Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

ОТЧЕТ

 

по мероприятию №  3.4.1.4
Разработка учебно-методического обеспечения   программы дополнительного профессионального образования

«Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ»

в рамках реализации Программы развития
национального исследовательского университета

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель: Алексанков А.М. (____________)

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.


Содержание


1. Цели мероприятия

2. Задачи мероприятия

2.1. Актуальность и потребности в разработке программы ДПО

2.2. Общая характеристика разрабатываемой программы ДПО

3. Описание работ по мероприятию

3.1. Особенности организации учебного процесса

3.2. Используемые при обучении образовательные технологии

3.2.1. Модули курса магистерской программы

3.2.2. Интерактивный подход в обучении: метод презентаций и проектов

3.2.3. Использование современных программных продуктов в образовательном процессе

3.3. Организация самостоятельной работы слушателей

3.4. Виды и формы оценки развиваемых компетенций

4. Результаты выполнения мероприятия

4.1. Подготовка учебного пособия

4.2. Апробация материала учебного пособия

4.3. Апробация элементов учебного курса

4.4. Программа ДПО

5. Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

6. Использование в учебном процессе

6.1. Условия внедрения

6.2 Перспективы по расширению контингента, использованию   в программах повышения квалификации

 


1. Цели мероприятия


Целью мероприятия является разработка учебно-методического обеспечения программы дополнительного профессионального образования. Разработка осуществляется в рамках Программы развития СПбГПУ на 2010–2019 годы как национального исследовательского университета, утвержденной приказом Минобрнауки России от 26.07.2010 № 803.

Полное наименование проекта: Разработка программы дополнительного профессионального образования  «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ»

Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа): профессорско-преподавательский состав кафедр, реализующих подготовку магистров и бакалавров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, нацеленный на участие в международной деятельности.

 

Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций (знаний, умений, и навыков): проектирование и реализация в учебном процессе вуза международных краткосрочных образовательных программ (МКОП), которое обеспечивает повышение качества подготовки выпускников вуза, повышение конкурентоспособности вуза, углубление интернационализации вуза, гибкое реагирование на потребности рынка труда; внедрение в учебный процесс инновационных форм учебных занятий с мультикультурным компонентом (интерактивгых лекций, учебных визитов и т.д.) и инновационных форм учебно-педагогического взаимодействия (работа в команде проекта, коучинг); внедрение специальных механизмов менеджмента качества МКОП .

В процессе освоения программы повышения квалификации у слушателей будет сформированы умения, необходимые для проектирования содержания МКОП вуза и внедрения методов постоянного улучшения их качества.

 

Программа предполагает: анализ и изучение современных теорий менеджмента качества, как методологической основы проектирования и корректировки вузовских МКОП; обучение профессорско-преподавательского состава вуза новым принципам проектирования и реализации вузовских МКОП и совершенствования их качества; обучение методам стратегического менеджмета – SWOT- и STEP-анализу МКОП; практическое использование стандартов и директив ENQA и модели делового совершенствования EFQM в сфере образования; ознакомление с государственными, общественными вузовскими и международными механизмами обеспечения качества образовательных программ; обучение проектированию и внедрению специальных механизмов обеспечения качества МКОП: внедрению процессного подхода, постоянному совершенствованию программ дисциплин, обновлению номенклатуры дисциплин, внедрению инновационных форм и методов педагогической деятельности, менеджменту качества преподавателей; обучение проведению бенчмаркингового исследования МКОП.

 

2. Задачи мероприятия


2.1. Актуальность и потребности в разработке программы ДПО

 

Качество российского высшего образования имеет прочные традиции, и было высоко оценено мировым сообществом. Однако вызовы современности, сделавшие необходимым переустройство всех сторон российского общества, диктуют и проведение образовательных реформ. Построение инновационной экономики невозможно без выпуска специалистов с высшим образованием, качество подготовки которых позволяет обеспечить устойчивое развитие страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет стратегическую «цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Таким образом, совершенствование системы качества в высшей школе является одной из центральных задач российского образования для придания ему опережающего характера.

 

С другой стороны, общая тенденция глобализации вовлекает Россию в мировую образовательную среду, приводит к интернационализации образования. Одной из главных составляющих интернационализации является международная академическая мобильность. По данным ЮНЕСКО уровень академической мобильности возрос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, число студентов, обучающихся за пределами своих стран, в 2012 г. составит 2,8 миллиона, а в 2025 г. – 4,9 миллиона. Руководящие документы Болонского процесса оценивают долю студентов, вовлеченных в академическую мобильность в 2020 г. как 20% от общего числа студентов Европы. Причем основу мобильности составляют краткосрочные (длительностью до 1 академического года) программы обучения, способствующие повышению степени доступности образования. В Коммюнике Всемирной конференции по высшему образованию, проведенной под эгидой ЮНЕСКО в Париже в 2009 г. подчеркивается, что расширение доступности высшего образования делает актуальной проблему обеспечения его качества. «Обеспечение качества является одной из важнейших функций современного высшего образования и требует участия всех заинтересованных сторон. Необходимо создание систем качества, формирование принципов оценки и развитие культуры качества в высших учебных заведениях». В руководящих документах ЮНЕСКО подчеркивается, что «качество высшего образования в стране, его оценка и мониторинг не только имеют решающее значение для ее социально-экономического благосостояния, но и являются фактором, определяющим международный статус данной системы высшего образования». Более того, являясь активным участником европейской интеграции в области образования с подписанием Болонской декларации, Россия вместе с другими государствами Европы выстраивает систему качества, основанную на единых принципах и подходах. Как заявлено в Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, проведенной Левене в 2009 г., качество высшего образования является приоритетом Болонского процесса и остается таковым и на следующее десятилетие.

 

Очевидно, что, проблема качества высшего образования находится на стыке тенденций и мирового и российского развития. Это значит, что естественный путь оптимизации системы качества вузовской подготовки - сочетание потребностей российского общества и реалий процесса интеграции мировой образовательной среды. Возможным детектором, полигоном для обновления системы качества высшего образования являются международные краткосрочные образовательные программы (МКОП).

Улучшение менеджмента качества МКОП необходимо для устойчивого развития российской высшей школы. Действительно, во-первых, международный характер программ делает их естественным средством интернационализации процесса обеспечения качества в вузе. Во-вторых, краткосрочный характер программ дает возможности контролировать результаты внедрения инноваций в области качества. Наконец, принадлежность к сфере дополнительного образования предполагает гибкость и адаптивность программ, а также в случае успеха легкое встраивание полностью, либо частично в основные образовательные программы высшего профессионального образования (ООП ВПО). Кроме того, участие в краткосрочных программах готовит студентов к социальной мобильности, которую считают адекватным ответом на вызовы современности, порожденные технологической революцией.

 

С другой стороны, наблюдается отчетливая тенденция к росту удельного веса МКОП в российских вузах. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. ставит задачи «разработки программ и курсов на иностранных языках (прежде всего, английском), увеличения до 10 % к 2020 г. доли программ, реализуемых в российских вузах на иностранных языках». Слабо исследованные проблемы качества таких программ могут оказаться фактором, тормозящим их развитие.

Наконец, решения проблем качества МКОП требует ситуация, складывающаяся в сфере российской студенческой мобильности. Согласно данным, приведенным в коллективной монографии «Интернационализация высшего образования» и других исследованиях, опрошенные российские студенты и аспиранты в качестве главного барьера для развития академической мобильности указали барьер ресурсный, т. е. недостаточное финансирование. В данном случае спасительной альтернативой могут стать программы академической мобильности, организуемые на базе российских вузов. Такие программы существенно дешевле и, в то же время, в определенной степени восполняют недостаток межкультурного опыта, получение которого является главной целью участников международных обменов.

Таким образом, решение проблем качества международных краткосрочных образовательных программ имеет большое значение для улучшения всех аспектов качества российской высшей школы в целом.

 

2.2. Общая характеристика разрабатываемой программы ДПО


Характеристика подготовки по программе

Нормативный срок освоения программы – 72 часа;

Режим обучения: не более 10 часов в неделю;

Формы обучения: с частичным отрывом от работы.

Требования к результатам освоения программы

 

Слушатель, освоивший программу, должен: обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  • проектирования и реализации МКОП;
  • разрабатывать регламент внедрения механизмов повышения качества МКОП;
  • применения бенчмаркингового исследования для МКОП;
  • применять специальные механизмы постоянного улучшения качества МКОП.

 

владеть:

  • представлением о способах применения стандартов и директив ENQA и модели делового совершенствования EFQM для повышения качества МКОП;
  • представлением о проектировании и реализации МКОП на основе процессного подхода;
  • представлением об алгоритмах применения специальные механизмы обеспечения МКОП;
  • методом бенчмаркинга повышенния качества МКОП;

 

знать:

  • основы законодательной базы в части деятельности по организации и проведению МКОП  и повышению их качества;
  • основные государственные, общественные, вузовские и международные механизмы обеспечения качества образовательных программ, включая общественно-профессиональную аккредитацию, социальное партнерство, ранжирование и международную аккредитацию;
  • подходы к оценке и обеспечению качества государственными, общественными вузовскими и международными механизмами обеспечения качества образовательных программ, включая стандарты и директивы ENQA и модель делового совершенствования EFQM в сфере образования;
  • специальные механизмы обеспечения качества МКОП;
  • теорию бенчмаркинга образовательных программ и этапы бенчмаркингового исследования;

 

уметь:

  • проектировать и разрабатывать международные краткосрочные образовательные программ на основе современных представлений о качестве образования;
  • внедрять специальные механизмы обеспечения качества МКОП с учетом международных требований к качеству;
  • внедрять инновационные формы учебной деятельности при реализации МКОП;
  • составлять силлабусы курсов – программы дисциплин МКОП с учетом международных требований;
  • осуществлять процедуры отбора, приема и увольнения преподавателей МКОП;
  • составлять контрольные листы бенчмаркинга МКОП;
  • отбирать параметры и критерии бенчмаркингового исследования МКОП.

 

3. Описание работ по мероприятию

3.1. Особенности организации учебного процесса

Программа ДПО включает 1 курс «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ», разбитый на 4 модуля (Табл. 1).

 

Таблица 1. Структура программы ДПО

 

№ п/п

 

 

Наименование темы

 

Всего, час.

В том числе

Лекции

Практические занятия (семинары)

1

2

3

4

5

1.   

Общие проблемы качества образовательных программ
российских вузов

8

6

2

2.   

Международные краткосрочные образовательные программы и их характеристики

24

12

12

3.   

Общие и специфические механизмы обеспечения качества международных краткосрочных образовательных программ

24

12

12

4.   

Бенчмаркинг международных краткосрочных образовательных программ

16

6

10

Итоговая аттестация (курсовая работа)

4

 

 

ИТОГО:

72

36

36

 

 

3.2. Используемые при обучении образовательные технологии 

3.2.1. Модули курса магистерской программы

 

         Первый модуль «Общие проблемы качества образовательных программ российских вузов» носит преимущественно теоретический характер. Его целью служит развитие профессиональных компетенций слушателей в сфере качества ВПО в целом, качества международных образовательных программ. Выделяются государственные, общественные, вузовские и международные механизмы обеспечения качества ВПО.

         Второй модуль «Международные краткосрочные образовательные программы и их характеристики» сочетает теоретические и практические аспекты международного образования. Его целью является развитие профессиональных компетенций слушателей в сфере менеджмента международных краткосрочных образовательных программ. Большое внимание уделено применению методов стратегического менеджмента и проблемам межкультурного менеджмента.

Третий модуль «Общие и специфические механизмы обеспечения качества международных краткосрочных образовательных программ» носит преимущественно практический характер с опорой на фундаментальные разработки в области менеджмента качества. Его целью является развитие профессиональных компетенций непосредственно в сфере менеджмента качества МКОП. Наглядно содержание модуля представлено в Табл. 2.

 

Таблица 2. Специальные механизмы обеспечения качества международных краткосрочных образовательных программ

 

Формы признания результатов
международной краткосрочной
программы за рубежом

Механизмы непрерывного улучшения качества международной
краткосрочной программы

Международная аккредитация программы

 

Признание результатов программы на основании соглашения с организацией - партнером (вузом, университетской системой, правительственной или неправительственной организацией)

 

 

Внедрение процессного подхода к управлению качеством международной программы

 

Обновление номенклатуры курсов программы

 

Совершенствование и обновление силлабусов (кратких программ) курсов

 

Внедрение инновационных методов и форм учебной деятельности

 

Разработка и контроль выполнения требований к профессиональной компетентности преподавателей, привлекаемых для участия в международных программах

 

Бенчмаркинг

 

Четвертый модуль «Бенчмаркинг международных краткосрочных образовательных программ» подробно раскрывает теоретические и практические аспекты бенчмаркинга – одного из самых эффективных механизмов обеспечения качества. Его целью является развитие профессиональных компетенцийв области бенчмаркинга и создание готовности к внедрению бенчмаркинга.

 

3.2.2. Интерактивный подход в обучении: метод презентаций и проектов 

 

На практических занятиях слушатели делают презентации, отражающие подготовку небольших проектов, создаваемых в малых группах.

Задания по материалу первого модуля. В группах по 2-4 человека подготовить презентацию по менеджменту качества высшего образования одной из развитых стран Европы, Азии или Америки, базируясь на структуре подраздела 1.6.5. Проанализировать государственные, общественные, вузовские и международные механизмы оценки и обеспечения качества, характерные для высшего образования выбранного государства. Назвать основные организации, задействованные в менеджменте качества высшей школы, перечислить их функции и очертить полномочия. Сделать выводы о сильных и слабых сторонах систем менеджмента качества, характерных для выбранной страны, указать на этой основе возможности внедрения улучшений в менеджмент качества высшего образования в РФ.

 

Задания по материалу второго модуля. В группах по 2-4 человека подготовить презентацию, содержащую предложение по созданию международной краткосрочной образовательной программы. Укажите тематику программы и ее целевую группу, обоснуйте выбор типа программы, ее тематики, а также региона или группы регионов мира. Опишите цели и задачи программы и пути их реализации. Детализируйте содержание блоков проектируемой МКОП по образцу п. 2.5.2. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю ситуацию применительно к создаваемой МКОП методами стратегического менеджмента. Постройте SWOT- и STEP-матрицы для нее, сделайте выводы по планированию и развитию МКОП. Представьте описываемую МКОП в виде проекта. Укажите и обоснуйте выбор участников проекта. Проанализируйте фазы проекта на примере создаваемой МКОП. Опишите схему управления проектом на примере создаваемой МКОП.

 

Задания по материалу третьего модуля. В группах по 2-4 человека подготовить презентацию по механизму проектирования и проведения одного интерактивного занятия выбранного курса МКОП с учетом межкультурного компонента. Подготовить презентацию по механизму проектирования и проведения одного учебного визита выбранного курса МКОП. Проанализировать действия всех членов команды образовательного проекта, привлекаемых к проектированию и проведению занятия и/или учебного визита.

 

Задания по материалу четвертого модуля. В группах по 2-4 человека подготовить презентацию по плану бенчмаркингового исследования МКОП своего вуза и передового российского / зарубежного вуза на основании примера, разобранного в п. 4.1.5. Для исследования использовать только информацию из открытых источников: сайтов вуза, рекламных брошюр, отчета о деятельности вуза, опубликованного в открытой печати и т. д. Указать ожидаемые результаты улучшений от внедрения лучших практик, которые могут быть выявлены при анализе бенчмаркинга. Охарактеризовать ожидаемы ключевые результаты деятельности для общества, работников и потребителей.

 

3.2.3. Использование современных программных продуктов в образовательном процессе

 

Весь курс поддерживается презентациями, демонстрируемыми с помощью мультимедийного оборудования. Пример слайда, отражающего модульную структуру МКОП приведен на рис. 1.

Пример слайда, иллюстрирующего одно из занятий 2-го модуля

 

Рис. 1. Пример слайда, иллюстрирующего одно из занятий 2-го модуля

 

Презентации, подготовленные преподавателем чередуются с презентациями слушателей, отражающими выполненные в группах проекты.

При выполнении проектов бенчмаркинговых исследований используется программное обеспечение многомерной многокритериальной оптимизации, созданное в компании «Сигма-технологии».

         При выполнении проектов презентаций слушателям необходимо активно использовать Интернет-ресурсы, в том числе иноязычные.

 

3.3. Организация самостоятельной работы слушателей

 

Самостоятельная работа слушателей проводится по заданиям, указанным в п. 3.2.2. с привлечением Интернет-ресурсов. На рис. 2. представлен фрагмент презентации по заданию к первому модулю.

 

Пример анализа слушателями зарубежной система менеджмента качества на примере Финляндии

Рис. 2. Пример анализа слушателями зарубежной система менеджмента качества на примере Финляндии

 

 

 

3.4. Виды и формы оценки развиваемых компетенций

 

Формы оценки развиваемых компетенций сведены в табл. 3.

 

Таблица 3. Промежуточный и итоговый контроль

 

Наименование модулей

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

Тема 1. Общие проблемы качества образовательных программ
российских вузов

зачет

собеседование

Тема 2. Международные краткосрочные образовательные программы и их характеристики

зачет

собеседование

Тема 3. Общие и специфические механизмы обеспечения качества международных краткосрочных образовательных программ

зачет

собеседование

Тема 4. Бенчмаркинг международных краткосрочных образовательных программ

зачет

собеседование

Защиты выпускной работы по теме «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ»

зачет

Защита (собеседование)

Итоговая аттестация

Зачет по дисциплине

собеседование

 

Итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня освоения Программы и проводится в форме собеседования по контрольным вопросам и защиты выпускной работы по теме «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ».

 

Итоговая аттестационная направлена на установление соответствия уровня освоения Программы и проводится в форме собеседования по контрольным вопросам и защите (или публичной презентации) полного рабочего проекта по теме «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ». Тематику, целевую группу и содержание МКОП слушатели выбирают самостоятельно, разработка выпускного проекта производится на основе лекций и практических занятий Программы.

  1. Допуском до итоговой аттестации является посещаемость не менее чем 80% лекций, занятий и выполнение всех промежуточных заданий в дополнение к основному проекту.
  2.  По модулям изучаемой программы проводится проверка степени освоения тем в форме собеседования по нижеприведенным контрольным вопросам.
  3. Итоговая аттестационная (выпускная) работа оформляется в виде текстовой записки на листах формата А4 и должна быть представлена в виде работы по теме «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ», на примере конкретной МКОП вуза, выбранной слушателем. Обязательно оформление работы в виде презентации (слайд-шоу) и публичная защита выпускной работы.

 

4. Результаты выполнения мероприятия


4.1. Подготовка учебного пособия

 

Основной составляющей методического обеспечения ДПО является учебное пособие «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ».

Пособие предназначено для слушателей системы дополнительного профессионального образования, обучающихся по образовательным программам (ОП) в области инновационной деятельности, например, по ОП «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ» дополнительного профессионального образования высшего профессионального образования (ДПО ВПО), реализуемой на кафедре управления международным сотрудничеством Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Оно может быть рекомендовано также для участников программ повышения квалификации сотрудников международных подразделений вузов. Темы, затронутые в пособии, изложены достаточно широко с привлечением статистических и аналитических материалов, что делает возможным включение пособия в перечни дополнительной литературы учебных курсов ВПО, посвященных менеджменту качества.

Пособие состоит из 4 примерно равных по объему разделов, охватывающих относительно самостоятельные части курса. Каждый раздел сопровождается списком вопросов и заданий для самостоятельной работы. В качестве средств контроля освоения курса учащимся предлагается подготовить 4 презентации, базирующихся на материале каждого из разделов и посвященных анализу и решению конкретных проблем менеджмента качества ОП.

 

В Приложение 4 вынесен список упомянутых в тексте нормативных документов, регулирующих деятельность, в той или иной степени связанную с организацией и проведением МКОП. Это Федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ и других властных структур, утвердившие концепции, положения, порядки и пр., также приведенные в Приложении 4. Приложение 5 содержит список упомянутых в тексте организаций, осуществляющих различные виды деятельности по менеджменту качества ОП. Оба списка составлены в алфавитном порядке и снабжены поисковыми ссылками.

Выходные данные пособия:

Краснощеков В.В. Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ: учеб. пособие / В. В. Краснощеков. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 407 с.

 

4.2.         Апробация материала учебного пособия

 

Материалы пособия были частично доложены автором на научно- методических конференциях:

1. Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах. Международная научно-методическая конференция. СПб., 9-10 февраля 2012 г. (рис. 3)

2. Современное образование: содержание, технологии, качество. XVIII международная научно-методическая конференция. СПб., 18 апреля 2012 г. (рис. 4)

3. VII International Conference “International Cooperation in Engineering Education”. St. Petersburg, Russia, 2-4 July 2012 (рис. 5)

 

Обложка сборника материалов конференции ВИТИНИУ-2012

 

Рис. 3. Обложка сборника материалов конференции ВИТИНИУ-2012

 

Обложка сборника материалов конференции СОСТК-2012

 

Рис. 4. Обложка сборника материалов конференции СОСТК-2012

 

Обложка сборника трудов конференции ICEE-2012

 

Рис. 5. Обложка сборника трудов конференции ICEE-2012

 

Кроме того, была опубликована статья в журнале «Известия Международной академии наук высшей школы», принята к публикации еще одна статья в журнале, рекомендованном ВАК.

 

Перечень публикаций по разработке программы ДПО

 

1. Краснощеков В.В. Возможности для бенчмаркинга международных краткосрочных образовательных программ в вузе. Материалы ВИТИНИУ-2012, т. 1. СПб., Изд-во Политехн. Ун-та, 2012, с. 114-116 (рис. 6)

2. Краснощеков В.В. Повышение качества международных программ в направлении совершенствования оценки достижений студентов в соответствии со стандартами ENQA. Материалы СОСТК-2012, т.1., с. 137-138 (рис. 7)

3. Краснощеков В.В., Толстяков Р.Р. Международные летние школы – пример программ внутренней мобильности. Материалы СОСТК-2012, т.2., с. 55-56 (рис. 8)

4. Kovalenko T., Krasnoshchekov V. Implementation of the module principle to short-term international educational programs management. Proceedings ICEE-2012, vol. 1, pp.63-67 (http://icee.dis.spbstu.ru/proceedings2012/start.pdf)

5. Краснощеков В.В., Коваленко Т.И. Менеджмент качества российско-американских программ краткосрочного обучения. Proceedings ICEE-2012, vol. 3, pp. 11-20 (http://icee.dis.spbstu.ru/proceedings2012/start.pdf)

6. Краснощеков В.В. Гарантии качества международных краткосрочных образовательных программ: совершенствование требований к преподавателям. Известия МАНВШЮ 2012, № 2 (60), с. 103-110 (рис. 9, 10)

 

Статья из сборника материалов конференции ВИТИНИУ-2012

 

Рис. 6. Статья из сборника материалов конференции ВИТИНИУ-2012

 

 

Статья из сборника материалов конференции СОСТК-2012 (том 1)

 

Рис. 7. Статья из сборника материалов конференции СОСТК-2012 (том 1)

 

 

Статья из сборника материалов конференции СОСТК-2012 (том 2)

 

 

Рис. 8. Статья из сборника материалов конференции СОСТК-2012 (том 2)

 

 

Обложка журнала  Известия МАНВШ

 

 

Рис. 9. Обложка журнала «Известия МАНВШ»

 

Статья из журнала Известия МАНВШ

 

Рис. 10. Статья из журнала «Известия МАНВШ»

 

4.3. Апробация элементов учебного курса

 

Элементы учебного курса «Менеджмента качества международных краткосрочных образовательных программ» были апробированы на курсах повышения квалификации для работников международных подразделений вузов. Эти курсы были проведены Центром менеджмента и маркетинга «Прогресс» в марте и ноябре 2012 г. Программы курсов приведены на рис. 11, 12.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

с 19 по 23 марта 2012 года 

Санкт-Петербург

 

Понедельник, 19 марта 2012 – ЦНТИ «ПРОГРЕСС»

1015-1130

  1. Организация международного маркетинга вуза (Екатерина Анатольевна Джаим, Нач. отдела маркетинга и рекламы ИМОП)

1145-1315

  1. Экспресс-анализ иностранных документов об образовании и сертификат об эквивалентности (Евгений Васильевич Шевченко, Директор учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании»)

1330-1500

  1. Организация работы вуза по привлечению иностранных студентов. Оформление приглашений, правила пребывания и регистрации в Управлении ФМС, работа с родителями и страхование жизни (Евгения Васильевна Саталкина, Зам. начальника Отдела маркетинга и рекламы)

Вторник, 20 марта 2012 – ИМОП СПбГПУ (ауд.509)

1000-1130

  1. Процедура приема на обучение в вузы РФ и интеграция иностранных граждан в принимающем вузе. Программы предвузовской подготовки (Владимир Анатольевич Долгополов, Декан Института международных образовательных программ)

1145-1315

  1. Рекламно-информационное обеспечение обучения иностранных студентов в вузе (Мария Ильинична Бочарова, Ведущий специалист по рекламе ОМИР ИМОП)

1330-1500

  1. Проживание в общежитиях (Анатолий Альбертович Шнейдер, Зам.директора студенческого городка)

Четверг, 22 марта 2012 – ИМОП СПбГПУ (ауд.509)

1000-1130

  1. Управление качеством программ обучения (Александр Игоревич Сурыгин, Директор департамента международных образовательных программ)

1145-1315

  1. Организация международного маркетинга вуза в сети Интернет (Е.А. Джаим)

1330-1500

  1. Адаптация иностранных студентов в принимающем вузе (Олег Евгеньевич Пискун, Зав. кафедрой биомеханики и валеологии)

Пятница, 23 марта 2012 – ЦНТИ «ПРОГРЕСС»

945-1115

10.  Летние программы обучения и менеджмент их качества (Виктор Владимирович Краснощеков, Директор программы «Летняя школа СПбГПУ»)

1130-1300

11.  Международные краткосрочные программы обучения (Ольга Игоревна Крылова, Ведущий специалист отдела координации международных образовательных проектов)

1315-1445

12.  Совместные программы (Андрей Михайлович Алексанков, Директор департамента маркетинга международных программ и проектов)

 

 

Рис. 11. Программа курсов повышения квалификации, март 2012 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ 

с 26 по 30 ноября 2012 года

 

Понедельник, 26 ноября 2012 – ЦНТИ «ПРОГРЕСС»

1015-1130

13.  Организация международного маркетинга вуза. Организация работы вуза по привлечению иностранных студентов. (Екатерина Анатольевна Джаим, Нач. отдела маркетинга и рекламы ИМОП)

1145-1315

14.  Организация миграционного учета иностранных студентов

-   Ответственность иностранных студентов, не соблюдающих установленные законодательством и локальными актами вузов и порядок миграционного учета абитуриентов, проживающих в общежитии вуза.

-   Понятие «принимающая сторона» в отношении иностранных граждан, обучающихся в вузах по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения и зарегистрированных по месту жительства (у родственников) или по месту трудовой деятельности.

-   Право на предоставление образовательных услуг (по основным и дополнительным образовательным программам) иностранным гражданам, зарегистрированным на территории Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности.

-   Снятие с миграционного учета иностранных граждан, отчисленных из вуза за академическую неуспеваемость и др. Установление сроков окончания регистрации.

-   Правила осуществления миграционного учета в Российской Федерации (Глазова Вероника Геннадьевна, Нач. паспортно-визового отдела)

1330-1500

15.  Международные краткосрочные программы обучения (Ольга Геннадьевна Емельянова, Нач.отдела координации международных образовательных программ)

Вторник, 27 ноября 2012 – ИМОП СПбГПУ

1000-1130

16.  Программы предвузовской подготовки (Владимир Анатольевич Долгополов, Директор Института международных образовательных программ)

1145-1315

17.  Рекламно-информационное обеспечение обучения иностранных студентов в вузе (Мария Ильинична Бочарова, Ведущий специалист по рекламе ОМИР ИМОП)

1330-1500

18.  Процедура приема на обучение в вузы РФ для иностранных граждан. Оформление приглашений, правила пребывания и регистрации в Управлении ФМС, работа с родителями и страхование жизни. (Евгения Васильевна Саталкина, Зам. начальника Отдела маркетинга и рекламы)

Четверг, 29 ноября 2012 – ИМОП СПбГПУ

1000-1130

19.  Летние программы обучения и менеджмент их качества (Виктор Владимирович Краснощеков, Директор программы «Летняя школа СПбГПУ»)

1145-1315

20.  Организация программ академической мобильности (Наталья Аркадьевна Столярова, Нач.отдела академической мобильности)

1330-1430

21.  Интеграция иностранных студентов в принимающем вузе и местном сообществе (Олег Евгеньевич Пискун, Зав. кафедрой биомеханики и валеологии)

1430-1500

22.  Проживание в общежитиях (Анатолий Альбертович Шнейдер, Зам.директора студенческого городка)

Пятница, 30ноября 2012 – ЦНТИ «ПРОГРЕСС»

945-1115

23.  Управление качеством программ обучения (Александр Игоревич Сурыгин, Директор департамента международных образовательных программ)

1130-1300

24.  Совместные программы (Елена Германовна Никончук, Директор департамента международных образовательных проектов)

1315-1445

25.  Экспресс-анализ иностранных документов об образовании (Евгений Васильевич Шевченко, Директор учебно-методического центра «Экспертный центр оценки документов об образовании»)

 

Рис. 12. Программа курсов повышения квалификации, ноябрь 2012 г.

 

4.4. Программа ДПО

 

Разработанная программа ДПО «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ»  утверждена проректором ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» по учебной работе А.В.Речинским.

 

Титульный лист программы ДПО

Рис. 13. Титульный лист программы ДПО


5. Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

 

Инновационные аспекты разработанной программы ДПО сведены в табл. 4.

 

Таблица 4. Реализация и подготовка инноваций в образовательной деятельности

 

Характеризуемые области

ВПО, ДПО

1

Прогнозирование и проектирование новых образовательных целей

П(1)

2

Установление новых норм качества подготовки

П(1)

3

Проектирование нового содержания образования

П(1)

4

Разработка и внедрение новых образовательных технологий

Р(1)

5

Разработка и внедрение новых технологий оценки

В(1)

6

Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса

П(1)

7

Развитие инфраструктуры организации образовательного процесса

П(1)

8

Развитие информационно-компьютерной поддержки образовательного процесса

В(1)

9

Развитие системы мониторинга качества образования

Р(1)

10

Развитие системы информирования общества о качестве образования в вузе

Р(1)

 

При заполнении таблицы используются следующие обозначения степени внедрения инновации: Р – реализация инновации, П – подготовка к внедрению инновации; В – внедрение инновации. Рядом с обозначением степени внедрения инновации в круглых скобках указывается количество инноваций (например, В(1) – внедрена 1 инновация).

 

Описание аннотируемых инноваций приведено ниже.

1. Проектирование новых образовательных целей осуществляется в ходе планирования и проведения инновационных международных краткосрочных образовательных программ.

2. Новые нормы качества подготовки устанавливаются в ходе разработки методического обеспечения для итоговой аттестации с учетом требований ENQA.

3. Новое содержание в образовании проектируется в ходе внедрения программы ДПО и проведения инновационных международных краткосрочных образовательных программ, являющихся полигоном для внедрения инноваций.

4. В отношении разработки и внедрения новых образовательных технологий осуществлены следующие мероприятия:

‑ организация учебного процесса с использованием интерактивных методов обучения (проекты, презентации и т. п.)

‑ реализация совместной работы с зарубежными учебными заведениями, приглашение преподавателей;

‑ проведение совместной проектной работы с участием иностранных студентов и преподавателей;

5. Новые технологии оценки реализуются в ходе промежуточной  и итоговой аттестации по курсу.

6. Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса заключается в использования в учебном процессе современных пакетов прикладного программного обеспечения.

7. Инфраструктура организации образовательного процесса развивается с помощью использования для учебного процесса по ДПО информации на сайте и форуме кафедры УМС http://kumo.spbstu.ru/; на досках объявлений и расписаний.

8. Информационно-компьютерная поддержка образовательного процесса осуществляется через размещение всей информации, связанной с реализацией учебного процесса на сайте факультета ИМОП и кафедры УМС (http://imop-spbspu.ru/articles/schedule, http://kumo.spbstu.ru/st_work/time_table/).

9. Для развития системы мониторинга качества образования совершенствуется система внедрения проектов слушателей программы ДПО.

10. Система информирования общества о качестве образования в рамках ДПО осуществляется через программы повышения квалификации, организованные ЦММ Прогресс, а также материалы сайта СПбГПУ.

 

6. Использование в учебном процессе

6.1 Условия внедрения

 

Подготовительные работы по началу реализации ДПО в рамках мероприятия начинаются с 1 января 2013 года.

1. Разработана стратегия маркетинга и продвижения программы, план размещения информационных и рекламных материалов на сайте СПбГПУ.

2. Разработан учебно-тематический план курса «Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ», согласованы условия включения курса в систему повышения квалификации преподавателей в рамках деятельности Департамента менеджмента качества ФГБОУ ВПО «СПбГПУ».

3. Согласовываются условия привлечения к участию в программе ДПО иногородних слушателей (организация проживания, оформления и т.д.).

 

6.2. Направления совершенствования программы ДПО

 

Основным направлением совершенствования программы ДПО и повышение ее качества является анализ и использование опыта организации и проведения инновационных МКОП в ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». В каждой из этих программ применяются методы менеджмента качества, рассматриваемые в курсе ДПО, каждая из таких программ, в свою очередь, дает материал для совершенствования разработанной ДПО.

В 2012 г. в СПбГПУ был проведен ряд совместных международных краткосрочных образовательных программ, подробнее можно ознакомиться с которыми можно в соответствующей брошюре (рис. 14).

 

Брошюра летних школ СПбГПУ в 2012 г.

Брошюра летних школ СПбГПУ в 2012 г.

 

Рис. 14. Брошюра летних школ СПбГПУ в 2012 г.

 

Среди МКОП 2012 г. можно выделить:

1. «Русский язык и культура» для студентов университета Бреши, Италия (март-апрель 2012) (рис. 15)

2. «Русская история и культура» для студентов университета A&M, Техас, США (март 2012)

3. «Интенсивный русский язык» для студентов университета Хаага-Хелия, Финляндия (май 2012)

4. «Русский язык и культура» для студентов технологического института Джорджии, США (июнь 2012) (рис. 17).

5. Мультидисциплинарная политехническая летняя школа для российских и иностранных студентов (июль 2012)

6. «Русский язык для бизнеса» (июль-август 2012)

7. Летний лагерь для выпускников китайских школ (август 2012)

8. «Русский язык и культура» для студентов европейских вузов (август 2012)

9. Стажировки для магистрантов Карагандинского государственного технического университета, Казахстан (апрель-октябрь 2012) (рис. 16)

10. Программа повышения квалификации учителей и руководителей школ коммуны Коувала, Финляндия (ноябрь 2012).

 

Студентки университета Бреши с преподавателями и руководителями программы

 

Рис. 15. Студентки университета Бреши с преподавателями и руководителями программы

 

Магистранты КарГТУ с сертификатами об участии в программе

Рис. 16. Магистранты КарГТУ с сертификатами об участии в программе

 

 

Учебный визит студентов технологического института Джорджии в компанию «Пепси»

Рис. 17. Учебный визит студентов технологического института Джорджии в компанию «Пепси»

 

При проектировании и реализации МКОП внедряются механизмы обеспечения качества, разработанные в курсе ДПО. Происходит непрерывное совершенствование этих механизмов.