Срок обучения: 2 года

Степень: магистр техники и технологии

 

Руководитель магистерской программы: д.т.н., проф. В.Н. Козлов

 

Профиль программы: «Системный анализ и управление информационными ресурсами», код 220100.68.03

 

Концепция:

 

В современном обществе играют весьма важную роль (значение которой возрастает с каждым годом) различные средства передачи, обработки, хранения информации. Решение подавляющего большинства современных технических задач, задач управления, моделирования и т.п., требует разработки теоретических и практических средств для описания, анализа, синтеза и оптимизации информационных процессов. Неизбежно возникает задача частичной или полной автоматизации работы информационных систем и управления информационными ресурсами. Структура ресурсов (в частности, баз данных и средств документооборота) и средств коммуникации, включая информационные сети, поисковые алгоритмы и т.п., усложняется настолько, что это делает невозможным применение «традиционных» подходов к разработке. В связи с этим остро встаёт вопрос о переходе от «умозрительных», эвристических, словесно-описательных методов проектирования, поддержки и анализа информационных ресурсов и систем к классам более или менее формализованных моделей, использующих абстрактно-логические и математические средства описания.

 

Цели и задачи:


Целями магистерской программы являются:

 

1. Подготовка выпускников, обладающих знаниями, умениями  и навыками использования в практической деятельности:

1.1) Базовых моделей и методов, используемых в информационных технологиях. Это различные модели представления, преобразования, передачи информации, необходимые элементы теории передачи сигналов, алгоритмы сжатия, кодирования и декодирования информации, и т.п.

1.2) Моделей и методов разработки, поддержки и анализа информационных систем. Это математические модели баз данных, структура соответствующих языков программирования, модели экспертных систем и принятия решений, (в том числе аппарат нечеткой логики), модели и методы распознавания текста, смысла, изображений, речи.

1.3) Моделей и методов синтеза и анализа информационных потоков и ресурсов, в том числе применение для решения указанных задач основ теории автоматического управления, теории оптимизации, моделей иерархических систем, нелинейных моделей динамических систем, статистических моделей.

2. Подготовка выпускников, которые, благодаря уровню своей квалификации, оказались бы востребованными на рынке труда.

 

Задачами магистерской программы являются:

 

1) Организация учебного процесса (включая организацию лабораторной базы), обеспечивающего достижение упомянутых выше целей программы.

2) Разработка и реализация новых и модернизация содержания реализуемых в настоящее время учебных дисциплин, соответствующих концепции программы и обеспечивающих достижение упомянутых выше целей.

3) Подготовка учебных пособий, контрольно-измерительных и методических материалов, обеспечивающих максимальную эффективность образовательного процесса.

4) Учет интересов и пожеланий (в первую очередь, посредством участия в совместных образовательных и научных проектах) предприятий и организаций, заинтересованных в подготовке квалифицированных работников соответствующего профиля.

 

Научно-исследовательские проекты, соответствующие профилю программы:


1) Разработка теоретических основ управления энергетическими системами и объединениями.

2) Разработка теоретических основ управления морскими подвижными объектами.

3) Разработка информационных систем поддержки принятия оптимальных решений в задачах управления ВУЗом.

4) Организация и исследование распределенной обработки данных в информационных системах и сетях. 

 

Компетенции выпускника:   


  • межличностные профессиональные компетенции

 

- способность использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-4)

- способность свободно применять русский и один из иностранных языков как средства делового общения (ОК-3)

- способность общаться со специалистами из других областей знаний;

- способность ясно и однозначно излагать свои выводы и знания как специалистам, так и не специалистам;

- способность работать в международной профессиональной среде;

- приверженность этическим ценностям;

 

  • общепрофессиональные компетенции

 

- способность вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ (ПК-1);

- способность ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований (ПК-2);

- способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ПК-3);

- способность оформить, представить и доложить результаты выполненной работы (ПК-4);

- способность разработать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-5);

- способность формировать технические задания и участвовать в разработке аппаратных и/или программных средств экспертных систем поддержки принятия оптимальных решений (ПК-9);

- способность выбирать методы и разрабатывать алгоритмы решения задач управления сложными многомерными объектами управления (ПК-10);

- способность руководить коллективами разработчиков аппаратных и/или программных средств экспертных систем поддержки принимаемых решений (ПК-13);

 

  • специальные компетенции

 

- способность применять знания, понимание и способность решения проблем в новых или незнакомых обстоятельствах в более широких (мульти дисциплинарных) контекстах соответствующей области;

- способностью принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр и других учебных подразделений, способность разработать и провести цикл лекций или практических занятий по учебной дисциплине, соответствующей профилю подготовки магистра;

- способность комплексно интегрировать знания и их трактовку, формулировать суждения при неполной или ограниченной информации, которые включают размышления над социальными и этическими обязанностями, связанными с применением этих знаний и суждений. 

 

Предполагаемые виды деятельности выпускника:


- работа в конструкторских и научно-исследовательских коллективах соответствующего профиля;

- преподавательская деятельность в ВУЗе.

 

Это – основные виды деятельности выпускников, на которые ориентирована данная магистерская программа. Однако, знания, умения и навыки, а также компетенции, которые приобретают выпускники, успешно прошедшие подготовку по данной магистерской программе, позволяют им успешно адаптироваться к работе в смежных областях (системное администрирование, разработка и обслуживание информационных систем различного назначения, системы связи, спутниковая навигация, распознавание образов, интеллектуальные системы, кодирование, защита информации и т.п.).