Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

ОТЧЕТ

 

по мероприятию №  3.4.1.30
Разработка учебно-методического обеспечения программ дополнительного профессионального образования

«Технологии работы с векторной графикой» по направлению      072500 Дизайн           

в рамках реализации Программы развития НИУ

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель:________________ (Тучкевич Е.И.)

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.


 

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название программы повышения квалификации:

Технологии работы с векторной графикой

 

Направление подготовки:  072500 Дизайн

 

Целевая группа специалистов, на которых ориентирована  программа:

Специалисты в области компьютерной графики, студенты специальности Дизайн, а также может быть интересно широкому кругу специалистов-дизайнеров.

 

Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована программа:  Графический дизайн с применением новейших компьютерных технологий в области векторной графики.

 

Краткое описание образовательной программы:

Современному специалисту по дизайну и полиграфии необходимо владеть технологиями создания и редактирования векторных изображений на компьютере, уметь разрабатывать дизайн-макет, используя различные композиционные и стилевые решения согласно требованиям проекта.

Целью программы «Технологии работы с векторными изображениями» — является рассмотрение принципов работы с векторной графикой, подготовка специалистов, умеющих выполнять композиционные решения дизайн-макетов средствами векторной графики; умеющих создавать оригинальные проекты различных видов полиграфической и визуальной продукции; владеющих основными принципами макетирования средствами векторной графики.

 

Срок  обучения   по программе:  72 академических часа. 

 

Реализуемые формы обучения: очно-заочная. 

 

Предлагаемый график обучения:  изучение разделов по блокам, без отрыва от производства. 

 


Предпосылкой разработки данной программы является тот факт, что в настоящее время разработка дизайна продукции редко обходится без знаний по созданию и обработке векторной графики. Компьютерная векторная графика — это основа для фирменного стиля компании,  рекламные материалы, технические иллюстрации, презентации, которые в дальнейшем могут использоваться для полиграфической печати, мультимедийных приложений и для размещения в сети Интернет.

 

Современному специалисту по дизайну и полиграфии необходимо владеть технологиями создания и редактирования векторных изображений на компьютере, уметь разрабатывать дизайн-макет, используя различные композиционные и стилевые решения согласно требованиям проекта.

 

Ключевыми особенностями данной программы являются эффективная методика, доступность изложения алгоритмов создания и обработки векторных изображений с использованием графического редактора Adobe Illustrator, а также высокие технологические составляющие.

 

В основу данной программы  положена эффективная методика обучения, опробованная в учебном процессе СПбГПУ. Предполагается, что данная программа может быть использована для дисциплины

«Технологии работы с векторными изображениями», читаемой автором на факультете переподготовки специалистов СПбГПУ студентам направления «Дизайн» по основной профессиональной образовательной программе, а также может быть интересно широкому кругу специалистов-дизайнеров. Данный курс соответствует содержанию государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров по направлению подготовки «072500» Дизайн и специальности «Графический дизайн».

 

Также предполагается, что данная программа будет  использована для преподавания факультативной дисциплины «Технологии работы с векторной графикой» для студентов вузов, обучающихся по магистерским программам  «Управление инновационными проектами» направления «Инноватика». Данная дисциплина  направлена на формирование практических навыков работы с векторной графикой и обработке изображений для презентаций и выступлений, являющимися важными навыками проведения презентационных выступлений и мероприятий для руководителей.

Содержание данного курса соответствует современным достижениям науки и находится на стыке профессиональных интересов специали­стов в области компьютерной графики, которым требуются знания не только в теории, но и получение практических навыков в области подготовки векторных изображений. Данный курс имеет высокий методический уровень, максимально адаптированный к образовательным технологиям. Материалы, приведенные в курсе, соответствуют последним научным достижениям в области создания, обработки и использования с помощью компьютера векторных изображений.

Программа дисциплины состоит из двенадцати разделов, предусматривающих 40 часов лекционных и 32 часа практических занятий.

 

Первый раздел посвящен основам знаний о компьютерной графике, отличии растровых от векторных данных. Особое внимание уделяется вопросам о цвете, способах представления цветовой информации и задании ее, выборе цветовой модели документа в зависимости от типа дизайн-макета.

Второй раздел посвящен созданию и адаптации рабочего пространства программы Adobe Illustrator, рассматриваются вопросы организации работы, настройки инструментария, как важной части планирования проекта.

В третьем разделе основное внимание уделено таким важным вопросам, как построение примитивов. На основе примитивных фигур объяснено, как можно создать объекты любого уровня сложности.  Описываются клавиши-модификаторы, используемые при построении фигур, команды выравнивания и распределения объектов, способы и методы выделения, группировка.

Четвертый раздел посвящен самому важному в дизайн-макете — созданию цвета. Широко рассматривается работа с библиотеками образцов цвета, градиента, подбор гармоничных цветовых сочетаний.

 

Пятый раздел рассматривает работу со вспомогательными элементами интерфейса, как основу для грамотного построения и трансформации объектов. Дается полный обзор работы с линейками, направляющими и сеткой.

 

Шестой раздел посвящен трансформации, возможностям инструментов, команд. Дополнительно рассматриваются эффекты трансформации.

 

В седьмом разделе рассматривается принцип построения векторных объектов, основанный на кривых третьего порядка. Подробным образом обсуждаются темы редактирования кривых, изменения типа опорных точек, даются советы по построению объектов. Раздел дополнен особенностями построения сеточных объектов, как возможности создания фотореалистичных объектов в векторной графике.

 

Восьмой раздел посвящен работе с текстом. Рассматриваются вопросы форматирования текста, особенности цветового оформления текстовых объектов, палитры, используемые для форматирования текста, типы шрифтовых атрибутов.

 

Девятый раздел рассматривает вопросы создания и работы со слоями, как важнейший работе по организации проекта. Дается определение и советы по маскированию, обсуждаются инструменты и методы работы с масками.

 

В десятом разделе рассматриваются вопросы стилевого оформления. Особое внимание уделяется созданию заказных, подгрузке существующих стилей. Дается обзор эффектов программы.

 

Одиннадцатый раздел посвящен импорту и экспорту графики в программу Illustrator. Рассматриваются различные подходы работы по подготовке изображений в полиграфические форматы и для целей интернет.

 

Заключительный двенадцатый раздел посвящен вопросам декоративного оформления проекта при помощи кистей и узоров, как самой важной и востребованной части в работе дизайнера. Обсуждаются алгоритмы и принципы работы, возможности использования палитр, приводятся примеры удачных профессиональных работ.

 

В конце каждого из разделов приводится список вопросов для самоконтроля, позволяющий читателю структурировать и закрепить материал пособия, а также облегчить студенту подготовку к экзамену и тестированию по дисциплине «Технологии работы с векторной графикой».

Программой предусмотрены практические занятия общей аудиторной трудоёмкостью 32 часа, позволяющие студентам структурировать и закрепить материал, а также облегчить подготовку к экзамену и тестированию по дисциплине «Технологии работы с векторной графикой».

В курсе предусматривается выполнение домашних индивидуальных работ для закрепления пройденного материала.

 

Примеры домашних индивидуальных работ:

«Букет цветов» – создать векторное изображение с использованием простых форм и применением эффектов трансформации и деформации объектов.

 

«Витраж» – иллюстрация, созданная при помощи объектов простой или сложной формы с использованием операций по разделению контуров.

«Схема» – иллюстрация, создание которой предполагает использование разных типов объектов и компоновку их в макете.

«Узоры и кисти» – иллюстрация, созданная на основе объектов разной степени сложности с применением декоративных элементов оформления (кисти, узоры).

 

 

 

 

Трудно переоценить значение изучения данной дисциплины при подготовке графических дизайнеров и руководителей в сфере компьютерных технологий. Знания и умения работы с векторной графикой является основой для таких дисциплин, как «Технологии верстки», «Технологии работы с растровыми изображениями», «Web-графика», «Дизайн и рекламные технологии». Внедрение компьютерных технологий с их огромными возможностями окончательно утвердило создание и обработку векторов в качестве важнейшего компонента не только графики макетирования и дизайн-проектов, а также в чертежах, схемах, интернет-проектах на различных носителях, презентационных материалах, разработке фирменного стиля.

 

Ожидаемым результатом освоения программы, выступает развитие профессиональных компетенций у слушателей,  включающими в себя:

 

  • умение осознавать сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
  • умение анализировать и определять требования к дизайн-проекту; составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способность синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновывать свои предложения;
  • владеть рисунком, умение использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта; владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; владеть современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями;
  • умение разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

владеть: 

  • приемами работы с цветом и цветовыми композициями;
  • приемами создания и редактирования объектов любой сложности;
  • приемами работы с многослойным дизайн-макетом;
  • приемами применения различных техник создания текста и изменения его шрифтовых параметров;
  • приемами применения эффектов и создания декоративных элементов оформления;
  • приемами создания векторных иллюстраций в различных техниках рисунка.

уметь:

  • сохранять векторные изображения в различных форматах, в зависимости от целей и задач дизайн-проекта;
  • создавать простые геометрические формы векторных объектов;
  • создавать векторные объекты любой степени сложности;
  • редактировать векторные объекты целиком (трансформация объектов) или частично (редактирование объектов на уровне опорных точек);
  • создавать многослойные композиции при работе с дизайн-проектом;
  • применять различные техники исполнения рисунка;
  • использовать эффекты и элементы декоративного оформления при макетировании;
  • создавать различные варианты цветового оформления, такие как: заливки.

знать:

  • области применения векторной графики при проектировании дизайн-проектов;
  • принципы и приемы создания и редактирования векторных объектов;
  • основные принципы цветового кодирования (цветовых моделей), используемые в программах векторной графики;
  • основные параметры шрифтов.