Вид отчета: аннотационный

 

Ответственный исполнитель:________________ Г.П.Поршнев

г. Санкт-Петербург 2011 г.

 

 

Содержание

 

1. Цель мероприятия

2. Задачи мероприятия

3. Актуальность магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

4. Структурные особенности ООП

4.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций

4.2. Возможность модульного построения образовательного процесса

4.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах

5. Анализ требований к программе, технологии образовательного процесса и предполагаемых видов деятельности выпускника магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

5.1. Анализ требований Государственного образовательного стандарта и требований работодателей к компетентности магистров, прошедших подготовку в рамках

5.2. Анализ требований к технологии образовательного процесса в рамках реализации магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

5.3. Анализ предполагаемых видов деятельности выпускника магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

6. Научно-исследовательская работа, реализуемая в рамках магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

6.1. Основные направления научно-исследовательской работы кафедры «Промышленная теплоэнергетика» энергомашиностроительного факультета, включенные в магистерскую программу «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

6.2. Основные направления научно-исследовательской работы студентов

6.3. Участие студентов в конкурсах

6.4. Подготовка учебной литературы

6.5. Взаимодействие с вузами России

6.6. Квалификация профессорско-преподавательского состава

7. Особенности организации учебного процесса магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

7.1. Концепция магистерской программы «Теплоэнергетичес-кое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

7.2. Основные учебные дисциплины магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы тепло-снабжения предприятий. Современные проблемы тепло-энергетики»

8. Результаты выполнения ООП

8.1. Общие результаты работы

8.2. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы

8.3. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

8.4. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки магистра

8.5.Список подготовленных к изданию учебных пособий в рамках разработанной ООП

9. Использование разработок в учебном процессе

9.1. Дата внедрения данной ООП, условия внедрения

9.2. Дальнейшие перспективы

 

 

 

1.  Цель мероприятия

Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения основной образовательной программы подготовки магистров по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника». Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

Наименование магистерской программы: «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики».

Целью магистерской программы является развитие у магистров личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника». А также формирование профессиональных компетенций, необходимых для высококвалифицированных специалистов в предметной области «Теплоэнергетика и теплотехника», дающих возможность в дальнейшем работать как в научно-педагогической области, так и в профессиональной сфере на тепловых и атомных электростанциях и в энергообъединениях.

 

2. Задачи мероприятия

Для достижения указанной цели определены следующие основные задачи мероприятия:

• повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки магистров на основе единства обучения и научных исследований;

• усовершенствовать библиотечную базу подготовки магистров по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника»;

• качественно развить потенциал выпускающей кафедры.

3. Актуальность магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

 

Следует отметить, что, Энергетическую политику России определяют несколько основных документов. Во-первых, это Энергетическая стратегия до 2030 года, утвержденная  правительством России в ноябре 2009 года. Во-вторых, это Закон об энергосбережении, вышедший в том же месяце. И, наконец, в настоящее время разработан проект концепции по электробезопасности, которая будет принята и утверждена в ближайшее время.

Говоря об энергетике России следует отметить, что существует несколько ключевых  направлений, обозначенных в Энергетической стратегии.

 

Это развитие парогазовых технологий. В этом случае предполагается уход от паросиловых установок, составляющих основу существующего парка электростанций России и способных обеспечить кпд, в лучшем случае, на уровне 40% и переход на парогазовые энергоблоки. В настоящее время, существующая, к примеру, Северо-Западная парогазовая электростанция обеспечивает кпд порядка 52%.

При этом, в развитие этого направления планируется создание парогазовых электростанций на суперсверхкритических параметрах пара, способных обеспечить кпд на уровне 60 %.

Также, в России предполагалось активное развитие атомной энергетики. Планировалось, что в ближайшие годы будут введены в эксплуатацию нескольких атомных электростанций. Пока изменений в этом направлении не было, но ситуация в Японии, возможно, приведет к корректировке планов.

 

Следующим важным направлением является диверсификация используемого в энергетических целях топлива. Россия серьезно заинтересована во внедрение технологий энергетического использования твердого топлива, так как обладает значительными его запасами. Это и уголь, и торф, и сланец.

 

Также крайне важной является задача активного внедрения в энергетику возобновляемых источников энергии. Сюда можно отнести солнечную, ветровую энергию и т.д. В этом направлении разрабатываются государственные федеральные и региональные программы, так как в настоящее время мы существенно отстаем в этом секторе энергетики от европейских стран.

Одним из наиболее перспективных направлений для России является использование растительной биомассы. Это может быть связано и с созданием энергетических модулей на базе технологии газификации, и с производством биотоплива. Данный рынок еще не развит в России. Хотя  более 60% территории России лишено централизованного энергоснабжения. В этих регионах часто используется привозное топливо, что делает выработку электроэнергии крайне неэффективной. При этом данные регионы в основном лесоизбыточные. Поэтому востребованность в энергетическом использовании растительной биомассы крайне высока.

 

В соответствии с этим разрабатываются региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ориентированные на:

 

1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов;

2) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче;

3) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность;

4) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности,  в которые будут производиться  инвестирования, являются:

- технологии максимально рационального использования энергетических ресурсов;

- инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса;

- создание энергосберегающих технологий нового поколения и реализации пилотных энергосберегающих проектов;

- развитие энергетического аудита

- развитие и поддержка международного сотрудничества в сфере энергосбережения и энергоэффективности, исследований в поисках новых источников энергии.

Особым аспектом в данном случае является также экология. К сожалению, Россия на данный момент не относится к передовым странам с точки зрения соблюдения экологической безопасности. С этой стороны разработка совместных проектов по созданию и внедрению в России экологически чистой энергетики крайне актуальна.

Важным аспектом также является подготовка кадров и обмен информацией. Для реализации принятых законов и энергетической стратегии Россия нуждается в большом количестве кадров, обладающих высокой квалификацией в области энергетики, которые будут владеть современными технологиями и будут способны обеспечить их внедрение в энергетический сектор.

 

4. Структурные особенности ООП

 

4.1. Ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций 

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл

и два раздела:

- практика и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

 

4.2. Возможность модульного построения образовательного процесса 


Кредитно-модульная система – это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов ESTS, как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.

Модуль – это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. В качестве «модуля» может позиционироваться:

- часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля;

- учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

- группа родственных дисциплин;

- совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

В разработанной программе модульность реализована на нескольких уровнях.

Во всем учебном плане дисциплины разбиты на три модуля: общенаучный цикл, профессиональный цикл и цикл практик и научно-исследовательская работа магистра.

В рамках профессионального цикла выделено три модуля дисциплин по выбору.

 

4.3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах 


Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

 

5. Анализ требований к программе, технологии образовательного процесса и предполагаемых видов деятельности выпускника магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

 

5.1. Анализ требований Государственного образовательного стандарта и требований работодателей к компетентности магистров, прошедших подготовку в рамках


Анализ требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов в области промышленной теплоэнергетики и теплотехники, базируется на основе обобщения данных ФГОС ВПО РФ и работодателей («потребителей») реального сектора энергетики и сектора наукоемких услуг. В качестве «потребителей» специалистов в области теплоэнергетики рассматривались следующие обобщенные группы предприятий:

- тепловые и атомные электрические станции и системы энергообеспечения предприятий;

- объекты малой энергетики;

- установки, системы и комплексы высокотемпературной и низкотемпературной теплотехнологии;

- тепловые и электрические сети;

- системы диагностики и автоматизированного управления технологическими процессами в теплоэнергетике и теплотехнике;

- отделы нормативно-технической документации и системы стандартизации;

- органы исполнительной власти (региональный уровень), нуждающиеся в специалистах, способных разрабатывать, оценивать важность и перспективность тех или иных проектов в области теплоэнергетики и программ развития энергетики в целом и способных проводить мониторинг хода их реализации.

Обобщенные характеристики компетенции руководителей проектами составленные на основе рекомендаций ФГОС ВПО позволяют сделать вывод о том, что подготовка магистров по направлению подготовки 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» направлена на формирование знаний в области проектирования, эксплуатации и монтажа теплоэнергетического и теплотехнического оборудования и технологических процессов, которые включают в себя следующую последовательность задач: управление проектом – управление программами – управление процессами и исполнителями. Специалисты данного профиля должны знать:

- современное теплоэнергетическое оборудование;

- определять показатели технического уровня проектируемого объекта или технологической схемы;

- организацию и порядок осуществления поиска оригинальных идей на различных этапах осуществления проекта с целью получения системного эффекта.

 

Результаты обобщенных требований «потребителей» к квалификационной характеристике специалистов в области теплоэнергетики и теплотехники указывают:

- на необходимость специализированной подготовки выпускников для энергетической отрасли в научно-технической и производственной сферах;

- на корректировку соответствия программ направления «Теплоэнергетика и теплотехника» требованиям работодателей по перечню предметных областей, по которым в настоящее время ведется подготовка выпускников в технических ВУЗах.

Здесь следует отметить, что программа «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики» сохраняет свое лидирующее положение в рейтинге требований работодателей.

 

5.2. Анализ требований к технологии образовательного процесса в рамках реализации магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»


Результаты анализа существующей технологии образовательного процесса, обеспечивающего формирование компетенций в рамках многоуровневого ВПО кафедре «Промышленная теплоэнергетика» СПбГПУ, позволили отметить следующее:

1) Содержание лекций теряет функцию прямой передачи информации. Занятия лекционного типа должны составлять не более 20 % аудиторных занятий. Поэтому реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме и дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Следует отметить, что одним из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением определенной деятельности в области теплоэнергетики и теплотехники (научно-исследовательская, педагогическая, расчетно-проектная и проектно-конструкторская, производственно-технологическая, организационно-управленческая) для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров с привлечением к работе ведущих исследователей и специалистов-практиков.

Основой формирования компетенций являются мыслительные операции, которые реализуются в учебных заданиях различных видов.

В рамках учебного процесса на кафедре «Промышленная теплоэнергетика» СПбГПУ предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний (ОАО «ТГК-1», Siemens, ОАО «НПО ЦКТИ», «Силовые машины» и др.), мастер-классы экспертов и специалистов.

2) Важным условием формирования качества подготовки студента является выполнение студентом заданий, способствующих развитию компетенций профессиональной деятельности в области теплоэнергетики и теплотехники, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

3) Важным условием формирования качества подготовки студента является выполнение лабораторных работ. Магистерская программа включает лабораторные практикумы и (или) практические занятия по модулям базовой части, а также по модулям вариативной части, что способствует формированию у обучающихся соответствующих умений и навыков. Содержание лабораторных работ должно быть направлено на экспериментальную проверку тех или иных законов и закономерностей предметной области знания. В методических указаниях к лабораторным работам формулируется цель работы, схема экспериментальной установки, порядок проведения эксперимента и измерений с указанием всех режимов работы, теоретические вопросы по теме экспериментальной работы.

4) В современном образовательном процессе значительная роль отводится самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа должна быть направлена на:

- формирование ряда системных и специальных компетенций, таких как способность к организации и планированию;

- углубленные знания по профессии, способность к обучению, способность работать автономно, способность логично и последовательно представить освоенное знание, способность к организации работы коллектива;

- способность воспринимать новую информацию;

- способность понимать и использовать методы анализа и развития теорий;

- понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.

Теоретическое задание для самостоятельной работы должно содержать указание места изучаемого раздела в общей структуре дисциплины, его связи с другими разделами дисциплины.

5) Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики» предусмотрены следующие виды практик:

- научно-исследовательская;

- научно-производственная;

- педагогическая.

6) Обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры должна быть научно-исследовательская работа обучающихся, которая направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП вуза.

Полученные результаты анализа факторов, определяющих процесс формирования компетенции магистра в системе ВПО, показали, что основу образовательного процесса составляют цели обучения, предъявляемые требования к знаниям, умениям, способности выполнять (делать) функции по направлению профессиональной деятельности, технологии их достижения в процессе обучения студентов. Задачи формирования компетенции представляется в форме функциональной модели знаний, что дает возможность достижения более высокой наглядности, выявления и мониторинга учебных дисциплин, влияющих на формирование требуемого уровня компетенции специалиста-теплоэнергетика.

 

5.3. Анализ предполагаемых видов деятельности выпускника магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»


а) научно-исследовательская деятельность:

- анализ состояния и прогнозирование динамики объектов деятельности;

- участие в разработке планов, программ и методик проведения испытаний новых технологических систем, и оборудования;

- участие в работах по совершенствованию технологических процессов, поиску новых технологий и принципов действия применительно к своей предметной области;

- сбор, изучение и анализ информации о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники;

- использование компьютерных технологий моделирования процессов и обработки результатов;

б) педагогическая деятельность:

- проведение практических и лабораторных занятий со студентами и учащимися по курсам, соответствующим направлению подготовки “Теплоэнергетика и теплотехника”;

- руководство курсовым и дипломным проектированием, учебно-научной работой студентов и учащихся;

- руководство учебной практикой;

- участие в подготовке учебно-методических пособий с использованием информационных технологий.

в) организационно-управленческая деятельность:

- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

- нахождение компромисса между различными требованиями (к стоимости, качеству, безопасности и срокам исполнения) как при долговременном, так и краткосрочном планировании;

- ознакомление коллектива с достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, повышение квалификации сотрудников.

 

 

 

 

6.  Научно-исследовательской работа, реализуемая в рамках

магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

 

6.1. Основные направления научно-исследовательской работы кафедры «Промышленная теплоэнергетика» энергомашиностроитель-ного факультета, включенные в магистерскую программу «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики» 

 

Перевод промышленных и отопительных котельных в режим работы мини-ТЭЦ.

 Перевод промышленных и отопительных котельных в режим работы мини-ТЭЦ за счет установки паровых турбин с противодавлением типа «Р» вместо РОУ (для котлов ДКВР-10, ДКВР-20 и др.), установки газовых турбин со сбросом газов в топки котлов, перевод в режим работы ТЭЦ с применением паровых и газовых турбин совместно (парогазовые технологии) по заказам ГУП ТЭК СПб.

  Кафедра совместно с фирмой «Эко-энергетика» провела работу по изготовлению, проектированию, монтажу и наладке новой паровинтовой турбины мощностью 1000 кВт (ПВТ-1000), которая установлена и работает в котельной завода «Пигмент» вместо РОУ. Турбоустановка прошла лицензирование и аттестацию в контролирующих органах (энергонадзор, энергосетевая компания). Турбина установлена вместе с асинхронным генератором. В 2010 г. проводились работы по авторскому надзору за работой и режимами эксплуатации паровинтовой турбины.

 

Повышение эффективности использования твёрдого топлива в энергетике.

Повышению эффективности сжигания твёрдых топлив в циркулирующем кипящем слое под давлением (ЦКСД), с применением внутрицикловой газификацией угля для сверхмощных энергоблоков в районах Восточной Сибири на базе парогазовых технологий мощностью 1,5-2 ГВт.

Проведен сбор информационных данных для статистического анализа результатов эксплуатации разработанной и внедренной схемы использования твёрдых топлив и биомасс с применением  газогенераторных  технологий для получения низкокалорийного газа для работы газового дизеля или для последующего сжигания в топке обычного котла.

Совместно с Лаппеенрантским технологическим университетом разрабатывается установка метанизации с последующим созданием комбинированного энергетического модуля, позволяющего повысить теплоту сгорания генераторного газа, получаемого в результате газификации в кипящем слое.

 

Разработка и создание мощных ТЭЦ на базе парогазовых технологий.

Предложены новые схемы ПГУ в том числе на основе внутрицикловой газификации угля с применением котлов-утилизаторов сверхкритического давления. Разработана и предложена 3х контурная схема ПГУ с котлом утилизатором СКД и теплофикационной турбиной 3х уровней давления (23,5 МПа, 8 МПа, 1,3 МПа) мощностью 250-300 МВт с использованием серийной турбины УТМЗ Т-250-240. В дальнейшем возможно создание конденсационных  ПГУ мощностью 1500 МВт (2 ГТУ по 500 МВт одна ПТУ 500 МВт) с котлом-утилизатором СКД. Предлагается также использование систем дожигания топлива в котлах-утилизаторах для увеличения мощности установки.

 

Разработка и применение теплонасосных установок (ТНУ) при совместной работе с парогазовыми ТЭЦ и энергоблоками АЭС.

 Выполнены расчёты и предложены инженерные решения по совместной работе ПГУ и тепловых насосов. Показано, что возможно получение экономии топлива до 1-1,5%. Применительно к энергоблокам АЭС возможно увеличение отпуска теплоты потребителям и снижение температуры циркуляционной воды после конденсаторов турбин на 2-3 0С.

Также проводятся исследования перспектив использования тепловых насосов в схеме Северо-Западной ТЭЦ, реализующей современный парогазовый цикл.

 

Разработка и создание систем технического водоснабжения с применением воздушных систем конденсатов для паровых турбин ТЭС вместо градирен.

Для повышения эффективности работы энергоблоков ТЭС предлагается применение воздушных конденсаторов вместо градирен, для улучшения экологии за счёт ликвидации испарения влаги из градирни в окружающую среду. Разработаны схемы включения воздушных конденсаторов в схему технического водоснабжения станции, в том числе в сочетании с водяным охлаждением. Предложены различные методики теплового и конструктивного расчёта воздушных конденсаторов. Актуальность этой проблемы определяется значительным количеством регионов, где нет надёжного водоснабжения. (Крайний Север, Юг России).

 

Использование тепловых аккумуляторов и накопителей энергии в схемах теплоэнергетических установок ТЭС и АЭС.

Исследование эффективности применений тепловых аккумуляторов и накопителей энергии в тепловых схемах ТЭС и АЭС. Определена эффективность установки и объёма аккумуляторных баков в системах теплофикации ТЭЦ и котельных для снятия пиков тепловых нагрузок в системах отопления и системах горячего водоснабжения. В схемах второго контура АЭС с ВВЭР предлагается методика расчёта объёмов баков-аккумуляторов и систем включения их в технологическую схему АЭС с тем, чтобы при  постоянной тепловой нагрузке активной зоны иметь максимальную электрическую нагрузку в дневное и вечернее время разрядки баков и минимальную нагрузку ночью (зарядка баков).

 

Повышение надежности и эффективности работы систем теплофикации и теплоснабжения.

Научно-исследовательские работы по снижению интенсивности коррозии (в том числе электрохимической) тепловых сетей (теплопроводов) за счёт установки различных вариантов «катодной» и «анодной» защиты.

 

Повышение эффективности работы двухходовых конденсаторов паровых турбин путём частичного обвода первой ступени подачи охлаждающей воды.

Монтаж обводных линий помимо 1 ступени в поворотную камеру конденсатора увеличивает эффективность использования охлаждающей воды. Поступление части холодной воды прямо во вторую ступень конденсатора снижает среднюю температуру потока охлаждающей воды, тем самым углубляет вакуум в конденсаторе и увеличивает мощность турбины примерно на 1%.

 

Обследование и разработка мероприятий по предупреждению повреждаемости трубной системы сетевых подогревателей горизонтального типа энергоблока № 1 Правобережной ТЭЦ  г. Санкт-Петербурга.

Исследования водно-химических режимов работы сетевых подогревателей. Выполнен комплекс металлографических исследований поверхностей нагрева подогревателей.  Разработаны рекомендации по улучшению эксплуатационных режимов работы сетевых подогревателей.

 

Повышение эффективности работы башенных градирен ТЭС.

Исследования по повышению надежности и эффективности работы башенных градирен ТЭС на основе современных методов удаления накипи на поверхностях стекания.

 

Разработка схем утилизации теплоты с использованием контуров с   низкокипящим теплоносителем.

Разработка энергетических установок с применением низкокипящих рабочих тел (пентан, бутан, изобутан, изопентан и др.). В настоящее время, в России данное направление находится в стадии развития. Существуют только макетные образцы. В тоже время, подобные установки находят широкое применение на промышленных предприятиях за рубежом.

 

Сотрудничество с ЗАО «НПФ Теплоком».

В рамках сотрудничества с ЗАО «НПФ Теплоком», на базе кафедры, создан учебно-лабораторный класс по анализу режимов работы отопительных котельных. В течение 2012 года планируется создание еще одного учебно-лабораторного модуля, позволяющего моделировать индивидуальные тепловые пункты.

Также, разработана программа сотрудничества в научной сфере, в области повышения энергоэффективности  и энергосбережения в топливно-энергетическом комплексе и ЖКХ.

 

6.2. Основные направления научно-исследовательской работы студентов


Студенты активно вовлечены в научно-исследовательскую работу кафедры. Результаты работы докладываются на различных российских и международных конференциях.

 

  Международная молодежная научной конференции по естественнонаучным и техническим дисциплинам, г.Йошкар-Ола

 

Международная молодежная научной конференции по естественнонаучным и техническим дисциплинам, г.Йошкар-Ола

 

На базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета ежегодно проводится «Неделя науки», в рамках которой студенты представляют свои научно-исследовательские работы. Секция, посвященная направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» проводится на кафедре «Промышленная теплоэнергетика».

 

Так, в текущем году, данное мероприятие будет проведено 5 декабря. Председателем секции является заведующий кафедрой «Промышленная тнеплоэнергетика», проф. Г.П. Поршнев.

Темы докладов:

1. И.Д. Аникина, гр. гр. 6038/10 (научн. руковод.- проф. В.В. Сергеев)

«Использование тепловых насосов для повышения энергоэффективности и энергосбережения».

2. Ю.С. Белоголовцева, гр. 6038/10 (научн. руковод.- проф. В.В. Сергеев)

«Анализ мероприятий по повышению энергоэффективности в секторе ЖКХ».

3. А.Н. Гармидер, гр. 6038/10  (научн. руковод.- доц. В.А. Фомин)

«Оптимизация режима работы станции».

4. М.Р. Кадыров, гр. 4038/10 (научн. руковод.- доц. А.А. Калютик)

«Перспективы развития биоэнергетики в Российской Федерации».

5. А.В. Колесник, гр. гр. 4038/10 (научн. руковод.- проф. Н.Т. Амосов)  

«Газификация низкосортных углей».

6. А.А. Кучмина, гр. 4038/10 (научн. руковод.- проф. Н.Т. Амосов) 

«Использование геотермальной энергии».

7. Е.А. Соколова, гр. гр. 4038/10 (научн. руковод.- проф. Н.Т. Амосов)  

«Энергоснабжение жилых и административных зданий с использованием нетрадиционных источников энергии».

8. П.И. Молчанова, гр. 4038/10 (научн. руковод.- доц. А.А. Калютик)

«Перспективы использования мини-ТЭЦ в жилищном строительстве».

9. Т.М. Нематова, гр. 6038/10  (научн. руковод.- доц. В.А. Фомин)

«Тепловая схема утилизации теплоты выхлопных газов ГТУ путем применения контура с   низкокипящим теплоносителем».

10. М.Н. Петрова, гр. 4038/10 (научн. руковод.- доц. А.А. Калютик)

«Оценка эффективности применения тепловых насосов для природных водоемов».

11. Ю.А. Тиханова,  гр. 4038/10 (научн. руковод.- доц. А.А. Калютик)

«Оценка эффективности внедрения систем коммерческого и технического учета энергоресурсов на промышленном предприятии».

12. Е.Н. Цибулинас, гр. 4038/10 (научн. руковод.- проф. Н.Т. Амосов) 

«Использование теплонасосных  установок для утилизации низкопотенциальных ВЭР на промышленных предприятиях».

13. Л. Оразалинова, М. Джунусова, гр. ТЭС-08-4, Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан, (научн. руковод.- доц. Н.Г. Борисова, Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан)

«Информационно-справочная база по конвективному теплообмену для моделирования процессов тепломассообмена».

14. Т. Утюганова, гр. МТЭС-11, Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан, (научн. руковод.- доц. Н.Г. Борисова, Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан)

«Математическое моделирование конденсационной установки ТЭС».

15. Р.Ю. Насонкин, гр. МТЭС-10, Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан, (научн. руковод.- ст. преподаватель Т.В. Ходанова, доц. А.А. Кибарин, Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан)

«Влияние технического состояния ГТУ газоперекачивающего агрегата на его рабочую мощность».

 

6.3. Участие студентов в конкурсах


Ежегодно студенты кафедры участвуют в  профильных конкурсах Правительства Санкт-Петербурга, ТГК-1, конкурсах РАН, а также  во Всероссийском конкурсе бакалаврских работ по направлению «Теплоэнергетика». В 2009 г. студентки Алешина А.С. и Османова Н.М. получили Грант Правительства Санкт-Петербурга. В 2009-2010 гг. этими же студентками получены золотые медали РАН по итогам конкурсов для студентов ВУЗов.

 

Награждение студентки Алешиной А.С. золотой медалью РАН

 

Награждение студентки Алешиной А.С. золотой медалью РАН

 

 Медаль лауреата конкурса научно-исследовательских работ аспирантов и молодых ученых в области энергосбережения в промышленности «Эврика»

 

 

Медаль лауреата конкурса научно-исследовательских работ аспирантов и молодых ученых в области энергосбережения в промышленности «Эврика»

 

В 2010 г. студентами кафедры Алешиной А.С., Османовой Н.М. и Катанаха Н.А. выиграны гранты Правительства Санкт-Петербурга. Студенты и аспиранты кафедры ежегодно активно участвовали в Международной научно-практической конференции «Неделя науки СПбГПУ» по итогам которой, награждались дипломами различных степеней.

 

Диплом лауреата конкурса дипломных проектов  и магистерских диссертаций ТГК-1, Санкт-Петербург

 

Диплом лауреата конкурса дипломных проектов и магистерских диссертаций ТГК-1, Санкт-Петербург

 

Также, среди наград студентов, обучающихся по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» следует отметить:  диплом II степени во Всероссийском конкурсе научных работ бакалавров по направлению «Теплоэнергетика»; диплом I степени на Международной молодежной научной конференции по естественнонаучным и техническим дисциплинам; диплом III степени в конкурсе научно-исследовательских работ аспирантов и молодых ученых в области энергосбережения в промышленности «Эврика»; именные стипендии им. С.А. Казарова.

 

6.4. Подготовка учебной литературы


Кафедра «Промышленная теплоэнергетика» регулярно публикует учебные пособия, позволяющие студентам получать актуальную информацию по современным проблемам в области теплоэнергетики. Среди выпущенных, за последние годы, учебных пособий следует отметить:

Изготовление и монтаж технологических трубопроводов промышленных предприятий: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. "Технолог. машины и оборудование" / В. М. Боровков, А. А. Калютик, В. В. Сергеев; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008 .— 224 с.

Воздушные конденсаторы паровых турбин для тепловых электростанций: учеб. пособие / В. М. Боровков, Т. Абу-Рахма ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет .— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008 .— 176 с.

Эффективность применения тепловых насосов на тепловых электростанциях с парогазовыми установками : учебное пособие / В. М. Боровков, А. Аль-Алавин; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008 .— 263 с.

Основы ядерной энергетики: учебное пособие для вузов по направлению подготовки 140400 "Техническая физика" / Л. В. Зысин, А. А. Калютик Санкт-Петербургский государственный политехнический университет .— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008 .— 161 с.

Теплофикация и теплоснабжение: Защита от коррозии : учеб. пособие / В. Г. Киселев ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет .— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009 .— 62 с.

Теплообменное оборудование: учебное пособие / Л. В. Зысин, А. А. Калютик Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010 .— 229 с.

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. "Защита окружающей среды" / Л. В. Зысин, В. В. Сергеев; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет .— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008.

Парогазовые и газотурбинные установки : учебное пособие / Л. В. Зысин; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет .— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010 .— 377 с.

 Газификация твердого топлива: учебное пособие / А. С. Алешина, В. В. Сергеев; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010 .— 199 с.

Теплофикация и теплоснабжение : учебное пособие / Н. Т. Амосов ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет .— СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010 .— 236 с.

 

Подготовка учебной литературы

 

 

6.5. Взаимодействие с вузами России


С целью обмена информацией и опытом реализации магистерских программ профилирующая кафедра «Промышленная теплоэнергетика» поддерживает тесные связи с  родственными кафедрами: Московского энергетического института, Саратовского Технического университета, Ивановского энергетического университета, Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров, Томского политехнического университета и др.

 

Встреча с участниками молодежного студенческого инициативного клуба ректора МГУ, Москва.

Встреча с участниками молодежного студенческого инициативного клуба ректора МГУ, Москва.

Учащиеся кафедры принимают участие во всесоюзных симпозиумах в ведущих университетах России.

 

Всероссийский конкурс проектов и идей, Красновидово.

 

Всероссийский конкурс проектов и идей, Красновидово.


 

6.6. Квалификация профессорско-преподавательского состава

 

 В настоящее время на кафедре работают 17 преподавателей. Из них профессоров - 6 (включая 5 д.т.н.), 6 доцентов, к.т.н. и 4 ассистента. Средний возраст преподавателей: профессоров – 61 год, доцентов – 58 лет, ассистентов –  27 лет.

Многие преподаватели кафедры отмечены почетными грамотами за деятельность в области подготовки высококвалифицированных специалистов для теплоэнергетики.

 

Многие преподаватели кафедры отмечены почетными грамотами

Преподаватели кафедры регулярно проходят курсы повышения квалификации, позволяющие постоянно совершенствовать технологию ведения учебного процесса и максимально эффективно адаптировать учебные программы к современным требованиям.

 

Преподаватели кафедры регулярно проходят курсы повышения квалификации

 

 

Также следует отметить активное участие преподавателей кафедры в российских и международных конференциях и тесное взаимодействие с профильными предприятиями.

 

Выступление проф.каф. «Промышленная теплоэнергетика» СПбГПУ В.В.Сергеева на Инновационном форуме Евросоюз-Россия, г.Лаппеенранта

 

Выступление проф.каф. «Промышленная теплоэнергетика» СПбГПУ В.В.Сергеева на Инновационном форуме Евросоюз-Россия, г.Лаппеенранта



7. Особенности организации учебного процесса магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

 

7.1. Концепция магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

 

Россия традиционно занимает ведущие позиции в теплоэнергетической отрасли и подготовка высококвалифицированных кадров, способных эксплуатировать энергетический комплекс страны и развивать его в соответствии с современными мировыми требованиями является важной и ответственной задачей. В настоящее время начата подготовка магистров по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» на основе государственного образовательного стандарта третьего поколения. Учитывая вышесказанное, основной задачей мероприятия стала  разработка инновационного учебно-методического комплекса подготовки магистров, который соответствует требованиям существующего образовательного стандарта. Для этого, безусловно, принимался во внимание опыт, накопленный на энергомашиностроительном факультете Санкт-Петербургского государственного политехнического университета при подготовке специалистов в области теплоэнергетики.

 

Был проведен анализ различных программ подготовки специалистов по направлению теплоэнергетики. Также был определен сегмент рынка труда, на который нацелена программа подготовки бакалавров по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника». На основе собранных данных и анализа современных квалификационных требований к персоналу, задействованному  в области теплоэнергетики и теплотехники и определена инновационная основа программы, позволяющей обеспечить  необходимый профессиональный и личностный уровень выпускаемого специалиста.

 

Разработанная магистерская программа направлена  на решение задачи «обеспечения современного качества образования на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства», поставленной  Министерством образования Российской Федерации.

Разработанная  магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики» широкий спектр текущих и перспективных задач:

  • сохранить и продвигать фундаментализацию и гуманитаризацию высшего образования;
  • согласовать систему высшего образования с тенденциями европейских стран, в области внедрения механизмов контроля качества;
  • установить вариативность траектории обучения студентов, индивидуализацию специальной подготовки, значимость программ с учетом национальных нужд и потребностей рынка; продвигать междисциплинарные программы;
  • продвигать концепцию подготовки практикоориентированных специалистов обладающих навыками и умениями, требуемыми на рынке труда;
  • осуществлять включение студентов в образовательный процесс в качестве партнеров.

 

 

7.2. Основные учебные дисциплины магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики»

 

Федеральный цикл дисциплин направления, предусмотренный государственным образовательным стандартом

 

- Современные проблемы теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологий.

Курс «Современные проблемы теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологий» предназначен для освоения комплекса знаний, связанных с современным состоянием и перспективными методами и способами получения и преобразования, тепловой и электрической энергии.

Цель курса «Современные проблемы теплоэнергетики, теплотехники и теплотехнологий» - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности при решении следующих основных задач: определение проблем и перспектив развития и совершенствования основного оборудования электрических станций и технологических схем; определение способов и методов подготовки и сжигания топлива, использования вторичных энергоресурсов и отходов производств в качестве энергетического топлива.

 

- Проблемы энерго- и ресурсо сбережения в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях.

Цель изучения дисциплины - получение необходимых знаний в области энергосбережения и энергоэффективности для проектирования,  эксплуатации, энергетического обследования теплоэнергетического оборудования и теплотехнологических систем предприятий.

Задачи изучения дисциплины – приобретение правовых, нормативно-технических и методологических знаний в области энергосбережения и энергоэффективности  в теплоэнергетике и теплотехнологиях и умения выбора экономичных мер по энергосбережению.

 

- Экологическая безопасность.

Цель изучения экологической безопасности – ознакомление с концептуальными основами и методологическими подходами к обеспечению устойчивого взаимодействия человека с природной средой, овладение современными методами оценки экологической ситуации и влияния техногенной деятельности человека на окружающую среду, получение навыков их системного использования при управлении природоохранной деятельностью в современных условиях.

Основными задачами изучения дисциплины являются: формирование у студентов представления об окружающей среде как системе, развивающейся во времени и испытывающей разнообразные природные и антропогенные воздействия; изучение роли техногенных систем в развитии природы и общества, анализ воздействий на окружающую среду при систематических и аварийных выбросах; рассмотрение и классификация наиболее существенных загрязнителей среды, методов контроля и ограничения их воздействий; изучение основных положений современной методологии количественной оценки различных опасностей, оценки и управления риском; формирование у студентов природоохранного и экологического мировоззрения.

 

 

- Принципы эффективного управления технологическими процессами ТВ теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологиях.

Цель: приобретение знаний по основам правильной технической эксплуатации и методам ведения рациональных режимов работы теплосилового оборудования ТЭС и АЭС, обеспечивающих надежную, экономичную, экологичную и безопасную эксплуатацию основного и вспомогательного оборудования в процессе выполнения диспетчерского графика нагрузок.

Задачи: студент должен знать структуру управления электростанцией, условия обеспечения безопасной, экономической, экологичной и безаварийной эксплуатации основного и вспомогательного оборудования, основные ограничения, накладываемые на режимы работы, способы повышения маневренности оборудования, методы оптимального распределения нагрузки между агрегатами, систему технической отчетности электростанций; студент должен уметь выполнять расчеты тепловых схем станций в различных режимах, уметь рассчитать показатели тепловой экономичности, производить распределение нагрузки между агрегатами и выбирать оптимальный состав генерирующего оборудования.

 

Данный блок дисциплин позволяет заложить фундамент подготовки студентов в рамках магистерской программы «Теплоэнергетическое оборудование и системы теплоснабжения предприятий. Современные проблемы теплоэнергетики».

 

Региональный цикл дисциплин направления

 

- Теплоэнергетическое оборудование.

Целью дисциплины «Теплоэнергетическое оборудование» является подготовка специалистов, знающих  конструкции  и особенности работы основных типов теплоэнергетического оборудования,  а также выработка у них  практических  навыков  расчета  и выбора теплоэнергетического оборудования.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:  назначение, области применения,  принципы действия, основные конструкции теплопередающего и теплоиспользующего оборудования; тепловые схемы установок в которых это оборудование применяется; физические и физико-химические процессы, которые в нем протекают  и способы их интенсификации. Обучающиеся должны уметь  проводить тепловые конструктивные, поверочные и гидравлические расчеты оборудования и вбирать стандартное оборудование из каталогов.

- Тепловые электрические станции.

Целью дисциплины является освоение технологии производства электроэнергии и тепла на ТЭС.

В результате изучения дисциплины студент должен изучить и иметь представление: о топливно-энергетических ресурсах планеты и ее регионов; о тенденциях развития энергетики; о современных методах проектирования и эксплуатации теплоэнергетического оборудования, позволяющих реализовывать эффективные  и экономичные технологии, обеспечивающие высокие показатели надежности и безопасности ТЭС; о нетрадиционных методах получения и преобразования энергии. Знать: требования к установкам производящим электроэнергию и тепло; показатели тепловой и общей экономичности ТЭС; технологические схемы производства электрической и тепловой энергии, схемы и конструкции паротурбинных установок ТЭС  и их вспомогательного оборудования; методы оценки основных технико-экономических показателей теплоэнергетических установок.

 

- Системы энергообеспечения предприятий.

Целью учебной дисциплины «Системы энергообеспечения предприятий» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области выработки тепловой энергии и в котельных для теплоснабжения через тепловые сети промышленных потребителей.

В соответствии с этим, основными задачами дисциплины являются: изучение структуры и методов определения потребностей промышленных потребителей в паре и горячей воде; знакомство с методами регулирования отпуска тепловой энергии из системы централизованного теплоснабжения; изучение характеристик тепловых сетей, гидравлических расчетов паро-, водо- и конденсатопроводов; знакомство с основными источниками генерации тепловой энергии; изучение схем теплоэлектроцентралей и котельных, а также методов их расчета.

 

- Автоматические системы управления тепловыми процессами.


Целью данной дисциплины является изучение основ построения и анализа систем автоматического регулирования и управления технологическими процессами в теплоэнергетике на базе современных методов. Его значимость в общей подготовке специалистов по специальности обусловлена, прежде всего, тем, что автоматизация технологических процессов представляет собой важнейшее средство роста эффективности производства энергии.


В результате освоения дисциплины «Автоматические системы управления тепловыми процессами» студент получает знания о нестационарных процессов, протекающих в энергетических установках, умение анализировать эти процессы, навыки расчетов: статических и динамических характеристик элементов энергетических установок; принципов выбора систем регулирования и определения областей устойчивости; первоначальный опыт творческой деятельности в области разработки и эксплуатации систем автоматического управления и регулирования котельных установок.

 

- Возобновляемые источники энергии и установки утилизации низкопотенциальной теплоты.

Учебная дисциплина «Возобновляемые источники энергии и установки утилизации низкопотенциальной теплоты» предназначена для освоения комплекса знаний, связанных ресурсами, масштабами освоения, экологическими особенностями и основными технологиями энергетического использования возобновляемых источников энергии.

Цель и задачи курса «Возобновляемые источники энергии и установки утилизации низкопотенциальной теплоты» - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для решения следующих задач: выбор и обоснование целесообразности использования отдельных видов возобновляемых источников энергии в условиях конкретных регионов; тепловые расчёты простых и комбинированных энергетических схем использующих один или несколько возобновляемых или нетрадиционных источников энергии; расчёт и проектирование устройство для термохимической конверсии растительной биомассы; выбор оборудования и определение условий его эксплуатации; оценка экономической и экологической эффективности энергетических установок, использующих нетрадиционные и возобновляемые источники энергии; оценка перспектив дальнейшего развития энергетического использования нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.

 

- Защита от коррозии подземных металлических коммуникаций.

Курс «Защита от коррозии подземных металлических коммуникаций» предназначен для освоения комплекса знаний, связанных с коррозионными процессами, протекающими на подземных металлических коммуникациях и способами их замедления и прекращения.

Цель курса «Защита от коррозии подземных металлических коммуникаций»  - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности при решении следующих основных задач: оценка агрессивности коррозионной среды; выбор методов защиты от коррозии подземных металлических коммуникаций; проектирование систем катодной защиты наложенным током; проектирование гальванической (протекторной) защиты от коррозии; оценка агрессивного воздействия блуждающих токов на подземные металлические коммуникации и основные методы защиты от влияния блуждающих токов; выбор методов коррозионных измерений и умелое их применение на практике; мониторинг коррозионного состояния подземных металлических коммуникаций; оценка экономической эффективности антикоррозионных мероприятий.

 

- Трубопроводы теплоэнергетических установок.

Учебная дисциплина «Трубопроводы теплоэнергетических установок» относится к циклу профессиональных дисциплин учебного плана и   предназначен для изучения устройства и особенностей конструкции трубопроводов тепловых станций и тепловых сетей.

В соответствии с этим, основными задачами дисциплины являются: умение производить расчеты геометрических и прочностных характеристик проектируемых трубопроводных систем; осуществление выбора конструкционных материалов для трубопроводов тепловых станций и тепловых сетей.

 

 Цикл дисциплин направления по выбору

 

1-ый модуль:

- Перспективные направления развития теплоэнергетики;

- Мировая энергетика;

- Энергетическая стратегия России.

 

 

Основной целью данного модуля является:

- сформировать у студентов собственной научно обоснованной позиции относительно развития мировой энергетики, энергетики России, перспективных направлений в области теплотэнергетики и создание необходимого фундамента, позволяющего при необходимости в дальнейшем самостоятельно расширить свои знания до масштабов, необходимых для практической работы в области теплоэнергетики.

 

2-ой модуль:

- Ядерные энергетические установки;

- Безопасность энергетики;

- Чрезвычайные ситуации в теплоэнергетике.

 

Основными целями данного модуля являются:

- сформировать у студентов собственной научно обоснованной позиции относительно развития атомной энергетики и создание необходимого фундамент, позволяющего при необходимости в дальнейшем самостоятельно расширить свои знания до масштабов, необходимых для практической работы в области проектирования и эксплуатации ядерных энергетических установок (ЯЭУ).

-дать знания по организации работы по охране труда (ОТ) на предприятиях энергетики, юридических основ ОТ, нормативных документов по технике безопасности (ТБ), производственной санитарии и пожарной безопасности;

-обучить методам расчета вредных и опасных производственных факторов, творческому подходу по защите людей от воздействия опасных и вредных производственных факторов (ОПФ и ВПФ);

-привить ответственность за качество проектируемых конструкций энергетических машин, отвечающих современным нормам безопасности.

 

3-ий модуль:

- Технологии энергетического использования твердого топлива;

- Газогенераторные электростанции;

- Тепловые электростанции на твердом топливе.

 

 

Основными целями данного модуля являются:

- сформировать у студентов собственной научно обоснованной позиции относительно развития энергетики на твердом топливе и создание необходимого фундамента, позволяющего при необходимости в дальнейшем самостоятельно расширить свои знания до масштабов, необходимых для практической работы в области проектирования и эксплуатации электростанций на твердом топливе.

- сформировать знания в области газификации твердого топлива, для чего приводятся данные по ресурсам растительной биомассы и физико-техническим свойствам растительной биомассы как энергетического топлива. Рассмотрены существующие технологии термохимической переработки биомассы. Представлен мировой опыт по разработке энергетических установок на растительной биомассе и выполнен анализ работы действующих электростанций. Представлены их технические и эксплуатационные характеристики.

8. Результаты выполнения ООП

8.1. Общие результаты работы

 

В ходе работы по программе выполнены и разработаны:

-      Описание общих положений ООП подготовки магистров.

-      Аннотация магистерской программы.

-      Учебный план подготовки магистров.

-      Выписка решения Ученого Совета факультета.

-      Таблица соответствия компетенций выпускника и дисциплин учебного плана. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств.

-      Рабочие программы дисциплин, включая контрольно-измерительные материалы

-      Методические рекомендации по применению образовательных технологий, методик обучения, оценочных средств.

-      Программы учебной и производственной практики.

-      Программа педагогической практики.

-      Программа научно-исследовательской работы.

-      Описание системы оценки компетенций.

-      Требования к выпускной квалификационной работе.

-      шесть учебных пособий.

 

8.2. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы


В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника» оценка качества освоения магистрами основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

Контрольно-измерительные материалы, используемые для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков магистров в соответствии с реализуемыми компетенциями:

-      экзаменационные вопросы по изучаемым дисциплинам;

-      тесты для текущего контроля знаний;

-      контрольные вопросы для текущего контроля знаний;

-      пакет экзаменационных билетов.

Формы контроля качества освоения программы подготовки:

-      устный опрос;

-      письменная работа;

-      контроль с помощью технических средств и информационных систем.

-      собеседование;

-      зачет;

-      экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен);

-      контрольная работа;

-      реферат;

-      отчеты по практикам, научно-исследовательской работе студентов

-      курсовая работа;

-      выпускная квалификационная работа.

 

8.3. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов, банки тестовых заданий и компьютерные тестирующие программы, темы курсовых проектов и рефератов, позволяющие оценить качество подготовки магистрантов, приведены в рабочих программах читаемых дисциплин.

 

8.4. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки магистра


Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает выполнение и защиту магистерской выпускной квалификационной работы. Магистерская диссертация имеет целью показать:

-      уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по соответствующей магистерской программе;

-      умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

-      способность самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;

-      умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований.

Содержание диссертации могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, направленных на решение актуальных задач в области науки, техники, технологии, экономики, менеджмента, юриспруденции, педагогики, социального развития.

Магистерская диссертация выполняется студентом самостоятельно по материалам, собранным лично за период обучения и научно-исследовательской практики.

Помимо закрепления темы магистерской диссертации за студентом процесс выполнения диссертации включает следующие этапы:

а) составление задания и выбор направления исследования;

б) теоретические и прикладные исследования;

в) оценка результатов исследования и оформление диссертации;

г) подготовку к защите;

д) защиту диссертации.

 

Защита магистерской диссертации, кафедра промышленной теплоэнергетики, СПбГПУ

 

Защита магистерской диссертации, кафедра промышленной теплоэнергетики, СПбГПУ

 

Защита магистерской диссертации проводится публично на заседании ГЭК. Основной задачей ГЭК является обеспечение профессиональной объективной оценки научных знаний и практических навыков (компетенций) выпускников магистратуры на основании экспертизы содержания магистерской диссертации и оценки умения диссертанта представлять и защищать ее основные положения.

 

8.5. Список подготовленных к изданию учебных пособий в рамках разработанной ООП


В рамках разработанной ООП, с использованием публикаций преподавателей, аспирантов и студентов магистерской подготовки кафедры «Промышленная теплоэнергетика», подготовлены к изданию следующие учебные пособия:

-      Л.В.Зысин, В.В.Сергеев «Газификация твердого топлива»;

-      В.Г.Киселев «Защита от коррозии подземных металлических коммуникаций»;

-      А.А.Калютик «Трубопроводы теплоэнергетических установок»;

-      Н.Т.Амосов «Тепловые электрические станции»;

-      Л.В.Зысин «Современные проблемы тепелоэнергетики».

9. Использование разработок в учебном процессе

 

9.1. Дата внедрения данной ООП, условия внедрения


Выполняемые разработки будут осуществляться в рамках действующего образовательного процесса, что обеспечивает им автоматическую апробацию и внедрение в учебный процесс всего университета. Внедрение ООП начинается с 01.09.12.

Результаты промежуточных и итоговых разработок докладывались на ежегодно проводимых в ГОУ «СПбГПУ» международных и университетских конференциях, посвященных совершенствованию технологий высшего профессионального образования.

 

9.2. Дальнейшие перспективы


Полученные научные результаты и выполненные экспериментальные работы будут оформлены в виде отчета, который вместе со всеми опубликованными работами будет передан в Министерство образования и науки РФ для распространения педагогического опыта ФГБОУ ВПО «СПбГПУ».