович, Пономарев Андрей Николаевич, студенты   кафедры ТОЭС Мусаев Фархад Хасанович, Ковалев Антон Николаевич, Молчанова Наталья Владимировна, Абдулаев Джамал Амирович. 

11.04.12 в ФГБОУ ВПО «СПбГАСУ» прошел I Международный конгресс молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов, посвященный 180-летию Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета «Актуальные проблемы современного строительства». От ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» в секции «Металлические конструкции» приняли участие: преподаватель Рыбаков Владимир Александрович (с докладом «Метод конечных элементов для полусдвиговой теории тонкостенных стержней») и магистранты Морозов Сергей Александрович (с докладом «Автоматизация метода конечных элементов для полусдвиговой теории») и Тихонова Светлана Юрьевна.

02-10.04.12 в ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» прошла международная студенческая конференция «Достижения и проблемы в области современного строительства. Инновационные решения», организованная по инициативе Инженерного Общества СПбГПУ.

19.04.12 в прошла международная конференция «Практика повышения энергоэффективности жилых зданий». Конференция была посвящена анализу конкретных решений для повышения энергоэффективности: в сфере нового строительства и в сфере реновации. Особое внимание было уделено сопоставлению опыта энергоэффективного строительства и реновации в трех странах (Россия, Латвия, Германия). От кафедры ТОЭС в мероприятии участие приняли: Горшков Александр Сергеевич (с докладом), Мулюкова Аида Искандеровна, Молчанова Наталья Владимировна, Немова Дарья Викторовна.

20.04.12 в рамках Международного строительного форума «Интерстройэкспо» прошла конференция «Саморегулирование и международный строительный рынок», организованная Некоммерческим партнерством «Управление строительными предприятиями Петербурга». На конференции с докладами выступили преподаватели кафедры ТОЭС Ватин Николай Иванович и Киркин Геннадий Владимирович.

17-18.05.12 в ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» состоялась конференция 16-я Всероссийская конференция «Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах». В работе секции «Энергетика, машиностроение, механика и процессы управления» приняли участие (с докладом и публикацией) магистранты 6 курса кафедры ТОЭС Тихонова Светлана Юрьевна и Морозов Сергей Александрович. Научный руководитель - Рыбаков Владимир Александрович.

25.05.12 прошел семинар «Новая версия ПК SCAD Office 2012: новые возможности расчета конструкций». На семинаре на конкретных примерах, в живом показе были продемонстрированы все основные режимы работы и возможности новой версии SCAD Office 2012. Руководитель коллектива разработчиков программного комплекса SCAD Криксунов Эдуард Зиновьевич делал доклад и отвечал на вопросы слушателей. Логическим продолжением этого семинара будет семинар в Киеве в начале октября 2012 г.

04.06.12 в рамках IV Международной специализированной выставки «Энергосбережение и энергоэффективность. Инновационные технологии и оборудование» прошел круглый стол на тему «Подготовка кадров для энергоэффективной экономики: российский и зарубежный опыт». В мероприятии участие принял зав. кафедрой ТОЭС, д.т.н., проф. Ватин Николай Иванович.

27-29.06.12 в Санкт-Петербурге проходил Международный Форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов – как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий». В работе форума приняли участие Баданин Андрей Николаевич, Ватин Николай Иванович, Якубсон Вера Михайловна

02-04.07.12 в ИМОП СПбГПУ проходит VII Международная конференция «Международное сотрудничество в инженерном образовании». 02.07.12 с докладом «International Cooperation in Civil Engineering Education and Research» на конференции выступила Якубсон Вера Михайловна.

В рамках учебной практики по геологии состоялась экскурсия во Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского.

11.09.12 в Ресурсном центре ИМОП состоялась рабочая встреча, целью которой было обсуждение строительства на территории СПбГПУ первого в Российской Федерации здания с нулевым потреблением энергии. Инициаторами строительства и организаторами данной встречи выступили компания SPU Oy - ведущая компания Финляндии в области производства теплоизоляционных материалов из пенополиуретана и ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». Во встрече также приняли участие такие организации как ООО «Энсто Рус», Группа компаний «ВИПС», KAUKO MARKKINAT Oy, ООО «Ланс Групп». От кафедры в мероприятии участие приняли д.т.н., проф. Ватин Николай Иванович, к.т.н., доцент Горшков Александр Сергеевич и Немова Дарья Викторовна (с докладом). По результатам встречи было решено создать группу из студентов для работы над данным проектом. Проект здания будет опираться на студенческие работы, выполненные в рамках архитектурного конкурса, проведенного SPU Oy и ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» в апреле 2012 года (I место занял студент группы 5019/2 Петров Клим Валерьевич).

 

3.1.3.  Виды и формы оценки формирующихся компетенций

 

Принципиальное значение имеет осознание преподавателем конкретных результатов обучения и компетенций, которые должны быть развиты по результатам обучения в магистратуре. Преподаватель должен тщательно обдумывать, какие именно виды учебной деятельности лучше всего подходят для достижения результатов обучения, запланированных в рамках данного модуля или курса. Преподаватель должен представлять средний объем времени, необходимый для выполнения каждого вида учебной деятельности в рамках модуля или курса. Студент должен следить за тем, чтобы предполагаемая нагрузка была реалистичной, хотя преподавательский состав также несет за это ответственность.

В учебном процессе предусмотрены следующие типы учебных заданий:

-          посещение лекций;

-          чтение учебной литературы;

-          поиск материалов в библиотеках и в сети Интернет;

-          обзор литературы;

-          формулирование задач и решение задач, сформулированных преподавателем;

-          проведение исследований;

-          тренировка технических или лабораторных навыков;

-          написание отчетов о проведенной научно-исследовательской работе;

-          совместная работа с другими студентами над написанием отчета/тезисов

-          подготовка и проведение презентаций, в т.ч. коллективных;

-          критическая оценка работы и знаний других студентов;

-          выполнение функций организатора семинаров/конференций и др. мероприятий;

-          выполнение функций руководителя или полноправного участника рабочих групп;

-          обмен вопросами и информацией с другими студентами с использованием разнообразных способов коммуникации.

Для анализа уровня сформировавшихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций применяются следующие формы оценки:

-       устный экзамен;

-       письменный экзамен;

-       тест;

-       реферат;

-       контрольная работа;

-       доклад;

-       курсовая работа;

-       лабораторные и расчетно-графические работы;

-       отчет о практике;

-       отчет о стажировках;

-       диссертация;

-       анализ данных;

-       обзор материалов;

-       презентации результатов работ.

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводится оценивание более локальных результатов обучения – компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям ООП).

 

3.1.4.      Организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов

 

Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки студентов магистерской подготовки, способных творчески применять в практической деятельности инновационные научно-технические подходы. Научно-исследовательская работа предусмотрена в каждом учебном семестре ООП. Основные научно-практические исследования, наработанные за первые три семестра обучения, являются основой для написания магистерской диссертации.

Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах:

-          выполнение лабораторных работ, курсовых и магистерских диссертационных работ, содержащих элементы научных исследований;

-          введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия;

-          ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных;

-          участие в работе студенческих научных семинаров и конференций.

 

Самостоятельная работа студентов состоит из двух видов: текущей и творческой проблемно-ориентированной.

 

Текущая самостоятельная работа включает:

-     работу с лекционным материалом, с учебной литературой;

-     опережающую самостоятельную работу;

-     самостоятельное изучение разделов дисциплины;

-     выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ;

-     подготовку к лабораторным работам, к практическим и семинарским занятиям;

-     подготовку к контрольным работам, зачётам;

-     подготовку к экзаменам.

 

Творческая проблемно-ориентированная работа включает:

-     выполнение расчётно-графических работ;

-     выполнение курсового проекта или курсовой работы;

-     поиск, изучение и презентация информации по заданной проблеме, анализ научных публикаций по заданной теме;

-     работа над междисциплинарным проектом;

-     исследовательская работа, участие в конференциях, семинарах, олимпиадах;

-     анализ данных по заданной теме, выполнение расчётов, составление схем и моделей на основе собранных данных.

 

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу магистранта приходится 2/3 общего времени, отпущенного на освоение магистерской программой, поэтому самостоятельная работа студента (СРС) должна стать основой образовательного процесса.

Результаты самостоятельной работы магистранта контролируются преподавателем. Эти результаты должны оцениваться и учитываться в ходе итоговой аттестации магистранта по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы магистранта по изучаемой дисциплине является балльная.

При разработке шкалы оценки результатов самостоятельной работы магистранта, необходимо учитывать самостоятельную работу магистранта, при этом, ранжировать задания для самостоятельной работы в зависимости от уровня их сложности.

В качестве используемых форм контроля рекомендованы следующие формы: тестирование; контрольные мероприятия в рамках внедренной в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки качества учебной работы магистрантов на основе модульной технологии обучения; проверка контрольных работ, задач; доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный); экспресс опрос; отчет по результатам выполненной работы (индивидуальной или групповой).

Форма и время отчетности по самостоятельной работе заранее оговариваются в задании и регламентируются графиком самостоятельной работы магистра.

Форма представления работы (задания), минимально необходимой объем выполненный работ также устанавливаются заранее, при разработке и выдаче задания на самостоятельную работу.

 

3.1.5.      Нацеленность на приоритетные направления модернизации и технологического развития экономики

 

Целью ООП является содействие технологическому развитию и усиление конкурентных преимуществ России по приоритетным направлениям модернизации экономики Российской Федерации (энергоэффективность и энергосбережение) в условиях ускоряющегося научно-технического развития и глобализации мировой экономики.

 

3.2.  Создание совместных образовательных программ

 

07.02.12 в ИМОП состоялась встреча с представителями Техническо-экономического института г. Чешские Будейовице: Алжбетой Троуповой и Оксаной Семеновой. В ходе встречи были рассмотрены различные формы сотрудничества, в том числе программа «Двойной диплом» и взаимные публикации в строительных журналах. В мероприятии от кафедры ТОЭС участие приняли: Ватин Николай Иванович, Сурыгин Александр Игоревич и Голубкова Марина Дмитриевна.

 

3.3.  Информация о взаимодействии со стратегическими партнёрами в ходе разработки и общественно-профессионального признания программ


Разработка ООП была инициирована и осуществлялась при участии и поддержке строительного сообщества Санкт-Петербурга. Инженерно-строительный факультет активно сотрудничает в сфере подготовки кадров, проведения научно-исследовательских работ с ведущими саморегулируемыми и проектно-строительными организациями города.

Основными стратегическими партнерами по признанию ООП подготовки магистров по программе «Строительство особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений» являются:

-         негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), объединяющая саморегулируемые организации всех регионов РФ (заведующий кафедрой ТОЭС, Ватин Николай Иванович является членом Комитета по профессиональному образованию);

-         некоммерческое саморегулируемое партнерство организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство НКСП «Региональное Строительное Объединение», осуществляющее выдачу допусков в т.ч. на право производства работ на особо опасных, технически сложных и уникальных зданиях и сооружениях;

-         некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» (в сентябре 2012 года учредила именные стипендии студентам магистерской подготовки инженерно-строительного факультета;

-         ОАО «Атомэнергопроект» - инжиниринговая компания, генеральный проектировщик атомных электростанций. Компанией созданы проекты большинства АЭС на территории России, Восточной Европы и стран СНГ. ОАО «Атомэнергопроект» - генеральный проектировщик АЭС «Бушер» в Иране, АЭС «Куданкулам» в Индии, АЭС «Белене» в Болгарии, АЭС «Аккую» в Турции. «Атомэнергопроект» - генеральный проектировщик и генподрядчик сооружения Нововоронежской АЭС-2, генеральный проектировщик Курской АЭС-2. По заказу ОАО «Атомэнергопроект» инженерно-строительный факультет осуществляет целевое обучение студентов по направлению «Строительство». Большое количество специалистов компании - выпускники инженерно-строительного факультета.

-         ОАО «ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева» один из крупнейших научных центров России, основной задачей которого является осуществление научно-исследовательских, внедренческих, опытно-конструкторских работ в области гидротехнического, энергетического, промышленного и гражданского строительства, водного хозяйства. Инженерно-строительный факультет ведет большое количество совместных научно-исследовательских работ с ОАО «ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева».

-         ЗАО «Институт «Стройпроект», являющийся лидером дорожной отрасли России в сфере комплексного проектирования и строительного контроля. Специалисты организации активно участвуют в научно-исследовательской работе кафедры ТОЭС, консультируют студентов, руководят дипломными проектами и магистерскими диссертациями. В июне 2012г. Петрова Анна Евгеньевна успешно защитила диссертацию по теме «Технология натяжения вантов арочного моста с гибкими подвесками» под руководством ведущего инженера по расчетам ЗАО «Институт «Стройпроект»» М.Ю. Горохова.

 

3.4.  Организация доступа к учебно-методическим материалам на базе виртуальной среды обучения MOODLE

 

Обучение по ООП строится на основе виртуальной среды обучения MOODLE. Среда Moodle является прогрессивной, постоянно развивающейся средой. Разработчику учебно-методических комплексов она предоставляет возможности использовать все необходимые ресурсы и средства контроля. Большим достоинством является распространение системы по лицензии GPL, что позволяет, не нарушая авторских прав свободно использовать, распространять и модернизировать систему.

 

3.5.  Меры по обеспечению мобильности молодых исследователей

 

Для реализации ООП молодые преподаватели и магистранты кафедры в течение года прошли стажировки, повышение квалификации на курсах, семинарах, тренингах в рамках реализации ООП:

01-02.02.12 в Хельсинки (Финляндия) состоялась рабочая встреча с профессором Хельсинского университета Metropolia Ammattikorkeakoulu Эриком Поллоком (Eric Pollock). Обсуждалась подготовка совместных учебно-научных экспериментов по наномодифицированным бетонным смесям. Во время встречи Эрик Поллок показал лаборатории и рассказал методику проведения опытов. В мероприятии участие приняли студентки кафедры ТОЭС Киски Светлана Сергеевна и Стрижкова Яна Николаевна (фото).

07-09.03.12 в Хельсинки (Финляндия) состоялась рабочая встреча с профессором Хельсинского университета Metropolia Ammattikorkeakoulu Эриком Поллоком (Eric Pollock). Обсуждалась подготовка совместных учебно-научных проектов. Во время встречи Эрик Поллок показал лаборатории и рассказал о процессе обучения в университете Метрополия. Мы представили материал о нашей программе обучения. От кафедры ТОЭС в мероприятии участие приняли студентка Шлычкова Дарита Максимовна и сотрудница кафедры ТОЭС Стрижкова Яна Николаевна (фото).

 

14.03.12 в конгресс центре Dipoli города Espoo (Финляндия) состоялся ежегодный семинар внутреннего климата помещений Sisäilmastoseminaari 2012 (фото). В семинаре приняли участие студенты 5 курса кафедры ТОЭС Золотарева Елена Александровна и Петров Клим Валерьевич. Клим выступил перед международной аудиторией с докладом на тему «Определение наилучшего месторасположения датчиков дыма в офисе».

28-30.03.12 прошла Конференция в Техническом университете им. Гедеминаса (г. Вильнюс, Литва) «Научные достижения и их применение в гражданском строительстве».  От кафедры участие в мероприятии приняли профессор кафедры ТОЭС Пономарёв Андрей Николаевич  и аспирант Иванов Кирилл Николаевич (фото).

16-18.04.12 в учебном центре Rakennusteollisuuden Koulutuskeskus RATEKO (Финляндия, Хельсинки), прошло обучение российских специалистов по теме «Управление качеством и обеспечение качества строительных работ». В обучении принял участие Ватин Николай Иванович

29.07 - 05.08.12 проходила стажировка студентов Политехнического университета в лаборатории Fab Lab в Испании (Барселона), в которой принимала участие студентка старших курсов Шлычкова Дарита Максимовна. В процессе работы было проведено ознакомление с оборудованием по объемному моделированию. В результате работы был сделан проект дома с внутренним интерьером и освещением (фото).

 

 

3.6. Мероприятия по вовлечению в реализации программы развития сотрудников и студентов университета (пиар-проекты, публикации, в т.ч. выступления в СМИ)

 

3.6.1.   Публикационная активность преподавателей

 

Важной особенностью разрабатываемой ООП является привлечение преподавателей, ведущих активные научные исследования. В рамках программы Научно-исследовательских университетов одним из средств наукометрии является публикационная активность, учитываемая Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Наиболее значимые публикации, выполненные сотрудниками кафедры в рамках реализации ООП:

1. Ватин Н.И., Якубсон В.М., Никончук Е.Г. Международное сотрудничество в строительном образовании и науке // VII Международная конференция “Международное сотрудничество в инженерном образовании” 2-4.07.2012. СПб, 2012. С. 31-34.

2. Петриченко М.Р., Петроченко М.В. Достаточные условия существования свободноконвективного течения в вертикальном щелевом // Научно-технические ведомости СПбГПУ 2012 №2. Доступ из сети Интернет - <URL: http://www.stroikafedra.spb.ru/publikacii/2012/sce_2012_2-2_5.pdf>

3. Жгутов В.М. Геометрически нелинейные математические модели термоползучести оболочек переменной толщины // Инженерно-строительный журнал. 2012. №5(31). С. С. 43-59.

4. Жгутов В.М. Геометрически нелинейные математические модели термоползучести оболочек переменной толщины // Инженерно-строительный журнал. 2012. №5(31). Доступ из сети Интернет - <URL: http://www.engstroy.spb.ru/index_2012_05/zhgutov.html>

5. Улыбин А.В. , Зубков С.В. О методах контроля прочности керамического кирпича при обследовании зданий и сооружений // Инженерно-строительный журнал. 2012. №3(29). С. 29-34.

6. Горшков А.С., Ватин Н.И., Урустимов А.И., Рымкевич П.П. Расчетный метод обоснования технологических мероприятий по предотвращению образования ледяных дамб на крышах зданий со скатной кровлей // Инженерно-строительный журнал. 2012. №3(29). С. 69-73.

7. Величкин В.З., Солдатенко Т.Н. Модель интеллектуальной поддержки принятия решений по управлению состоянием строительных конструкций зданий // Инженерно-строительный журнал. 2012. №3(29). С. 74-82.

8. Улыбин А.В. , Зубков С.В. О методах контроля прочности керамического кирпича при обследовании зданий и сооружений // Инженерно-строительный журнал. 2012. №3(29). Доступ из сети Интернет - <URL: http://engstroy.spb.ru/index_2012_03/ulybin.html>

9. Горшков А.С., Ватин Н.И., Урустимов А.И., Рымкевич П.П. Расчетный метод обоснования технологических мероприятий по предотвращению образования ледяных дамб на крышах зданий со скатной кровлей // Инженерно-строительный журнал. 2012. №3(29). Доступ из сети Интернет - <URL: http://engstroy.spb.ru/index_2012_03/gorshkov.html>

10. Величкин В.З., Солдатенко Т.Н. Модель интеллектуальной поддержки принятия решений по управлению состоянием строительных конструкций зданий // Инженерно-строительный журнал. 2012. №3(29). Доступ из сети Интернет - <URL: http://engstroy.spb.ru/index_2012_03/soldatenko.html>

11. Петросова Д. В. Фильтрация воздуха через ограждающие конструкции // Инженерно-строительный журнал. 2012. №2(28). С. 24-31.

12. Немова Д.В. Системы поддержания микроклимата помещений // Вентиляция. Отопление Кондиционирование. Приложение к журналу «Еврострой»– 2012. – № – С. 2-4

 

3.6.2.  Журнал «Строительство уникальных зданий и сооружений»

 

В рамках реализации программы был создан новый журнал «Строительство уникальных зданий и сооружений», включенный в РИНЦ / eLibrary. Журнал публикует научные статьи, аналитические обзоры, информацию о новом оборудовании, материалах, технике, технологиях и результатах их практического применения, учебно-методические материалы по строительству. Авторами являются сотрудники, студенты, аспиранты, докторанты ведущих специализированных вузов и сотрудники организаций строительной отрасли. Язык публикаций - русский или английский. Если публикация представлена вузом-партнером, то возможно использование другого языка при условии представления аннотаций на русском и на английском языках.

Журнал "Строительство уникальных зданий и сооружений" освещает следующие тематические направления (применительно к Номенклатуре специальностей научных работников):

-       Строительство и архитектура;

-       Математика (строительная тематика);

-       Механика (строительная тематика);

-       Физика (строительная тематика);

-       Химические науки, химическая технология и приложения (строительная тематика);

-       Биологические науки, биотехнология и приложения (строительная тематика);

-       Инженерная геометрия и компьютерная графика;

-       Машиностроение и машиноведение (строительная тематика);

-       Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования и жизнеобеспечения (строительная тематика);

-       Транспортное (строительная тематика) и строительное машиностроение;

-       Электротехника (строительная тематика);

-       Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (строительная тематика);

-       Информатика, вычислительная техника и управление (строительная тематика);

-       Энергетика (строительная тематика);

-       Металлургия и материаловедение (строительная тематика);

-       Транспорт (строительная тематика);

-       Безопасность деятельности человека (строительная тематика);

-       Мелиорация, рекультивация и охрана земель (строительная тематика);

-       Экономические науки (строительная тематика);

-       Юридические науки (строительная тематика);

-       Науки о Земле (строительная тематика).

 

3.6.3.  Пиар-проекты по реализации ООП

 

19.03.12 в г. Алматы (Казахстан) прошли рабочие встречи со студентами, преподавателями и руководством университетов: Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева и Казахская головная архитектурно-строительная академия. Перед студентами с презентацией о поступлении в магистратуру по ИСФ выступили и.о. заведующего кафедрой ПСОиФ Баданин Андрей Николаевич и студент 5 курса кафедры ТОЭС Гаас Иван Андреевич (фото).

15-27.03.12 в восьми городах Турции прошла крупнейшая образовательная выставка 21st International Education Fairs of Turkey (IEFT). От ИСФ ФГБОУ СПбГПУ с презентацией новых магистерских программ выступила ст.преподаватель кафедры ТОЭС Гамаюнова Ольга Сергеевна.

20.04.12 в рамках Международного строительного форума «Интерстройэкспо» прошла конференция «Саморегулирование и международный строительный рынок», организованная Некоммерческим партнерством «Управление строительными предприятиями Петербурга». На конференции с презентациями новых магистерских программ выступили преподаватели кафедры ТОЭС Ватин Николай Иванович и Киркин Геннадий Владимирович.

 

 

20.04.12 в рамках Международного строительного форума «Интерстройэкспо» состоялась конференция «Развитие образовательной системы подготовки профессиональных кадров строительного комплекса в условиях самореглирования». От инженерно-строительного факультета в конференции приняли участие Стрелец Ксения Игоревна и Петроченко Марина Вячеславовна.

06.05.2012 в г.Кишинев (Республика Молдова) прошел IV Республиканский многопредметный Турнир молодых соотечественников, в котором участвовали учащиеся 9-12 классов русских школ и лицеев Молдавии и Приднестровья. Турнир проводился в партнёрстве с российскими вузами, в том числе, с ФГБОУ «СПбГПУ». Также в городах Кишинева и Бельцы прошли информационные встречи со студентами о новых магистерских программах ИСФ. Во всех мероприятиях активное участие приняли: Гамаюнова Ольга Сергеевна, ст.преподаватель кафедры ТОЭС;  Чакир Марина Федеровна, гр. 3019/3 (ИСФ, кафедра ТОЭС).

04.06.12 на канале ОТВ «ТВ ЦЕНТР» в рамках цикла телепередач «Специалисты будущего» вышла передача «Подготовка по специальности «Строительство», в рамках которой было рассказано про инженерно-строительный факультет и новых магистерских программах факультета.

3.7. Мероприятия по вовлечение в реализации программы развития внешних партнеров университета


В ходе реализации программы развития с внешними партнерами университета разработано рамочное соглашение о сотрудничестве, целью которого является развитие сотрудничества между ФГБОУ СПбГПУ и партнерами по следующим направлениям деятельности:

-         подготовка совместных информационно-тематических мероприятий;

-         привлечение высококвалифицированных специалистов-практиков для проведения практических занятий;

-         кадровое обеспечение организаций-партнеров;

-         организация производственных практик студентов в организациях -партнеров;

-         профессиональное обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов строительного комплекса;

-         совместный выпуск учебно-методической литературы и специализированных изданий.

-         назначение именных стипендий организаций-партнеров успешно обучающимся студентам.

Соглашения о сотрудничестве заключены со следующими ведущими проектно-строительными и саморегулируемыми организациями: НКСП «Региональное Строительное Объединение»; НКСП «Региональное Проектное Объединение»; некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов»; ОАО «Группа ЛСР», ЗАО «Викинг» и др.

 

4.    Результаты выполнения ООП


4.1.     Перечень новых учебных дисциплин


В учебном плане ООП предусмотрены следующие новые дисциплины:

-     Спецкурс по английскому языку;

-     Контроль качества в строительстве;

-     Строительство особо опасных объектов капитального строительства;

-     Строительство уникальных зданий и сооружений;

-     Строительство технически сложных  объектов кап.строительства;

-     Техника безопасности и охрана труда в строительстве.

 

4.2.   Перечень новых учебных пособий


В ходе разработки ООП выпущены новые учебные пособия:

  1. Инженерные системы зданий и сооружений. Основы расчетов по безопасной и эффективной эксплуатации систем газоснабжения. Автор: Шкаровский А.Л.
  2. Охрана окружающей среды. Оценка воздействия особо опасных и технически сложных объектов на окружающую среду. Автор: Шкаровский А.Л.
  3. Устройство свайных фундаментов. Авторы: Баданин А.Н., Булатов Г.Я., Колосова Н.Б.
  4. Математическое моделирование. Математические вопросы управления рисками проектов уникальных зданий и сооружений. Автор: Солдатенко В.С.
  5. Технология строительных процессов. Каменные работы. Авторы: Ватин Н.И., Галузин В.М.
  6. Сметное дело. Сметная документация на ремонт и реконструкцию зданий и сооружений. Автор: Солдатенко Т.Н.

 

4.3.  Опыт разработки ООП

 

При разработке ООП учитывалось следующее:

-     разработка программы инициирована ведущими проектно-строительными и саморегулируемыми организациями Санкт-Петербурга и других регионов РФ;

-     разработка новых профессиональных дисциплин учебного плана и их содержания осуществлялась при содействии высококвалифицированных специалистов-практиков из профильных организаций Санкт-Петербурга;

-     увеличено количество часов и дисциплин для изучения иностранного языка, учитывая международный характер ООП;

-     производственная практика магистрантов осуществляется непрерывно в течение всего срока обучения в профильной организации;

 

4.4.    Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО, магистратура

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

В(3)

1.1

Подготовка специалистов международного уровня

В

1.2

Ориентация на практическую деятельность

В

1.3

Подготовка специалистов руководящих должностей

В

2

Установление новых норм качества подготовки

Р(1)

2.1

Обязательная защита курсовых/магистерских работ/диссертаций с использованием иностранного языка

Р

3

Проектирование нового содержания образования

П(1), Р(1), В(1)

3.1

Усиление изучение иностранного языка

П

3.2

Стажировка в иностранном вузе-партнере как обязательная часть образовательного процесса

В

3.3

Обязательная работа по специальности как часть образовательного процесса

Р

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

П(1), Р(1)

4.1

Работа в системе дистанционного обучения Moodle 

Р

4.2

Видеолекции

П

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

Р(1), В(1), П(1)

5.1

Собеседование со специалистом-практиком

В

5.2

Собеседование с иностранным специалистом-преподавателем ВУЗа

Р

5.3

Балльно-рейтинговая система

П

6

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

Р(2), В(2)

6.1

Привлечение иностранных специалистов для проведения занятий

Р

6.2

Использование лабораторий и площадок производственных предприятий для проведения лабораторных и практических занятий

В

6.3

Использование системы дистанционного обучения Moodle для размещения учебно-методических материалов и литературы

Р

6.4

Обеспечение доступа к крупнейшим информационным ресурсам (базам данных) научных исследований

В

7

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

П(1), В(1)

7.1

Оснащение учебной аудитории оборудованием для проведения онлайн-трансляций мероприятий

П

7.2

Оснащение аудиторий беспроводным доступом в сети интернет

В

8

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

Р(2), В(1)

8.1

Организация профессионального инкубатора

Р

8.2

Внутрикафедральная база вакансий

Р

8.3

Написание магистерской диссертации на базе организации, в которой работает магистр

В

9

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(1), Р(1)

9.1

Установка лицензионного программного обеспечения

В

9.2

Обеспечение обучающемуся индивидуального доступа в систему дистанционного обучения Moodle

Р

10

Развитие системы мониторинга качества образования

П(3)

10.1

Использование балльно-рейтинговой системы

П

10.2

Использование критериев уровня сложности выполняемых магистрантами проектов

П

10.3

Оценка отзывов работодателей о выпускниках

П

11

Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

П(1), Р(1), В(1)

11.1

Отслеживание уровня спроса на выпускников именно СПбГПУ

П

11.2

Проведение презентаций магистерских программ в строительной сфере

Р

11.3

Подготовка публикаций о содержании магистерских программ

В

 

4.5.   Примеры реализации инноваций

 

-     Обязательная защита курсовых/магистерских работ/диссертаций с использованием иностранного языка.

С июня 2012г. все защиты магистерских диссертаций на кафедре ТОЭС проходят с использованием иностранного языка. Оценку качества части доклада на английском языке проводят преподаватели с кафедры иностранных языков.

-     Обязательная работа по специальности как часть образовательного процесса.

Все магистранты кафедры на период обучения в магистратуре трудоустраиваются в проектные и строительные организации, где нарабатывают материал и проводят научно-исследовательскую работу по тематике магистерской диссертации.

-     Работа в системе дистанционного обучения Moodle.

С 2011 г. согласно распоряжению заведующего кафедрой ТОЭС, студенты всех форм обучения кафедры должны зарегистрироваться в системе дистанционного обучения Moodle и выполнять текущие задания на базе дистанционной системы обучения.

-     Собеседование с иностранным специалистом-преподавателем ВУЗа.

15.05.11 прошли выступления студентов третьего и четвертого курсов с презентациями по комплексному курсовому проекту. Защиты проектов проходили на английском языке (фото). В приемке работ принимал участие профессор Хельсинского университета Metropolia Ammattikorkeakoulu Эрик Поллок (Eric Pollock), который принят на работу на должность профессора кафедры ТОЭС.

-     Привлечение иностранных специалистов для проведения занятий.

14-15.10.11 в Преподаватели Mikkelin ammattikorkeakoulu Marianna Luoma (ст. преподаватель «Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»), Jari Hartikainen (преподаватель английского),  Martti Veuro (преподаватель «Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха») выступили с лекциями и ответили на все вопросы, интересующие студентов. Natalia Pääjärvi провела интервью студентов.

-     Использование системы дистанционного обучения Moodle для размещения учебно-методических материалов и литературы

Учебно-методические материалы по каждой дисциплина учебного плана размещены в системе дистанционного обучения Moodle.

-     Организация профессионального инкубатора

С 2011 г. студенты кафедры ТОЭС имеют возможность пройти стажировку на базе профессионального инкубатора, организованного доцентом кафедры, к.т.н., Киркиным Г.В. на базе ЗАО «Строительная компания «Ирбис».

-     Внутрикафедральная база вакансий

На базе системы дистанционного обучения Moodle регулярно размещается информация о вакансиях для студентов и выпускников кафедры в проектных и строительных организациях города.

-     Проведение презентаций магистерских программ на мероприятиях строительного сообщества


С начала 2012 года сотрудниками кафедры ТОЭС было проведено большое количество презентаций о разрабатываемой ООП в вузах-партнерах, на мероприятиях строительного сообщества и днях открытых дверей СПбГПУ.

 

5.   Использование в учебном процессе


5.1.    Дата внедрения ООП, условия внедрения


Выполняемые разработки будут осуществляться в рамках действующего образовательного процесса, что обеспечивает им автоматическую апробацию и внедрение в учебный процесс всего университета. Внедрение ООП начинается с 01.09.13.

Результаты промежуточных и итоговых разработок докладывались на ежегодно проводимых в ФГБОУ «СПбГПУ» международных и университетских конференциях, посвященных совершенствованию технологий высшего профессионального образования.

 

5.2.  Условия и перспективы по расширению контингента обучаемых ООП


Работа по расширению контингента обучаемых проводится в нескольких направлениях.

 

5.2.1. Привлечение студентов инженерно-строительного факультета

 

Контингент обучаемых в значительной степени базируется на студентах, прошедших обучение по бакалаврским программам по направлению «Строительство». Это позволяет формировать сильные и хорошо мотивированные студенческие коллективы.

 

5.2.2.  Привлечение молодежи из других вузов

 

Для формирования контингента обучающихся активно используется привлечение иногородних студентов бакалаврской подготовки к совместной научно-исследовательской работе с преподавателями кафедры. Кроме того, 30% обучающихся в магистратуре инженерно-строительного факультета являются выпускниками программы бакалавриата других профильных вузов РФ и иностранных вузов-партнеров.

 

5.2.3.  Привлечение молодежи из других стран

 

В дополнение к этому ведется активная работа по привлечению талантливой молодежи из Республики Казахстан дла поступления в магистратуру кафедры. 19.03.12 в г. Алматы (Казахстан) прошли рабочие встречи со студентами, преподавателями и руководством университетов: Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева и Казахская головная архитектурно-строительная академия. Перед студентами с презентацией о поступлении в магистратуру по ИСФ выступили и.о. заведующего кафедрой ПСОиФ Баданин Андрей Николаевич и студент 5 курса кафедры ТОЭС Гаас Иван Андреевич.

06.05.2012 в г.Кишинев (Республика Молдова) прошли информационные встречи со студентами о новых магистерских программах ИСФ. Во всех мероприятиях активное участие приняли: Гамаюнова Ольга Сергеевна, ст.преподаватель кафедры ТОЭС;  Чакир Марина Федеровна, гр. 3019/3 (ИСФ, кафедра ТОЭС).

 

5.3.  Использование результатов разработки ООП для целей повышение квалификации и переподготовки


Результаты разработки ООП активно используются для целей повышение квалификации и переподготовки. Результаты этой работы активно обсуждаются в профессиональных СМИ.

-     Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации по направлению "Строительство" были образованы при кафедре "Технология, организация и экономика строительства" инженерно-строительного факультета ФГБОУ СПбГПУ в соответствии с приказом по университету №199 от 19.04.2002 «Об образовании курсов повышения квалификации по направлению «Строительство».

Практические наработки по ООП были использованы для разработки специальных программ курсов повышения квалификации по направлению «Строительство».

Особо опасные, технически сложные и уникальные сооружения – особый вид строительных объектов, определяемый ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К особо опасным и технически сложным в основном относятся энергетические объекты, такие как гидротехнические сооружения, атомные электростанции и т.п., а также морские порты и метрополитены. К уникальным сооружениям относятся большепролетные, высотные и подземные объекты. Эти виды объектов выделены в Градостроительном кодексе отдельно, в том числе потому, что на ведение работ на этих объектах нужны особые допуски.

Программы повышения квалификации составляются по видам работ в соответствии с приказом №624 Минрегионразвития. Отдельных программ для рассматриваемых видов объектов обычно не существует, и саморегулируемые организации, соответственно, не должны требовать их прохождения от своих членов. На курсах повышения квалификации в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» существует 32 программы, соответствующие типовым программам НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ. Каждая программа включает, в том числе, особенности ведения данных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Пример таких программ – разработанные для ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева курсы по проектированию гидротехнических сооружений и объектов использования атомной энергии. Корпоративные курсы предполагают подбор тем занятий под конкретные пожелания заказчика. Например, последняя программа для ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева включала три модуля: «Обследование строительных конструкций и грунтов основания зданий и сооружений, включая объекты использования атомной энергии», «Проектирование особо опасных объектов, включая объекты использования атомной энергии» и «Проектирование гидротехнических сооружений, включая сооружения на объектах  использования атомной энергии».

-     Профессиональная переподготовка по направлению «Строительство»

Переподготовка предназначена для специалситов, имеющих высшее образование, но по другой специальности. По окончании курсов выдается диплом о переподготовке государственного образца, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности. Таким образом, переподготовка базируется на имеющемся у специалиста высшем образовании и дает ему новую специализацию.

 

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете курсы профессиональной подготовки по направлению «Строительство» существуют с 2006 г.

Занятия в группах профессиональной переподготовки, как и в группах повышения квалификации, проходят в вечернее время по будням. Программа обучения строится по модульной системе, каждый модуль длится от 2 недель до месяца, оканчивается курсовым проектом или работой. Завершается обучение итоговым тестированием по всем разделам и защитой дипломного проекта.

 

Переподготовка ведется по пяти программам:

-     Промышленное и гражданское строительство;

-     Экономика и управление в строительстве;

-     Инженерные системы зданий и сооружений;

-     Проектирование и конструирование зданий и сооружений;

-     Контроль качества в строительстве.

 

 

6.    Проектирование образовательного стандарта ФГБОУ ВПО «СПБГПУ» по направлению подготовки магистров 270800 – «Строительство»


Целью проектирования является разработка образовательного стандарта СПбГПУ подготовки магистров по направлению 270800 «Строительство». С целью сохранения единого образовательного пространства и соблюдения определенных принятых педагогическим сообществом соглашений о ряде общих для образовательной системы России подходов к организации и отбору содержания обучения в качестве базовых документов, составивших основу ОСВ СПбГПУ по направлению подготовки 270800 – «Строительство», приняты ФГОС ВПО магистров и ООП этого же направления подготовки. При этом разработка ОСВ обеспечила выполнение требования о том, что качество подготовки выпускника, получившего образование на основе самостоятельно разработанного вузом образовательного стандарта, должно быть не ниже требований, указанных в ФГОС ВПО этого направления подготовки. В разработке стандарта ОСВ СПбГПУ и последующей учебно-программной документации использован и ГОС второго поколения направления подготовки «Строительство».

В ОСВ СПбГПУ структура разделов строго соответствует структуре и наименованию разделов ФГОС ВПО направления подготовки магистров «Строительство». Также сохранен нормативный срок подготовки магистров равный 2 годам, и общая трудоемкость обучения в объеме 120 зачетных единиц.

Далее приводятся краткие характеристики вводимых в ОСВ направления подготовки 270800 – «Строительство» основных инноваций по отношению к содержанию ФГОС ВПО этого направления подготовки.

 

6.1.  Проектирование характеристик профессиональной деятельности магистров в ОСВ


В разделе 4.4 ФГОС ВПО расширен перечень профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

- в области инновационной, изыскательской и проектно-расчетной деятельности включено: бизнес-планирование проектов реализации инновационного продукта;

- в области производственно-технологической деятельности включено: организация строительного контроля; разработка и организация мер пожарной безопасности, контроль за их соблюдением; разработка и организация мер по охране труда рабочих и инженерно-технического персонала, контроль за их соблюдением;

- в области деятельности по управлению проектами включено: организация взаимодействия и работы участников инвестиционно-строительного проекта; разработка инвестиционной политики реализации инвестиционно-строительного проекта.

Также уточнена формулировка ФГОС ВПО в название области профессиональной деятельности «по управлению проектами» изменено на «по управлению инвестиционно-строительными проектами»


6.2.   Проектирование требований к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры в ОСВ


В разделе 5.1 ФГОС ВПО введены новые профессиональные компетенции выпускника:

 

Вид профессиональной компетенции, деятельности

Содержание компетенции

общепрофессиональные

- способность подготовки публикаций по результатам научного исследования в открытой печати;

-  способность свободно пользоваться профессиональной терминологией и изъясняться на иностранном языке;

- способность организовывать и принимать участие в тематических дискуссиях (семинары, конференции) с ведущими экспертами строительной отрасли;

инновационная, изыскательская и проектно-расчетная деятельность

-  способность вести разработку новых инженерных методик расчета и проектирования уникальных зданий и сооружений

научно-исследовательская и педагогическая деятельность

- способность формулировки научно-технической задачи при проведении научных исследований

производственно-технологическая деятельность

- способность вести организацию контроля качества производственных и технологических процессов

деятельность по управлению проектами

- умение разрабатывать комплекс стратегических мероприятий по реагированию на рисковые события в ходе реализации инвестиционно-строительного проекта

профессиональная экспертиза и нормативно-методическая деятельность

- способность вести техническую экспертизу проектно-сметной документации объектов строительства;

- умением разработки глоссариев по профилю строительной деятельности с переводом на иностранный язык.

 

6.3. Проектирование требований к структуре основных образовательных программ магистратуры в ОСВ


Существенно расширен раздел 6.2 в части требований к структуре ООП магистратуры.

В базовой части общенаучного цикла (М1) определены дополнительные требования к результатам изучения цикла. По окончании обучения студент должен:

-знать: основные методы математического и физического моделирования; методологию проведения научно-исследовательских работ; профессиональную терминологию на иностранном языке;

- владеть: профессиональной терминологией на иностранном языке.

В перечень обязательных дисциплин общенаучного цикла (М1) введена дисциплина «Спецкурс по иностранному языку». В вариативную часть общенаучного цикла (М1) введена дисциплина «Строительное законодательство».

В базовую часть профессионального цикла (М2) определены дополнительные требования к результатам изучения цикла. По окончании обучения студент должен:

-знать: основные педагогические приемы и способы их использования в профессиональной деятельности; основы делового общения на иностранном языке;

-владеть: основными методами решения научно-технических задач при проведении научных исследований; основной терминологий делового общения на иностранным языке.

В вариативную часть о профессионального цикла (М2) введена дисциплина «Контроль качества в строительстве».

В цикл практик и научно-исследовательской работы (М3) определена обязательная стажировка в российском или иностранном вузе-партнере ФГБОУ СПбГПУ.

 

6.4. Проектирование требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры в ОСВ


В п. 7.12 предусмотрены новые инновационных технологии обучения, такие как:

-     дистанционные технологий обучения на платформе «moodle»;

-     совмещенное обучение по программе двойных дипломов.

Введенные технологии обучения позволяют существенным образом повысить качество подготовки магистрантов за счет расширения возможностей и облегчения доступа для получения новых знаний, информационного и студенческого обмена, проведения научно-исследовательских работ международного характера.

В п. 7.16 следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

-     публикация основных результатов научно-исследовательской работы в тематическом журнале, включенным в РИНЦ;

-     публичная защита выполненной работы на ежегодной международной научно-практической конференции «Неделя Науки СПбГПУ», а также на других тематических научно-технических мероприятиях (по решению руководства кафедры, реализующей ООП магистратуры).

6.5. Проектирование требований к оценке качества освоения основных образовательных программ магистратуры в ОСВ


С целью расширения возможностей работы по проектным тематикам в рамках ежегодного участия магистрантов в конкурсе дипломных работ по заказу государственных органов исполнительной власти «Студенты городу», в п.8.7 дополнен перечень профессиональных задач, на решение которых должна быть направлена тематика выпускных квалификационных работ. В перечень включены следующие новые задачи:

-     разработка новых проектно-конструкторских, технологических и организационно-управленческих решений;

-     технико-экономическое обоснование рациональности применения проектно-конструкторских, технологических и организационно-управленческих решений.

Также установлено, что требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются выпускающей кафедрой, реализующей соответствующую ООП магистратуры.