Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

ОТЧЕТ

 

по мероприятию № 3.4.1.3
Разработка учебно-методического обеспечения программы дополнительного профессионального образования

«Повышение энергетической эффективности зданий и сооружений»

по направлению «Строительство» в рамках реализации Программы развития НИУ

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель:________________ (Н.И.Ватин)

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.


Содержание

  1. Аннотация программы профессиональной переподготовки
  2. Описание программы ДПО

2.1 Актуальность разработки программы ДПО

2.2 Особенности программы

2.3 Формирование групп слушателей

2.4 Основные этапы обучения

2.5 Объем программы и виды учебной работы

2.6 Использование в учебном процессе оборудования, закупленного в рамках Программы развития

2.7 Ожидаемые результаты программы

3. Использование программы в учебном процессе

 

1.       Аннотация программы профессиональной переподготовки

 

1.  Название программы повышения квалификации: «Повышение энергетической эффективности зданий и сооружений».

2.   Направление подготовки: 270800 «Строительство».

3.   Целевая группа специалистов, на которых ориентирована программа: специалисты проектных, энергоаудиторских и строительных организаций, занимающие должности инженер-энергоаудитор, ведущий инженер-проектировщик, главный инженер проекта.

4.   Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована программа: проектирование, возведение, эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов.

  1. Краткое описание образовательной программы: целью программы является повышение квалификации специалистов по энергоэффективности и энергосбережению для проектирования и строительства зданий и сооружений, энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов в рамках реализации Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Срок обучения по программе: 1 учебный семестр.
  3. Реализуемые формы обучения: очно-заочная, заочная (дистанционная).
  4. Предлагаемый график обучения: 4-5 занятий в неделю по 4 а.ч.

 

2.        Описание программы ДПО


2.1  Актуальность разработки программы ДПО


Для России вопросы энергосбережения имеют особую актуальность.

 

По климатическим условиям затраты топлива как на обеспечение населения теплом, так и на выпуск продукции в России наиболее высоки. Россия – самая холодная в мире страна, как по длительности отопительного сезона, так и доле населения, проживающей в областях, где наблюдается отрицательная среднегодовая температура. Обогрев, снабжение горячей водой и теплым вентиляционным воздухом каждого жителя России требуют больших затрат топлива, чем Канаде и Скандинавии. Больше энергии требует обогрев общественных зданий и промышленных предприятий. Большими непроизводительными затратами энергии сопровождается транспортировка теплоносителей по тепловым сетям.

 

Так почти 70 % населения России проживает в достаточно неблагоприятных климатических условиях с продолжительностью отопительного периода свыше полугода (185 – 240 суток). Это более чем в 2 раза превышает аналогичные климатические параметры большинства стран Центральной и Западной Европы.

 

В соответствии с о вступлением в силу ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудита) вправе осуществлять только лица, ставшие участниками саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Необходимым условием получения допуска для проведения энергетических обследований является прохождение специалистами организаций курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки по программам в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Основными потребностями заказчиков являются получение знаний, умений и навыков проведения энергетических обследований зданий и сооружений и оформления технического отчета с целью осуществления дальнейшей самостоятельной деятельности по проведению энергоаудита. Указанные тематики будут подробно изучаются в программе курса.

 

Заинтересованность целевых групп обусловлена отсутствием на рынке специалистов, имеющих высшее образование в сфере энергоэффективности и энергосбережения при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений и в то же время высоким спросом на них. Программа профессиональной переподготовки ориентирована на подготовку таких специалистов на основе имеющегося у них высшего технического образования.

 

2.2  Особенности программы


Ключевыми особенностями программы являются наличие научной, технологической и инновационной составляющей.

 

Научная часть программы предполагает:

-       разработку теоретических обоснований мероприятий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;

-       проведение поисковых исследований в рамках лабораторных работ;

-       разработка инженерных методик расчета энергосберегающих мероприятий;

-       разработка новых энергоэффективных конструктивных решений зданий и сооружений.

Технологическая составляющая:

-       изучение инженерных методик проведения энергетического обследования зданий и сооружений;

-       проведение лабораторных работ по энергетическому обследованию зданий и сооружений с использованием современного оборудования;

-       изучение конструктивных решений ограждающих конструкций зданий и сооружений на реальных примерах;

-       разработка комплекса мероприятий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;

Инновационная составляющая:

-       практическая направленность (выполнение реального проекта по проведению энергетического обследования здания в рамках лабораторных и практических работ);

-       возможность прохождения стажировки в иностранном вузе/учебном центре-партнере;

-       возможность модульного обучения;

-       возможность изучения лекционного материала в дистанционном режиме;

-       приглашение иностранных специалистов-практиков для проведения занятий.

 

2.3  Формирование групп слушателей


Формирование групп слушателей на программу планируется осуществлять два раза в год. Контингент слушателей будет формироваться из специалистов, направляемых саморегулируемыми организациями для прохождения обучения, а также организациями, осуществляющими деятельность по проведению энергетических обследований. Ориентировочное количество человек в группе – 25-40.

 

2.4  Основные этапы обучения


Реализация программы осуществляется по модульному принципу. Каждый учебный модуль представляет собой отдельный учебно-тематический блок, объемом в 90 академических часов. Объем аудиторного времени в каждом модуле составляет 60 часов.

 

Обучение состоит из следующих этапов:

1. Поступление на обучение.

На курс профессиональной переподготовки принимаются специалисты, имеющие высшее образование (технического профиля).

2. Изучение учебных модулей программы.

Программа курса содержит 6 учебных модулей:

  1. Проведение энергетического обследования зданий и сооружений;
  2. Методы расчета нормативов потерь энергоносителей и нормирование потребления энергоресурсов;
  3. Приборный учет потребления энергоресурсов;
  4. Инструментальное обеспечение при проведении энергетических обследований;
  5. Экономические вопросы энергетических обследований;
  6. Разработка энергетического паспорта и рекомендаций по выбору энергосберегающих мероприятий.

3. Прохождение практики или стажировки (в т.ч. в иностранном вузе/учебном центре-партнере ФГБОУ СПбГПУ.

 

Прохождение практики является обязательным условием допуска к защите выпускной аттестационной работы. Практика осуществляется в ведущих организациях Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по проведению энергетических обследований зданий и сооружений. Помощь в организации практик осуществляют саморегулируемые организации, направляющие на обучение специалистов. В ходе практики/стажировки слушатели программы расширяют навыки практической работы по проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов, разработки мероприятий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений.

 

На данный момент достигнуты договоренности о прохождении практик в следующих организациях: некоммерческое партнерство «Экспертиза энерго-эффективности» (г. Санкт-Петербург); некоммерческое партнерство«Региональное энергетическое объединение» (г. Санкт-Петербург); ООО «Ларио» (г. Санкт-Петербург); ООО «ТэТа» (г. Санкт-Петербург); некоммерческая организация Ассоциация энергетических предприятий Северо-Западного федерального округа» (г. Санкт-Петербург); Mikkelin ammattikorkeakoulu (г.Миккели, Финляндия); учебный центр RATECO при союзе строительных организаций Финляндии (г.Хельсинки, Финляндия); Saimaan ammattikorkeakoulu (г.Лапеенранта, Финляндия).

 

4. Написание выпускной аттестационной работы.

 

Подготовка выпускной аттестационной работы является завершающим этапом обучения и формой итоговой аттестации слушателей программы. В ходе подготовки выпускной аттестационной работы слушатели выполняют работу, представляющую собой проект комплексных мероприятий направленных на повышение энергетической эффективности здания. Основной целью выпускной аттестационной работы является разработка курсового проекта - закрепление пройденного теоретического материала.

 

При выполнении выпускной аттестационной работы решаются следующие задачи:

-     проводятся расчеты потребления энергии с учетом новых технологических решений по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;

-     анализируются теоретические и практические материалы по теме работы;

-     проводятся технико-экономические обоснования выбора энергоэффективного проектного решения;

-     проводится подбор энергоэффективного инженерного оборудования и рационального типа ограждающих конструкций с целью повышения энергоэффективности здания и сооружения;

-     разрабатываются мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

По результатам успешного окончания обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке государственного образца удостоверяющий право на ведение нового вида профессиональной деятельности.

 

 

2.5  Объем программы и виды учебной работы


Объем учебной программы - 540 академических часов.

Программой курса предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа, курсовая работа, расчетно-графические работы, контрольные работы.

 

2.6  Использование в учебном процессе оборудования, закупленного в рамках Программы развития 


Для проведения лабораторных и практических работ планируется использование оборудования, закупленного в рамках Программы развития.

Перечень оборудования:

-       Камера тепла и холода КТХ (-50…+60оС);

-       Прибор ПГР;

-       Определитель прочности бетона ОНИКС-ОС;

-       Измеритель прочности бетона ПОС-МГ4;

-       Измеритель прочности строительных материалов ОНИКС-2.53;

-       Измеритель прочности бетона ИПС МГ4;

-       Склерометр механический ОМШ-1;

-       Индикатор расположения арматуры «BOSCH» DMO 10E;

-       Плотномер универсальный динамический ДПУ-1;

-       Дефектоскоп ультразвуковой А1212 МАСТЕР ЛАЙТ;

-       Ультразвуковой твердомер МЕТ-УД;

-       Ультразвуковой толщиномер ТТ100;

-       Измеритель адгезии покрытий ОНИКС-АП;

-       Тепловизор HotShot;

-       Измеритель теплопроводности ИТП-МГ4;

-       Определитель точки россы ТЕРМОГИГРОМЕТР DEWMASTER & DEWLOGGER;

-       Влагомер строительных материалов, древесины, воздуха HYDRO PRO;

-       Влагомер строительных материалов ВИМС-2.22;

-       Электронный измеритель влажности «ВЛАГОМЕР-МГ4Б» ;

-       Электронный влагомер древесины ЭВ-2К;

-       Измеритель скорости воздушного потока ИСП-МГ4;

-       Люксметр TESTO-545;

-       Дифференциальный манометр;

-       Прибор Low E Coating Detektor Bohle;

-       Щелемеры и измерители стыков;

-       Электронный тахеометр Sokkia SET 530RK;

-       Вспомогательные приборы и оборудование;

-       Лазерный уровень с электронным угломером Nedo LaserWinkeltronic-1;

-       Мультипризменный лазерный нивелир, уровень 3D PRO CONDTROL;

-       Микрометр цифровой (электронный) 025-050мм (0.001мм) оснащен. тв.сплавом "GRIFF" (480-510) ;

-       Фотоаппарат Canon PowerShot.

Преподаватели программы имеют опыт использования оборудования в учебном процессе. В рамках краткосрочных курсов повышения квалификации неоднократно проводились лабораторные занятия по проведению энергетического обследования зданий и сооружений.

 

2.7  Ожидаемые результаты программы


По окончанию обучения по программе слушатель приобретет следующие знания, умения и навыки:

a)  знания:

-       основ законодательной и нормативно-правовой базы в сфере энергетической эффективности и энергосбережения при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

-       методов обеспечения тепловой защиты зданий;

-       инженерные методы повышения энергоэффективности зданий и сооружений;

-       методы расчета нормативов потерь энергоносителей и способы нормирования потребления энергоресурсов;

-       методы работы с приборами и инструментами для проведения энергетических обследований;

-       методики разработки энергосберегающих программ и технико-экономическое обоснование типовых энергоэффективных мероприятий;

-       порядок проведения и оформления результатов энергетических обследований (энергоаудита);

b)       умения и навыки:

-       применения рекомендаций нормативно-правовых документов в сфере энергетической эффективности и энергосбережения при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

-       технико-экономического обоснования и выбора методов обеспечения тепловой защиты зданий;

-       расчета нормативов потерь энергоносителей;

-       работы с приборами и инструментами для проведения энергетических обследований;

-       разработки энергосберегающих программ;

-       проведения и оформления результатов энергетических обследований.

 

3.       Использование программы в учебном процессе


Выполняемые разработки будут осуществляться в рамках действующего образовательного процесса, что обеспечивает им автоматическую апробацию и внедрение в учебный процесс всего университета. Внедрение ООП начинается с 01.02.13.

Результаты промежуточных и итоговых разработок докладывались на ежегодно проводимых в ФГБОУ «СПбГПУ» международных и университетских конференциях, посвященных разработке новых учебных программ дополнительного профессионального образования и совершенствованию технологий послевузовского профессионального образования.