1. Наименование проекта (работы)


Разработка образовательного стандарта СПбГПУ основной образовательной программы подготовки бакалавра направления 150700 – «Машиностроение» по инновационному профилю «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении».

 

2. Руководители проекта:


Никифоров Валерий Иванович, профессор кафедры «Технология конструкционных материалов и материаловедение» ФБГОУ ВПО «СПбГПУ», ученый секретарь УМО по университетскому политехническому образованию, кандидат технических наук, доцент.

 

3. Научно-методическая характеристика проекта и его содержание.


На современном этапе развития экономики России, когда экспортно-сырьевая модель исчерпала свои возможности, а на повестку дня встала задача выпуска высокотехнологичной продукции и создания производств, основанных на новейших достижениях в областях информатики, биотехнологии и физико-химических методов получения и обработки изделий, огромное значение приобретает проблема подготовки технологов, владеющих этими высокопроизводительными промышленными технологиями. Базу подготовки таких специалистов в высшей школе составляют по перечню профилей подготовки бакалавров ФГОС ВПО направления подготовки 150700 – «Машиностроение», 151000 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 151900 – «Технологические машины и оборудование».

В последнее десятилетие в производстве изделий всех отраслей народного хозяйства широкое распространение получили электрофизические и электрохимические методы обработки заготовок (ЭФХО). Они нашли применение на всех этапах технологического процесса изготовления изделия. Сегодня уже можно говорить о том, что практически ни один современный технологический процесс изготовления изделия не обходится без использования этих методов и технологий.

 

Необходимость изучения методов ЭФХО и соответствующих электрофизических и электрохимических технологий при подготовке специалиста-технолога стала очевидной. Назрела необходимость выпуска вузами системных технологов, способных при решении сложных технологических задач «выйти» за традиционные рамки технологий механической обработки и принимать решения на основе системного подхода к технологии как науке, строящейся на базе всей системы технологических методов получения и обработки заготовок.

 

Это обстоятельства заставило с новых позиций взглянуть на содержание указанных ранее трех направлений подготовки бакалавров укрупненной группы 150700 – «Машиностроение», 151000 – «Технологические машины и оборудование» и 151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и перечни профилей подготовки бакалавров технологической направленности, реализуемых на основе данных направлений подготовки и выделить из них те, которые непосредственно относятся в той или иной степени к подготовке бакалавров, обеспечивающих проектирование техники и технологий группы ЭФХО.

Указанные перечни технологических профилей подготовки бакалавров представленным требованиям подготовки системного технолога-машиностроителя, способного разрабатывать технологические процессы с использованием не только механосборочных технологий, но и технологий ЭФХО, не удовлетворяют или удовлетворяют частично. Например, основной технологический профиль этих направлений «Технология машиностроения» ставит в качестве основных целей формирование компетентности бакалавра в теоретических основах технологии машиностроения и умений проектирования технологических процессов на основе технологий механосборочной группы.

 

В связи с вышеизложенным целесообразно организовать подготовку по инновационному профилю подготовки бакалавров в рамках направления 150700 – «Машиностроение» «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении». Профиля с таким наименованием нет ни в укрупненной группе 150000 – «Металлургия, машиностроение, материалообработка», ни в других укрупненных группах в области техники и технологии. Отсутствуют и направления подготовки и специальности с таким наименованием.

 

Реализация данного предложения реализована на основе данного исследования в рамках предоставленного СПбГПУ как национальному исследовательскому университету права самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и вводить инновационные профили подготовки бакалавров.

 

Объектом исследования принят образовательный процесс и система учебно-программной документации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

 

Предмет исследования стал образовательный стандарт направления подготовки 150700 – «Машиностроение» и основная образовательная программа бакалавриата данного направления по инициативному профилю «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении».

 

Цели исследования состоят в:

 

– повышении качества образования и конкурентоспособности образовательной деятельности вуза при подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки 150700 «Машиностроение» на основе создания образовательного стандарта СПбГПУ основной образовательной программы бакалавриата «Машиностроение» и профилю подготовки «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении»;

– развитии и совершенствовании политехнической модели системы образования, обеспечивающей высокое качество подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов;

– обеспечении престижности российского политехнического образования, концентрации в СПбГПУ конкурентоспособных научно-педагогических кадров, включая лучших молодых специалистов, путем создания привлекательной научно-образовательной среды.

 

Работа проведена в соответствии с Перечнем направлений подготовки бакалавров, утвержденным Минобрнауки России, Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной основной образовательной программой направления подготовки бакалавров 150700 – «Машиностроение», Уставом и нормативно-учебными документами ФБГОУ ВПО «СПбГПУ» как национально-исследовательского университета.

 

К разработке в данном исследовании приняты следующие проблемы:

– создание основ проектирования самостоятельно разрабатываемых вузами образовательных стандартов и основных образовательных программ в условиях внедрения ФГОС ВПО;

– выделение характеристик понятий «образовательный стандарт» вуза и «педагогическая концепция» вуза  и традиционных основ педагогической деятельности СПбГПУ;

– создание педагогических принципов и методик формирования учебно-программной документации при работе по самостоятельно разрабатываемым образовательным стандартам;

– разработка образовательного стандарта СПбГПУ направления подготовки бакалавров 150700 – «Машиностроение» по профилю «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении»;

– проектирование основной образовательной программы бакалавриата и входящих в неё основных учебно-программных документов по профилю бакалавриата «Электрофизические и электрохимические технологии»;

– публикация Сборника учебно-методической документации: Образовательный стандарт основной образовательной программы бакалавриата Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по направлению 150700 – «Машиностроение». Профиль подготовки бакалавров «Электрохимические и электрофизические технологии в машиностроении». Объем: 12–15 печатных листов.

 

4. Отчет по работе за отчетный период


         За отчетный период проведена следующая работа.

Созданы методологические основы проектирования самостоятельно разрабатываемых образовательных стандартов вузов. В частности: рассмотрены понятия «образовательный стандарт вуза» и «педагогическая концепция вуза», выделены традиционные основы педагогической деятельности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, разработаны педагогические принципы и методики формирования учебно-программной документации при работе по самостоятельно разрабатываемым образовательным стандартам.

 

На этой методологической основе выполнен анализ профилей основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 150700 – «Машиностроение». Разработаны образовательный стандарт СПбГПУ по данному направлению и основная образовательная программа бакалавриата по профилю «Электрофизические и электрохимические технологии», основанные на принципах и положениях педагогической деятельности СПбГПУ как национального исследовательского университета.

 

Разработка проведена на основе компетентностной ориентации всех элементов проектируемой педагогической системы.

В качестве основных специфических целей и задач перед направлением 150700 – «Машиностроение» и профилем основной образовательной программы бакалавриата «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении» поставлены:

 

системные компетенции бакалавров:

– способность проектировать технологические процессы изготовления деталей средней сложности и модернизировать действующие с использованием технологических методов обработки различных групп и сборки изделий;

– способность проектировать изделия машиностроения; рассчитывать и проектировать деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

– способность осуществлять организацию производственных и технологических процессов в машиностроении;

– способность изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований в области машиностроительного производства; проведение экспериментов по заданным методикам, обработка и анализ результатов.

 

знания бакалаврами-машиностроителями:

– технологических методов ЭФХО,

– технологий, основанных на использовании методов ЭХФО,

– технологической документации ЭХФО,

– технологической оснастки для реализации ЭХФО, ее видов и специфики по отношению к технологической оснастке, используемой в механических технологиях;

– организации производства на базе использования технологий ЭХФО;

– САПР технологии машиностроения с технологиями ЭХФО.

 

умения:

– проектировать технологические процессы с использованием технологий ЭХФО;

– проектировать технологическую оснастку для технологий ЭХФО;

– разрабатывать САПР ТП с технологиями ЭХФО.

По наработанным материалам завершается подготовка рукописи учебного пособия в объеме более 20 авторских листов текста, рисунков, таблиц к сдаче (по плану – до 15 печатных листов) в Издательство Политехнического университета, оформляется итоговый отчет по проекту.

Комплект нормативных документов по образовательному стандарту СПбГПУ направления подготовки 150700 – «Машиностроение» профиля основной образовательной программы бакалавриата «Электрофизические и электрохимические технологии в машиностроении» подготавливается для рассмотрения и утверждения на Ученом совете Механико-машиностроительного факультета и Ученом совете СПбГПУ.

 

Руководители проекта:

профессор, к. т. н.                                        В. И. Никифоров

профессор, д. т. н.                                        М. М. Радкевич

01.11.2010