Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе        

 

                            (А.В. Речинский)

   «____» _______________ 2012 г.        

 М.П.         

 

ОТЧЕТ

 

по мероприятию № 2.9.1.11
Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки  магистров

 «Автоматическое управление энергоблоками

тепловых и атомных электростанций»

по направлению 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика»

в рамках реализации Программы развития
национального исследовательского университета

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель:________________ И.И. Лощаков

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.


Содержание

2. Задачи мероприятия 4

3. Описание работ по мероприятию. 5

2.1 Организация учебного процесса и способы контроля успеваемости. 7

2.2. Балльно-рейтинговая система оценивания индивидуальных результатов обучения студентов. 16

2.3. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов. 30

2.4. Выступления на конференциях, публикации. 34

4. Результаты. 36

5. Использование в учебном процессе 43

 

 

1. Цели мероприятия


Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы (ООП) подготовки магистров по направлению 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика». Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

ООП магистратуры имеет своей целью формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Цель магистерской программы «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» состоит в подготовке научно-технических кадров нового поколения, обладающих компетенциями мирового уровня и способных обеспечить конкурентоспособность отечественных научных организаций и промышленных предприятий; разработку, внедрение и применение передовых наукоемких надотраслевых технологий, связанных с автоматизацией работы энергетических объектов.

Структура основной образовательной программы «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» соответствует структуре ООП, определенной ФГОС ВПО  по направлению 140700  «Ядерная энергетика и теплофизика», включая:

– общие положения ООП подготовки магистров;

– аннотацию магистерской программы;

– рабочий учебный план;

– рабочие программы дисциплин учебного плана;

– программы научно-исследовательской работы и других видов работ студента (для образовательных программ магистерской подготовки);

– программы практик;

– методические рекомендации по применению образовательных технологий, методик обучения, оценочных средств;

– фонды контрольно-измерительных материалов;

– методические указание по организации самостоятельной работы студентов;

– требования к выпускной квалификационной работе;

– учебные пособия по 6 профильным дисциплинам ООП подготовки магистров.

 

2. Задачи мероприятия


Магистерская программа разработана и реализуется в рамках научно-образовательной деятельности СПбГПУ и ориентирована на опережающую подготовку конкурентоспособных кадров, нацеленных на выполнение мультидисциплинарных научных исследований в области энергетики. ООП «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» призвана решить следующие задачи:

1. Повышение качества образования и конкурентоспособности образовательной деятельности вуза по подготовке бакалавров и магистров по направлению 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика» на основе создания основной образовательной программы «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций».

2. Развитие и совершенствование политехнической модели системы образования, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

3. Обеспечение престижности российского политехнического образования, концентрация в СПбГПУ конкурентоспособных научно-педагогических кадров, включая лучших молодых специалистов, путем создания привлекательной научно-образовательной среды.

Актуальность выполняемой работы связана с повышением уровня энергопотребления во всем мире. По оценкам специалистов, для обеспечения генетически обусловленных потребностей, на одного человека должно приходиться 2 кВт электрической мощности. Таким образом, при населении Земного шара в 7 миллиардов человек, необходимо 14 миллиардов киловатт электрической мощности. На сегодняшний день мировая выработка электроэнергии 2 миллиарда киловатт, что в семь раз меньше необходимого. Решение проблемы – ввод в строй новых источников электроэнергии – мощных тепловых и атомных электростанций. Магистерская программа «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» нацелена на подготовку специалистов, способных заниматься исследовательской, проектной, конструкторской, а так же эксплуатационной деятельностью. Выпускник кафедры «АиТЭУ» способен вести научные разработки в сфере повышения эффективности и безопасности электростанций, заниматься проектированием узлов, механизмов и систем энергетических объектов, проектировать и вводить в строй автоматизированные и информационные системы, заниматься эксплуатацией электрических станций.

 

3. Описание работ по мероприятию


Основная образовательная программа (ООП) подготовки магистров «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» разработана на основе ФГОС ВПО третьего поколения для студентов кафедры «Атомные и тепловые энергетические установки», обучающихся по направлению 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика». Разработка учебно-методического обеспечения данной ООП осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

При разработке образовательной программы использовался как отечественный, так и зарубежный опыт. При этом образовательные технологии, в соответствии с принципами Болонского процесса, ориентированы на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Образовательные технологии базируются на сочетании традиционных и инновационных методиках обучения и формах контроля.

Современный уровень развития мировой науки и техники, стремительное развитие принципиально новых технологий привели к необходимости подготовки высококвалифицированных кадров, сочетающих глубокие знания фундаментальных наук и инженерно-физическую подготовку, что предполагает наличие у выпускника достаточного опыта самостоятельной работы над актуальными проблемами современной технической физики. Формирование творческого профессионального потенциала выпускника вуза требует изменений структуры и содержания образовательных программ, использования (в числе других) новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки поступающих на обучение и обучающихся.

Важнейшим требованием к выпускнику вуза является обеспеченность его профессиональными компетенциями. В традиционном понимании это определяется накоплением знаний, а также практических навыков и умений, перечень которых зафиксирован в соответствующих ФГОС ВПО РФ. Учитывая, что инженерная деятельность в условиях динамично развивающихся потребностей личности, рынка труда, сфер экономики, общества, государства должна быть инновационной, традиционное (казалось бы, незыблемое) толкование инженерной компетенции коренным образом изменяется. Компетентность – сформированное ядро знаний, навыков и умений фундаментального и специального («профильного») характера плюс сформированное творческое инженерное мышление.

Такая трактовка профессиональных компетенций обусловливает существенные изменения в подходах к реализации образовательного процесса. Формирование творческого профессионального потенциала выпускника вуза требует изменений структуры и содержания образовательных программ, использования (в числе других) новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки поступающих на обучение и обучающихся.

Магистратура, как наукоемкий образовательный институт, может функционировать лишь в условиях, благоприятных для развития научных исследований. Достижение высокого качества магистерской подготовки означает перестройку всего образовательного процесса в направлении «обучения через исследование».

 

3.1 Организация учебного процесса и способы контроля успеваемости


В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичном сочетании с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Кафедрой созданы условия для максимального приближения программ, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Для этого, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Такие формы контроля, в частности, реализуются при защите отчетов по НИРС, защите практик и выпускных квалификационных работ.

К инновационным методам подготовки студентов относятся активные и интерактивные формы проведения занятий. В соответствии с ФГОС ВПО доля активных и интерактивных занятий составляет 40% от общего объема аудиторных. Для студентов кафедры АиТЭУ ежегодно организуются экскурсии на Ленинградскую атомную электростанцию (г. Сосновый Бор), в институт ПИЯФ (г. Гатчина), а так же встречи с представителями таких профильных организаций, как Санкт-Петербургский «Атомэнергопроект», ВНИПИЭТ, ЦКТИ, ЦКБМ, Северо-Западный НТЦ, ООО «ТГК-1». В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Учебный процесс состоит из традиционных форм проведения занятий и способов контроля успеваемости, реализованных в ООП (табл. 1).

 

Таблица 1

Традиционные формы проведения занятий

Способы контроля успеваемости

лекционные занятия

экзамены, коллоквиумы, тестирование, устный и письменный опрос

практические занятия

контрольные и самостоятельные работы, проверка выполнения домашнего задания, выполнение расчетных работ, защита курсовых проектов

лабораторные работы

проверка готовности студентов к проведению лабораторной работы, защита отчетов по выполненным работам

научно – исследовательская работа студентов (НИРС)

защита отчета по НИРС

производственная, педагогическая и научная практики

отчет по практике

 

Расскажем несколько подробнее о формах проведения занятий:

Лекционные занятия

На лекционных занятиях магистрант слушает лекции преподавателя и фиксирует содержание в конспекте. Лекционное занятие состоит из двух академических часов с десятиминутным перерывом между часами. Лекции объединяются в курсы. Каждый курс лекций посвящен одной дисциплине учебного плана магистранта. Содержание курса может передаваться преподавателем как в устной, так и в письменной  форме.  При этом может быть использована соответствующая мультимедийная аппаратура. На кафедре АиТЭУ для демонстрации иллюстративного материала используется проектор.

Практические занятия

Практические занятия, в основном, состоят в решении задач по изучаемому курсу под руководством преподавателя. Задачи решаются студентами как коллективно, так и индивидуально – у доски. При этом идет отработка лекционного материала, что приводит студентов к более глубокому пониманию изучаемой дисциплины. Для развития у студентов соответствующих компетенций рекомендуется часть занятий (порядка 20%) проводить в интерактивной форме. На кафедре АиТЭУ планируется вести такую форму занятия, как «Групповые проекты». Эта современная инновационная технология развилась из идеи создания научных коллективов и предполагает работу студентов над одной общей темой, отдельные разделы которой выполняются самостоятельно каждым из участников проекта. По итогам работы студенты готовят индивидуальные отчеты по выполненной работе, а так же итоговый отчет о работе группы. Групповые проекты магистрантов целесообразны при решении больших учебно-научных и технических задач, результаты которых предполагают практическое использование в технике, промышленности и энергетике.

Лабораторные работы

Лабораторные работы выполняются на соответствующих лабораторных установках или компьютерах с использованием специального программного обеспечения. На сегодняшний день на кафедре АиТЭУ проводятся лабораторные работы по дисциплинам «Режимы АЭС», с использованием компьютерного тренажера «APROS», моделирующего различные ситуации, связанные с технологическим процессом на электростанции, и «Защита от ионизирующих излучений», с использованием программных средств по расчету дозовых нагрузок.

 Лабораторная работа должна быть обеспечена наличием методического руководства, содержащего описание и приемы работы на установке, цели и задачи работы, последовательность действий и операций.

Научно – исследовательская работа студентов (НИРС)

Научно – исследовательская работа является важным этапом подготовки студентов. Магистру предоставляется возможность выбрать преподавателя и тему научно – исследовательской работы. Преподаватель должен четко поставить задачу на НИРС, а так же осуществлять консультации и контроль за выполнением работы студентом. НИРСом является отдельное, небольшое,  законченное, самостоятельное исследование магистранта. Возможны варианты, когда работа по НИРС перерастает в магистерскую диссертацию. Рекомендуется создавать научные коллективы, в которые входят несколько студентов и преподавателей. Это повышает качество работ, их объем. Успехи отдельных членов коллектива мотивируют на конструктивную плодотворную работу остальных студентов.

Проведение практики студентов

Для магистрантов кафедры «Атомные и тепловые энергетические установки» проводятся следующие виды практик:

  • производственная – практика, которую студент проходит на профильном предприятии;
  • педагогическая, проводимая в виде помощи преподавателю в проведении занятий;
  • научная, которая проходит в соответствующем научном центре, либо непосредственно на кафедре.

 

Для оценки формирующихся компетенций, при использовании указанных выше образовательных технологий и методик обучения, необходим контроль знаний и успеваемости студентов. Для этого на кафедре АиТЭУ применяются как традиционные, так и инновационные оценочные средства. К традиционным относятся:

Экзамен, коллоквиум, опрос – для лекционного теоретического курса в качестве контроля знаний. Экзамен проводиться в устной или письменной форме во время экзаменационной сессии. Используется пятибалльная форма оценки знаний. Коллоквиум и опрос используется для периодической проверки знаний в течение семестра.

Решение контрольных задач применяется как форма контроля при практических занятиях (упражнений). Контрольные задачи могут объединяться в группы при выполнении контрольных работ. Контрольные работы выполняются в письменной форме, после чего проверяются преподавателем. Как правило, для контрольной работы отводится два академических часа. Так же формой контроля успеваемости на практических занятиях проводиться защита расчетных или курсовых работ, а так же курсовых проектов. Защита курсовых проектов проходит в устной форме в процессе собеседования с преподавателем. Аналогично проходит защита групповых проектов. При этом каждый студент защищает свою индивидуальную часть. В процессе защиты не исключаются вопросы, касающиеся группового проекта в целом.

Защита отчетов по лабораторным работам проходит как собеседование с преподавателем, в течение которого студент объясняет сущность, цели и задачи выполненной лабораторной работы, отвечает на вопросы преподавателя. При положительном исходе защиты по данной работе или группе работ студент получает зачет.

Зачет по НИРС выставляется студенту коллективом преподавателей (комиссией) при выполнении магистрантом требований, предъявляемых к данному типу работ. Так же возможен устный опрос и научно – техническая дискуссия.

Тесты применяются как для контроля текущей успеваемости, так и при финальной аттестации. Вместе с тем для итоговой государственной аттестации магистрантов предпочтителен устный экзамен.

Итоговый государственный экзамен проводится в устно-письменной форме. Содержание экзамена определяется учебно – методическим комплексом (УМК) подготовки магистра. Итоговый государственный экзамен является междисциплинарным. Вопросы междисциплинарного экзамена формируются из вопросов экзаменов профилирующих дисциплин, относящихся непосредственно к области специализации магистрантов (в соответствии с УМК подготовки).

Защита отчетов по педагогической и научно-исследовательской практикам проводится в форме собеседования с руководителем практики либо специальной комиссией, собранной из преподавателей кафедры. При защите отчетов по практике, помимо содержательной части, также принимается во внимание соблюдение студентом требований учебной дисциплины.

Защита магистерской диссертации принимается государственной аттестационной комиссией (ГАК). Процедура защиты состоит из устного доклада магистранта по теме магистерской диссертации, ответов на вопросы комиссии, ответов на замечания рецензента диссертации, оглашения отзыва научного руководителя. Процедура защиты магистерской диссертации фиксируется в протоколе книги ГАК.

При периодической проверке знаний (коллоквиум, опрос, тесты, контрольные работы) планируется, в качестве эксперимента, использовать   инновационные оценочные средства,  к которым можно отнести переход от пятибалльной к десятибалльной системе оценки знаний. Связь десятибалльной шкалы с пятибалльной легко установить из следующего алгоритма:

  • 10 баллов (5+) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, разбирающийся в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине, проявивший творческие способности и научный подход в понимании и изложении учебного программного материма, ответ отличается богатством и точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично;
  • 9 баллов (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично;
  • 8 баллов (4+) заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению;
  • 7 баллов (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению;
  • 6 баллов (4-) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы;
  • 5 баллов (3+) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе па экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения;
  • 4 балла (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных погрешностей;
  • 3 балла (3-) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, однако допустивший погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей;
  • 2 балла (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические, семинарские, лабораторные занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине;
  • 1 балл — нет ответа (отказ от ответа, представленный ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов).

 

3.2. Балльно-рейтинговая система оценивания индивидуальных результатов обучения студентов 


На момент реализации образовательной программы, кафедрой АиТЭУ предусматривались только традиционные формы контроля успеваемости студентов. Однако, в случае необходимости, есть возможность перейти на инновационные формы контроля. Это необходимо в рамках реализации принципов Болонского процесса в Российской федерации. Так, в настоящее время,  Санкт Петербургский государственный политехнический университет рассматривает переход к балльно-рейтинговой системе оценивания индивидуальных результатов обучения студентов. Переход к подобным формам контроля будет осуществляться поэтапно, и настоящая ООП готова к реализации инновационных подходов при оценке успеваемости студентов.

Балльно-рейтинговая система является основным элементом управления учебным процессом и предназначена для регулярного оценивания качества его результатов. Система обеспечивает:

‑ упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения на основе развития накопленного опыта в университете;

‑ формализацию процесса оценивания с целью структурирования, планирования и реализации непрерывного контроля результатов обучения;

‑ реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;

‑ формирование у студентов мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;

‑ развитие у студентов способностей к самооценке, как средству саморазвития и самоконтроля;

‑ стимулирование студентов к освоению образовательных программ на базе объективности и глубокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

‑ повышение состязательности в учёбе для активизации личностного фактора на основе ранжирования посредством оценки реального места, занимаемого студентом среди сокурсников в соответствии со своими результатами;

‑ рейтингование студентов по степени формирования компетенций, включающих, как учебные результаты (знания, умения, навыки), так и личностные качества (дисциплина, ответственность, инициатива и др.);

‑ получение, накопление и представление всем заинтересованным лицам, в том числе родителям студентов, информации об учебных достижениях студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

‑ объективную базу для поощрения студентов (назначение на академическую стипендию, оказание материальной помощи и т. п.), отбора студентов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура), прохождения семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников;

‑ выявление лидеров и отстающих среди студентов с целью реализации индивидуального подхода в процессе обучения;

‑ корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента;

‑ вовлечение университета в Болонский процесс на основе внедрения технологий оценивания результатов модульного обучения.

Балльно-рейтинговое оценивание результатов обучения студентов осуществляется в ходе текущего, рубежного контроля освоения учебных модулей и итогового контроля (промежуточной аттестации) освоения дисциплин. Мониторинг результатов обучения основан на использовании совокупности контрольно-рейтинговых мероприятий, определённым образом расположенных на всем интервале изучения дисциплин. Информационное сопровождение балльно-рейтинговой системы обеспечивается на основе системы дистанционного обучения и Центра дистанционного обучения Университета.

Баллы, характеризующие индивидуальный рейтинг студента, набираются им в течение всего периода обучения за выполнение отдельных видов учебных работ и проявленные при этом личностные качества. Количество планируемых баллов пропорционально объёму и видам учебной нагрузки студента, а также уровню достижения учебных результатов. Формы контрольных испытаний, измерительные материалы и порядок начисления баллов по дисциплинам и их модулям, устанавливаются и разрабатываются кафедрами, обеспечивающими соответствующие дисциплины.

Индивидуальный рейтинг учебных достижений студента складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг студента определяется по сумме определённым образом взвешенных баллов. набранных в ходе освоения всех учебных дисциплин и практик (учебных, производственных), предусмотренных учебным планом на протяжении семестра. Индивидуальный рейтинг по дисциплине определяется по сумме баллов, набранных студентом в ходе контроля освоения дисциплины (её модулей) или практики на протяжении одного или более семестров, в соответствии с программой дисциплины.

Для обеспечения широкой гласности результатов рейтингового контроля учебных достижений студентов деканаты не менее двух раз в семестр обеспечивают формирование рейтинг-листов – списки студентов в порядке убывания их рейтинговых баллов и доведение их до всех заинтересованных лиц. Как правило, это осуществляется по результатам первого модуля соответствующего семестра, а также по завершению семестра с широким использованием Интернет-технологий, базы данных Университета.

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств – компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине или практике (учебной, производственной) в течение семестра являются:

‑ текущий контроль;

‑ рубежный контроль по модулю;

‑ промежуточный контроль (сессия) по дисциплине – по необходимости.

 

Текущий контроль ‑ это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за уровнем усвоения знаний, формированием навыков и умений и развитием личностных качеств студента за фиксируемый период времени. В Университете устанавливаются единые сроки представления в базу данных системы Университета результатов текущего контроля (контрольные точки) по каждому модулю изучаемой дисциплины.

Формами текущего контроля могут быть:

‑ тестирование (письменное или компьютерное);

‑ контрольные работы;

‑ проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов и эссе;

‑ проверка выполнения разделов курсового проекта (работы), отчёта по научно-исследовательской работе студента (НИРС);

‑ проверка выполнения заданий по практике;

‑ дискуссии, тренинги, круглые столы;

‑ различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

‑ собеседование;

‑ контроль выполнения и проверка отчётности по лабораторным работам;

‑ работы с электронными учебно-методическими комплексами.

 

Возможны и другие формы текущего контроля результатов, которые определяются преподавателями кафедры и фиксируются в рабочей программе дисциплины.

 Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента в установленные сроки по расписанию. Формы контроля, порядок начисления баллов и фонды контрольных заданий для текущего контроля разрабатываются кафедрой исходя из специфики дисциплины, оформляются в виде приложений к учебной программе и утверждаются в установленном порядке (заведующим кафедрой, деканом, проректором).

 

Рубежный контроль осуществляется по завершении учебного модуля в течение одной недели. Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения студентом модуля в целом и возможного добора баллов, планируемых в ходе текущего контроля. В течение семестра в Университете проводится два рубежных контроля в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса Университета. Расписание проведения мероприятий рубежного контроля утверждается деканом по предложениям кафедр. Не рекомендуется планировать рубежный контроль более чем по двум дисциплинам в один день.

 

В качестве форм рубежного контроля учебного модуля можно использовать:

‑ тестирование (в том числе компьютерное);

‑ собеседование (зачёт) с письменной фиксацией ответов студентов;

‑ экзамен (письменный);

‑ зачёт (письменный);

‑ защита курсового проекта (работы);

‑ приём отчетной документации по практике;

‑ приём индивидуальных домашних заданий, рефератов и отчётов по лабораторным работам, НИРС.

Возможны и другие формы рубежного контроля результатов.

 

Формы контроля, порядок начисления баллов и фонды контрольно-измерительных материалов для рубежного контроля разрабатываются кафедрой исходя из специфики дисциплины, оформляются в виде приложений к учебной программе и утверждаются в установленном порядке (заведующим кафедрой, деканом, проректором).

Промежуточный контроль по дисциплине (сессия) – это форма контроля, проводимая по завершению изучения дисциплины в семестре. Промежуточный контроль проводится по дисциплинам, имеющим сильную межмодульную зависимость результатов обучения и требующим определения результатов освоения дисциплины в целом. Традиционно, это дисциплины федерального компонента ГОС с экзаменационным контролем. Решение о введении промежуточного контроля по дисциплине и включении аттестации (экзамена) в учебный план принимает учебно-методический совет Университета по предложению учебно-методических комиссий факультетов. Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам семестра устанавливается графиком учебного процесса Университета. Расписание проведения промежуточного контроля (экзаменационной сессии) по дисциплинам разрабатывается кафедрами и деканатами совместно с диспетчерами отдела реализации образовательных программ и утверждается ректором (проректором).

 В промежуточную аттестацию по дисциплине могут включаться следующие формы контроля:

‑ экзамен (письменный);

‑ защита практики;

‑ тестирование (в том числе компьютерное);

‑ собеседование с письменной фиксацией ответов студентов;

‑ приём индивидуальных домашних заданий, рефератов, отчётов по НИРС.

Возможны и другие формы промежуточного контроля по дисциплине.

Формы аттестации, порядок начисления баллов и фонды аттестационных материалов для промежуточного контроля разрабатываются кафедрой исходя из специфики дисциплины, оформляются в виде приложений к учебной программе и утверждаются в установленном порядке (заведующим кафедрой, деканом, проректором).

Основными участниками балльно-рейтинговой системы являются: студенты, преподаватели и заведующие кафедрами, кураторы, деканаты факультетов, Центр дистанционного обучения, управление образовательных программ, проректор и другие структурные подразделения университета.

 

Студенты: 

‑ знакомятся с содержанием учебных программ всех дисциплин, подлежащих изучению в семестре с целью организации своей учебной работы (аудиторной и самостоятельной);

‑ узнают о сроках проведения контрольных мероприятий, порядке начисления баллов и формирования рейтингов по дисциплине и семестру;

‑ выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение учебного семестра, года и отчитываются об их выполнении в ходе запланированных контрольно-рейтинговых мероприятий;

‑ сообщают куратору группы или заместителю декана о возникших трудностях в ходе учебного процесса и принимают к исполнению его рекомендации;

‑ соблюдают установленный график проведения аттестаций и своевременно представляют документы, подтверждающие уважительные причины его невыполнения.

 

Преподаватели:

‑ знакомят студентов в начале изучения дисциплины с содержанием учебной программы, видами, формами и сроками оценивания результатов обучения, порядком начисления рейтинговых баллов;

‑ формируют пакеты необходимых учебно-методических материалов для обучения (видов учебных работ, технологий преподавания) и оценивания учебных достижений студентов (контрольных заданий, тестов, рефератов и т. п.);

‑ организуют аудиторную и самостоятельную работу студентов в процессе обучения;

‑ способствуют адаптации студентов к обучению в условиях балльно-рейтинговой системы;

‑ заносят баллы, набранные студентами, в базу данных системы дистанционного обучения Университета;

‑ анализируют различия планируемых учебных результатов с практически достигнутыми и вносят необходимую коррекцию в учебный процесс;

‑ контактируют с кураторами групп по вопросам повышения качества учебы, дисциплины, организации индивидуального обучения;

‑ организуют при необходимости работу по отработке и добору баллов студентами;

‑ принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы по балльно-рейтинговой системе.

  

Заведующие кафедрами:

‑ организуют контроль заполнения индивидуальных планов преподавателей в части учебно-методического обеспечения модульной и балльно-рейтинговой системы;

‑ организуют разработку и утверждение учебных программ дисциплин с дополнениями по реализации модульного обучения и обеспечения балльно-рейтинговой системы;

‑ утверждают предложенные преподавателями формы и методы преподавания дисциплин кафедры;

‑ организуют разработку и утверждение методического обеспечения учебного процесса по отдельным видам учебной работы и оценивания результатов по дисциплинам кафедры;

‑ осуществляют контроль сроков проведения и достигнутых результатов в ходе текущей и рубежной аттестации по дисциплинам кафедры;

‑ регулярно (не реже двух раз в семестр) анализируют информацию о текущей работе студентов, рубежных и промежуточной аттестаций и корректируют результаты в части начисления баллов за личностные качества;

‑ разрабатывают и реализуют меры по устранению выявленных недостатков;

‑ обобщают опыт работы преподавателей по балльно-рейтинговой системе с целью активного внедрения прогрессивных подходов к учебному процессу.

 

Деканаты факультетов:

‑ обеспечивают контроль своевременного представления кафедрами результатов текущей аттестации студентов в базу данных системы дистанционного обучения;

‑ организуют проведение рубежных аттестаций студентов с составлением расписания и анализируют их итоги c участием кураторов групп;

‑ проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об их успеваемости и контролируют отработку студентами своих задолженностей в ходе семестра;

‑ организуют работу по перезачёту или переаттестации ранее аттестованных дисциплин при восстановлении студентов или при переводе их из других вузов;

‑ обрабатывают и анализируют информацию о результатах промежуточной аттестации студентов факультета при участии кафедр;

‑ совместно с заведующими кафедрами определяют конкретные сроки ликвидации задолженностей с составлением расписания;

‑ обеспечивают формирование рейтинг-листов – списки студентов в порядке убывания их рейтинговых баллов и доведение их до заинтересованных лиц;

‑ организуют работу стипендиальных комиссий факультета;

‑ подготавливают проекты приказов об отчислении за академические задолженности, предоставлении академических отпусков, переводе студентов на следующий курс;

‑ принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по балльно-рейтинговой системе и его распространении.

  

Кураторы:

‑ разъясняют студентам правила и сущность балльно-рейтинговой системы при модульной организации учебного процесса;

‑ осуществляют контроль своевременности выставления результатов аттестации в системе Центра дистанционного обучения по дисциплинам, изучаемых студентами кураторской группы;

‑ по просьбе студентов обращаются к преподавателям или заведующим кафедрами для выяснения и решения возникших трудностей в процессе обучения по соответствующим дисциплинам;

‑ совместно с деканатом участвуют в анализе достигнутых результатов обучения и принимают соответствующие меры воздействия на студентов группы;

‑ информируют родителей о возможностях получения текущей информации о результатах обучения студентов;

‑ обсуждают на кафедре при участии студентов рейтинг-листы, рекомендуют лучших студентов на поощрение кафедры, университета; для продолжения обучения в магистратуре, за рубежом и т. п.;

  

Центр дистанционного обучения:

‑ обеспечивает программно-техническое и информационное сопровождение системы дистанционного обучения;

‑ консультирует сотрудников и преподавателей университета по вопросам работы с системой дистанционного обучения;

‑ обеспечивает по заявкам преподавателей включение новых учебно-методических элементов в базу данных системы дистанционного обучения;

‑ разрабатывает по заявкам заинтересованных подразделений шаблоны форм отчётов;

‑ обеспечивает учебный процесс в компьютерном классе центра дистанционного обучения.

 

Управление образовательных программ:

‑ организует методическое обеспечение учебного процесса в условиях балльно-рейтинговой системы;

‑ разрабатывает инструктивно-методические материалы по балльно-рейтинговой системе (положения, внутривузовские требования, инструкции, рекомендации и др.);

‑ организует обучение преподавателей основам балльно-рейтинговой системы;

‑ осуществляет контроль за разработкой и выполнением учебных программ по дисциплинам и при необходимости вносит предложения по корректировке выявленных отклонений;

‑ готовит бланки документов, используемых в балльно-рейтинговой системе и доводит их до непосредственных исполнителей;

‑ изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт обучения студентов по балльно-рейтинговой системе.

  

Проректор:

‑ координирует работу деканатов, кафедр, кураторов и студентов по реализации балльно-рейтинговой системы;

‑ осуществляет выборочный контроль качества учебного процесса по результатам текущей и рубежной аттестации в рамках балльно-рейтинговой системы обучения на отдельных факультетах и кафедрах;

‑ организует взаимодействие кафедр, факультетов с центром менеджмента качества университета в процессе реализации балльно-рейтинговой системы;

‑ готовит материалы по анализу состояния качества учебного процесса и предложения по его улучшению для Ученого совета университета;

‑ утверждает график учебного процесса, включая расписание проведения промежуточной аттестации по дисциплинам;

‑ вносит проекты приказов по представлению деканов о назначении студентов на стипендию, переводе на следующий курс, поощрении студентов, отчислении за академическую неуспеваемость и т. п.;

‑ координирует работу по обобщению и обмену опытом работы факультетов по балльно-рейтинговой системе и его распространении.

Важное место в подготовке магистра занимает самостоятельная работа студента (СРС). Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Целью самостоятельной работы студентов является:

— освоение в полном объёме основной образовательной программы;

— систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

— формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

— развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

— формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

— развитие исследовательских умений и способностей.

  Самостоятельная работа студентов включает в себя как классические, так и инновационные подходы и делится на два вида:

— аудиторную;

— внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя. На кафедре «Атомные и тепловые энергетические установки» (АиТЭУ) самостоятельная аудиторная работа студентов предусматривает:

— выполнение самостоятельных работ;

— выполнение контрольных и лабораторных  работ, составление схем, диаграмм;

— решение задач;

— работу со справочной, методической и научной литературой;

— защиту выполненных работ;

— собеседование, коллоквиумы, дискуссии, конференции;

— тестирование.

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий. К аудиторным занятиям относят:

— лекционные занятия;

— практические занятия;

— лабораторные работы.

Работа студентов на лекционных занятиях предусматривает самостоятельное изучение материала: технологических схем электростанций, параметров оборудования, особенностей паропроизводящих установок, просмотр соответствующей литературы (статей научных журналов, рекламных проспектов энергетических компаний) и чертежей под руководством преподавателя. Контроль знаний осуществляется с помощью тестирований, коллоквиумов, а так же экзамена по лекционному курсу в целом. Подготовка к экзамену осуществляется студентами самостоятельно при консультативной поддержке преподавателя.

На практических занятиях самостоятельная аудиторная работа студентов подразумевает проведение проверочных и контрольных работ, решение задач, работу со справочной, методической и научной литературой. Сюда же можно отнести индивидуальные консультации и защиту расчетных и курсовых работ.

Курсовая работа — учебная работа, имеющая научно-исследовательскую направленность и содержащая результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, выполненных в рамках тематики соответствующей учебной дисциплины. Целью и задачами выполнения курсовой работы являются знание основ научных исследований, умения вести исследовательскую деятельность, детальное исследование одного из вопросов, входящих в содержание обучения учебной дисциплины, развитие творческих умений студентов и подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.

Курсовой проект — учебная работа, содержащая решение поставленной технической задачи по учебной дисциплине, оформленная в виде конструкторских, технологических или программных проектных документов. Курсовой проект должен быть нацелен на развитие навыков и умений студентов по решению конструкторских или (и) технологических задач, проведению инженерных расчётов, разработке программного обеспечения, оформлению графических документов, а также на подготовку студентов к выполнению выпускной квалификационной работы.

Лабораторные работы выполняются на соответствующих установках или компьютерах с использованием специального программного обеспечения. На лабораторных работах студенты должны на практике проявить свои навыки, полученные в ходе изучения лекционных и практических занятий. На сегодняшний день на кафедре АиТЭУ проводятся лабораторные работы по дисциплинам «Режимы АЭС», с использованием компьютерного тренажера «APROS», моделирующего различные ситуации, связанные с технологическим процессом на электростанции, и «Защита от ионизирующих излучений», с использованием программных средств по расчету дозовых нагрузок. Каждая лабораторная работа обеспечена наличием методического руководства, содержащего описание и приемы работы на установке, цели и задачи работы, последовательность действий и операций. Студенты самостоятельно проводят работы на лабораторных установках, руководствуясь методическими рекомендациями. Преподаватель контролирует ход выполнения работы, следит за правильностью выполнения тех или иных операций.

 

3.3. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов  – планируемая учебная и научно–исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Здесь очень удобно использовать такой инновационный подход как дистанционное обучение. Преподаватель может использовать сеть Интернет для передачи студентам заданий и соответствующих методических пособий. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

 

Подготовка к лекционным занятиям предусматривает чтение студентами конспектов лекций, составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных материалов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста, использование аудио– и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, чтение иной специальной литературы (книги, статьи, методические учебные пособия). В течение семестра проводится периодический контроль знаний в виде коллоквиума и промежуточного тестирования. Лекционный курс заканчивается экзаменом, подготовка к которому студентами осуществляется самостоятельно, при консультативной помощи преподавателя.

 

Для практических занятий предусмотрено выполнение расчетных или курсовых работ, решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно – графических работ, подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) к защите.

 

Подготовка к лабораторной работе осуществляется студентом самостоятельно по соответствующему методическому руководству. Студент изучает приемы работы на установке, цели и задачи работы, последовательность действий и операций. Готовность студента к проведению лабораторной работы проверяется преподавателем в начале занятия в виде опроса.

Важным этапом подготовки магистров является научно – исследовательская работа студентов (НИРС). Этот вид работ развивает творческие способности, учит самостоятельно ставить задачи, выставлять цели и приоритеты, анализировать достигнутые результаты. В то же время, работа по НИРС осуществляется под руководством и контролем со стороны преподавателя. Руководитель студента помогает выбрать тему исследования, поставить научную задачу, выбрать или выработать соответствующие методы и подходы. 

 

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

— уровень освоения учебного материала;

— умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

— полнота общенаучных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;

— обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос;

— оформление отчетного материала в соответствии требованиями ГОСТ.

 

Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы студента в его будущей профессиональной деятельности. Так, например, лабораторные работы по курсу «Защита от ионизирующих излучений» создавалась на основе хоздоговоров с концерном ОАО «Росэнергоатом», выполненных студентами под руководством преподавателей кафедры.

2. Участие студентов в научно–исследовательской, опытно–конструкторской или методической работе кафедры.

3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно–исследовательских или прикладных работ.

4. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности. Лучшие студенты кафедры ежегодно представляются  на получение стипендий госкорпорации «Росатом», концерна ОАО «Росэнергоатом», ОАО «ТГК-1» (стипендиальная программа имени С.А. Казарова).

Диплом лауреата конкурса стипендий госкорпорации

Диплом лауреата конкурса стипендий госкорпорации «Росатом»

 

Формы и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами, иметь ярко выраженный учебный или научно – исследовательский характер. Формы самостоятельной работы определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин, графика самостоятельной работы, методических указаний для самостоятельной работы студентов.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, и условий учебной деятельности.

 

3.4. Выступления на конференциях, публикации


Результаты разработки ООП на протяжении нескольких лет докладывались на научных мероприятиях различного уровня. Перечислим некоторые публикации, связанные с этапами разработки ООП:

  1. Лапкис А.А, Ромахова Г.А. Внедрение в научно-исследовательский и учебно-методический процесс системы имитационного моделирования APROS// Материалы Всероссийской межвузовской научнй конференции студентов и аспирантов XXXVII Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 24–29 ноября 2008 г, 154 с.), стр. 102.
  2. Щуклинов А.П., Веденеева Е.А. Разработка автоматизированной системы контроля технологических параметров (АСК ТП) и её использование на примере хранилища отработанного ядерного топлива контейнерного типа ледокольного флота (ХОЯТ КТ ЛФ). // Материалы Всероссийской межвузовской научной конференции студентов и аспирантов XXXVII Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 24–29 ноября 2008 г, 154 с.), стр. 109.
  3. Ившин А.В., Козловский С.С., Куликова Г.Г., Лощаков И.И. Технология использования программного комплекса MCC 3D при разработке лабораторных занятий по курсу «Защита от ионизирующих излучений»// Материалы международной научно-практической конференции XXXVIII Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 30 ноября – 5 декабря 2009 г, 141 с.), стр. 93.
  4. Ившин А.В., Куликова Г.Г., Лощаков И.И. Расчет ослабления гамма-излучения защитным железобетонным контейнером// Материалы международной научно-практической конференции XXXVIII Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 30 ноября – 5 декабря 2009 г, 141 с.), стр. 94.
  5. Мошникова Е.А., Лощаков И.И. Автоматизированная система выбора трупопроводной промышленной арматуры по входным параметрам// Материалы международной научно-практической конференции XXXVIII Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 30 ноября – 5 декабря 2009 г, 141 с.), стр. 103.
  6. Кузькин А.В., Страхов Е.И. Сравнительный анализ исполнительных механизмов систем автоматического регулирования турбин АЭС// Материалы международной научно-практической конференции XXXIX Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 6 – 11 декабря 2010 г, 171 с.), стр. 115.
  7. Тюкин П.А., Головач Е.А. Регулирование блочных установок с импульсным источником энергии типа ТОКАМАК// Материалы международной научно-практической конференции XXXIX Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 6 – 11 декабря 2010 г, 171 с.), стр. 117
  8. Ившин А.В., Лощаков И.И. Анализ радиационных характеристик железобетонного контейнера// Материалы международной научно-практической конференции XXXIX Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 6 – 11 декабря 2010 г, 171 с.), стр. 122.
  9. Щуклинов А.П., Бажанов В.В. Анализ возможности учасия АЭС с аккумуляторами тепловой энергии в регулировании частоты и мощности энергосистемы// Материалы международной научно-практической конференции XXXIX Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 6 – 11 декабря 2010 г, 171 с.), стр. 127.
  10. Дрожжин Е.Ю. Проблемы подготовки персонала для обслуживания современных комплексов АСУ ТП на АЭС// Материалы международной научно-практической конференции XXXIX Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 6 – 11 декабря 2010 г, 171 с.), стр. 132.
  11. Дрожжин Д.А. Развитие и внедрение автоматизированных систем управления электрической частью АЭС// Материалы международной научно-практической конференции XXXIX Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 6 – 11 декабря 2010 г, 171 с.), стр. 133.
  12. Громов А.С., Головач Е.А. Математическое моделирование энергоблока с прямоточным парогенератором и реактором на быстрых нейтронах// Материалы международной научно-практической конференции XL Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 5 – 10 декабря 2011 г, 159 с.), стр. 111.
  13. Шемякин И.А. Кац Б.А. Разработка программы и демонстрационной базы данных для расчета показателей эффективности управления ремонтом на энергопотребителях// Материалы международной научно-практической конференции XL Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 5 – 10 декабря 2011 г, 159 с.), стр. 114.
  14. Конюшин М.В., Щуклинов А.П. Автоматизация теплового расчета однофазного теплообменника.// Материалы международной научно-практической конференции XL Недели науки СПбГПУ (Санкт-Петербург, 5 – 10 декабря 2011 г, 159 с.), стр. 121.

 

4. Результаты

В результате разработки образовательной программы «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» были введены новые учебные дисциплины:

— «Защита от ионизирующих излучений»;

— «Физика ядерных реакторов»;

— «Автоматическое управление энергоблоками»;

— «Режимы работы и эксплуатация АЭС»;

— «Парогазовые ТЭС»;

— «Эксплуатация и диагностика энергетических установок».

 

Для организации самостоятельной работы студентов и создания возможностей углубления знаний по соответствующим дисциплинам (модулям)  были разработаны следующие учебные пособия:

— И.И. Лощаков. «Защита от ионизирующих излучений»

— И.И. Лощаков. «Физика ядерного реактора»

— Е.А. Головач. «Автоматическое управление теплоэнергетическими установками тепловых и атомных электростанций».

— А.А. Лапкис. «Моделирование режимов работы АЭС в программном комплексе APROS».

—Г.А. Ромахова. «Газотурбинные установки электростанций».

— В.В. Рыбалко. «Эксплуатация и диагностика турбинных установок»

 

Учебный план подготовки магистров по текущей ООП разработан в полном соответствии с ФГОС ВПО и содержит 21 дисциплину. Каждая дисциплина имеет свою рабочую программу, по которой ведется подготовка студентов. При создании рабочих программ дисциплин привлекались сотрудники кафедры, читающие соответствующие курсы (модули). Учебный план предусматривает прохождение магистрантами научно - производственной, научно – исследовательской и педагогической практик. Доля интерактивных занятий не превышает 40% от общего объема аудиторных. Для обеспечения должного уровня организации учебного процесса, в соответствии с новыми требованиями государственных стандартов, были разработаны следующие методические рекомендации:

— Рекомендации по применению образовательных технологий и методик обучения, видов и форм оценки формирующихся компетенций;

— Методические указания по организации самостоятельной работы студентов;

— Требования к выпускной квалификационной работе.

Во время разработки ООП стало понятным, что одной из наиболее эффективных способов организации интерактивных занятий являются студенческие научные коллективы (СНК). При такой форме работы происходит постоянный обмен накопленными знаниями между участниками коллектива. У СНК могут быть несколько научных руководителей, что повышает эффективность работы. Так же надо отметить, что в СНК реализуемы практически все формы интерактивных занятий: «мозговой штурм», «круглый стол», «метод проектов».

 

  • Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО, магистратура

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

В(1)

2

Установление новых норм качества подготовки

В(1)

3

Проектирование нового содержания образования

В(1)

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

В(1)

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

П(1)

6

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

П(2)

7

Развитие инфраструктуры организации образовательного  процесса

В(1)

8

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В(4)

9

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(4)

10

Развитие системы мониторинга качества образования

П(1)

11

Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

П(1)

 

При заполнении таблицы используются следующие обозначения степени внедрения инновации: Р – реализация инновации, П – подготовка к внедрению инновации; В – внедрение инновации. Рядом с обозначением степени внедрения инновации в круглых скобках указывается количество инноваций (например, В(1) – внедрена 1 инновация).

 

Разберем более подробно внедряемые формы инновационной подготовки.

1) Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей.

В соответствии с ФГОС ВПО образовательные технологии ставят перед собой цель формирования у студентов соответствующих навыков и знаний – компетенций. Таким образом, весь учебный процесс построен на достижение указанной цели. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичном сочетании с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

2)  Установление новых норм качества подготовки

Как было сказано ранее, новые образовательные технологии нацелены на формирование у учащихся соответствующих компетенций. Для повышения качества образования необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера. Предлагаемые образовательные технологии для  ООП «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций» готовы к решению поставленных задач.

3) Проектирование нового содержания образования

Содержательная сторона образования включает в себя: 

— фундаментальные научные знания и методологию;

— фактологические знания.

Сказанное выше является основой для формирования высокого качества образования. Те или иные факты появляются вследствие какого - либо процесса, который, в свою очередь, описывается методологией. Если формировать у учащихся только фактологические знания, то у студентов теряется способность видеть:

— причину возникновения фактов,

— связь между фактами,

— взаимовложенность фактов,

— взаимоподчиненность фактов.

 В то же время, при опоре только на методологию и фундаментальные знания, студент может не видеть проявление этих знаний в жизни, то есть не понимать состоятельность такого знания. Таким образом, фундаментом образовательной деятельности в вузах является методология, а фактологический материал необходимо приводить в качестве примера адекватности научного знания.

4)  Разработка и внедрение новых образовательных технологий

Как было показано в разделе 3 настоящего отчета, образовательные технологии строятся на объединении традиционных и инновационных подходов в образовании. К традиционным относятся: лекции, упражнения, лабораторные работы, НИР. Инновационные формы обучения включают в себя активные и интерактивные занятия: интерактивные лекции – консультации, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

5)  Разработка и внедрение новых технологий оценки

В качестве инновационных технологий оценки, в соответствии с принципами Болонского процесса, Политехнический университет переходит на модульно – рейтинговую систему оценки знаний. Баллы, характеризующие индивидуальный рейтинг студента, набираются им в течение всего периода обучения за выполнение отдельных видов учебных работ и проявленные при этом личностные качества. Количество планируемых баллов пропорционально объёму и видам учебной нагрузки студента, а также уровню достижения учебных результатов. Формы контрольных испытаний, измерительные материалы и порядок начисления баллов по дисциплинам и их модулям, устанавливаются и разрабатываются кафедрами, обеспечивающими соответствующие дисциплины.

Индивидуальный рейтинг учебных достижений студента складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг студента определяется по сумме определённым образом взвешенных баллов. набранных в ходе освоения всех учебных дисциплин и практик (учебных, производственных), предусмотренных учебным планом на протяжении семестра. Индивидуальный рейтинг по дисциплине определяется по сумме баллов, набранных студентом в ходе контроля освоения дисциплины (её модулей) или практики на протяжении одного или более семестров, в соответствии с программой дисциплины.

6)  Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

Важной частью подготовки студента является самостоятельная работа (СРС). Для организации СРС необходимо, в частности, обеспечить учащихся учебной литературой. В рамках настоящей ООП разработаны ученые пособия, позволяющие студентам углубить свои знания в той или иной научной области. Так же, по заявке кафедры, происходит закупка библиотекой учебной литературы издательства «МЭИ» и «МВТУ».

Так же, для студентов образовательной программы «Автоматическое управление энергоблоками тепловых и атомных электростанций», в ближайшее время станет доступна новая версия компьютерного тренажера «APROS», моделирующего различные ситуации, связанные с технологическим процессом на электростанции. Новая версия тренажера обладает более удобным пользовательским интерфейсом и имеет расширенные возможности по моделированию физических процессов на электростанциях.

7) Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

Инновационными методами организации учебного процесса являются интерактивные занятия для учащихся. В соответствии с ФГОС ВПО доля активных и интерактивных занятий составляет 40% от общего объема аудиторных. Для студентов кафедры АиТЭУ ежегодно организуются экскурсии на Ленинградскую атомную электростанцию (г. Сосновый Бор), в институт ПИЯФ (г. Гатчина), а так же встречи с представителями таких профильных организаций, как Санкт-Петербургский «Атомэнергопроект», ВНИПИЭТ, ЦКТИ, ЦКБМ, Северо-Западный НТЦ, ООО «ТГК-1». В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

8)  Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

Выпускники университета могут получить сведения об имеющихся вакансиях в отделе трудоустройства выпускников в I уч. корпусе СПбГПУ, помещение 343.

По заказу Рособразования и при содействии Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов (РАПОС) создан портал для выпускников вузов и работодателей, облегчающий установление устойчивых связей молодых специалистов с рынком труда. Размещение информации на портале безвозмездное как для студентов, так и работодателей.

SuperJob — российский портал онлайн-рекрутмента. Ежедневно в базу данных сайта добавляется более 85 000 новых резюме специалистов и публикуется более 30 000 объявлений о вакансиях.

 

Вакансии с портала SuperJob:

 

Еще один источник информации о возможных местах работы студентов и выпускников Политехнического - сайт polywork.ru. Портал "Green Jobs" предлагает вакансии для работы в областях экологии и является частью проекта «Сделай мир зеленым!»

9)   Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

Для студентов кафедры АиТЭУ разработан электронный ресурс http://aiteu.spbstu.ru/. На нем публикуются сведения, полезные в образовательном процессе: методические пособия, методические рекомендации, расписания занятий, новости кафедры, сообщения о конкурсах, конференциях и иных научных мероприятиях.

Наиболее полную информацию студенты могут получить на сайте университета http://www.spbstu.ru/.

По различным вопросам учащиеся могут обращаться на почту кафедры aiteu@spbstu.ru.

При необходимости студенты всегда имеют возможность воспользоваться учебной литературой, которая храниться на кафедре, в том числе в электронном виде.

10)  Развитие системы мониторинга качества образования

Для проверки уровня подготовки учащихся и оценки формирования соответствующих компетенций разрабатываются новые оценочные средства. В ближайшей перспективе планируется внедрить модульно-рейтинговую систему оценивания. Модульно – рейтинговая система подразумевает проверку знаний и умений у студентов, осуществляемую как кафедрой, так и деканатом. В случае необходимости результаты проверки выносятся на общеуниверситетский уровень.

11)  Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

Достижения университета в образовательной и научной сфере ежегодно докладываются на конференциях различного уровня. Политехнический университет неоднократно попадал в новостную ленту телеканала «Петербург». Информация приемной комиссии ежегодно печатается в различного рода справочниках, например «Все вузы России». Наиболее полная информация об университете представлена на сайте http://www.spbstu.ru/

 

5. Использование в учебном процессе


Внедрение настоящей ООП планируется на 1 сентября 2013 года. Образовательная программа разработана для магистров направления 140700.68 «Ядерная энергетика и теплофизика». Основной контингент обучаемых по данной программе – студенты с дипломом бакалавра по направлению 140700.62  «Ядерная энергетика и теплофизика. Срок обучения в магистратуре – два года.