ОТЧЕТ

по мероприятию № _______

Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы

подготовки магистров в форме международной совместной программы «Техносферная безопасность подводных горно-технических работ»

по направлению «Техносферная безопасность»

в рамках реализации Программы развития национального исследовательского университета

 

Вид отчета: аннотационный

Ответственный исполнитель:________________ М.Б.Шилин

г. Санкт-Петербург

2011 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


1. Цели мероприятия 

2. Задачи мероприятия

2.1. Актуальность ООП

2.1.1. Актуальность вопросов обеспечения техносферной безопасности подводных горно-технических работ 

2.1.2. Актуальность разработки подобной ООП именно по направлению «Техносферная безопасность» 

2.1.3. Необходимость разработки международной совместной программы 

2.2. Структурные особенности ООП

2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций 

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

2.2.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах 

3. Описание работ по мероприятию 

3.1. Международная составляющая ООП 

3.1.1. Использование опыта реализации бакалаврской программы Construction Engineering и курса Sustainable Water Management в рамках программы Балтийский университет

3.1.2. Использования опыта Центральной Дреджинговой ассоциации при составлении магистерской программы

3.1.3. Обсуждение содержания ООП на международных форумах

4. Особенности организации учебного процесса

4.1. Использование в учебном процессе оборудования, закупленного в рамках Программы развития

4.2. Организация лабораторно-экспериментальной аквариальной базы 

4.3. Участие в профессиональных конференциях, семинарах по тематике ООП

4.4. Публикационная активность преподавателей, обеспечивающих ООП 

4.4.1. Издание журнала по профилю ООП

4.4.2. Публикации преподавателей за период разработки ООП

5. Результаты выполнения ООП

5.1. Общие результаты работы

5.2. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

5.3. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроляуспеваемости и промежуточной аттестации

5.4. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки магистра

5.5. Характеристика привлекаемых к обучению педагогических кадров 

5.6. Список подготовленных к изданию учебных пособий в рамках разработанной ООП 

6. Использование разработок в учебном процессе

6.1. Дата внедрения данной ООП, условия внедрения

6.2. Перспективы по расширению контингента обучаемых 

7. Использование результатов разработки ООП для целей повышение квалификации и переподготовки

8. Дальнейшее развитие работ

9. Матрица реализации и подготовки инноваций в образовательной деятельности 

 

1. Цели мероприятия


Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы в форме международной совместной образовательной программы. Разработка осуществляется в

рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803 Полное наименование проекта: Разработка основной образовательной программы подготовки магистров (далее: магистерская программа) в форме международной совместной образовательной программы «Техносферная безопасность подводных горно-технических работ».

Целью разработанной магистерской программы является развитие у магистров личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и

профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Техносферная безопасность», формирование профессиональных компетенций,

необходимых для поиска, разработки, обоснования и принятия рациональных решений по обеспечению техносферной безопасности на всех этапах подводных горно-технических работ.

 

2. Задачи мероприятия


Для достижения указанной цели определены следующие основные задачи мероприятия:

• повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки магистров с использованием принципа ЮНЕСКО обучение через исследование;

• усовершенствовать инфраструктуру, лабораторную и материально-техническую базу выпускающей кафедры;

• наладить информационный обмен между преподавателями и специалистами России и Европы;

• качественно развить и частично обновить кадровый потенциал выпускающей кафедры и обеспечивающих кафедр университета;

• разработать учебные пособия и методическую литературу нового поколения.

 

2.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ООП


2.1.1. Актуальность вопросов обеспечения техносферной безопасности подводных горно-технических работ


Объем подводных горно-технических работ и их воздействие на экосистемы береговой зоны возрастают во всем Мире, что требует от экспертов и лиц, принимающих решения, усилий по обеспечению экологической безопасности во всех приморских регионах. Для России вопросы обеспечения экологической безопасности подводных горно-технических работ имеют особую актуальность в связи с началом освоения шельфа Балтийского моря, Западной Арктики и о. Сахалин. Экологически устойчивое развитие прибрежно-морских регионов возможно только при условии соблюдения техносферной безопасности формируемых прибрежных природно-технических систем (ППТС). Сложность задачи обеспечения техносферной безопасности обусловлена чрезвычайным разнообразием экологических биотических и абиотических условий в прибрежно-морских зонах разных регионов России. Вопросы соблюдения техносферной

безопасности ППТС могут быть решены только специалистами нового поколения, получившими технико-университетское образование, имеющими широкий научный кругозор, способными предвидеть и прогнозировать экологические последствия принимаемых решений в различных условиях природной среды и рассматривающими обеспечение безопасности в качестве ключевой задачи при выполнении подводных горно-технических работ.

 

Объединение вопросов формирования ППТС, управления ими и обеспечения безопасности создаваемой на шельфе техносферы в специальной магистерской программе, реализуемой в форме международной совместной образовательной программы, является важной и актуальной задачей.

 

Основными факторами, обусловливающими актуальность ООП, являются:

- значительная протяженность береговой линии России и большие объемы запланированных подводных горно-технических работ;

- высокая экологическая уязвимость природной среды береговой зоны;

- высокие темпы освоения шельфа, опережающие научное экологическое обеспечение;

- осложнением экологической ситуации в береговой зоне российских морей, связанное с реализацией масштабных строительных проектов.

 

2.1.2. Актуальность разработки подобной ООП именно по направлению «Техносферная безопасность»

 

Направление «Техносферная безопасность» сформировано в целях комплексного обучения принципам и технологиям обеспечения безопасности различных техносферных объектов и процессов. В результате выполнения подводных горно-технических работ в прибрежно-морской зоне формируется особый сектор техносферы, представленный прибрежными ПТС - ППТС.

 

Обеспечение безопасности данного техносферного сектора является актуальной задачей и может быть решена в рамках направления «Техносферная безопасность». До настоящего времени объекты, возникающие в ходе подводных горно-технических работ, не рассматривались в качестве элементов техносферы. Распространение обще-техносферного подхода на ППТС и разработка на его основе принципов обеспечения техносферной безопасности подводных горно-технических работ является важной задачей, делающей актуальной разработку подобной ООП именно по направлению «Техносферная безопасность».

 

2.1.3. Необходимость разработки международной совместной программы


Необходимость разработки магистерской программы как совместной международной обусловлена существующим технологическим, научным, методическим и правовым опережением стран Европы по тематике обеспечения техносферной безопасности подводных горно-технических работ. Университеты Европы, в том числе - северной Европы, близкой нам по климатическим условиям, накопили большой методический опыт в преподавании дисциплин блока «Экологическая безопасность», включающего раздел «Техносферная безопасность». Они имеют хорошую лабораторную базу, разработанные программы полевых учебно-методических практик.

 

На протяжении нескольких лет студенты кафедры ГСиПЭ успешно обучаются по совместной бакалаврской программе Construction Engineering в финском университете Mikkelin ammattikorkeakoulu. Бакалаврская программа в значительной степени ориентирована на проблематику городского водоснабжения и водоотведения, что соответствует учебному модулю аннотируемой магистерской ООП.

 

Участвуя в качестве равноправного партнера в программе «Балтийский университет» с 1991 г., ИСФ СПбГПУ был ответственным за подготовку магистерского курса «Устойчивый водный менеджмент в бассейне Балтийского моря» и дважды проводил его для российских студентов (преподаватель – доцент Ролле Н.Н.).

 

Разработанная международная магистерская программа является логическим продолжением указанных образовательных программ и призвана синтезировать их положительный опыт.

Преподаватели кафедры ГСиПЭ входят в профессиональное объединение с коллегами из европейских университетов, занимающихся вопросами обеспечения техносферной безопасности подводных горно-технических ソェn@работ – Центральную Дреджинговыю ассоциацию (ЦЕДА), разрабатывающую методические рекомендации по учету и контролю различных экологических и техносферных эффектов от подводных горно-технических работ (рис. 1).

 

Использование опыта ЦЕДА позволит поднять разрабатываемую ООП на новый научно-методический уровень и преодолеть существующие информационные, методологические и терминологические противоречия между экспертами России и Европейского Союза.

 

Рабочее заседание Экологической секции ЦЕДА (Венеция, май 2011 г.) с участием преподавателей кафедры ГСиПЭ – авторами магистерской программы

 

Рис. 1. Рабочее заседание Экологической секции ЦЕДА (Венеция, май 2011 г.) с участием преподавателей кафедры ГСиПЭ – авторами магистерской программы

 

Выпускники данной магистерской программы должны обеспечить техносферную безопасность подводных горно-технических работ путем применения современных, апробированных, международно принятых и одобренных инженерно-экологических решений. Деятельность выпускников, прошедших обучение по данной программе, должна носить комплексный характер, охватывая все разделы и направления обеспечения техносферной безопасности. Такие специалисты будут востребованы в проектных, девелоперских и научно-исследовательских строительных организациях, службах мониторинга и контроля состояния природной среды, учебных заведениях и консалтинговых фирмах.

 

2.2. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ООП


2.2.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций


В соответствии с Государственным стандартом, ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

 

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

 

и два раздела:

 

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

 

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения обучающимися – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), определяющие, что он должен знать и уметь, а также чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов магистерской программы.

 

Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Базовая часть магистерской программы включает в себя набор фундаментальных знаний, формирующих профессиональный базис выпускника. Вариативная часть магистерской программы предназначена для расширения и целенаправленного углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

 

2.2.2. Возможность модульного построения образовательного процесса


Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, рассматриваемых в качестве единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.

 

Содержательный модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве содержательного модуля может позиционироваться:

 

- часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля со стороны преподавателя;

- учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

- группа родственных («кустовых») дисциплин;

- совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

 

В разработанной магистерской программе модульность реализована на нескольких уровнях реализации ООП.

 

Во всем учебном плане дисциплины разбиты на три содержательных модуля:

 

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл;

- цикл практик и научно-исследовательская работа магистра.

 

В рамках профессионального цикла выделено три модуля дисциплин по выбору.

 

На уровне учебной дисциплины модульность предусматривает прохождение части обучения в университете-партнере. Это относится, прежде всего, к следующим дисциплинам:

 

- Устойчивое управление водными ресурсами;

- Природно-технические системы в береговой зоне;

- Техносферная безопасность подводных горно-технических работ: российский и международный опыт;

- Инженерная защита окружающей среды в гидротехническомстроительстве и водном хозяйстве.

 

2.2.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах


Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

 

В соответствие с ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Техносферная безопасность» подготовки магистров трудоемкость освоения ООП магистратуры происходит за 120 ЗЕТ или 4320 часов, из которых в неделю отводится не более 54 академических часов на максимальную нагрузку. В программе 35 % составляют дисциплины по выбору, а объем интерактивных занятий составляет более 54 % от общего объема аудиторных занятий.

3. Описание работ по мероприятию


3.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ООП


Особенностью разработанной ООП является ее международный характер. Магистерская программа основывается на опыте реализации совместных образовательных программ Университета Упсалы (Швеция) и Университета Миккели (Финляндия), является результатом их логического синтеза и продолжением на более высоком уровне.

 

3.1.1. Использование опыта реализации бакалаврской программы Construction Engineering и курса Sustainable Water Management в рамках программы Балтийский университет

 

Обучение по программе Construction Engineering проходит в г. Миккели (Финляндия), начинается с весеннего семестра учебного года и длится два семестра (весна и осень). Специализация – инженерные системы.

 

По окончании выдается диплом бакалавра европейского образца.

 

Пройденные предметы засчитываются за обучение на кафедре ГС и ПЭ, что позволяет студентам после окончания обучения в Финляндии продолжить обучение в СПб ГПУ на нашей кафедре без потери учебного времени по

аннотируемой магистерской программе.

 

Язык обучения – английский. Обучение бесплатное; оплачивается лишь проживание в общежитии (200 - 350 евро). Студенты-контрактники за время обучения в Миккели оплачивают только 20% от суммы контракта.

Набрана группа студентов для обучения в 2011/12 учебном году.

 

В период с 27.09.2010 по 02.10.2010 и в период с 26.09.2011 по 01.10.2011 на базе ИСФ СПбГПУ для 15 финских и российских студентов из Университета Миккели были проведены на английском языке лекционные и практические занятия по интенсивному курсу по выбору «Системы городского водоснабжения, водоподготовки и водоотведения» (преподаватель - доцент Ролле Н.Н.). После выполнения контрольных  заданий и написания реферата по заданной теме студенты получили зачет по данному курсу, который оценивается в 1,5 к.е. Информационной основой для проведения занятий послужили научно-методические разработки из соответствующего модуля аннотируемой магистерской программы.

 

С 1991 г. СПбГПУ принимает участие в международной программе «Балтийский университет», объединяющей ныне свыше 1,5 тысяч ученых и преподавателей в 220 университетах из четырнадцати стран Европы, а также около 10 тысяч студентов, ежегодно проходящих обучение по предлагаемым им курсам, связанным с природопользованием, охраной окружающей среды и устойчивым развитием. В 2000 году в рамках программы СПбГПУ совместно с университетом Упсалы и Королевским Технологическим институтом Стокгольма был подготовлен курс магистерского уровня «Sustainable Water Management» (Устойчивый водный менеджмент в бассейне Балтийского моря). Рабочую группу по данному проекту возглавил доцент Ролле Н.Н., являющийся координатором программы в СПбГПУ. В этом мультидисциплинарном и проблемно ориентированном курсе, подготовленном uc2 на английском языке, предусматривается широкое использование многосторонних видеоконференций, которые за время обучения неоднократно проходили в Центре дистанционного обучения СПбГПУ. За минувшие годы этот курс успешно прошли, получив

соответствующие сертификаты, более 40 наших студентов, трое из которых впоследствии были приглашены на работу в престижные водоохранные организации Швеции и Дании.

 

За 20 лет существования программы «Балтийский университет» в общей сложности свыше 500 студентов-политехников стали слушателями 8 учебных курсов, предлагаемых в рамках программы на английском языке, и получили соответствующие сертификаты. Многие студенты приняли также участие в различных телемостах, конференциях, летних экологических лагерях и школах, организованных в рамках программы, способствуя дальнейшему развитию уникальной региональной университетской сети,  открывающей новые возможности в развитии экологического образования и природоохранного сотрудничества в регионе (рис. 2).

 

Видеоконференция по курсу «Sustainable Water Management» в рамках программы «Балтийский университет» с участием СПбГПУ, Университета Упсалы и Таллиннского технологического университета (Центр дистанционного обучения ИМОП СПбГПУ).

 

 

Рис. 2. Видеоконференция по курсу «Sustainable Water Management» в рамках программы «Балтийский университет» с участием СПбГПУ, Университета Упсалы и Таллиннского технологического университета (Центр дистанционного обучения ИМОП СПбГПУ).

 

Ниже представлено изображение экрана монитора с эпизодом видеоконференции, организованной по курсу «Sustainable Water Management» в рамках программы «Балтийский университет» с участием СПб ГПУ, Университета Упсалы и Таллиннского технологического университета и проходившей в Центре дистанционного обучения ИМОП СПбГПУ. В окне локального изображения видны студенты-политехники и доцент Н.Н. Ролле (кафедра ГСиПЭ); в другом окне виден один из участников видеоконференции с шведской стороны.

 

При разработке аннотированной магистерской программы использованопыт многолетнего участия преподавателей и студентов кафедры ГС и ПЭ в программе «Балтийский университет», главным образом – в разработанном 

совместно преподавателями Университета Упсалы и кафедры ГС и ПЭ СПб ГПУ магистерском курсе «Устойчивый водный менеджмент в бассейне Балтийского моря».

 

Разработанная международная магистерская программа является логическим продолжением данного магистерского курса.

 

3.1.2. Использования опыта Центральной Дреджинговой ассоциации при составлении магистерской программы


Разработка ООП опиралась на научно-методические разработки, выполненные экспертами Центральной Дреджинговой ассоциации (ЦЕДА) – рекомендации по учету воздействия основных стрессовых факторов и эффектов от подводных горно-технических работ на техносферную безопасность:

 

- увеличение концентрации взвеси;

- подвижки и перемещения значительных объемов донного грунта (дреджинг);

- сброс грунта, содержащего токсичные и опасные для гидробионтов и человека вещества (дампинг);

- шум от проведения работ;

- изменение гидрографических параметров прибрежно-морской зоны.

В рамках разработки ООП выполнен перевод сборника научно-методических рекомендаций ЦЕДА «Экологические аспекты дреджинга» (Амстердам, 2008) (под редакцией Р.Н. Брея) с английского языка на русский. Перевод выполнили сотрудники каф. ГСиПЭ проф. М.Б. Шилин и асс. Ю.А. Леднова. В настоящее время обсуждается возможность издания перевода в издательстве СПбГПУ (рис. 3).

 

Презентация сборника научно-методических рекомендаций ЦЕДА «Экологические аспекты дреджинга»: слева – редактор русского перевода проф. М.Б. Шилин, справа - редактор английского текста проф. Р.Н. Брей

 

Рис. 3. Презентация сборника научно-методических рекомендаций ЦЕДА «Экологические аспекты дреджинга»: слева – редактор русского перевода проф. М.Б. Шилин, справа - редактор английского текста проф. Р.Н. Брей (Санкт-Петербург, отель «Москва»)

 

3.1.3. Обсуждение содержания ООП на международных форумах


Разработанная ООП обсуждена на ряде международных научно-практических форумов (рис. 4):

- Х Международный экологический форум «День Балтийского моря» - Санкт-Петербург, март 2011;

- 2 Международная конференция «Создание и использование искусственных земельных участков на берегах и акваториях водоемов» - Новосибирск, июль 2011;

- 8 Международный Научный конгресс по Балтийскому морю – Санкт-Петербург, август 2011.

 

Кроме того, содержание магистерской программы и включенные в нее практические примеры – кейсы – обсуждены на двух рабочих совещаниях Экологической секции ЦЕДА в г. Гамбург (Германия, февраль 2011) и г. Венеция (Италия, май 2011). Профессор кафедры ГС и ПЭ избран в состав Экологической секции ЦЕДА в качестве российского представителя.

 

Презентация научных компонентов разрабатываемой магистерской ООП ООП на международных форумах

 

 

Рис. 4. Презентация научных компонентов разрабатываемой магистерской ООП ООП на международных форумах

 

Результаты оригинальных научных исследований, включенные в ООП в виде научных компонентов, представлены на перечисленных форумах в виде докладов и обсуждены в ходе открытой дискуссии. Полученные отзывы и комментарии учтены при доработке ООП.

 

4. Особенности организации учебного процесса


4.1. Использование в учебном процессе оборудования, закупленного в Рамках Программы развития


В рамках дальнейшего развития материально-технической базы, информационно-коммуникационной среды, объектов инфраструктуры кафедры производится дооснащение дополнительным оборудованием общего назначения.

 

4.2. Организация лабораторно-экспериментальной аквариальной базы


Для проведения практических, лабораторных и экспериментальных работ на кафедре ГСиПЭ создана лабораторно-экспериментальная аквариальная база. В состав оборудования входит серия аквариумов различного объема, установки освещения и подачи кислорода, кормораздатчики, набор экспериментальных биотопов.

 

Созданная база позволяет проводить наблюдения и ставить эксперименты по изучению воздействия различных стрессовых факторов, сопутствующих подводным горно-инженерным работам, на разные группы гидробионтов (личинки насекомых, олигохеты, моллюски). 

 

Проведение лабораторных экспериментов по исследованию влияния стрессовых факторов на макроводоросли и гидробионтов

 

Рис. 5. Проведение лабораторных экспериментов по исследованию влияния стрессовых факторов на макроводоросли и гидробионтов

 

 

4.3. Особенностью организации учебного процесса по магистерской программе является совместное активное участие преподавателей и студентов магистерской подготовки в профессиональных конференциях, семинарах и выставках по тематике ООП:

 

- Международный салон «Комплексная Безопасность» - Москва, июнь 2011;

- 2 Международная научно-практическая конференция «Геосистемы: факторы развития, рациональное природопользование, методы управления» - Туапсе, октябрь 2011 (рис. 6, вверху);

- Дни Науки и Инноваций Санкт-Петербурга в Ямало-Ненецком автономном округе – Салехард, октябрь 2011 (рис. 6, внизу);

- Экология речных бассейнов – Владимир, октябрь 2011;

 

Представление магистерской программы на профессиональных конференциях и семинарах по тематике ООП

 

Рис. 6. Представление магистерской программы на профессиональных конференциях и семинарах по тематике ООП

 

4.4. Публикационная  активность преподавателей, обеспечивающих ООП


Важной особенностью разрабатываемой ООП, отражающей ее соответствие международному уровню научного насыщения, является привлечение преподавателей, ведущих активные научные исследования. В рамках программы Научно-исследовательских университетов основным из средств наукометрии в настоящее время является публикационная активность, учитываемая Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).

 

Российский индекс научного цитирования - это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 2 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 2000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также и мощным инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т.д.

 

Анализ РИНЦ преподавателей, привлеченных 91 к・ ООП, позволяет оценить рейтинг их научной деятельности как высокий. Публикационная активность преподавателей складывается из двух основных компонентов:

 

- издание журнала по профилю ООП (работа в составе редакционно-экспертного совета);

- публикация научно-технических и обзорных популярно-просветительских статей и книг по тематике ООП.

 

4.4.1. Издание журнала по профилю ООП


Ответственный исполнитель работ по подготовке ООП проф. М. Б. Шилин избран в состав редакционно-экспертного совета профессионального журнала «Гидротехника», отображающего тематику магистерской программы.

 

4.4.2. Публикации преподавателей за период разработки ООП


По тематике ООП за 2011 год имеются следующие публикации преподавателей, аспирантов и студентов магистерской подготовки кафедры ГС и ПЭ, вовлеченных в разработку магистерской программы:

 

1. Богуш А.И., Волнина О.В., Лукьянов С.В., Мамаева М.А., Шилин М.Б., Разумовский В.М. Геосистемный подход к изучению морских отвалов дреджингового грунта: от мониторинга – к экологической паспортизации // мат. 2 межд. н.-практ. конф. «Геосистемы: факторы развития, рациональное '48природопользование, методы управления» / Туапсе: изд-во РГГМУ, 2011.- с. 241 – 243.

2. Голубев Д.А., Лукьянов С.В., Шилин М.Б., Волнина О.В. Оценка экологической безопасности портостроительства в Финском заливе по состоянию прибрежных биологических сообществ // Безопасность жизнедеятельности, 2011, № 2 (122).- с. 25 – 31.

3. Леднова Ю.А. Использование дреджингового материала как фактор повышения экологической устойчивости прибрежной геосистемы // мат. 2 межд. н.-практ. конф. «Геосистемы: факторы развития, рациональное природопользование, методы управления» / Туапсе: изд-во РГГМУ, 2011.- с. 211 – 213.

4. Погребов В.Б., Шавыкин А.А., Калинка О.Л., Шилин М.Б., Гаврило М.В., Блиновская Я.Ю., Книжников А.Ю., Пухова М.А. Методические подходы к созданию карт экологически уязвимых зон и районов приоритетной защиты акваторий и берегов Российской федерации от разливов нефти и нефтепродуктов // Мурманск: Всемирный Фонд Дикой Природы, 2011.- 55 с.

5. Рябченко В., Шилин М. Экосистема Балтийского моря раскрывает свои тайны и демонстрирует высокое биологическое разнообразие // Гидротехника, 2011, № 4 (25): с. 68.

6. Сапунов В.Б., Шилин М.Б. Тихвинская водная система как объект водопользования // Экология речных бассейнов / 6 международ. н.-практ. конф.- Владимир, 2011: с. 399 – 400.

7. Федоров М.П., Шилин М.Б. Прибрежные природно-технические системы: принципы формирования, устойчивость, экологическая безопасность // Дни Науки и Инноваций Санкт-Петербурга в ЯНАО / Доклады и материалы.- Салехард, 2011.- с. 55 – 65. 

8. Шилин М.Б., Мамаева М.А. Экологический статус Балтийского моря: основные факторы воздействия, методы измерения и оценки // Гидротехника 2011, № 2 (23).- с. 8 – 10.

9. Шилин М.Б. Разработка методики построения карт уязвимости морских акваторий и берегов от разливов нефти // Гидротехника 2011, № 2 (23). - с. 18 – 19.

10. Шилин М.Б. На Балтику за тюленями.- Катера и яхты, 2011, № 3 (231). - с. 118 – 121.

11. Шилин М.Б., Погребов В.Б. Экологическая чувствительность береговой зоны восточной части Финского залива к дреджингу // Основные концепции современного берегопользования, т. 3 / СПб: изд-во РГГМУ, 2011. - 209 с.

12. Шилин М.Б., Чусов А.Н., Леднова Ю.А., Аносов В.А., Спиридонов М.А., Рябчук Д.В. Устойчивость бентосных гидробионтов к механическому засыпанию грунтом, извлеченным при дноуглублении // Труды 2-й Межд. конф. «Создание и использование искусственных земельных участков на берегах и акваториях водоемов» 1-6 августа 2011.- Новосибирск. – С. 379-381.

13. Shilin M., Lukjanov S., Zhakova L., Mamaeva M., Lednova Ju. Assessing the status and trends of the coastal ecosystems in the dredging material deposit areas // 8 th Baltic Sea Science Congress / StPb, 2011: p. 221/ Материалы публикаций нашли отражение в программах дисциплин «Устойчивое управление водными ресурсами», «Природно-технические системы в береговой зоне», «Техносферная безопасность подводных горно-технических работ: российский и международный опыт», «Инженерная защита окружающей среды в гидротехническом строительстве и водном хозяйстве», «Учение о гидросфере», «Физико-химические основы природных и антропогенных процессов в техносфере».

 

Научные результаты, содержащиеся в публикациях, использованы при разработке двух учебных пособий:

 

1. Ролле Н. Н. Устойчивое управление водными ресурсами: учеб. пособие / Н. Н. Ролле, Л.-К. Лундин, Л. Мюррей. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 230 с.

2. Техносферная безопасность подводных горнотехнических работ: российский и международный опыт: учеб. пособие / М. Б. Шилин [и др.]. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 250 с. 

 

5. Результаты выполнения ООП


5.1. Общие результаты работы


В ходе работы по подготовке магистерской программы выполнены и разработаны следующие виды научно-технической продукции:

 

- описание  общих положений ООП подготовки магистров;

- аннотация магистерской программы;

- учебный план подготовки магистров;

- выписка решения Ученого Совета Инженерно-строительного факультета;

- таблица соответствия компетенций выпускника и дисциплин учебного плана;

- матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств;

- рабочие программы дисциплин (модулей);

- контрольно-измерительные материалы к рабочим программам дисциплин (модулей);

- методические рекомендации по применению предложенных образовательных технологий, методик обучения, оценочных средств;

- программы учебной и производственной практик;

- программа научно-исследовательской работы;

- описание системы оценки компетенций;

- методические указания по организации самостоятельной работы студентов;

- требования к выпускной квалификационной работе;

- международный паспорт (профиль) разработанной магистерской программы;

- акты соответствия учебных дисциплин СПбГПУ и вуза-партнера;

- оригинальные авторские разделы в разрабатываемые учебные пособия;

- рабочая программа международного учебного модуля;

- фонд оценочных средств по модулю;

- презентационные материалы международной программы.

 

Созданы два учебных пособия:

 

1. Ролле Н. Н. Устойчивое управление водными ресурсами: учеб. пособие / Н. Н. Ролле, Л.-К. Лундин, Л. Мюррей. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 230 с.

2. Техносферная безопасность подводных горнотехнических работ: российский и международный опыт: учеб. пособие / М. Б. Шилин [и др.]. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 250 с.

 

5.2.  Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы


В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки «Техносферная безопасность» оценка качества освоения магистрами основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации.

 

Контрольно-измерительные материалы, используемые для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков магистров в соответствии с реализуемыми компетенциями:

 

- экзаменационные вопросы по изучаемым дисциплинам;

- тесты для текущего контроля знаний преподавателями;

- контрольные вопросы для текущего контроля знаний;

- рубежная аттестация для оценки усвоения материала по модулям;

- пакет экзаменационных билетов.

 

Формы контроля качества освоения программы подготовки:

 

- устный опрос;

- письменная работа;

- контроль с помощью технических средств и информационных систем;

- собеседование;

- зачет;

- экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен);

- контрольная работа;

- реферат;

- аналитическая записка по кейсу;

- отчеты по практикам, научно-исследовательской работе студентов

- курсовая работа;

- выпускная квалификационная работа.

 

5.3.  Фонды оценочных средств для проведения текущего контроляуспеваемости и промежуточной аттестации


Контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов, банки тестовых заданий и компьютерные тестирующие программы, темы курсовых проектов и рефератов, позволяющие оценить качество подготовки магистрантов, методика кейс-метода и форма составления аналитической записки приведены в рабочих программах читаемых дисциплин.

 

Следует отметить, что особое внимание в магистерской программе уделяется интерактивным и инновационным методам проведения занятий. Во многих курсах используются такие подходы, как кейс-метод и деловые игры.

 

Современные методы способствуют развитию навыком коммуникации, управления, обсуждения проблемы и поисков решения в различных ситуациях: от стандартных до чрезвычайных ситуаций, требующих максимального внимания и умения анализировать ситуацию. Также по окончании первого курса магистратуры предлагается составить портфолио как самого студента, на основе нескольких работ собранных из разных курсов, а также создать портфолио группы с целью развития навыка анализа работы «со стороны».

 

5.4. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки магистра


Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения / университета является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает выполнение и защиту магистерской выпускной квалификационной работы – диссертации (далее: магистерская диссертация). Магистерская диссертация имеет целью

показать:

 

- уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;

- умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

- способность самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;

- умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований.

 

Содержание диссертации могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, направленных на решение актуальных задач в области науки, техники, технологии, экономики, менеджмента, юриспруденции, педагогики, социального развития.

 

Магистерская диссертация выполняется студентом самостоятельно по материалам, собранным лично за период обучения, прохождения научно-исследовательской практики и выполнения самостоятельных научных исследований.

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

 

а) выбор темы магистерской диссертации;

б) закрепление темы магистерской диссертации за студентом;

в) составление задания и выбор направления исследования;

г) теоретические и прикладные исследования по выбранному направлению;

д) анализ и оценка результатов выполненного исследования;

е) оформление диссертации;

ж) подготовка к защите и «предзащита» диссертации в форме семинара;

з) защита диссертации.

 

Защита магистерской диссертации проводится публично на заседании ГЭК. Основной задачей ГЭК является обеспечение профессиональной объективной оценки научных знаний и практических навыков (компетенций) выпускников магистратуры на основании экспертизы содержания магистерской диссертации и оценки умения диссертанта представлять и защищать ее основные положения в ходе открытой свободной дискуссии.

 

В вопросах аттестации разработчики ООП сотрудничают с профессиональными объединениями работодателей:

 

- Центральная Дреджинговая ассоциация ЦЕДА (проф. М.Б. Шилин возглавляет Российский сектор);

- Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» АИИС (запланировано участие с докладом в 7 Общероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации» (Москва, 15 – 16 декабря 2011).

 

5.5. Характеристика привлекаемых к обучению педагогических кадров

 

Кадровое обеспечение программы:

 

Магистерскую программу обеспечивают 4 доктора наук и 4 профессора, 3 кандидатов наук кафедры ГС и ПЭ.

Ответственный исполнитель проф. Шилин М.Б. включен в базу данных Золотого Фонда Профессионалов Санкт-Петербурга в сфере экологии, гигиены, охраны окружающей среды и рационального природопользования (СПб, «Культурная Столица», 2011: с. 272).

В соответствии с указом Президента РФ, коллектив проверен на педофилию и отсутствие судимостей в июле – августе 2011 г.

 

Соответствующие справки представлены в Отдел кадров СПб ГПУ.

 

5.6. Список подготовленных к изданию учебных пособий в рамках разработанной ООП


В рамках разработанной ООП, с использованием публикаций (общим числом 15 шт. за 2011 год) преподавателей, аспирантов и студентов магистерской подготовки кафедры ГС и ПЭ, подготовлены к изданию следующие учебные пособия:

1. Ролле Н. Н. Устойчивое управление водными ресурсами: учеб. пособие / Н. Н. Ролле, Л.-К. Лундин, Л. Мюррей. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 230 с.

2. Техносферная безопасность подводных горнотехнических работ: российский и международный опыт: учеб. пособие / М. Б. Шилин [и др.]. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. — 250 с.

Разработан также ряд методических указаний.

 

6. Использование разработок в учебном процессе


6.1. Дата внедрения данной ООП, условия внедрения


Выполняемые разработки будут осуществляться в рамках действующего образовательного процесса, что обеспечивает им автоматическую апробацию и внедрение в учебный процесс всего университета. Внедрение ООП начинается с 01.09.12.

Результаты промежуточных и итоговых разработок докладывались на ежегодно проводимых в ГОУ «СПбГПУ» международных и университетских конференциях, посвященных совершенствованию технологий высшего профессионального образования.

 

6.2. Перспективы по расширению контингента обучаемых


Работа по расширению контингента обучаемых проводится в нескольких направлениях:

 

- привлечение студентов инженерно-строительного факультета;

- привлечение обучающихся из других вузов Санкт-Петербурга и области;

- привлечение обучающихся из других регионов России;

- привлечение обучающихся из стран Объединенной Европы и других регионов Мира (рис. 7).

 

Подписание соглашений об обмене студентами и развитии сотрудничества по тематике магистерской ООП с университетом Чжоушан (Китай, вверху), Гуайякиль (Эквадор, внизу слева) и Упсала (Швеция, внизу справа)

 

 

Рис. 7. Подписание соглашений об обмене студентами и развитии сотрудничества по тематике магистерской ООП с университетом Чжоушан (Китай, вверху), Гуайякиль (Эквадор, внизу слева) и Упсала (Швеция, внизу справа)

 

7. Использование результатов разработки ООП для целей повышение квалификации и переподготовки


Результаты разработки магистерской ООП активно используются для целей повышения квалификации и переподготовки. Работа кафедры ГС и ПЭ в данном направлении активно обсуждается в профессиональных СМИ.

Серию публикаций в газете «Политехник» подготовил проф. Шилин М.Б. Вопросы профессиональной переподготовки кадров и повышения их квалификации рассматриваются на рабочих заседаниях ЦЕДА (рис. 8).

 

Заседание ЦЕДА, посвященное вопросам повышения квалификации профессиональных кадров (слева), с посещением старейшего действующего земснаряда («дреджера») в портовых службах Гамбурга (справа)

 

Рис. 8. Заседание ЦЕДА, посвященное вопросам повышения квалификации профессиональных кадров (слева), с посещением старейшего действующего земснаряда («дреджера») в портовых службах Гамбурга (справа)

 

Методические подходы к реализации программы и преподавания ряда курсов опробированны на факультете повышения квалификации преподавателей ФПКП СПбГПУ в рамках курса «Методика преподавания

экологических дисциплин» и экологическом центре ГУП Водоканал. В дальнейшем предполагается продолжить использование материалов программы в системе повышения квалификации преподавателей и

переподготовки специалистов по новым перспективным направлениям науки и техники.

 

Вопросам подготовки и переподготовки кадров в сфере обеспечения техносферной безопасности подводных горно-технических работ посвящены две телевизионные передачи с участием преподавателей каф. ГС и ПЭ:

- 100 канал (февраль 2011);

- Ваше Общественное Телевидение (ВОТ) – октябрь 2011.

 

8. Дальнейшее развитие работ


Полученные научные результаты и выполненные экспериментальные работы будут оформлены в виде отчета, который вместе со всеми опубликованными работами будет передан в Министерство образования и науки РФ для распространения педагогического опыта ФГБОУ ВПО «СПбГПУ».

 

Предполагается опрос обучающихся по разработанной магистерской программе, анализ их комментариев и откликов и их фактический учет при корректировке содержания и формы основных модулей ООП.

 

По разработанным в рамках ООП оригинальным пособиям предполагается подготовить интерактивные курсы с использованием потенциала Центра дистанционного обучения ИМОП СПбГПУ.

 

9. Матрица реализации и подготовки инноваций в образовательной деятельности

 


Характеризуемые области

ВПО, магистратура

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

В(1)

2

Установление новых норм качества подготовки

В(1)

3

Проектирование нового содержания образования

В(1)

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

Р(2), П(2)

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(2), П(3)

7

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

В(12+2)

8

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

Р(2), П(1)

9

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

Р(1),В(1), П(1)

10

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

Р(2), П(1)

11

Развитие системы мониторинга качества образования

Щ5)

12

Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

В(2), П(1)

 

Описание процесса внедрения инноваций

Характеризуемые области

Описание

ВПО, магистратура

1

Прогнозирование и

проектирование новых

образовательных целей

Целью разработанной магистерской программы «Техносферная безопасность подводных горно-технических работ» является развитие у магистров личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Техносферная безопасность», формирование профессиональных компетенций, необходимых для поиска, разработки, обоснования и принятия рациональных решений по обеспечению техносферной безопасности на всех этапах подводных горно-технических работ. Важно отметить, что в новой программе результаты обучения направлены не только на получения теоретических знаний и практических умений, а на формирования компетенций, которые не могут быть сформированы при изучении только предмета, а являются составной частью всего обучения. Достаточно сложно оценить сформированной компетенции на одном этапе или в рамках одного курса. Это длительный процесс требующий не только теоретических знаний, но также и введения новых методик обучения, которые будут способствовать развитию навыков работы в группе. Но следует отметить, что любой компетентностный подход требует достаточно обширной сформированной базы знаний. Таким образом необходимо усовершенствовать контроль за процессом обучения с одной стороны, а с другой - улучшить контроль знаний обучаемых, используя современные технологии.

Для решения проблем, связанных с переходом на новый подход к образованию - введению компетентностного подхода, необходимо ввести курсы повышения квалификации для сотрудников, участвующих в работе данной

программы с целью получения дополнительных навыков проведения занятий, связанных с инновационными формами обучения. С другой стороны необходимо уделять большее внимание научной работе магистров и практикам.

В(1)

2

Установление новых норм качества подготовки

Новые стандарты комплексных норм качества подготовки полностью сформулированых во ФГОС ВПО третьего поколения. Отдельные аспекты их применения рассмотрены в других частях матрицы.

В(1)

3

Проектирование нового содержания образования

Благодаря тому, что ФГОС ВПО третьего поколения предоставляет разработчикам ООП возможности для творческого подхода в выборе и составлении программ учебных дисциплин, в данной магистерской программе помимо вопросов, связанных с безопасностью жизнедеятельности человека, также подробно рассматриваются вопросы, связанные с воздействием хозяйственной деятельности человека на окружающую среду (природные и природно-технические системы), вопросы экологической и техносферной безопасности, обеспечения экологической безопасности, а также правовые аспекты проведения хозяйственной деятельности в прибрежной зоне водных объектов.

Содержание вариабельной части ООП обладает определенной гибкостью, что позволяет реагировать на потребности по определенным областям знаний конкретных обучающихся и работодателей. Индивидуальный подход обеспечивается и при выборе тематики НИР и магистерских диссертаций.

В(1)

4

 

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

 

В дополнение к традиционным образовательным технологиям внедряются новые технологии, относящиеся к активным и интерактивным формам обучения. Они позволяют повысить интерес к учебе, улучшить усвоение материала, повысить мотивацию для самостоятельной работы обучающихся. Достигается это благодаря следующему:

-   проблемное обучение: активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий (расчетно- графические работы и курсовые работы, нацеленные на решение конкретной задачи с учетом ряда проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, разработкой систем защиты среды и человека от вредных воздействий и т.п.);

-   контекстное обучение: активной, «пристрастной» деятельности обучающегося в приложении к конкретным заданиям, моделирующей условия и содержание будущей работы по специальности.

-   возможностей для индивидуального подхода к обучающимся как при дистанционном, так и при очном обучении.

-   использования инновационных подходов обучения, таких как деловые игры, портфолио и кейс-метод. Данные технологии позволяют сформировать навыки коммуникабельности, управления, работы в нестандартных ситуациях, умение анализировать и выявлять причинно-следственные связи процессов и явления на основе описания ситуации, т.е. способность мыслить креативно и способностью предлагать нестандартные решения, что также позволяет повысить интерес к обучению, и улучшения усвоения как теоретического материала, так и освоить практические навыки.

Перечисленные новые образовательные технологии находятся в стадии внедрения в учебный процесс или на стадии подготовки к внедрению. Проблемы могут заключаться в увеличении нагрузки на преподавателей для разработки различных вариантов работ и перераспределения учебного материала, однако они решаются в рабочем порядке.

Р(2), П(2)

 

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

Внедрение новых технологий оценки позволяет достичь различных результатов.

- Стандартизированный тест - это тест, производимый в максимально унифицированных условиях, в силу этого позволяющий сопоставить подготовку учащихся различных учебных заведений, вузов и даже стран.

Направлен на определение не только знаний, умений и навыков (ЗУН), но и компетенции, а потому не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), а включает в себя творческое задание (в тестах по медицине - ситуационная задача, в текстах по русскому языку - анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и итогового контроля.

-  Деловая (ролевая) игра - метод моделирования профессиональной деятельности, при котором студенты не просто теоретически выбирают пути решения предложенных задач, а «проигрывают» их в своем поведении. Например, они проводят «производственное совещание», выступая в роли директора предприятия, председателя профсоюза, менеджера и др. Часто этот метод предполагает создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решение той или иной задачи. Деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.

-  Название кейс-метода происходит от английского слова «кейс» - папка, чемодан, портфель (можно перевести и как «случай, ситуация»). Под кейсом при этом понимается текст (до 25-30 страниц), который описывает ситуацию, некогда имевшую место в реальности в этом его отличие от иных ситуационных заданий, например деловой игры. Кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

-  Под термином портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ школьников. Этот метод является новым подходом к обучению, новым способом работы, выражающим современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором

существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика.

Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

-        проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся.

-        оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

-  Особое внимание планируется уделить работе в группах, а также разбору различных стандартных и нестандартных ситуаций (использование кейс-метода). По окончанию первого года обучения будет предложено создать портфолио магистранта, где каждый магистрант должен будет представить по одной работе, проделанной в течение семестра по трем предметам на выбор. Каждое портфолио будет оценено в группе с презентацией той работы, которая была проделана каждым за год обучения

-  В дополнение к традиционным способам в виде составления и оценки (защиты) курсовых работ (проектов), отчетов по практикам и НИР также возможно преобразовать полученные в ходе работы результаты в доклады на научных конференциях и симпозиумах, например, ежегодных «Неделе науки СПбГПУ» , «Политехническом симпозиуме», проводимой раз в два года конференции «Экобалтика».

В(2), П(3)

7

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

К ресурсному обеспечению образовательного процесса относятся рабочие программы новых дисциплин (включающие тестовые материалы и др.) и - учебные пособия к дисциплинам.

Разработано 12 РПД и 6 учебных пособий. Разработка новых дисциплин позволяет обеспечить разнообразие предлагаемых в вузе учебных программ в рамках одного направления «Техносферная безопасность». Это предоставляет студентам возможность выбрать ту программу, которая больше соответствует их склонностям, предшествовавшему образованию, предполагаемой области профессиональной деятельности, что позволить сделать усвоение учебного материала более эффективным и более динамично реагировать на изменение потребности в специалиста с определенной подготовкой на рынке труда

В(12+2)

8

Развитие

инфраструктуры

организации

образовательного

процесса

В учебном процессе используются компьютерные классы (и компьютерные 

программы), учебные лаборатории УНЦ «МирПТС». Предполагается расширение базы для выполнения магистерских диссертаций за счет контактов с предприятиями города и области.

Имеющаяся база необходима для выполнения практических и лабораторных работ, НИР студентов, важных для осуществления активных методов обучения (проблемно-ориентированных задач, индивидуального подхода к обучающимся). Происходит пополнение и обновление компьютерного парка (апгрейд и замена компьютеров на более производительные, пополнение программного обеспечения), пополнение и ремонт парка лабораторного оборудования.

Проблемы заключаются в нехватке хорошо оплачиваемых ставок для высококвалифицированного персонала, постоянно работающего с оборудованием. Временное привлечение сотрудников из других организаций на период работ по грантам в данном случае маловероятно. Такого рода специалисты как правило имеют постоянную высокооплачиваемую работу и не склонны ее менять или совмещать с временной малооплачиваемой работой в вузе. Решение этой проблемы позволило бы использовать более эффективно имеющееся оборудование как для обязательных лабораторных работ, так и для НИР и работ по диссертациям, повысить уровень исследовательских работ в вузе.

Р(2), П(1)

9

Развитие 

системы

трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В стенах СПбГПУ ежегодно осенью проходят ярмарки вакансий для выпускников с привлечением представителей предприятий города, рекрутинговых агентств, информационного правого центра.

Кафедра ГСиПЭ поддерживает контакты с рядом организаций, при участии которых проводилась НИР и подготовка дипломных работ специалистов: Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга (председатель Комитета также является председателем ГАК), Водоканал СПб, Ленгидропроект, Ленморпроект и др.. Взаимодействие сохраняется и при подготовке магистров.

Перспективным представляется заключение договоров с потенциальными работодателями на обучение специалиста по определенной программе с прохождением на предприятии практик и выполнением части работы над диссертацией.

Р(1) В(1) Щ1)

10

Развитие

информационно-

компьютерной

поддержки

образовательного

процесса

Информационно-компьютерная поддержка образовательного процесса реализуется через:

-       создание и поддержание функционирования факультетского сайта с учебными материалами в электронном виде (РПД, учебными пособиями) и формами связи между преподавателем и обучающимся.

-   создание и поддержание удаленного доступа для поиска и заказа книг из каталога Фундаментальной библиотеки университета, а также доступа к поисковым базам данных из компьютеров университета.

Эти решения покрывают потребности обучающихся, однако в перспективе возможно создание на сайте кафедры специальных форумов и общения со студентами on-line (например, для проведения дистанционных консультаций).

Р(2) П(1)

11

 

Развитие системы мониторинга качества образования

- Оценка достижения целей программы является весьма сложным процессом, поскольку он связан с сопровождением профессиональной карьеры выпускников, изучением мнения работодателей, получением и обработкой информации их различных источников, расположенных в основном за пределами вуза. Однако это 

является единственным надежным способом дать объективную оценку деятельности вуза по достижению целей программы и реализации его миссии.

-  Использование принципа «обратной связи» включает в себя несколько видов контроля:

-  проведение анкетирования среди руководящего звена для оценки работника с точки зрения полученных навыков/приобретенных компетенций на момент поступления на работу, а также проведение анкетирования после 1-2 лет работы с целью получения информации о сотруднике, о его профессиональном росте и способность развития.

-  проведение анкетирования среди коллег как комплексного показателя приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций. Важным вопросом в такой анкете является вопрос о недостаточности знаний/приобретенных компетенций выпускника и развитие/включение в обучение тех тем, которые были недостаточно освещены в рамках образовательной программы.

-  анкетирование среди выпускников-магистрантов сразу после обучения, а также через 1 -2 года после выпуска с целью получения оценок от самих студентов о полученном образовании/приобретенных компетенциях, а также рекомендации о прослушанной программе спустя некоторое время с целью улучшения последней.

-  Является полезным создание базы данных о выпускниках данной магистерской программы, включающей место работы и должность, а также перспективы профессионального роста.

П(5)

12

 

Развитие системы

информирования общества о качестве образования в вузе

 

Информация о магистерских образовательных программах (аннотации программ) размещена на интернет-сайте СПбГПУ.

Предполагается также наполнение Интернет-сайта кафедры более детальной информацией о направлениях научной работы ее сотрудников.

Информационную функцию также выполняют всероссийские и международные конференции и симпозиумы, которые проводит СПбГПУ(ежегодный Политехнический симпозиум «Молодые ученые -

промышленности Северо-Запада», Неделя науки СПбГПУ) и кафедра ГСиПЭ («Экобалтика» и др.). Обучающиеся на кафедре также имеют возможность представить своим работы на различных зарубежных рубежом («Кальмар Экотек» и др.)

В(2), П(1)