Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный политехнический университет”

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе      

                              (А.В. Речинский)

“____” _______________ 2012 г.  

М.П.          

 

 

 

ОТЧЕТ

 

по мероприятию № 3.4.1.11
Разработка учебно-методического обеспечения программ дополнительного профессионального образования
«Разработка учебных материалов дистанционных образовательных технологий»

по направлению «Информатика и вычислительная техника»

в рамках реализации Программы развития НИУ

 

вид отчета: аннотационный

 

 

Ответственный исполнитель:________________ (Кетов Д.В.)

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 г.


Содержание

  1. Краткая аннотация
  2. Презентация программы ДПО, с указанием ссылки на размещение электронной версии учебных материалов по данной программе ДПО
  3. Использование в учебном процессе

 

1. Аннотация программы дополнительного профессионального образования

 

Название программы повышения квалификации:


Разработка учебных материалов дистанционных образовательных технологий

 

Направление подготовки:

230100 Информатика и вычислительная техника

 

Целевая группа специалистов, на которых ориентирована  программа:


Программа переподготовки предназначена профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, нацеленных на внедрение дистанционных образовательных технологий, также может быть полезна для преподавателей прочих учебных заведений, магистров различных направлений, предполагающих вести педагогическую деятельность.

 

Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована программа:

  • аналитическая;
  • научно-педагогическая.

 

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовит программа ДПО:   

 

аналитическая деятельность:

изучение и анализ опыта преподавания дисциплин ведущими преподавателями;

сбор, анализ и переработка учебно-методических материалов традиционных методов обучения для использования в дистанционном подходе.

 

научно-педагогическая:

выбор и использование современных форм и методов обучения;

разработка учебно-методических материалов с использованием современных компьютерных технологий:

самостоятельная запись и публикация видео-материалов своих лекций в образовательной среде Moodle (авторская подача);

подготовка презентационных материалов, адаптированных к использованию для дистанционных образовательных технологий;

использование принципа «активное обучение».

 

Краткое описание образовательной программы


Цель программы: осуществить переподготовку профессорско-преподавательского состава учебного заведения в области современных методов активного обучения.

 

Срок  обучения   по программе:

72 академических часа

 

Реализуемые формы обучения:


Очно-заочная (без отрыва или с частичным отрывом от производства).

 

Предлагаемый график обучения:


Образовательный процесс предполагает очные семинарские занятия продолжительностью 4 ак. часа еженедельно на протяжении 2,5 месяцев, а также самостоятельную работу слушателя, которая контролируется средствами образовательной среды Moodle.

 Презентация программы дополнительного профессионального образования

 

Предпосылки разработки программы ДПО

 

В последние годы подход к обучению претерпевает существенные изменения, в связи с повсеместным распространением сети Интернет и связанной с этим доступностью информации. Многие зарубежные университеты  (MIT http://ocw.mit.edu/index.htm , Stanford University http://online.stanford.edu/courses, Princeton University https://www.coursera.org/princeton ) давно используют возможности глобальной сети Интернет для публикации своих курсов, что кроме образовательной функции несет еще и функцию популяризации  этого учебного заведения в глазах будущих студентов, особенно следует отметить проект фирмы Apple iTunes U , свою работу это сервис начал 30 мая 2007 года, он был создан для хранения и открытого доступа к образовательным аудио и видео материалам для студентов, и всех имеющих выход в Интернет. Опыт мировых лидеров образования подтверждает идею о том, что успешное обучение дистанционно возможно, но обязательно требует  существенной переработки учебно-методических материалов, что в свою очередь требует высокой квалификации преподавателя, умение использовать современные технические средства.

 

Анализируя ситуацию в российских ВУЗах, можно с уверенностью утверждать, что во многом именно слабая техническая подготовка профессорско-преподавательского состава, особенно не IT-направлений, является препятствием к более активному использованию дистанционных технологий в образовании и интеграции российских ВУЗов в мировое сообщество ведущих университетов, открытых для публикации своих материалов.  

 

Ключевые особенности программы


В программе ДПО рассматривается методика подготовки курса для дистанционной формы обучения, а именно:

  • создание авторской подачи лекций (видеозапись лекций + аннотирование экрана + аннотирование pdf);
  • разработка структуры курса в образовательной среде Moodle, предполагающей наличие обязательного календарного плана;
  • поддержка дистанционного курса постоянным общением со студентами посредством различных средств электронного общения (мгновенные сообщения, Skype, электронная почта);
  • осуществление сквозного неотвратимого контроля за выполнением учебного плана (разработка соответствующих КИМ).

Рисунок 1 Структура дистанционного курса на портале ДОТ СПбГПУ

 

Особенное внимание уделяется преподавателям не компьютерных технологий, которые в большинстве не являются продвинутыми пользователями ПК и сети Интернет.

 

Формирование групп слушателей


Программа ДПО предназначена для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, ориентированных на освоение дистанционных образовательных технологий, также может быть полезна для магистров различных направлений обучения, предполагающих вести педагогическую деятельность. Знания и умения, которыми должен обладать слушатель:

  • использование ПК (базовые знания, ОС Windows/Linux/iOS);
  • использование сети Интернет (любой браузер);
  • умение использовать традиционные образовательные технологии.

 

Описание обучения


Процесс обучения сочетает традиционные методы подачи материала наряду с  различные интерактивными методиками. Материалы по данному курсу опубликованы в образовательной среде Moodle, на портале ДОТ СПбГПУ http://dl.spbstu.ru/course/view.php?id=6.

Рисунок 2 Семинар для преподавателей, опубликованный на портале СПбГПУ

 

Запланированы вводные лекции, на которых преподаватель познакомит слушателей с общими принципами подготовки материалов, продемонстрирует примеры подготовленных материалов, а также семинарские занятия, на которых слушатели смогут задавать интересующие вопросы, делиться собственным опытом и трудностями в процессе освоения новой методики подготовки учебно-методических материалов.

Рисунок 3 Поддержка дисциплины на портале ДОТ СПбГПУ

 

Ожидаемые результаты программы

Преподаватель, прошедший переподготовку по данной программе ДПО приобретет следующие компетенции:

владение:

  • нормативно-правовой базой, позволяющей использовать дистанционные технологии в обучении;

умение:

  • осуществлять выбор и использовать современные формы и методы обучения;
  • осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий;
  • разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий в дистанционной форме,  с использованием технических и программных средств видеозаписи, публикации курса в образовательной среде Moodle;
  • формировать творческий подход к педагогической деятельности;

знание:

  • опыта преподавания дисциплин с использованием дистанционных технологий ведущими преподавателями других подразделений ВУЗа

Использование в учебном процессе

 

Дата апробации программы ДПО сентябрь  2012  года.  Были проведены очные семинарские занятия для слушателей.  Обучение данной дисциплине осуществляется по той же самой методике, с помощью дистанционного портала СПбГПУ.

 

На портале зарегистрировано 55 участников курса : http://dl.spbstu.ru/user/index.php?id=6

Рисунок 4 Преподаватели СПбГПУ, записанные на данный курс на портале ДОТ СПбГПУ,