Срок обучения: 2 года

Степень: магистр

 

Руководитель магистерской программы: Д.б.н., проф. академик РАН Н.Н. Никольский

 

Профиль программы:  Научно-исследовательский

 

Концепция:

Магистерская программа призвана подготовить полноценных научных сотрудников, способных справиться с задачами, которые ставит перед учеными современность. Программа включает два цикла дисциплин: Общенаучный и Профессиональный. Общенаучный цикл дисциплин предусматривает получение студентами знаний в области философии, иностранного языка, современных компьютерных технологий, статистической обработки результатов исследований, а  также теоретических знаний в области генной и клеточной инженерии, молекулярной и клеточной биологии.  Большое внимание программа уделяет экспериментальной подготовке студентов. В цикле Профессиональных дисциплин предусмотрена возможность освоения студентами генно-инженерных методов, методов культивирования клеточных линий, ознакомление  с современными методами репродуктивных технологий человека и животных. Экспериментальная научно-исследовательская подготовка студентов происходит непосредственно в исследовательских лабораториях, где они принимают участие в разработке и решении фундаментальных и прикладных задач под руководством ведущих ученых этих отраслей биологической науки.  Такой комплексный подход позволяет сформировать у студентов мировоззренческие представления о вкладе достижений в этих областях знаний в развитие современных медико-биологических технологий,  подготовить магистра, способного реализовать себя в фундаментальной и прикладной науке и сфере биомедицинского и биотехнологического бизнеса. 

 

Цели и задачи:

Разрабатываемая ООП «Прикладные основы генной и клеточной  инженерии» ставит своей целью:

 

  • подготовку магистров для фундаментальной и прикладной науки в области генной и клеточной инженерии, обладающего современными теоретическими знаниями и экспериментальной подготовкой, способного формулировать научные и прикладные задачи и предлагать подходы для их решения, нацеленного на совершенствование и развитие своего научного потенциала и своей личности.

 

 

Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

 

  • дать студентам подготовку по фундаментальным дисциплинам, предусмотренным государственным стандартом третьего поколения;
  • дать студентам-магистрам теоретическую подготовку по самым современным достижениям в области генной и клеточной инженерии и клеточной биологии;
  • подготовить полноценных экспериментаторов, способных решать фундаментальные задачи генной и клеточной инженерии и клеточной биологии и успешно применять достижения этих отраслей биологической науки в медицине и биотехнологии;
  • дать возможность для развития коммуникативных способностей студентов.

 

Для решение поставленных задач преподавателями университета и кафедры разработаны курсы лекций, входящие в Общенаучный и Профессиональный циклы, в которые включены  современные теории и концепции философии, современных компьютерных технологий, молекулярно-биологической и генно-инженерной отраслей биологической науки и клеточной биологии. 

 

Коллектив преподавателей базовой кафедры физико-химической биологии клетки факультета медицинской физики и биоинженерии СПбГПУ в Институте цитологии РАН способен обеспечить теоретическую и практическую подготовку студентов, обучающихся по магистерской программе. В Институте цитологии разрабатываются фундаментальные основы современных технологий биологической  и медицинской направленности. Ряд новых разработок уже внедрены или внедряются в медицинскую практику. Экспериментальной подготовке студентов традиционно уделяется пристальное внимание. В процессе прохождения научно-исследовательской практики и выполнения научно-исследовательской работы студенты  непосредственно участвуют в работе коллективов исследовательских лабораторий,  имеют возможность наблюдать и участвовать в разработке новых теоретических и экспериментальных подходов для выполнения научных задач.

 

 В Учебный план введен Семинар по клеточной биологии, в который включено обучение студентов подходам по представлению результатов своей научной работы в виде докладов, а также обучение написанию научных статей, ознакомлению их с требованиями, которые выдвигают к оформлению статей отечественные и зарубежные журналы. По окончании магистратуры мы получаем полноценных научных сотрудников, способных не только участвовать в экспериментальном процессе, но и ставить задачи, анализировать результаты и оценивать перспективы и роль этих результатов для народного хозяйства.

Выпускники, получившие такую подготовку, могут продолжить образование в аспирантуре Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, будут востребованы в научных учреждениях Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, Министерства здравоохранения и соцразвития России, а также в коммерческих учреждениях биотехнологической направленности. 

 

Научно-исследовательские проекты, соответствующие профилю программы:

 

Государственный контракт 02.11.740.0094 в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области клеточных технологий», тема: «Фундаментальные проблемы клеточных технологий на основе стволовых клеток».

Студенты привлекаются к выполнению научных работ, которые поддерживаются грантами Российского фонда фундаментальных исследований. Научные коллективы Института цитологии РАН ежегодно получают поддержку по 40 -45 грантам РФФИ.

Студенты имеют возможность участвовать в конкурсах на получение грантов мэрии Санкт-Петербурга. 

 

Компетенции выпускника:

 

Воспитание способности у студентов совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности – такова одна из задач, которые ставят перед собой и студентами преподаватели кафедры физико-химической биологии клетки факультета медицинской физики и биоинженерии. Непременным условием в развитии интеллектуального и общекультурного уровня является участие студента в конференциях, рабочих семинарах, на которых обсуждаются стратегические и тактические планы и подходы в решении  насущных задач научных коллективов. Студентов привлекают к участию в научных дискуссиях, от них требуют представлять на конференциях стендовые сообщения о собственных экспериментальных результатах, полученных под руководством научных руководителей. Освоение экспериментальных методов не является механическим, а требует осмысления и творческого развития. Руководство, осуществляемое научными сотрудниками Института цитологии РАН и других исследовательских учреждений Российской академии наук, воспитывает у студентов творческий подход при освоении и применении различных методов. Спектр этих методов не ограничивается, как правило, объемом выполняемой магистерской диссертации, а существенно его превосходит. Это позволяет выпускнику  быть более востребованным на рынке труда и иметь определенные преимущества в выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности. Темы студенческих магистерских диссертаций, как правило, являются частью основной тематики научно-исследовательских лабораторий или групп. Они могут лежать в области фундаментальных исследований, но могут быть и прикладного характера. Студенты приходят в научный коллектив и вливаются в его работу, что воспитывает в них чувство коллегиальности, требует от них заинтересованности в работе и, соответственно, углубленного постижения теоретических и практических основ изучаемого направления науки. Практика подготовки студентов на базовой кафедре физико-химической биологии клетки такова, что научные руководители всегда готовы выслушать предложения студентов и обсудить с ними практические стороны и перспективы этих предложений. В Институте цитологии работает Совет молодых ученых, который проводит ежегодную конференцию. Студенты являются непременными участниками этой конференции, принимают участие не только в ее работе, но и в организации и проведении. Это способствует установлению контактов между молодыми учеными, которые очень важны для их будущей профессиональной деятельности.

 

Преподаватели, научные руководители и кураторы студенческих работ с большим вниманием относятся к творческому росту студентов и поощряют их научный поиск и активное участие в съездах, школах-конференциях, презентациях, организуемых в Российской федерации и за рубежом, получения ими специальных грантов для студентов и молодых ученых для участия в российских и зарубежных конференциях. Участие в международных конференциях требует от студентов активного знания иностранного языка, что является важным движущим фактором для его углубленного изучения.

Студенты являются полноправными исполнителями Государственных контрактов, разрабатываемых в Институте цитологии РАН, а также научных проектов, поддерживаемых другими отечественными и зарубежными фондами.

 

В процессе написания магистерской диссертации во время итоговой государственной аттестации студенту предоставляется полная возможность изложить на основании литературных данных сложившиеся у него представления об изучаемой проблеме, а также интерпретировать и обсуждать результаты экспериментальной работы, полученные им самостоятельно. Научный руководитель на этом этапе осуществляет только консультативную функцию. Это дает возможность молодым исследователям приобретать опыт в осмыслении экспериментальных данных и воспитывает чувство ответственности за представляемые результаты.

 

Получение знаний в сфере организации и проведения научного и учебного процесса особенно важно для личностей с выраженными педагогическими  наклонностями и возможно видят свое будущее в преподавательской деятельности. План научно-педагогической практики предусматривает ознакомление студентов с компьютерными программами, которые используются при составлении учебных планов. Ознакомление с подходами при составлении учебных программ дисциплин и УМК по дисциплинам, принципами промежуточной аттестации студентов. В процессе научно-исследовательской практики студенты знакомятся с методами подготовки и участвуют в проведении практикумов для студентов младших курсов.

 

Научная работа в стенах исследовательских институтов не ограничивается только лабораториями, студенты активно участвуют в общественной жизни институтов, в подготовке и проведении конференций, а также в художественной самодеятельности.

 

Предполагаемые виды деятельности выпускника:


Выпускник магистерской программы 223200.68.11 «Прикладные основы генной и клеточной инженерии» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

 

  • Научно-исследовательской;
  • Научно-педагогической;
  •  Научно-инновационной.

 

 

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются процессы и явления, имеющие место в живых системах, их изучение, моделирование и использование для решения  фундаментальных и прикладных проблем биологии и медицины и смежных областей на молекулярном и клеточном уровнях.