ОТЧЕТ по мероприятию № 2.2.1Разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров «Технология автоматизированного производства» по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» на основе Собственного образовательного стандарта» в рамках реализации Программы развития национального исследовательского университета

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель:________________ (Радкевич М. М.)

 

 

г. Санкт-Петербург

2011 г.


Содержание

 

  1. Цели мероприятия  
  2. Задачи мероприятия  
  3.  Описание работ по мероприятию
  4. Результаты     
  5. Использование в учебном процессе   
  6. Реализация и подготовка инноваций в образовательном процессе 

 

 

 

1. Цели мероприятия

 

Целью программы является повышение качества образования и конкурентоспособности образовательной деятельности кафедр «Технология машиностроения» и «Технология конструкционных материалов и материаловедение» механико-машиностроительного факультета на основе создания собственного образовательного стандарта (СОС) подготовки магистров по направлению: «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» для ООП «Технология автоматизированного производства». Указанная выше цель обеспечивается формированием общекультурных универсальных и профессиональных компетенций.

 

2. Задачи мероприятия 

 

Указанная выше цель обеспечивается формированием общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций раскрываемых ниже.

СОС разрабатывается с учетом особенностей научных школ кафедр и потребностей рынка. При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения, даётся с учетом специфики  ООП, характеристики групп обучающихся.

Разработка СОС производится в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803. Эта программа и выполняемая работа предназначены также для развития и совершенствования политехнической модели системы образования, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных магистров-специалистов. Разработка инновационного учебно-методического обеспечения, оснащение кафедр современным технологическим оборудованием обеспечивает престижность российского политехнического образования, концентрацию на кафедрах СПбГПУ конкурентоспособных научно-педагогических кадров, включая лучших молодых специалистов, путем создания привлекательной научно-образовательной среды.

СОС является нормативным документом, разрабатываемым и утверждаемым Национальным исследовательским университетом СПбГПУ для собственного и всеобщего использования. Он устанавливает требования к ООП, принципы организации, технологию обучения и его результаты.

Актуальность проведенной работы по самостоятельной разработке вузами со статусом НИУ СОС вызвана не полным соответствием целей и задач ФГОС ВПО целям и задачам ведущих вузов, призванных обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников мирового уровня.

 

 

3. Описание работ по мероприятию

 

Основная образовательная программа по направлению магистерской подготовки, реализуемая в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

 

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки.

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

 

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года№125-ФЗ);
  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт    (ФГОС)    по направлению   подготовки магистров «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» высшего   профессионального  образования (ВПО) (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21»декабря  2009г. №769
    • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
    • Примерная   основная   образовательная   программа   (ПрООП   ВПО)   по направлению   подготовки,  утвержденная «21»декабря 2009г (носит   рекомендательный характер);

 

  • Устав вуза.

 

 

 

Срок освоения ООП по разработанному СОС для магистерской программы «Технология автоматизированного производства» составляет 2 года для очной формы обучения, включая последипломный отпуск в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 151900.68 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

 

Трудоемкость освоения студентом ООП по разработанному СОС составляет 120 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с рекомендациями ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

 

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь диплом о высшем профессиональном образовании бакалавра по ранее существовавшим направлениям в соответствии с ГОС 2 - 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», и 150400 «Технологические машины и оборудование» по направлениям в соответствии с ФГОС ВПО - 151900.68 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Машиностроение». К направлению этим лицам относятся также дипломированные специалисты по направлению 151000.65 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по специальности 150001.65 «Технология машиностроения».

Указанный перечень направлений может дополняться и корректироваться в соответствии с обновлением перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Лица, имеющие дипломы государственного образца зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.

 

3.1. Особенности разработки ООП

 

Особенностью разработанной ООП является направление всей деятельности кафедры и факультета на подготовку магистра-специалиста, способного быстро адаптироваться к направлениям развития современного машиностроения. Для этого области, объекты и виды  профессиональной деятельности выпускников несколько уменьшены в сравнении с рекомендациями ФГОС ВПО с целью обеспечения более высокой степени профессиональной подготовки магистров-специалистов в области автоматизированных машиностроительных производств.

 

Область профессиональной деятельности магистров включает:

 

проектирование методов, средств, способов и приемов науки и техники, направленных на создание и производство конкурентоспособной машиностроительной продукции за счет эффективного конструкторско-технологического обеспечения автоматизированных машиностроительных производств;

создание новых и применение современных производственных процессов и машиностроительных технологий, методов проектирования, средств автоматизации, математического, физического и компьютерного моделирования;

обоснование, разработка, реализация и контроль норм, правил и требований к машиностроительной продукции различного служебного назначения, технологии ее изготовления и обеспечения качества;

создание технологически ориентированных производственных, инструментальных и управляющих систем различного служебного назначения.

исследования, направленные на поддержание и развитие национальной технологической среды;

создание технологически ориентированных производственных, инструментальных и управляющих систем различного служебного назначения.

Выпускник по данному направлению и профилю подготовки может осуществлять профессиональную деятельность в государственных и частных машиностроительных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, принимая участие в разработке и исследовании современных конкурентоспособных технологий и конструкций в автоматизированном машиностроении. Специфика профессиональной деятельности магистра с учетом профиля его подготовки определяется областями, объектами и видами этой деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

машиностроительные производства, их основное и вспомогательное оборудование, комплексы, инструментальная техника, технологическая оснастка, средства проектирования, автоматизации и управления;

производственные и технологические процессы машиностроительных производств, средства их технологического, инструментального, метрологического, диагностического, информационного и управленческого обеспечения, их исследование, проектирование, освоение и внедрение;

системы машиностроительных производств, обеспечивающие подготовку производства, управление им, метрологическое и техническое обслуживание, безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды;

средства, методы и способы, предназначенные для создания и эксплуатации станочных, инструментальных, робототехнических, информационно-измерительных, диагностических, информационных, управляющих и других технологически ориентированных систем для нужд машиностроения;

нормативно-техническая и плановая документация, системы стандартизации и сертификации, а также средства и методы испытаний и контроля качества машиностроительной продукции.

Основной задачей собственного образовательного стандарта является обеспечение выполнения выпускником следующих видов профессиональной деятельности выпускника

 

Производственно-технологическая деятельность:

 

разработка и внедрение оптимальных технологических процессов изготовления конкурентоспособных машиностроительных изделий, в том числе и изделий из неметаллических материалов;

выбор материалов, оборудования и других средств технологического
оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий;

организация и эффективное осуществление контроля качества материалов, технологических процессов, готовых изделий; обеспечение необходимой надежности элементов машиностроительных производств при изменении действия внешних факторов, снижающих эффективность их функционирования, планирование мероприятий по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции; анализ состояния и динамики функционирования машиностроительных производств и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа;

метрологическая поверка основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции, стандартизация и сертификация продукции, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

исследование причин появления брака в производстве, разработка мероприятий по его исправлению и устранению.

 

Проектно-конструкторская деятельность:

 

формулирование целей проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, определение приоритетов решения задач;

подготовка заданий на разработку новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средств и систем их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения;

проведение патентных исследований обеспечивающих чистоту и патентоспособность новых проектных решений и определение показателей технического уровня проектируемых процессов, машиностроительных производств и изделий различного служебного назначения;

разработка эскизных, технических и рабочих проектов машиностроительных производств, технических средств и систем их оснащения;

проведение технических расчетов по выполняемым проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средств и систем оснащения;

оценка инновационного потенциала выполняемого проекта;

разработка на основе действующих стандартов, регламентов методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации выполненных проектов.

 

Научно-исследовательская деятельность:

 

разработка теоретических моделей, позволяющих исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств;

математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований;

разработка алгоритмического и программного обеспечения машиностроительных производств;

разработка методик, рабочих планов и программ проведения научных исследований и перспективных технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей, научно-технических отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований.

 

Оценивая наличие сложившейся научной школы по технологии машиностроения на выпускающей кафедре «Технология машиностроения», кафедра считает необходимым усиливать подготовку своих кадров для научно-педагогической деятельности. Поэтому в ООП заложено: 

 

участие студентов в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований;

проведение магистрами отдельных видов аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечение научно-исследовательской работы студентов;

применение новых образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения.

Учитывая, что выпускники СПбГПУ часто занимают руководящие посты в промышленности уже на первых этапах своей работы в ООП заложены вопросы организационно-управленческой деятельности по направлениям:

организация процесса разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения;

организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений, определение порядка выполнения работ;

организация работ по выбору технологий, инструментальных средств и средств вычислительной техники при реализации процессов проектирования, изготовления, контроля, технического диагностирования и промышленных испытаний изделий;

поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии;

проведение маркетинга и подготовка бизнес плана выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий;

участие в управлении программами освоения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем.

 

Разработчики СОС проанализировали множество не только определений, но и дескрипторов понятия «компетенция» и считают, что наиболее кратким и конкретным определением является следующее – это знания, умения, навыки (ЗУН) в действии. Это определение показывает, что компетенция означает реализацию ЗУН при проектировании конкретных объектов в соответствии с задачами профессиональной деятельности (технологических процессов, конструкций технологического оснащения, программного обеспечения и других объектов интеллектуальной собственности). Принятое в СОС определение компетенций можно продемонстрировать иллюстрацией, представленной на рис. 1.

 

Процесс формирования компетенции

 

Рис. 1. Процесс формирования компетенции

 

Этот рисунок демонстрирует процесс развития ЗУН выпускника по спирали, как и  любое направление развития промышленности. науки и всего общества. Принятое СОС определение компетенции конкретизирует контроль (дескрипторы) уровня освоения компетенций.

Учитывая рекомендации Минобнауки РФ на профессиональную направленность подготовки бакалавров и магистров в СОС использована основная направленность приобретения компетенций на получение конкретного результата деятельности выпускника.

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями по собственному образовательному стандарту (ОКС):

 

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень  за счет самостоятельного обучения новым методам исследования, готовностью к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (OKС-1);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОКС-2);

способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских, проектных и производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОКС-3);

способностью анализировать и критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОКС-4);

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по собственному образовательному стандарту (ПКС):

 

производственно-технологическая деятельность:

способностью разрабатывать и внедрять эффективные технологии изготовления машиностроительных изделий, в том числе и из неметаллических материалов (ПКС-1);

способностью участвовать в модернизации и автоматизации действующих и проектирование новых эффективных машиностроительных производств различного назначения, средств и систем их оснащения, производственных и технологических процессов с использованием современного программного обеспечения для автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПКС-2);

способностью выбирать материалы, оборудование и другие средства технологического оснащения, автоматизации и управления для реализации производственных и технологических процессов изготовления машиностроительных изделий (ПКС-3);

способностью организовывать и эффективно осуществлять контроль качества материалов, технологических процессов, готовых изделий, в том числе с использованием цифрового измерительного оборудования (ПКС-4);

способностью разрабатывать мероприятия по обеспечению необходимой надежности выходных параметров технологических систем при изменении действия внешних возмущающих факторов, снижающих эффективность их функционирования, планировать мероприятия по постоянному улучшению качества машиностроительной продукции (ПК-5);

способностью проводить анализ состояния и динамики технологических систем и их элементов с использованием надлежащих современных методов и средств анализа, обеспечивать устойчивость движения технологических систем (ПКС-6);

способностью осуществлять метрологическую поверку основных средств измерения показателей качества выпускаемой продукции с использованием эталонных приборов для контроля и аттестации концевых мер длины, калибров и углов (ПКС-7);

способностью выполнять работы по стандартизации и сертификации продукции, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств (ПКС-8);

способностью проводить исследования причин появления брака в производстве и разрабатывать мероприятия по его сокращению и устранению с использованием математических моделей технологических процессов (ПКС-9);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью формулировать цели проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, строить структуру их взаимосвязей, определять приоритеты решения задач (ПКС-10);

способностью разрабатывать технические задания на разработку новых эффективных технологий изготовления машиностроительных изделий, производств различного служебного назначения, средства и системы их инструментального, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения (ПКС-11);

способностью разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты машиностроительных производств, технических средств и систем их оснащения (ПКС-12);

способностью проводить технические расчеты по выполненным проектам, технико-экономическому и функционально-стоимостному анализу эффективности проектируемых машиностроительных производств, реализуемых ими технологий изготовления продукции, средствам и системам оснащения (ПКС-13);

способностью выполнять разработку функциональной, логической, технической и экономической организации машиностроительных производств, их элементов, технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования (ПКС-14);

способностью проводить оценку инновационного потенциала выполняемого проекта (ПКС-15);

способностью разрабатывать на основе действующих стандартов, регламентов методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятий по реализации выполненных проектов (ПКС-16);

научно-исследовательская деятельность:

способностью ставить и решать прикладные исследовательские задачи (ПКС-17);

способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПКС-18);

способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать различную информацию (ПКС-19);

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ПКС-20);

способностью разрабатывать теоретические модели, позволяющие исследовать качество выпускаемых изделий, технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств (ПКС-21);

способностью выполнять математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств с использованием современных технологий проведения научных исследований (ПКС-22);

способностью использовать проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов машиностроительных производств (ПКС-23);

способностью разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение машиностроительных производств (ПКС-24);

способностью выполнять сбор, обработку, анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации, зарубежного и отечественного опыта по направлению исследований, выбирать методы и средства решения практических задач (ПКС-25);

способностью разрабатывать методики, рабочие планы и программы проведения научных исследований и перспективных технических разработок, готовить отдельные задания для исполнителей, научно-технические отчеты, обзоры и публикации по результатам выполненных исследований (ПКС-26);

способностью осуществлять фиксацию и защиту интеллектуальной собственности (ПКС-27);

способностью участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курсов на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований (ПКС-28);

способностью осуществлять постановку и модернизацию отдельных лабораторных работ и практикумов по дисциплинам профилей направления (ПКС-28);

способностью проводить отдельные виды аудиторных учебных занятий, включая лабораторные и практические, а также обеспечивать научно-исследовательскую работу студентов (ПКС-30);

способностью применять новые образовательные технологии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения (ПКС-31);

организационно-управленческая деятельность:

способностью участвовать в организации процесса разработки и производства машиностроительных изделий, производственных и технологических процессов, средств и систем машиностроительных производств различного назначения (ПКС-32);

способностью организовывать работу коллектива исполнителей, принимать исполнительские решения в условиях различных мнений, определять порядок выполнения работ (ПКС-33);

способностью организовывать работы по проектированию новых машиностроительных производств, их элементов, модернизации и автоматизации действующих (ПКС-34);

способностью организовывать работы по выбору технологий, инструментальных средств и средств вычислительной техники при реализации процессов проектирования, изготовления, контроля, технического диагностирования и промышленных испытаний изделий (ПКС-35);

способностью осуществлять поиск оптимальных решений при создании изделий, разработке технологий и машиностроительных производств, их элементов, средств и систем технического и аппаратно-программного обеспечения с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и требований экологии (ПКС-36);

способностью оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение требуемого качества изделий машиностроения (ПКС-37);

способностью выполнять контроль за: испытанием готовых изделий, средствами и системами машиностроительных производств, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных технологий; методов проектирования, автоматизации и управления производством жизненным циклом продукции и ее качеством (ПКС-38);

способностью разрабатывать заявки на изобретения и промышленные образцы в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств (ПКС-39);

способностью участвовать в проведении маркетинга и подготовке бизнес плана выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий (ПКС-40);

способностью участвовать в управлении программами освоения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем (ПКС-41).

 

 

Таким образом, особенностями разработанной ООП являются:

 

1. Направление на профессианализацию без потери научно-исследовательской подготовки магистров.

2. Увеличение объема подготовки по разделам НИР, практик, практических занятий, семинаров и других видов интерактивного общения.

3. Уменьшение количества контролируемых компетенций с направлением на практическую подготовку магистров.

4. Уменьшение объема подготовки по базовой обязательной части с увеличением объема вариативных дисциплин для оперативного реагирования на изменяющиеся экономические, организационные и научно-технические требования к уровню и направлению подготовки специалистов.

 

3.2 Оценочные средства

 

Оценочные средства - фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения магистром учебного материала - являются неотъемлемой частью вузовской основной образовательной программы. Разработка фонда оценочных средств начинается сразу же за определением целей ООП и компетенций выпускников, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин.

 

Приступая к разработке комплекса оценочных средств в условиях введения СОС, разработчики сознают два принципиальных момента:

 

1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию разработанной ООП, используются для проверки качества формирования компетенций; 

2. Оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) становятся действенным средством оценки качества обучения.

 

Таким образом, разработка оценочных средств никоим образом не может рассматриваться без применения новых образовательных технологий.

 

СОС ориентирован преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, но на выработку у магистров компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику реализовать их в конкретных проектах и стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей машиностроения.

 

Традиционные формы контроля проверяют знания (реже умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций. При всей плодотворности и проверке временем данных форм контроля в современных условиях их нельзя признать вполне достаточными для проверки, с одной стороны, успешности освоения магистром образовательной программы, а с другой - качества самой программы и образовательной деятельности вуза по данной программе в целом.

 

Разработчики считают, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки магистров при реализации собственного образовательного стандарта заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Соответственно, в процессе оценки будущих магистров и выпускников используются как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. При этом постепенно традиционные средства совершенствуются в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптируются для повсеместного применения в российской вузовской практике.

Иными словами, задача СОС в ближайшие годы - выработать образовательные технологии и сформировать оценочные средства, которые:

 

  • во-первых, позволяют формировать у обучающихся широкие универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции,
  • во-вторых, проводить комплексную оценку всех составляющих понятия «компетенция».

 

При этом разработчики в полной мере осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса - образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). Таким образом формы контроля становятся своеобразным продолжением методик обучения, позволяя магистру более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

 

В процессе разработки СОС проверено взаимное соответствие трех базовых характеристик:

 

а)      целей программы и результатов обучения, выраженных в форме компетенций;

б)      дисциплин (форм учебной работы) и образовательных технологий (методов обучения);

в)      средств и способов оценки достижений магистров (контроля формирования компетенций) и качества самой программы.

 

Разработчики СОС осознают что, реализация образовательной программы будет успешной лишь, когда ее структура позволяет быстро и четко ответить на вопросы: какие именно компетенции формируют те или иные позиции учебного плана; какие именно методы обучения позволяют выработать те или иные компетенции; как именно (с помощью каких оценочных средств) проверяется формирование компетенций.

 

3.3. Типы контроля

 

В соответствии с рекомендациями большинства разработчиков государственных образовательных стандартов оценка качества подготовки магистров включают:

 

A.  Текущую аттестацию.

B.  Промежуточную аттестацию.

C.  Итоговую государственную аттестацию.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании…". освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

 

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

 

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании».

 

Магистры, обучающиеся в СПбГПУ по образовательной программе «Технология автоматизированного производства», при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам».

 

Итак, в соответствии с разработанным СОС выделяются следующие типы контроля успешности освоения магистром ООП.

 

Текущая аттестация или текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

К достоинствам текущего контроля относится его систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости магистра. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить достаточно трудно.

 

Текущий контроль знаний магистров согласно СОС представляет собой:

 

-  устный опрос (групповой или индивидуальный);

-  проверку выполнения письменных домашних заданий;

-  проведение лабораторных, расчетно-графических и иных работ;

-  проведение контрольных работ;

-  тестирование (письменное и (или) компьютерное);

-  проведение коллоквиумов (в письменной и (или) устной форме);

-  контроль самостоятельной работы магистров (в письменной и (или) устной форме).

 

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, например, на кафедре «Технология машиностроения» в рамках каждого из данных типов контроля (аттестации) могут используются разные виды контроля.

 

К видам контроля относятся:

 

-   устный опрос;

-   письменные работы;

-   контроль с помощью технических средств и информационных систем.

 

Каждый из данных видов контроля выделяется по способу выявления формируемых компетенций: в процессе беседы преподавателя и магистра; в процессе создания и проверки письменных материалов; путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.

Каждый из видов контроля имеет собственные преимущества и недостатки.

 

3.2.1. Формы устного и письменного контролей


Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор магистра, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки. Устный опрос обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя, т.к. при непосредственном контакте создаются условия для его неформального общения магистром. Воспитательная функция устного опроса имеет ряд важных аспектов: нравственный (честная сдача экзамена), дисциплинирующий (систематизация материала при ответе), дидактический (лучшее запоминание материала при интеллектуальной концентрации), эмоциональный (радость от успешного прохождения собеседования) и др. Обучающая функция устного опроса состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену. Устный опрос обладает также мотивирующей функцией: правильно организованные собеседование, коллоквиум, зачёт и экзамен могут стимулировать учебную деятельность магистра, его участие в научной работе.

 

Важнейшими достоинствами письменных работ являются:

 

-       экономия времени преподавателя, (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);

-       возможность поставить всех магистров в одинаковые условия;

-       возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

-       возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

-       возможность проверить обоснованность оценки;

-     уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки магистра, обусловленного его индивидуальными особенностями.

 

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает:

 

  • быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении магистрами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;
  • возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;
  • формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений магистров по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;
  • привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;
  • возможность самоконтроля и мотивации магистров в процессе самостоятельной работы.

 

В то же время контроль с применением технических средств уступает письменному и устному контролю в отслеживании индивидуальных способностей и креативного потенциала магистра. Технические средства контроля сочетаются с устной беседой с обучающимся.

 

Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).

 

К формам контроля относятся:

 

-   собеседование;

-   коллоквиум;

-   тест;

-   контрольная работа;

-   зачет;

-   экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен);

-   лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа;

-   эссе и иные творческие работы;

-   реферат;

-    отчет (по практикам, научно-исследовательской работе магистров и т.п.);

-    курсовая работа;

-    выпускная квалификационная работа.

 

Подчеркнем, что в случаях, отмеченных знаком, речь идет о неразрывной связи форм контроля с соответствующими видами учебной деятельности и образовательными технологиями. Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения лабораторной работы, написания реферата, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).

 

Устный опрос как вид контроля и метод оценивания формируемых компетенций задействован при применении следующих форм контроля: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен по дисциплине или модулю.

 

Собеседование - специальная беседа преподавателя с магистром на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний магистра по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний магистров. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

 

Зачет и экзамен  представляют собой формы промежуточной аттестации магистра, определяемые учебным планом подготовки по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

 

Курсовые экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу магистра за курс (семестр), полученные теоретические знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их к решению практических задач.

 

Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения магистрами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.

 

Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать магистрам вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе данного курса.

 

Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях.

 

Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений магистров на семинарах.

 

Оценка, выставляемая за зачет, может быть как квалитативного типа (по шкале наименований «зачтено» / «не зачтено»), так и квантитативного (т.н. дифференцированный зачет с выставлением отметки по шкале порядка - «отлично», «хорошо» и т.д.). По итогам экзамена, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Письменные работы включают: тесты, эссе, рефераты, курсовые работы и проекты, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по научно-исследовательской работе магистров.

 

Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин.

 

Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; представляющих возможность выбора из перечня ответов и занимает часть учебного занятия (10-30 минут). Правильные решения разбираются на том же или следующем занятии. Частота тестирования определяется преподавателем.

 

Тесты классифицируются:

 

1.      по уровню контроля

 

  • вступительные,
  • текущие,
  • тематические,
  • тесты промежуточной и итоговой аттестации;

 

2.      по содержанию

 

  • гомогенные (основанные на содержании одной дисциплины),
  • гетерогенные (основанные на содержании нескольких дисциплин), в свою очередь подразделяющиеся на полидисциплинарные тесты (набор гомогенных тестов по отдельным дисциплинам) и междисциплинарные тесты (каждое задание такого теста включает элементы содержания нескольких дисциплин);

 

3.      по методологии интерпретации результатов:

 

  • нормативно ориентированные (позволяют сравнивать учебные достижения отдельных испытуемых друг с другом),
  • критериально ориентированные (позволяют измерить уровень индивидуальных учебных достижений относительно полного объема знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены обучаемыми по конкретной дисциплине);

 

4.      по форме предъявления

 

  • бланковые,
  • компьютерные ординарные,
  • компьютерные адаптивные.

 

Эссе - одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых и вариативных дисциплин общенаучного и профессионального циклов магистра. Эссе - это небольшой по объему материал в рамках самостоятельной работы на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

 

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ собранных магистром конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из Интернета, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развёрнутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и т.д.

 

Требования к эссе могут трансформироваться в зависимости от конкретной дисциплины, однако качество работы должно оцениваться по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Для подготовки эссе магистру предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

 

Реферат - форма письменной работы по анализу литературных источников с точки зрения актуальности задачи в рамках самостоятельной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Как правило, реферат представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 25-30 стр.; время, отводимое на его подготовку - от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение магистром нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата - привитие магистру навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата магистру предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.

 

Курсовой проект (курсовая работа) и - более сложный, чем реферат, вид самостоятельной работы, направленный на творческое освоение общенаучных и  профессиональных дисциплин магистров и выработку соответствующих профессиональных компетенций. Объем курсового проекта (курсовой работы) может достигать 25-35 (15-20 – для курсовой работы) страниц.

 

При написании курсового проекта (курсовой работы) магистр должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. Курсовой проект (курсовая работа) должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор кратко обосновывает актуальность темы, структуру работы и даёт обзор использованной литературы. В основной части раскрывается сущность выбранной темы; основная часть может состоять из двух или более глав (разделов); в конце каждого раздела делаются краткие выводы. Итогом выполненной работы является проект технологического процесса, конструкция установочно-зажимного и контрольного приспособлений, специального режущего инструмента и т. п. В списке использованной литературы указываются все публикации, которыми пользовался автор, в том числе источники из Интернета.

 

При оценке уровня выполнения курсового проекта (курсовой работы), в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции:

 

  • умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой;
  • умение собирать и систематизировать практический материал;
  • умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;
  • умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;
  • умение соблюдать форму научного исследования;
  • умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;
  • владение современными средствами телекоммуникаций;
  • способность проектировать современные технологические процессы и их технологическое оснащение;
  • способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;
  • умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;
  • способность создать содержательную презентацию выполненной работы. Научно-учебные отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющей магистру обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик и НИР. Отчеты по практикам могут составляться коллективно с обозначением участия каждого магистра в написании отчета. Отчеты по производственным, научно-производственным практикам и НИР готовятся индивидуально. Объем отчетов может составлять 20…25 страниц.

 

 

Правильно сформулированные требования к содержанию, оформлению и защите отчетов по практикам дают хороший образец нового «интегрального» или системного подхода к оценке уровня приобретенных магистром умений, навыков, универсальных и профессиональных компетенций. При этом помимо перечисленных выше умений и навыков контролируются следующие компетенции:

 

  • способность работать самостоятельно и в составе команды;
  • готовность к сотрудничеству, толерантность;
  • способность организовать работу исполнителей;
  • способность к принятию управленческих решений;
  • способность к профессиональной и социальной адаптации;
  •  способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические последствия своей профессиональной деятельности.

 

Цель отчета по практике, по реферату, по научно-исследовательской и самостоятельной работам - осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные магистром в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Для выпускающей кафедры отчеты магистров по практикам важны потому, что позволяют создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в учебные и научные процессы.

 

3.2.2. Технические формы контроля

 

Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств. Технические средства контроля содержат: программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания и т.п.

В понятие технических средств контроля входит оборудование, используемое магистром при лабораторных работах и иных видах работ, требующих практического применения знаний и навыков в учебно-производственной ситуации, овладения техникой эксперимента. В отличие от производственной практики лабораторные и подобные им виды работ не предполагают отрыва от учебного процесса, представляют собой моделирование производственной ситуации и подразумевают предъявление магистром практических результатов индивидуальной или коллективной деятельности.

 

Электронные тесты являются эффективным средством контроля результатов образования на уровне знаний и понимания. Во время тестирования магистру последовательно предъявляются тест-кадры. К базовой группе тест-кадров относятся: информационный кадр, задание закрытого типа, задание открытого типа, задание на установление правильной последовательности и задание на установление соответствия.

 

Кроме того, разработаны группы тестовых заданий графического и бланкового типов. В тестовых заданиях графического типа основой вопроса и объектом для ответа является рисунок. В зависимости от параметров и способа формирования ответа различаются графические задания закрытого типа с одним и несколькими правильными ответами, открытого типа с одним и с несколькими ответами, на установление последовательности и задание одной или нескольких связей, на задание маршрута и на соответствие. Вопросы бланкового типа представляют собой сложные, комбинированные вопросы, состоящие из нескольких элементов, и могут включать поля ввода, списки, ячейки, возможности выделения и перемещения элементов.

 

Последовательность кадров формируется системой на основе алгоритма, определенного разработчиком теста. Это может быть и псевдослучайный алгоритм, и жестко определенная последовательность, и алгоритм, когда при выборе следующего кадра учитывается ответ обучаемого на предыдущий.

 

Обучающие тесты предназначены для самоконтроля магистра и определения траектории обучения: в зависимости от ответов тестируемого ему будут предъявляться те или иные обучающие элементы. В обучающем режиме особое внимание должно быть уделено организации диалога системы и пользователя путем задания вариантов реакции системы на возможные действия магистра при прохождении теста. Система предоставляет тестируемому возможности активного взаимодействия с учебным материалом, при котором реализуется обучающий диалог с целью выработки у обучаемого наиболее полного и адекватного знания изучаемой темы.

 

Основными компонентами обучающего диалога можно считать:

 

  • обучающее воздействие, соответствующий ему обучающий модуль УМК или его кадр;
  • контроль (проверка) исполнения данного учебного фрагмента;
  • корректировка обучающего воздействия в соответствии с результатами контроля, т.е. обратная связь.

 

Наличие обучающего диалога (интерактива) создает «эффект присутствия преподавателя», когда каждый обучаемый по любому вопросу, при любой ошибке, например, при решении задач, получает необходимый именно ему корректирующий учебный материал. В результате при изучении электронного УМК системой формируется индивидуальная траектория обучения для каждого магистра, т. е. система выполняет роль электронного тьютора.

 

В процессе изучения материала системой могут быть обеспечены многочисленные объектно-ориентированные подсказки, появляющиеся по мере необходимости. В результате реализуется уровень интерактивности «реального масштаба времени», при котором учащийся вовлекается во взаимодействие со средой, моделирующей реальные процессы, управляет ее поведением, отвечает на сложные учебные запросы.

 

Таким образом, обучающий тест используются для построения электронного тьютора, модуля с высоким уровнем интерактивности и мультимедийности. Повышения интеллекта данного модуля обеспечивает новые возможности более полного анализа ответа магистра и увеличение числа реакций системы на действия тестируемого.

 

Аттестующие тесты используются как для проведения текущего контроля успеваемости в течение семестра, так и для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Еще одним элементом информационных систем контроля является электронный практикум. Практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить магистру. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным магистром. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется магистру в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый магистром в базу данных. Проверка результата работы магистра осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке магистру может быть выдан другой вариант задания. Подобный способ контроля используется при организации таких видов учебной работы как курсовой проект (работа), расчетно-графические работы, реферат и самостоятельная работа.

 

Виртуальные лабораторные работы с помощью специализированных обучающих комплексов позволяют магистру производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который проверяется автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия. Использование виртуальной лаборатории требуется в случае, когда невозможно реализовать авторский замысел средствами других видов электронных элементов системы. Например, когда существует достаточно большое количество правильных ответов или задача проверки результата не является алгоритмической. Как и в случае с тестами, результат выполнения лабораторной работы доступен и магистру, и преподавателю сразу после ее окончания.

 

3.4 Система оценки формирующих компетенций

 

Если традиционная педагогика («педагогика ЗУНов») аналитична, потому что предполагает разделение на части единого процесса профессиональной деятельности, выделяя в нем прежде всего, теоретический и практический аспекты, то современная педагогика («педагогика компетенций»), не отрицая необходимости аналитического разделения при обучении, выступает за дальнейшее объединение теории и практики, что достигается в процессе непосредственной профессиональной деятельности или ее игровой имитации.

Для определения уровня формирования компетенций учащегося, прошедшего соответствующую подготовку, разработчиками предложены новые методы - стандартизированные тесты с дополнительным творческим заданием и рейтинговая система оценки.

 

Стандартизированный тест - это тест, производимый в максимально унифицированных условиях и в силу этого позволяющий сопоставить подготовку  магистров различных учебных заведений, при том, что каждый из них сдает этот тест по месту своей учебы. Поскольку данный тест направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенций, он не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), но включает в себя творческое задание (например, разработка оригинальных технологических процессов для изготовления деталей различных классов). Стандартизированные тесты с творческим заданием проводятся на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и для итогового контроля.

 

Модульно-рейтинговая система - это метод, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные части (модули), после изучения каждого из которых предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. Модульно-рейтинговая система используется для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки  магистров, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.

 

Каждый модуль включает обязательные виды работ - лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие в НИРС, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложненных лабораторных работ).

 

При работе по модульно-рейтинговой системе допускается возможность оценки знаний студентов без экзаменов или специально проведенного зачета.

 

В качестве дополнительных методов оценки формирующих компетенций, используется также кейс-метод и метод - портфолио. Его название происходит от английского слова «кейс» - папка, чемодан, портфель (в то же время «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация»). Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

 

Методом - портфолио именуются комплексы индивидуальных учебных достижений  магистров. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач и т. п. Сторонники идеи портфолио отмечают, что оно может быть чем-то большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ  магистров. Это - новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания и учения, новую культуру образования.

 

Популярность метода портфолио объясняется негативной реакцией многих педагогов на традиционную систему обучения, практику проверки знаний и умений с помощью тестов. По мнению разработчиков, тесты не всегда дают адекватную картину умений  магистров и не позволяют судить об уровне профессионализма будущего специалиста. Тесты (даже с дополнительными творческими заданиями) не годятся для проверки именно компетентности, умения решать реальные жизненные проблемы, проявлять неординарность мышления, подлинный творческий подход. Портфолио же позволяет выяснить не только то, что знает учащийся, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между учителем и учащимся. При этом важно, что учащийся сам решает, что именно будет входить в его портфолио, то есть вырабатывает навыки оценки собственных достижений.

 

Весьма перспективным является и метод развивающейся кооперации. Для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых, нужна кооперация - объединение  магистров с распределением внутренних ролей в группе.

Основными приемами данной технологии обучения являются:

 

  • индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение целей;
  • коллективное планирование учебной работы;
  • коллективная реализация плана;
  • конструирование моделей учебного материала;
  • конструирование плана собственной деятельности;
  • самостоятельный подбор информации, учебного материала;
  • игровые формы организации процесса обучения.

 

Для решения проблемы, данной преподавателем, согласно этому методу, создаются группы  магистров из 6-8 человек. «Группа формируется так, чтобы в ней был «лидер», «генератор идей», «функционер», «оппонент», «исследователь». Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей у студентов. Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. студентам разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп.

 

После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. При этом магистры должны проявить эрудицию, логические, риторические навыки и т.п. Если имеющихся знаний у магистров недостаточно, преподаватель прерывает дискуссию и дает нужную информацию в лекционной форме.

 

С точки зрения разработчиков успешным является и такой проверенный процессом подготовки магистров метод, как проектный. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий магистров с обязательной презентацией этих результатов».

 

В работе над проектом предполагаются следующие этапы:

 

1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.

2. Планирование. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

3.      Исследование. Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

4.      Анализ и обобщение. Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5.      Представление проекта. Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёт.

6.      Подведение итогов. Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности учащегося.

 

Близок к проектному еще один метод - деловая игра. Это метод, предполагающий создание нескольких команд, которые соревнуются друг с другом в решении той или иной задачи. Например, команды разрабатывают, предлагают и отстаивают различные варианты конструкторско-технологических, организационно-экономических и научно-исследовательских решений в области машиностроения. Особенно значимым является то, что деловая игра требует не только знаний и навыков, но и умения работать в команде, находить выход из неординарных ситуаций и т.д.

 

В подготовке магистров, организации их научно-исследовательской и самостоятельной работы используется оборудование, закупленное в рамках Программы развития СПбГПУ. Некоторые образцы этого оборудования приведены ниже.

 

Фрезерный трехкоординатный станок с ЧПУ MILL155

 

Рис. 2. Фрезерный трехкоординатный станок с ЧПУ MILL155

 

 

Токарный обрабатывающий центр TURN155

Рис. 3. Токарный обрабатывающий центр TURN155

 

Рабочая зона токарного обрабатывающего центра с ЧПУ

 

Рис. 4. Рабочая зона токарного обрабатывающего центра с ЧПУ

 

 

Примеры деталей, изготовленных магистрами на практических занятиях

 

 

Рис. 5. Примеры деталей, изготовленных магистрами на практических занятиях

 

Общий вид интерактивного учебного класса станков с ЧПУ

 

Рис. 6. Общий вид интерактивного учебного класса станков с ЧПУ

 

 

Практические занятия магистров в интерактивном классе станков с ЧПУ

 

Рис. 7. Практические занятия магистров в интерактивном классе станков с ЧПУ

 

 

Координатно-измерительная машина CONTURA G2 для измерения погрешностей размеров, формы и взаимного расположения деталей, в том числе и сложной формы

 

Рис. 8. Координатно-измерительная машина CONTURA G2 для измерения погрешностей размеров, формы и взаимного расположения деталей, в том числе и сложной формы

 

 

Современная установка УКМ-100 для измерения концевых мер длины

 

Рис. 9. Современная установка УКМ-100 для измерения концевых мер длины

 

Модернизированный оптиметр ИКГ-3 с цифровым датчиком

 

Рис. 10. Модернизированный оптиметр ИКГ-3 с цифровым датчиком

 

 

 

Цифровые штангенциркули, используемые для проведения лабораторных работ по метрологическому обеспечению производства

 

Рис. 11. Цифровые штангенциркули, используемые для проведения лабораторных работ по метрологическому обеспечению производства

 

 

Модернизированный прибор для измерения биений ПБ-500

 

Рис.12. Модернизированный прибор для измерения биений ПБ-500

 

 

Научно-исследовательская работа магистров (НИР (НИРС)) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса.

НИР (НИРС) выполняется на старших курсах (начиная с четвертого) и, как правило, способствуют выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР). При оценивании результатов выполнения НИР (НИРС) используются критерии, аналогичные оцениванию ВКР.

 

Могут быть предусмотрены следующие этапы выполнения и контроля НИР (НИРС):

 

1. Планирование.  Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с руководителем сути предстоящей работы. Как правило, на этом этапе магистр составляет реферат по избранной теме, в котором отражает текущее состояние исследуемого вопроса. После рассмотрения реферата и собеседования с магистром преподавателем утверждается план проведения НИР (НИРС). В зависимости от сроков выполнения и сложности поставленной задачи этот этап может занимать временной интервал от одного до двух месяцев. На данном этапе контролируются следующие компетенции, приобретаемые магистром в процессе выполнения работы:

 

  • способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу;
  • владение современными средствами телекоммуникаций;
  • способность определять и формулировать проблему;
  • способность анализировать современное состояние науки и техники;
  • способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;
  • способность создавать содержательные презентации.

 

2. Корректировка плана проведения НИР (НИРС). В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом контролируются следующие компетенции, формируемые у магистра:

 

  • способность анализировать современное состояние науки и техники;
  • способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения;
  • способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ;
  • способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента;
  • способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований;
  • способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований.

 

3. Составление отчета. На данном этапе можно контролировать следующие компетенции магистра:

 

  • способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований;
  • способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований.

 

4. Публичная защита выполненной работы па заседании назначенной кафедрой комиссии. В ходе защиты преподаватели и магистры проводят широкое обсуждение работы, позволяющее оценить качество компетенций, сформированных у магистра:

 

  • способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией;
  • способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполненных научно-исследовательских работ;
  • способность создавать содержательные презентации.

 

При оценке качества выполнения НИР (НИРС) принимаются во внимание приобретаемые компетенции, связанные с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Самостоятельная работа магистров в общем объеме нагрузки 54 часа/нед в СОС в среднем составляет 50 %.

 

Эти часы самостоятельной работы предназначены для выполнения следующих видов учебной нагрузки:

 

-      освоение теоретического материала;

-      выполнение отчетов по лабораторным работам;

-      оформление заданий по практическим заданиям;

-      написание рефератов;

-      выполнение расчетно-графических работ, курсовых работ и курсовых проектов;

-      подготовка статей и докладов на неделю науки;

-      написание работ по результатам НИР для конкурсов различного ранга и другие задания.

 

Первым необходимым условием успешной организации и эффективной самостоятельной работы  магистров является современное учебно-методическое обеспечение основных дисциплин, обеспечивающих получение большинства компетенций, приведенных в первом этапе отчета.

Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебные материалы по курсам лекций, лабораторным и практическим занятиям, руководства по выполнению курсовых работ и проектов, учебные пособия по НИР, практикам и другим видам занятий.

Кафедра технология машиностроения обладает необходимыми учебно-методическим обеспечением, весь перечень которого представлен в 4 разделе.

 

Вторым необходимым условием успешной организации и эффективности самостоятельной работы является наличие  материально-технического обеспечения, включающее следующие лаборатории:

 

-      технологическую, с классическим станочным оборудованием;

-      современную лабораторию станков с ЧПУ с обрабатывающими центрами;

-      вычислительную с необходимым лицензионным программным обеспечением;

-      измерительную, включающую координатно-измерительную машину;

 

Имеющие лаборатории обеспечивают выполнение научно-исследовательской работы магистрами, в том числе и во внеучебное время.

Как уже отмечалось, что существует тесная взаимосвязь образовательных технологий, методов оценки  обеспечивающих выработку компетенций и оценочных средств, проверяющих качество обучения, т.е. степень сформированности компетенций.

Все это в полной мере относится к организации и проверке качества подготовки самостоятельной работы магистров.

 

Организация самостоятельной работы означает:

 

- введение дополнительного расписания консультаций по проверке выполнения всех возможных видов нагрузки перечисленной выше;

- проведение всех типов и форм контроля рассмотренных выше для обычных видов учебной нагрузки (текущая и промежуточная аттестации);

- учет результатов участия в неделе науки;

- написание конкурсных работ и получение в результате  наград при текущих, промежуточных и окончательных аттестаций;

- учет результатов интерактивного общения с преподавателем в процессе проведения коллоквиумов, консультаций, защит рефератов и т.д.;

- обязательное применение для оценки и учета качества самостоятельной работы результатов текущей и промежуточной аттестации, исходя из 100-балльной системы. При этом учитывается системность работы по всем заданиям, выполнение заданий в срок, посещение всех видов занятий.

 

Значительная часть указаний по организации и контролю результатов самостоятельной работы магистров содержится также в разделе отчета «Методические рекомендации по применению образовательных технологий, методик обучения, оценочных средств».

 

4. Результаты полученные при реализации научно-методической работы

 

В течение ряда лет кафедрой "Технология машиностроения" проводилась значительная научно-исследовательская методическая работа. Была разработана новая магистерская программа «Технологическое обеспечение качества» по направлению: «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Программа утверждена Ученым Советом ММФ и подготовлена аннотация этой программы для утверждения Советом СПбГПУ и представления ее в период приема студентов в 2012 г.  В настоящее время основные результаты предыдущей и настоящей научно-исследовательских методических работ активно используются для подготовки магистров выпускаемых в настоящее время кафедрой. На основе положений СОС подготовки магистров кафедра проводит работу по внедрению в учебный процесс  новой ООП «Технология автоматизированного производства», утвержденной Ученым Советом ММФ, протокол №7 от 19.04.2011 г.

Гарантией успешного решения этих вопросов являются указанные выше материально-технические возможности кафедры, а также учебно-методическое обеспечение подготовки магистров. 

В процессе работы по созданию СОС подготовлены к введению 14 новых дисциплин.

 

Для всех из них разработаны рабочие учебные программы, фонды оценочных средств, а для шести дисциплин подготовлены к изданию еще и шесть учебных пособий общим объемом более 1200 страниц.

Названия учебных пособий соответствуют названиям учебных дисциплин.

 

Приводим перечень пособий, изданных ранее и подготовленных разработчиками СОС к изданию и внедрению в 2011 - 2012 г.г.:

 

1. Технология машиностроения: В 2 кн. Кн. 1. Основы технологии машиностроения: Учеб. Пособ. для вузов/Э.Л. Жуков, И.И. Козарь,. С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина.- 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2008.-278 с.: ил.

2. Технология машиностроения: В 2 кн. Кн. 2. Производство деталей машин: Учеб. Пособ. для вузов/Э.Л. Жуков, И.И. Козарь,. С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина.- 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2008.-295 с.: ил.

3. Технология машиностроения. Колебания и точность. Учеб. пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин, и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. 280 с.: ил.

4. Основы технологии машиностроения: Этапы проектирования и точность технологических процессов: Учеб. пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин, и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.-408 с.

5. Основы технологии машиностроения: Производство деталей машин: Учеб. пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин, и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.-412 с.

6. Технологическое обеспечение качества изделий в машиностроении. Учеб. Пособие / А.М. Соловейчик, С.Л. Мурашкин, Э.Л. Жуков, И.И Козарь. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. 250 с.: ил.

7. Технология машиностроения. Часть I: Учебное пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -190 с.: ил.

8. Технология машиностроения. Проектирование технологических процессов. Часть II: Учебное пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -497 с.: ил.

9. Технология машиностроения. Правила оформления технологической документации. Часть III: Учебное пособие/ Э.Л. Жуков, И.И. Козарь, С.Л. Мурашкин и др.; Под ред. С.Л. Мурашкина – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. -58 с.: ил.

10. Математические модели  колебательных систем. Учеб. пособие/ С.Л. Мурашкин, А.М. Соловейчик, Э.Л. Жуков, И.И Козарь. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. 191 с.: ил.

11. Четвериков И. А., Мурашкин С. Л. Современные технологии изготовления деталей на станках с ЧПУ: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. — 249 с.

12. Технологическое обеспечение качества изделий в машиностроении. Учеб. пособие/А.М. Соловейчик, С.Л. Мурашкин, Э.Л. Жуков, И.И Козарь. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2010. 253 с.: ил.

13. Технологическое обеспечение качества: учеб. пособие / С. А. Любомудров – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 195 с.

14. Никифоров В. И. Электрофизические и электрохимические технологии. Лабораторный практикум: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 198 с.

15. Любомудров С. А. Выбор средств измерений Учебное пособие к курсовому проекту по курсу «Методы и средства измерений в машиностроении» / Любомудров С. А., Макарова Т.А., Тарасов С. Б.  – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011 –   204 с.

16. Научно-исследовательская работа Учеб. Пособие / Э.Л. Жуков, И.И Козарь, С.А. Любомудров, С.Л. Мурашкин  - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 220 с.

17. Степанов С. Н. Проектирование машиностроительных цехов Учеб. пособие - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 203 с.

18. Радкевич М. М. Технология упрочняющей деформационно-термической обработки Учеб. пособие - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 205 с.

19. Ушомирская Л. А. Технологии электрофизической обработки Учеб. пособие - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2011. 208 с.

 

Учебные пособия изданные с 2008 по 210 годы полностью используются в учебном процессе.

 

А основные положения, издаваемых в 2011 году пособий, названия которых также соответствуют названиям учебных дисциплин, уже используются в учебном процессе в других дисциплинах.

Полное введение выше перечисленных дисциплин и учебных пособий планируется использовать после их изданий.

Высокое качество разработанной учебно-методической документации подтверждено присуждением премии Правительства Санкт-Петербурга коллективу авторов этих пособий в номинации «За выдающиеся достижения в учебно-методической работе» в 2011 году.

 

 

5. Использование в учебном процессе

 

Как уже указывалось выше ранее разработанная магистерская программы и представленная в данном отчете утверждены на Ученом совете Механико-машиностроительного факультета. Материалы предыдущей и разработанной программ уже используются в учебном процессе при подготовке магистров. Для второй магистерской программы «Технологическое обеспечение качества машиностроительных изделий» готовится аннотация для утверждения ее в Ученом совете университета. Магистерская программа «Технология автоматизированного производства» разработанная на основе СОС после окончательного прохождения утверждения СОС Министерством  Образования  и Науки РФ будет использована в учебном процессе.

В настоящее время контингент студентов проходящих обучение по магистерским программам ежегодно составляет двенадцать - пятнадцать человек по одной программе. Студенты зачисляются в магистратуру по результатам вступительных экзаменов с учетом участия в научно-исследовательской работе кафедры, наличия статей и докладов при проведении недели науки.

 

Современная промышленность испытывает большую потребность в специалистах обладающих компетенциями, обеспечиваемыми разработанными магистерскими программами. Учебно-методические материалы и материальное обеспечение, полученные в результате разработки новых магистерских программ, широко используются в программах повышения квалификации и переподготовки научно-технического персонала машиностроительных предприятий и вузов.

 

Кафедры механико-машиностроительного факультета, участвующие в выполнении программы активно сотрудничают со следующими машиностроительными предприятиями:

 

- ОАО «Красный Октябрь»;

- ОАО «Климов»;

- ОАО «ВИРИАЛ»;

- ОАО «Силовые машины»;

- ОАО АТОМЭНЕРГОМАШ;

- ЗАО «Диаконд»;

- Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК);

- ГУП НПО «Аврора»;

- ЗАО «ФОРД».

 

Выше перечисленные предприятия, а также ряд других более мелких фирм являются основными заказчиками и потребителями подготавливаемых специалистов.  

 

Кроме того, кафедра технологии машиностроения проводит повышение квалификации работников предприятий по следующим направлениям: Современные технологии с использованием оборудования с числовым программным управлением; Метрологическое обеспечение линейных и угловых измерений на основе современной техники; Трехмерное моделирование деталей различных классов для многокоординатной обработки на станках с числовым программным управлением.

 

7. Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО - магистратура

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

П(2)

2

Установление новых норм качества подготовки

П(1)

3

Проектирование нового содержания образования

П(3)

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

П(2), В(1)

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(1)

6

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

В(2)

7

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

П(1)

8

Развитие системы трудоустройства и адаптации выпускников на рынке труда

В(2)

9

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(2)

10

Развитие системы мониторинга качества образования

В(1)

11

Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

В(1)

 

При заполнении таблицы используются следующие обозначения степени внедрения инновации: Р – реализация инновации, П – подготовка к внедрению инновации; В – внедрение инновации. Рядом с обозначением степени внедрения инновации в круглых скобках указывается количество инноваций (например, В(1) – внедрена 1 инновация).

 

Ключевые моменты по аннотируемым инновациям


1. Завершаемый переход системы высшего профессионального образования в Российской Федерации на двухуровневую подготовку студентов фактически осуществляет ликвидацию подготовки инженерных кадров по специальностям. Разработанный собственный образовательный стандарт направлен на развитие и усовершенствование профессиональной подготовки магистров-специалистов, с целью сохранение традиций и научных школ политехнического образования. При этом, учитывая, что СПбГПУ имеет статус научно-исследовательского университета в стандарте увеличено количество часов на научно-исследовательскую работу студентов. Увеличено количество часов на практические занятия и практики.

Таким образом, в настоящем стандарте произведена подготовка к внедрению двух инноваций: выпуск магистров-специалистов, готовых работать в областях производственно-технологической, конструкторской и научно-исследовательской; повышена мобильность подготовки выпускников за счет увеличения количества вариативных дисциплин, что уменьшает срок адаптации выпускника к новым требованиям современного производства.

2. Разработанный собственный образовательный стандарт полностью учитывает рекомендации корпоративного центра качества СПбГПУ.

3. Новое содержание образования обеспечивается путем внедрения новых дисциплин и их методическим и материально-техническим обеспечением. В 2011 году издано и планируется к изданию шесть учебно-методических пособий общим объемом 1200 страниц. Также приобретено новое материально-техническое обеспечение лабораторных работ и практикумов.

4. В стандарте предусмотрено проведения Интернет экзамена по ряду дисциплин, который уже проводится в СПбГПУ на механико-машиностроительном факультете. Планируется проводить текущую компьютерную аттестацию по ряду дисциплин. При проведении НИР планируется создание творческих бригад по решению конструкторско-технологических и научно-исследовательских задач. При этом запланировано проведение семинаров, коллоквиумов и других видов интерактивного обучения. 

5. В стандарте предусматривается использование разработанной на кафедре программы автоматического оценивания знаний студентов при проведении текущего тестирования.

6.  В стандарте предусмотрено использование установленного на кафедре в последние годы инновационного оборудования, а именно лаборатория станков с ЧПУ на основе двух современных станков и десяти стоек с ЧПУ, а также измерительная лаборатория на основе координатно-измерительной машины.  

7. Имеющиеся на кафедре четыре лаборатории постоянно дооснащаются современным оборудованием.

8. В стандарте предусмотрено проведение дополнительных занятий (факультативов) по современным направлениям развития техники согласованных с требованиями предприятий заказчиков указанных выше. Ежегодно проводятся научно-технические конференции на которых приглашаются представители промышленности со всей России и студенты старших курсов.

9. Все выпускаемые кафедрой методические пособия имеются в электронном виде и доступны для студентов. За последние пять лет кафедра выпустила комплект пособий, охватывающий все читаемые дисциплины. Вычислительная лаборатория кафедры оснащена современными лицензионными программными продуктами, которые позволяют осуществлять конструкторские и технологические разработки в интерактивном режиме.

10. Стандарт предусматривает полное соответствие оценки качества образования разработанному в СПбГПУ.

11. Все сведения о программах и качестве образования размещены на сайте университета.